К 60-летию образования 37 ВТАП и памяти однополчан

О повествовании немеркнущей памяти службы в 37 втап, пойдёт речь в данной статье:

  • о памяти исторического пути пройденного полком с момента образования до расформирования;
  • об однополчанах прошедших нелёгкий, но почётный путь в полку: с полной отдачей своих сил и возможностей ныне живущих и преждевременно ушедших в небеса…

Повествование  основано на воспоминаниях однополчан, очевидцах торжественных и трагических событий полка, архивных данных 6-й гвардейской военно-транспортной авиационной Запорожской Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия

Обращение к потомкам:

В наше не спокойное время есть «человек созидающий», а есть «человек разрушающий» в борьбе этой противоположности мы потеряли могучую страну «Советский союз», а вместе с ним боевые полки ВТА и поломанные судьбы «человека созидателя». Кто прав, а кто виноват история рассудит…

История, боевые будни полка

37 военно-транспортный авиационный полк (в/ч 54918) был сформирован на основании приказа  МО  СССР  от 28.09.1964г. № 00131 на аэродроме Червоноглинская (г. Арцыз) на базе 28(9*)4 ораэ (отдельной разведывательной авиационной эскадрильи) ДА, имевшей на вооружении Ту-16.

С перевооружением на самолёты Ан-12А и Б и с включением в состав 6 гв. втад.

В период с 1959 по 1966 годы все полки дивизии в последовательности:

363, 25 гв., 338, 369, 175 и 37 военно-транспортные авиационные полки переучились на новую авиационную технику Ан-12А и Б и восстановили боевую  готовность  к выполнению  задач  в  соответствии с оперативным предназначением.

Из воспоминаний однополчан: «Наша ВПП изначально была 2500 Х 80. Здесь же сидела ораэ ПВО Ту-16, на базе которой и был создан наш полк. А 1984 году увеличили толщину ВПП, чтобы Ил -76 принимать можно было.

Первый Ил-76МД б/н 76569 экипаж Горскова принял в декабре 1983 г. с Ташкента, а полк переучившись перелетел в апреле 1984 г. всем составом в Сещу в лагеря до октября, когда велись работы на аэродроме.

Прием одиночных ИЛов в июле уже осуществлялся в Арцизе. «Боевые соседи» переучивались на Грачи по-эскадрильно и в Афган…»

37 втап. Боевое знамя и грамоту к ней, полку вручены 30.04.1968г., с объявлением «Дня части» -15 июля. В короткие сроки, полк освоил новую авиационную технику и к началу 1967 года составом 32 экипажей, при штате 32 Ан-12 и 36 экипажа, был готов к выполнению задач по десантированию днем и ночью в соответствии с оперативным предназначением. С 1967г.  по 1982г. 37втап, составом 25 -27 экипажей на самолётах   Ан-12Б и БП принимал участие в учениях: «Дунай -67», «Уран -69», «Двина -70», «Кавказ -71», «Восток -72,74», «Весна -75», «Запад -81», «Щит -82».

В 1983г. полк составом 3-х эскадрилий переучился в Ивановском ЦБП теоретически, а в начале 1984г. приступил к практическим полетам на Ил-76МД в Арцизе, перебазировался в апреле в Сещу, перевооружился на новую авиационную технику Ил-76МД и к концу 1984г., полностью восстановил свою готовность к выполнению боевых задач днем и ночью в СМУ с посадкой при минимуме погоды. От управления дивизии большую помощь и содействие в переучивании экипажей полка оказал старший летчик инспектор ОБП дивизии гвардии подполковник Сабиров Мидихат Хасанович. Дай Всевышний ему здоровья и долгих лет. В настоящее время проживающего в г. Казани. 

ТЭЧ ап оставалась на базовом аэродроме, занималась совершенствованием учебно – производственной базы и выполнением регламентных и ремонтных.

С 1970г. по 1992 г. Полк летал на самолетах Ан-12 и Ил-76МД, принимал участие и показал высокую организованность и лётное мастерство при выполнении специальных заданий:

  1. При оказании интернациональной помощи народу ОАР в 1970–1971г., Эфиопии в 1977 –1979г., Вьетнама в 1981 –1982г., Афганистана в 1979–1983г. и 1985 –1989 г., Ангола в 1986–1988г., а также по программам ООН до 1992 г.
  2. При ликвидации последствии аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
  3. При ликвидации последствии землетрясения в Армении в 1988 году.
  4. При ликвидации последствии межэтнических конфликтов в Средней Азии и на Кавказе(в Нагорный Карабах, Баку, Душанбе и Фергану), а также при обеспечении вывода войск из Западной Европы(перевозку боевой техники, личного состава  и членов семей военнослужащих с личными вещами  выводимых  войск из Германии, Венгрии, Чехословакии и Польши).
  5. На крупных маневрах и учениях войск «Щит -86» и «Юг -90».

За мужество и высокое профессиональное мастерство при выполнении специальных задач в период с 1968 по 1991 гг., 94 авиатора награждены орденами и медалями.

За высокие показатели в боевой подготовке и самоотверженный труд при выполнении задач по оказанию интернациональной помощи 37 втап Приказом МО СССР № 010 от 10.01.1991г. награжден вымпелом «ЗА МУЖЕСТВО и ВОИНСКУЮ ДОБЛЕСТЬ» .

Ярким примером проявления высокого профессионализма и выполнение воинского долга явился подвиг экипажа командира полка полковника Калмыков Александра Николаевича в составе:

  • ПКК старший лейтенант Вологин В.В;  
  • ШК подполковник Закиров Ф; 
  • Ст. б/т –к старший лейтенант Андреев В.В;
  • Б/т–к по АДО старший лейтенант Пестерев А.Н;  
  • Ст. в /радист майор Гавриков Ю.Н;   
  • Ст. в/ ст –к прапорщик Андрияш А.А;   
  • Передовая команда ИАС в составе экипажа: инженер ИАС полка майор Краюхин И. А. и ст. техник ГО АВ и ДО старший лейтенант Гашимов А.Х.

В различные годы в полку служили и набирались опыта и лётного мастерства будущий  руководящий состав ВТА ВВС : 

  1. Генерал-лейтенант Качалкин В. Т.
  2. Генерал-лейтенант авиации Устинов В. Г.
  3. Генерал-майор авиации Петров А. А.
  4. Генерал-майор авиации Ахлюстин А. В.
  5. Генерал-майор авиации Софрин Г. П.
  6. Герой России полковник Зеленов Е. А. и др…

В разные периоды службы полком командовали:

  1. Полковник Карпушин А. М.      —    1965г. –1970г.
  2. Полковник Петров А. А.           —    1970г.–1975г.
  3. Полковник Комарчук М. Ф.       —    1975г. –1980г.
  4. Полковник   Байбаков В. М.     —    1980г. –1985г.
  5. Полковник Калмыков А. Н.  —  1985г. –18.10.89г.
  6. Полковник  Бесфамильный-Сабодаж С. В. — 1989г. 1992г.
  7. Полковник Баев В.П. —  1992г. – 1994г.

Материально-техническое, аэродромное, тыловое, связное и радиотехническое обеспечение полка осуществляли:

  1. 575 отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения (в/ч 54882), сформированный на основании приказа МО СССР от 22.02.1956г. № 00165. «День части» -1 мая;
  2. 467 отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения(в/ч 74569), сформированный на основании приказа МО СССР от 15.02.1954г. № 0023. Боевое знамя и грамота к нему вручены 13.12.1968г. «День части» –15 августа.

В соответствии с приказом МО Украины от 05.03.1992г.  37 втап, 575 обато и  467 обс РТО в составе 6 гв. втад, как  части и соединение не вошедшее  в  состав объединённых  стратегических  сил СНГ выведены из состава ВТА ВВС ВС СССР и  включены  в состав  ВВС ВС Украины. С 1 января 1993 г. после расформирования  управления  6 гв. втад, полк  с  частями обеспечения  включены  в  состав  АТГ (авиационно-транспортной  группы)  ВВС ВС Украины (в/ч А0325). С апреля 1992 г.  по июнь 1994 г. полк выполнял задачи по перевозке войск, боевой техники и грузов в интересах ВС Украины коммерческих фирм, в этот период полком командовал полковник Баев В. П. В июле 1994 года 37 втап и 467 обс РТО были расформированы, а 575 обато переформирован в авиационную комендатуру, которая была расформирована в начале 1996 года.

Трагедии полка

Главной трагедией 37 втап я считаю: его расформирование с последующим уничтожением и продажей  боевой техники, покалеченные судьбы многих однополчан и разобщённость  и озлобленность по национальности, дикое стремление к самостоятельности.. Факты на лицо:

По теме:

Pete. Старожил форума

Новость вычитал сегодня. В Одесской области восстановят военный аэродром. Восстановление военного аэродрома Червоноглинское в Арцизе Одесской области начнется в ближайшее время. Кабмин уже принял принципиальное решение, а Генштаб подготовил ходатайство в Арцизский горсовет о выделении земельного участка. После того, как почти 20 лет назад Арциз оставили военные, вся территория авиабазы – 840 гектаров – отошла городу. Сейчас должна пройти обратная процедура. Впрочем, украинским Воздушным силам весь огромный аэродром, который в советское время использовали два мощных авиаполка (истребительный и военно-транспортный), не нужен. Сейчас речь идет о приведении в порядок территории площадью 380 гектаров. Первоначальная сумма, которая будет выделена из госбюджета, составит всего 5 миллионов гривен. А пока строительные бригады только готовятся возрождать аэродром, который, кстати, был еще и запасным для космического корабля «Буран», объект продолжают разворовывать. Тащат все – и плиты рулежных дорожек, и сохранившиеся кабели, и даже кирпич зданий. Кто-то вырубает лес, кто-то перепахал землю у взлетной полосы и собирается провести посевную, надеясь, что сюда уже не вернутся эскадрильи. К слову, на самой ВПП можно увидеть бетонные блоки, которые здесь установили в 2014 году, чтобы предотвратить возможную высадку российского десанта. Сейчас единственным эксплуатантом Червоноглинского является единственная в Одесской области сельскохозяйственная авиакомпания «Альбатрос». У нее шесть кукурузников Ан-2, которые разбрызгивают над полями химикаты. Благодаря «Альбатросу» удалось сохранить капониры Червоноглинского, где стояли истребители, транспортные самолеты и, по слухам, хранилось химическое оружие. Аэродром Червоноглинское существовал как авиакомендатура до 2003 года. В 1998-м году здесь располагалась 206-я авиабаза (737 истребительный авиаполк).

Обстоятельства трагедии 41 год тому назад:

9 декабря 1979г. экипаж Ан-12АП 37 втап (Арциз), командир экипажа старший лейтенант Греков Ю.Н., с инструктором старшим летчиком-инспектором 6 гв.втад подполковником Петуховым В.В. ночью в сложных метерологических условиях выполнял перелет с аэродрома Чирчик на аэродром Какайды. После взлета и набора высоты по давлению 760 (стандартному) около 1800м экипажу поступила команда выполнить посадку на аэродром Ташкент-Восточный. Весь перелет до Ташкента протяженностью от силы 30 км должен был занять считанные минуты, и экипажу не требовалось набирать сколько-нибудь приличную высоту. В гористой местности экипаж ошибочно начал снижение по стандартному давлению и через 4 минуты после взлета на удалении 15 км южнее аэродрома Чирчик на высоте 980м столкнулся с горой. Погибли находящиеся с правой стороны борта четыре члена экипажа, в том числе гвардии подполковник Петухов В.В., лейтенант Алеко C.Н. – штурман корабля, гвардии подполковник Сдобников В.Д. – штурман 6 гв.втад капитан Суздаль Виктор Иосифович 1942 г.р. и два пассажира: майор Липовских Н.М. заместитель начальника штаба 37 втап, подполковник Гардаш Борис Фёдорович штатный руководитель полётов аэр. Догинцево. Экипаж Грекова выполнял перевозку членов комиссии и ИТС, направлявшихся на а/д Какайды для расследования поломки другого Ан-12БК КК Тихова Г.П., случившейся в тот же день. Причины: Причиной катастрофы явилась плохая подготовка экипажа к полету. Летному происшествию способствовало:

  1. Неудовлетворительное управление перелётом дежурным по приёму и выпуску самолётов на аэродроме Ташкент- Восточный;
  2. Нарушение схемы выхода из района а/д Чирчик и не учёт особенностей рельефа местности экипажем самолёта;
  3. Выполнение перелёта нештатным экипажем;
  4. Отсутствие навыков в применении барометрических и радиовысотомеров при полётах в горной местности.

Как надо было действовать:

  1. Дежурному по приёму и выпуску самолётов, а также экипажу строго соблюдать установленную схему перелёта.
  2. Экипажу рассчитать Нприб.без. и не снижаться, не зная точного МС.
  3. Перевод высотомеров на давление аэродрома посадки произвести при достижении высоты эшелона перехода, после разрешения РП снизиться до Нкр.

Обстоятельства трагедии 31 год тому назад:

Ночь, простые метеоусловия, сильный ветер. 18 октября 1989г., в аварийной (экстремальной) ситуации, до последней секунды, экипаж полковника Калмыкова А.Н. боролся за сохранение жизни экипажа и 48 десантников 8-ой гв. роты , 3 гв. пдб , 217 пдп , 98 гв . вдд.

Через 5 минут после взлета ночью на высоте 1 600 м разрушился, загорелся и отвалился двигатель №1.Его осколки пробили топливный бак, что привело к сильному пожару. Экипаж попытался вернуться на аэродром вылета. Катастрофическое развитие пожара привело к разрушению левого крыла. Самолет потерял несущие способности крыла и управление упал в Каспийское море в 1,5 км от берега через 11 минут после начала пожара на предпосадочной прямой в 5 250 м от ВПП. На борту находился личный состав и техника дивизии ВДВ, участвовавший в подавлении беспорядков на межнациональной почве в Баку.

Имеется мнение: следовательно на положительный исход полёта – запас времени при возгорании двигателя у экипажа порядка 10 минут). Экипаж в составе:

г. Иваново. Памятник погибшим 18.10.1089г: Экипажу и Десанту

Причина:

Разрушение двигателя Д-30КП2(КПН-конструктивно – производственный недостаток),причиной разрушения двигателя послужило разрушение межвального подшипника, после чего произошел обрыв вала турбины низкого давления из-за его интенсивного нагрева в результате трения маслоуплотнительной втулки по поверхности вала. после взлёта, привело к пожару, который локализовать не удалось. Самолёт Ил-76МД б/н 76569, не долетев до аэродрома Насосная (Баку), упал в море. Все члены экипажа и пассажиры погибли. За мужество и героизм при выполнении полетного задания все члены экипажа и группа военнослужащих ВДВ Указом Президиума ВС СССР от …12.1989 года награждены орденом «За личное мужество» – ПОСМЕРТНО( Газета “Правда от 20.12.1989 г) Каждый год 18 октября в Арцизе-2 учащиеся Арцизской школы – лицея №4 проводят День памяти погибшего экипажа и десантников. В рамках этого события проводят тематическую линейку, возложение цветов к подножию памятника экипажу и десанта, расположенного на территории лицея, а также все участники митинга чтят минутой молчания…

18.10.2023 года. Учні Арцизького ліцею №4 вшановали пам’ять загиблому екіпажу полковника Калмикова:

По теме:

35-й год авиационной трагедии на Каспии 18.10 1989г

Время не властно над нашей памятью. Не остынет наша память о друзьях – товарищах, однополчан 37 втап!

Где-же вы теперь, друзья – товарищи однополчане, боевые спутники мои?

 Вспомним без слов всех с кем делили трудности и невзгоды воинской службы и “банку Арцизкого вина” и в радость и горесть!

Стало неприятной традицией отмечать каждые прожитые 5 лет “по разные стороны баррикад*”, но мы едины духом  и цель одна “ЖИТЬ и ПОМНИТЬ”!!!:

Фото:

     

Видео:   

Москва>>

                                                

Арциз>>

                                                                                                                                                                                                                                                    

В заключение:

Отдельно выражаю человеческую признательность и благодарность авторам видеороликов и фото:

  • Анатолию Денисенко и др…

Из воспоминаний  на сайте FORUMAVIA.RU “КТО ПОМНИТ АРЦИЗ”  Уважаемые ветераны 37 втап! Примите сердечные поздравления с Днём воинской части от ветеранов 6 гв. втад. Ваш полк за свою историю выполнял множество правительственных заданий, участвовал в крупных учениях и маневрах.  Вместе с Вами мы переживали все радости и огорчения. Разрешите сегодня поздравить вас и пожелать всем ветеранам здоровья, благополучия и надежды, что “никто не забыт, ни что не забыто!”. Ушаков И.И., Захарян В.В., Зайцев Э. А. И ваш покорный слуга: PS…простите молодого бойца продолжаю читать и всё больше поражаюсь глубокой душевности друзей однополчан, какой всё же был сплоченный воинский коллектив даже во времена цензуры (парткомов и т.п, а привычки прятаться остались) и надеюсь, что появится второе дыхание на общение, пусть даже если это и в ОК: я бы так сказал: “Арциз 37 втап с 1965г- жил, жив и БУДЕТ ЖИТЬ!!!” …Вот уже пришло повышение до опытного бойца, теперь можно и открыться: кто помнит ИО Зам. по ИАС 37втап Игнатьева Леонида (76 кл. отделение ИВАТУ_69-72гг), сожалею, что раньше не знал о форуме, ведь общение дает стимул к продолжению активной жизни и сохранению памяти о прошлом…

БУДЕМ ЖИТЬ! и ПОМНИТЬ! ДРУЗЬЯ_ОДНОПОЛЧАНЕ!!!
Примечание: Друзья! Буду благодарен, если вы считаете нужным добавить или скорректировать повествование, то присылайте на аккаунт ОК , ФОРУМАВИА.РУ “Кто помнит Арциз” или е/mail: aviavent76@yandex.ru время “Ч” ещё не настало…