К Юбилею ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова»

Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова (ЛИИ) — государственный научный центр, проводящий лётные исследования и испытания экспериментальной и опытной авиационной техники, методы обеспечения безопасности, надёжности и эксплуатационной технологичности летательных аппаратов, их силовых установок и бортового оборудования, в том числе с использованием летающих лабораторий. Включает в себя аэродром «Раменское» и научный центр…

 
 

Историческая справка:

Летно-исследовательский институт (ЛИИ) начал свою деятельность 8 марта 1941 г. в соответствии с исполнением Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 июня 1940 г. на базе ряда подразделений Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), а также вновь созданного аэродрома «Раменское».

Первым начальником Институтабыл назначен Герой Советского Союза, заслуженный летчик СССР, профессор Михаил Михайлович Громов, его заместителем по летной части стал Герой Советского Союза А.Б. Юмашев, а по науке — профессорА.В. Чесалов.

В 1930-епроисходил бурный рост советской авиационной промышленности и опытного самолетостроения.

Основные научные направления возглавили: М.А. Тайц, B.C. Ведров, Б.Н. Егоров, Г.С. Калачев, Н.С. Строев, Л. Л. Тартаков, С.И. Турецкий, А.С. Новицкий, Д.И. Антонов и другие. Начало летной деятельности института формировалось под влиянием таких известных летчиков-испытателей как Ю.К. Станкевич, А.Н. Гринчик, Н.С. Рыбко, Г.М. Шиянов, М.Л. Галлай, С.Н. Анохин, В.Л. Расторгуев, В.П. Федоров.
ЛИИбыл создан как комплексный научно-исследовательский институт, деятельность которого включала бы исследования летательных аппаратов, силовых установок, самолетного и спецоборудования различного назначения и их взаимодействия.

Великая Отечественная война, начавшаяся вскоре после создания Института, значительно изменила запланированный характер и направления его работ. В трудных условиях военного времени ЛИИ проводил поручаемые коллективу испытания и исследования с первоочередной целью поддержания на заданном уровне требуемых летно-технических и эксплуатационных характеристик и свойств боевых самолетов конструкторских бюро (ОКБ) А. С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Петлякова, Н.Н. Поликарпова, С.В. Ильюшина. Наиболее опытные специалисты Института активно привлекались к испытаниям опытных и модифицируемых самолетов, помогали головным серийным заводам во внедрении в производство и эксплуатацию новых улучшенных или модифицированных образцов самолетов, двигателей и оборудования. Значительная часть подразделений ЛИИ в начале войны была эвакуирована в Казань и Новосибирск, где было проведено много нужных и важных работ, испытаний и исследований.

Государство достойно оценило вклад работников ЛИИ во время войны в обеспечение боевой мощи отечественной авиации. В 1945 году Институт был награжден орденом «Красное Знамя». Многие специалисты также были отмечены различными орденами и медалями СССР.

Основатель и первый начальник ЛИИ — Герой Советского Союза М.М. Громов.

После войны ЛИИактивно работал по заданиям, связанными с испытаниями и освоением последних образцов создаваемого дальнего стратегического бомбардировщика Ту-4 с поршневыми двигателями. Первый полет на первом экземпляре Ту-4 был доверен летчику-испытателю ЛИИ Н.С. Рыбко и бортинженеру В.А. Антонову. В испытаниях впоследствии принимали участие также многие инженеры и специалисты ЛИИ.

Летные испытания первых отечественных реактивных истребителей, созданных в 40-х —  50-х годах в ОКБ А.И. Микояна, С.А. Лавочкина и А.С. Яковлева и позже — в ОКБ П.О. Сухого, на аэродроме Института проводились подразделениями летно-испытательных станций ОКБ совместно или в тесном взаимодействии с ведущими учеными, инженерами и летчиками Института. Так первый испытательный полет на первом экземпляре реактивного самолета И-300 Ф-1 (МиГ-9), созданного в ОКБ А.И. Микояна, был выполнен летчиком-испытателем ЛИИ — А.Н. Гринчиком, два последующих экземпляра также были испытаны летчиками Института Г.М. Шияновым и М.Л. Галлаем.

Важнейшие работы проводились специалистами ЛИИ в области создания отечественной реактивной авиации, освоения околозвуковых и сверхзвуковых скоростей. В решение этих задач особый вклад внесли: И.В. Остославский, Н.С. Строев, Г.С. Калачев, В.В. Уткин, А.Д. Миронов, И.М. Пашковский, М.И. Герасимов, В.В. Косточкин, Н.И. Тихонов, М.Д. Романов, М.С. Егоров, Н.Т. Коробан, A.M. Знаменская, другие.

В 50-х и 60-х годах в ЛИИ совместно с ОКБ С.В. Ильюшина, А.Н. Туполева, В. М. Мясищева успешно проводились летные испытания и доводка тяжелых самолетов Ил-28, Ту-14, затем Ту-16, ТУ-95, М-4, которые в дальнейшем были быстро приняты на вооружение.

Большинство самолетов и вертолетов последующих поколений были испытаны или доведены с участием летчиков-испытателей Института. Это Герои Советского Союза, заслуженные летчики-испытатели С.Н. Анохин, Амет-хан-Султан, Ф.И. Бурцев, В.П. Васин, И.П. Волк, Ю.А. Гарнаев, А.Н. Грацианский, О.В. Гудков, Э.П. Княгиничев. В.И. Лойчиков, Г.М. Шиянов, А.А. Щербаков и других, а также Герои России — А.Д. Грищенко, П.И.Казьмин, А.Н. Квочур, А.В. Крутов, Л.Д. Лобас и другие.

Многие летчики-испытатели ОКБ и заводов, ставшие затем выдающимися специалистами своего дела, прошли обучение в школе летчиков-испытателей, созданной в ЛИИ в 1947 г., и затем приобретали практический опыт особо сложных испытаний, работая в ЛИИ.

Существенный вклад специалисты ЛИИвнесли в развитие технологии летных полигонных испытаний беспилотной авиационной техники в том числе — в создание полигонов, методов и средств полигонных испытаний и траекторных и телеметрических измерений, создание самолетных командно-измерительных пунктов (СКИП), проведение испытаний комплексов вооружения.

Специалисты ЛИИ с самых ранних этапов приняли активное участие в создании, становлении и развитии системы сертификации гражданских воздушных судов, в том числе — в создании отечественных норм летной годности и авиационных правил, в проведении испытаний первого сертифицируемого самолета Як-40, а затем и лайнеров Як-42, Ил-86, последующих гражданских самолетов.

Значительную роль в развитии авиационной отрасли сыграли опережающие работы Института по совершенствованию методов летных испытаний и разработке мер по повышению их эффективности. В ЛИИ создано множество специальных бортовых средств измерений, регистрации и обработки результатов летных испытаний. Большинство из них послужили прототипами для серийного производства, стали базовыми для создания модификаций.

Заслуги ЛИИ в области космоса 

Важное место в работах ЛИИ заняли летные исследования в космическом пространстве,которые стали проводиться в ЛИИ совместно с ОКБ С.П. Королева еще за несколько лет до полета первого спутника. Для этого использовались пуски «в зенит» баллистических ракет, на которых в качестве головных частей устанавливались экспериментальные гиперзвуковые модели. Эти модели выводились на высоты 100, 200 и 500 км и возвращались в атмосферу с различными скоростями. Начиная с 1958 г., был выполнен совместно с ОКБ Королева, заводом «Звезда» и рядом других предприятий, большой объем исследований и испытаний систем жизнеобеспечения и спасения космонавтов для космических кораблей типа «Восток», «Восход» и «Союз».

К первым полетам в космос первая группа космонавтов в составе Ю.А. Гагарина, Г.С Титова, В.Ф. Быковского, А.Г. Николаева, П.Р. Поповича, В.М. Комарова тренировалась в лабораториях Института на тренажере, созданном специалистами ЛИИ.

В этих же целях в 1965 г. в Институте для исследования проблем невесомости, связанных с пребыванием человека на борту космического корабля, а также для подготовки будущих космонавтов и физиологических исследований на собаках была создана специализированная летающая лаборатория на базе самолета Ту-104. По уникальным методикам был проведен большой объем исследовательских и тренировочных полетов, получен бесценный материал для авиационно-космической медицины.

При создании трехместных пилотируемых кораблей «Восход» ЛИИосуществлял методическое сопровождение и частичное руководство комплексом работ в области отработки систем спасения и «мягкой» посадки, а также определения особенностей конструкции корабля и методики для обеспечения выхода человека в открытый космос.

Большой опыт и научные материалы, накопленные Институтом в предыдущие годы при проведении аэрофизических исследований на крупномасштабных гиперзвуковых моделях, были успешно использованы в процессе создания космического корабля многоразового действия «Буран».

Важнейшей функцией ЛИИ

За весь период существования институтаего ведущие специалисты как высококвалифицированные эксперты постоянно привлекались к расследованию сложных авиационных происшествий или катастроф. Особое место в работе коллектива ЛИИ занимали также вопросы создания и отработки первых в стране аварийных самописцев — «черных ящиков», а в дальнейшем и разработка соответствующей аппаратуры и методов автоматической обработки записей, анализа результатов эксперимента. Важнейшей функцией Института является всеобъемлющее инженерно-техническое обеспечение летно-испытательной работы базирующихся на аэродроме Летно-испытательных подразделений ОКБ Генеральных конструкторов А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, П.О. Сухого, А.И. Микояна, А.С. Яковлева, В.М. Мясищева и других предприятий. Испытательный аэродром ЛИИ располагает самой протяженной в Европе взлетно-посадочной полосой, имеет специально оборудованную многофункциональными радиотехническими средствами зону испытательных полетов, а также универсальную систему управления полетами и контроля положения воздушных судов в пространстве (УВД).

ЛИИ располагает также и мощной конструкторско-производственной базой,обеспечивающей создание летающих лабораторий, моделей, тренажеров, моделирующих стендов, а также комплексов контрольно-измерительной и контрольно-записывающей аппаратуры, приборов и датчиков измерений.

Для обеспечения контроля готовности опытных воздушных судов к первому полету, а также к испытаниям на особо сложных режимах при Институте действует отраслевой Методический совет.

В год 40-Летия Института (1981г.), коллектив был удостоен ордена Октябрьской революции за большие достижения в развитии отечественной авиационной и космической техники.

Научная школа ЛИИ

Научную школу ЛИИ создавали 35 докторов наук, более 300 кандидатов наук. Около 40 работников ЛИИ стали лауреатами Государственной и Ленинской премий. Более 90 летчиков получили звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР и РФ», 23 штурмана — «Заслуженный штурман-испытатель СССР и РФ», 23 летчика и штурмана получили в ЛИИ высокое звание Героя Советского Союза и Героя России. В разные годы работали и прошли «школу» ЛИИ 54 летчика-испытателя и штурмана-испытателя, удостоенные впоследствии звания Героя Советского Союза и Героя России, работая уже на других предприятиях авиапромышленности.

К числу научных направлений, в развитие которых коллективы подразделений Института внесли наибольший вклад, могут быть отнесены:

  • исследования особенностей устойчивости, управляемости самолетов всех категорий, в том числе при сваливании в штопор на больших углах атаки;
  • исследования аэродинамики вертолетов;
  • исследования нагружения конструкции и вибрации самолетов и вертолетов;
  • исследования проблем гиперзвукового полета, включая аэротермодинамику, динамику полета, теплозащиту, системы управления;
  • исследования и отработка самолетов корабельного базирования;
  • исследования н доводка двигателей и силовых установок самолетов и вертолетов;
  • исследования, совершенствование, а в некоторых случаях и разработка оборудования различных систем воздушных судов:
  • пилотажно-навигационное; жизнеобеспечения, в том числе аварийного покидания;
  • топливного, включая системы заправки топливом в полете; связи и специальных комплексов, других.

Важное место в работе Института занимали исследования ряда проблем, связанных с взаимодействием воздушных судов с окружающим пространством:

  • звуковой удар; шум на местности;
  • спутный вихревой след;
  • радиолокационная заметность;
  • влияние состояния взлетно-посадочной полосы на соответствующие характеристики самолета.

История ЛИИ в современной России

В апреле 2012 года ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» преобразовано в открытое акционерное общество «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова».

Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова (ЛИИ) – аэродром и научный центр, расположенный в г. Жуковском Московской области.
Основная взлётно-посадочная полоса (ВПП-4) является самой длинной в Европе. Её длина составляет 5403 метра, забетонированная площадь – 2,5 млн кв. м.
ВПП ЛИИ была одним из вариантов места посадки космического корабля “Буран“, а также использовалась для отработки его технологий на аэродинамических моделях “Бурана“, в том числе в натуральную величину.
На аэродроме ЛИИ с определяющий ролью и при непосредственном участии Института с 1993 г. каждые два года проводится Международный авиационно-космический салон (МАКС). Это мероприятие заслужило широкое признание общественности в России и за рубежом.
На аэродроме, помимо испытательной авиации, базируется авиация МЧС.

8 марта 1941 создан лётно-исследовательский институт (ЛИИ), в соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), на базе ряда подразделений ЦАГИ. Первым начальником ЛИИ был назначен шеф-пилот ЦАГИ Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов.
По инициативе М. М. Громова приказом министра авиационной промышленности от 20 октября 1947 в ЛИИ была создана школа лётчиков-испытателей. Выпускники ШЛИ стали ведущими лётчиками.

В 1979 г.для работы с “Бураном” была создана группа лётчиков-испытателей ЛИИ, которые успешно справились с поставленной перед ними задачей.
Сегодня Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова является уникальным научным центром, аналогов которому нет в мире, и служит для решения наиболее актуальных проблем авиации и космонавтики методами научного эксперимента на летающих лабораториях, моделях, экспериментальных, опытных и серийных самолетах. Основными направлениями деятельности института являются:
– Фундаментальные лётные исследования– заключительное звено в цепи обычной технологии испытаний в авиационной науке (расчет, математическое моделирование, наземные стенды, летные исследования). Именно их результаты являются окончательным критерием достоверности всего цикла исследований.
– Испытания опытной техники.Благодаря накопленному за полвека опыту работы, высокой квалификации специалистов и наличию уникальной базы ЛИИ играет важную роль в испытаниях опытных образцов, обеспечивая возможность создания всех видов авиационной и авиационно-космической техники.
– Безопасность полетов и проблемы эксплуатации. Безопасность полетов является одной из основных эксплуатационно-технических характеристик летательного аппарата.
Открытое акционерное общество “Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова”создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия “Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова” на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 №2102-р, приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.04.2011 № 143 и распоряжению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области от 29.12.2011 № 947 (в редакции распоряжений от 10.04.2012 № 230 и от 24.04.2012 № 259) и является его правопреемником.

Сегодня Государственный научный Центр РФ, АО «Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова— является головным предприятием авиационной промышленности по научно-методическому и технологическому обеспечению и проведению комплексных исследований и испытаний авиационной техники.

В институте успешно продолжаются опережающие научно-исследовательские и экспериментальные работы, определяющие перспективу и облик авиации на ближайшие десятилетия.

 

В честь 70-летия Школы летчиков-испытателей:

Подготовка кадров инженеров-испытателей и исследователей осуществляется специальными кафедрами в Московском авиационном институте и Московском физико-техническом институте. Для подготовки специалистов высшей квалификации в ЛИИ около 40 лет работает аспирантура. Более 50 лет при ЛИИ функционирует школа летчиков-испытателей, которую закончили большинство летчиков и штурманов-испытателей России и стран СНГ.

По теме:

Летные испытания модернизированного “стратега” Ту-160 займут около трех лет – с 2019 по 2021 год, сообщил гендиректор “Туполева”. Летные испытания стратегического ракетоносца Ту-160М начнутся в 2019 году и займут около трех лет, сообщил “Интерфаксу” гендиректор “Туполева” Александр Конюхов. “Ту-160М выйдет на летные испытания в 2019 году, а завершит их в 2021 году”, – заявил А.Конюхов.

По его словам, параллельно будут проводиться летные испытания и новых “стратегов” уже в облике Ту-160М2. “Опытно-конструкторские работы (ОКР) по модернизации завершатся испытаниями самолета Ту-160М. Далее результаты этого ОКРа будут распространены как на модернизацию самолетов в строе, так и на постройку новых самолетов”, – сказал глава “Туполева”. Он подчеркнул, что эти работы будут вестись параллельно – “мы будем как строить новые самолеты, так и модернизировать самолеты в строе”.
В январе источник “Интерфакса” в авиапроме сообщил, что летные испытания Ту-160 будут проходить на базе Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. Громова в подмосковном Жуковском и завершатся летом 2021 года. При этом, по словам собеседника агентства, на данный момент уже проведен ряд испытаний авиационных средств поражения и бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для Ту-160М. Источник сообщил, что бортовой комплекс модернизированного ракетоносца будет обладать элементами “искусственного интеллекта”.
Например, электроника “стратега” сможет подсказывать пилоту оптимальный способ вывода самолета из критической ситуации, а также выявлять неполадки систем и предлагать варианты их устранения. Кроме того, обсуждается возможность внедрения в единую систему управления элементов дополненной виртуальной реальности, которая обезопасит пилотирование при плохой видимости, а также системы, способной выполнять голосовые команды пилота, добавил собеседник агентства.

Как сообщалось, 25 января президенту РФ Владимиру Путину был продемонстрирован полет нового стратегического ракетоносца Ту-160 “Белый лебедь”, производство которого восстанавливают на Казанском авиазаводе им. С.П. Горбунова (филиал ПАО “Туполев”, входит в ОАК). По своим тактико-техническим характеристикам и составу оборудования Ту-160 (№804), получивший имя “Петр Дейнекин” в честь первого главкома ВВС России, в основном соответствует серийным Ту-160. В дальнейшем самолет будет доведен до соответствия техническому облику модернизированных Ту-160М.

В Объединенной авиастроительной корпорации “Интерфаксу” сообщили, что эффективность новой модификации стратегического ракетоносца Ту-160М будет увеличена на 60% по сравнению с базовым самолетом. Параллельно “Туполев” ведет работы по созданию Ту-160М2 новейшей модификации стратегического ракетоносца. Отмечалось, что внешне этот самолет не будет отличаться от базовогоТу-160, но при этом его боевые возможности существенно увеличатся, в том числе, за счет расширения спектра вооружения. Ту-160М2будет использовать более современные виды высокоточного оружия и новые двигатели НК-32, которые позволят увеличить дальность полета стратегических ракетоносцев. Госконтракт между Минобороны РФ и ПАО “Туполев” на поставку первой партии “стратегов” Ту-160М2предусматривает создание 10 самолетов стоимостью 15 млрд рублей каждый. Выполнение контракта позволит обеспечить полную загрузку завода до 2027 года.Ту-160 – сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла, разработан в КБ Туполева в 1970-1980-х годах. Он предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в глубоком тылу противника. В России Ту-160 за его грацию называют “Белым лебедем”, по кодификации НАТО – Blackjack (“Блэкджек”)…PS...

По теме: 

“АН” №47_2019. Прощай ЛИИ им. М.М. Громова