Предприятия ПАО “ОАК” выполнили свои обязательства по исполнению гособоронзаказа. В соответствии с госпрограммой вооружений до 2025 года парк пополнился боевыми самолётами в 2020 году:
Ту-160
2 февраля на аэродроме Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова (КАЗ) состоялся первый полёт первого опытного глубокомодернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М. В ходе полёта были выполнены проверки обновленных систем и оборудования. По данным экипажа полёт прошёл в штатном режиме, все системы отработали без замечаний.
В рамках глубокой модернизации на стратегический ракетоносец Ту-160 устанавливается новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, система управления, радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия. В пресс-службе «Туполева» пояснили, что “первый опытный Ту-160М был создан в рамках масштабной программы модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации”.
Глубокую модернизацию пройдут все самолёты Ту-160, имеющиеся в составе ВКС, это 15–16 машин, они получат индекс Ту-160М. Ракетоносцы, построенные на КАЗ с нуля по программе возобновления производства Ту-160, получат индекс Ту-160М2.
*23 апреля два стратегических ракетоносца Ту-160М, прошедшие модернизацию в Казани, были переданы Воздушно-космическим силам России. Перед отправкой в войска проведены наземные испытания и совершён облёт с целью подтверждения эффективности и качества выполненных работ. В тот же день экипажи Дальней авиации выполнили перебазирование ракетоносцев с КАЗ на аэродром Энгельс в Саратовской области.
В августе в рамках государственного контракта с ПАО “Туполев” и Министерством обороны Российской Федерации “ОДК-Кузнецов” начало серийную поставку *двигателей НК-32-02 на Казанский авиазавод. В ближайшие годы двигатель станет основным в номенклатуре новых изделий “ОДК-Кузнецов”, что обеспечит полную загрузку производства и реализацию конструкторского потенциала. Кроме того, специалисты завода работают над созданием на базе газогенератора НК-32 серии 02 линейки перспективных двигателей семейства “НК”.
Двигатель НК-32 второй серии обладает значительно улучшенными характеристиками по сравнению с его первоначальной версией, что позволит самолётам Ту-160М/М2 увеличить дальность полёта на 1 000 км.
3 ноября 2020 года состоялся первый полёт ракетоносца-бомбардировщика Ту‑160М с новыми серийными двигателями НК‑32–02. Самолёт пилотировал экипаж под руководством Анри Наскидянца. Полёт проходил на высоте 6 тыс. метров и длился 2 часа 20 минут. В ходе полёта были выполнены необходимые проверки, а также оценена работа нового двигателя. По данным экипажа полёт прошёл в штатном режиме, системы и оборудование отработали без замечаний.
Параллельно с модернизацией строевых Ту-160 Казанский авиазавод ведёт изготовление установочной партии ракетоносцев в версии Ту-160М2.
Су-35С
Компания «Сухой» передала Министерству обороны РФ *десять многоцелевых истребителей Су-35С. 25 ноября три завершающих контрактные обязательства ОАК истребителя были отправлены с завода-изготовителя в Комсомольске-на-Амуре на аэродромы постоянного базирования. Таким образом был выполнен очередной крупный контракт в интересах военного ведомства.
«Мы завершили выполнение очередного долгосрочного контракта на 50 самолётов Су‑35С в интересах Минобороны России, — отметил генеральный директор ОАК, генеральный директор компании «Сухой» Юрий Слюсарь. — КнААЗ — одна из самых современных индустриальных площадок в контуре ОАК, в развитие которой вложены серьёзные инвестиции и проведена модернизация производственных мощностей. Это позволяет в полном объёме и в срок выполнить обязательства перед заказчиками. Завод продолжает выполнение гособоронзаказа и обеспечен загрузкой на перспективу».
С конца 2012 года к настоящему времени ВКС получили 98 серийных самолётов Су-35С, один из которых к настоящему времени списан.
25 августа 2020 года в ходе Международного военно-технического форума «Армия-2020» Объединенная авиастроительная корпорация заключила с Министерством обороны России новый контракт на поставку ещё 30 истребителей Су-35С. Первые пять самолётов по данному контракту должны быть сданы в 2021 году, остальные 25 – в 2022-2024 годах.
Су-34
Новосибирский авиационный завод им. Чкалова завершил выполнение крупного долгосрочного контракта на поставку партии бомбардировщиков Су‑34. К началу декабря была изготовлена и прошла испытания финальная машина завершающей партии. Всего в 2020 году НАЗ выпустил *четыре фронтовых бомбардировщика.
«Мы изготовили около сотни машин данного типа в интересах военного ведомства в рамках долгосрочного контракта, — сообщил Юрий Слюсарь. — В то же время мы приступили к выполнению новых, подписанных в рамках форума “Армия‑2020” контрактов, которые позволили загрузить наши предприятия и обеспечить работой наших сотрудников в нескольких регионах страны. Новосибирский завод сегодня является одним из крупнейших авиастроительных предприятий в контуре ОАК. Производство самолётов Су‑34 и его версий с расширенными боевыми возможностями обеспечивает заводу стабильную
загрузку на перспективу», – отметил Слюсарь.
Два Су-34 были поставлены в июле 2020 года. В ноябре и декабре МО РФ получило ещё два самолёта. Эти машины были изготовлены в порядке дополнения к контракту от февраля 2012 года на поставку 92 Су-34.
Таким образом, суммарно по данному долгосрочному контракту были изготовлены 94 фронтовых бомбардировщика, а общее количество Су-34, построенных по всем контрактам, составляет 138 единиц.
В августе 2020 года Министерство обороны подписало новый трёхлетний контракт на строительство ещё 24 Су-34. По данным Центра анализа стратегий и технологий, *первые два самолёта по этому контракту были построены и облётаны на НАЗ к концу 2020 года, но пока в ВКС не передавались.
Су-57
В конце декабря 2020 года Министерству обороны был передан *первый серийный истребитель пятого поколения Су-57 с бортовым номером “01 синий”, построенный на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе. 29 января 2021 года борт вошёл в состав Государственного лётно-испытательного центра имени В. П. Чкалова в Ахтубинске.
Лётные испытания Су-57 (самолёт Т-50С-2, серийный номер 51002) были начаты в Комсомольске-на-Амуре в октябре 2020 года. В рамках контракта от 2019 года КнААЗ должен сдать *в 2021 году два истребителя Су-57.
МиГ-35
В первом полугодии и летом 2020 года Министерству обороны были переданы *четыре истребителя МиГ-35 – три одноместных МиГ-35С и один двухместный. Они стали первыми самолётами, построенными по подписанному в августе 2018 года контракту на поставку первых шести истребителей МиГ-35С и МиГ-35УБ со сроком исполнения контракта в 2023 году. Постройка самолётов была осуществлена на Луховицком авиационном заводе (ЛАЗ) имени П.А. Воронина.
Ранее в 2019 году по заключенному в феврале 2017 года контракту, были построены и переданы в ВКС одноместный МиГ-35С и двухместный МиГ-35УБ.
Все имеющиеся в распоряжении ВКС самолёты МиГ-35 предназначены для прохождения Государственных испытаний.
Як-130
В 2020 году Иркутский авиационный завод передал ВКС России *четыре учебно-боевых самолёта Як-130. По данным ЦАСТ Первые два из этих самолетов были фактически построены на ИАЗ еще в 2019 году.
Два из этих Як-130 были сданы в конце января 2020 года, ещё два – в июне 2020 года. Все четыре самолёта поступили в состав учебной авиационной базы Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова в Котельниково (Волгоградская область).
Таким образом, Министерство обороны России с 2009 года по различным контрактам получило суммарно 113 самолётов Як-130.
Поставки боевых и учебно-боевых самолетов нового производства в Вооруженные Силы Российской Федерации в 2008-2020 годах*: