1 января 2013 года завершился процесс консолидации ОАО «КнААПО» и Компании «Сухой». Официальное название предприятия – филиал ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина».
История Комсомольского авиазавода неразрывно связана с историей отечественной авиации. На протяжении десятилетий предприятие успешно выпускало боевые самолеты, созданные корифеями научно-технической мысли А.Н. Туполевым, С.А. Ильюшиным, А.И. Микояном, П.О. Сухим. С взлетной полосы завода поднялись в небо более 12 000 самолетов. Многие из них и по сей день в строю.
С 1956 года начинается многолетний период плодотворного сотрудничества коллектива завода и ОКБ «Сухого».
1 января 2013 года ОАО «КнААПО» реорганизовано в филиал ОАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю. А. Гагарина».
Сегодня завод является ведущей производственной площадкой основных перспективных продуктов Объединенной авиастроительной корпорации в военном и гражданском сегментах: Су-35, Т-50 и Sukhoi Superjet-100. Кроме того, завод выпускает боевые самолеты Су-27СМ, Су-30. Работы по программам Су-35, Су-27СМ и Су-30 выполняются в рамках контрактов с Министерством обороны РФ.
Реализация программы производства Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) в интересах Министерства обороны РФ доверена именно Комсомольскому авиазаводу «Сухого», что дает перспективы развития предприятия.
Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина является одним из ведущих предприятий оборонного комплекса России. За свою историю предприятие стало крупнейшим производителем машиностроительной продукции и сегодня по праву занимает передовые позиции не только в российской, но и в мировой авиационной промышленности.
КнААЗ — филиал компании «Сухой», входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), выпускает истребители Су-35С, Су-35, Су-30, работает над перспективными авиакомплексом фронтовой авиации Т-50, на его площадях собирают самолеты Sukhoi Superjet 100.
История
18 июля 1934 года состоялась торжественная закладка первого камня в фундамент главного механического корпуса будущего авиационного завода №126, эта памятная дата считается днем рождения предприятия. Уже в мае 1936 года был построен первый самолет-разведчик Р-6, который стал первым шагом на долгом и нелегком пути самолетостроительного завода.
Подробнее: Период становления завода, помимо самолетов Р-6, знаменуется производством дальних бомбардировщиков ДБ-3, выпускавшихся с 1938 года. Самолет ДБ-3 стал выдающимся самолетом своего времени, установившим немало мировых рекордов. В 1941 году он был модернизирован и получил наименование ДБ-3Ф, но стал известен всему миру под именем Ил-4.
В подробнее: военные годы самолеты Ил-4 составили основу авиации дальнего действия и значительную часть бомбардировочной авиации военно-морского флота. 18 июля 1942 года за образцовое выполнение правительственного задания по производству самолетов Ил-4 завод был награжден Орденом Ленина.
С 1946 по 1949 год завод выпускал самолеты Ли-2, которые являлись лицензионным воспроизведением известного самолета DC-3 американской фирмы «Douglas». На протяжении нескольких десятилетий Ли-2 активно эксплуатировался гражданским воздушным флотом и военно-воздушными силами страны, был самым массовым пассажирским самолетом на союзных и зарубежных линиях Аэрофлота, за что получил неофициальное название – подробней: «Воздушный извозчик».
Послевоенные годы нашей истории омрачены началом «холодной войны» – длительным периодом противостояния двух супердержав – СССР и США. Для отечественной авиации освоение проектирования и изготовления боевых самолетов с реактивными двигателями явилось первостепенной задачей.
Гордостью отечественной конструкторской мысли стал реактивный истребитель – МиГ-15. В 1949 году начался период освоения и выпуска МиГов, который стал, своего рода, подробнее: вторым рождением завода.
Выпуск авиационной техники такого класса потребовало полной перестройки технологических и производственных процессов. Несмотря на возникшие трудности, коллектив завода справился не только с освоением производства, но и с начавшимися работами по модернизации самолета. В 1952 году начался серийный выпуск новой модификации самолета семейства «МиГ» – МиГ-17. Это была маневренная, легко управляемая, хорошо вооруженная боевая машина. Поставка боевых машин МиГ-17Ф за рубеж стала подробнее: экспортным дебютом в жизни завода.
С 1956 года начался многолетний период плодотворного сотрудничества коллектива завода с ОКБ Сухого. Завод начал осваивать производство самолета подробнее >> нового поколения, а именно первого сверхзвукового истребителя Су-7. Самолет Су-7 был выдающимся достижением, вобравшим в себя новейшие научно-технические идеи. Завод впервые выступил как серийное предприятие, которое должно было обеспечить полную доводку самолета с превращением опытного образца в серийно выпускаемый, успешно эксплуатируемый боевой самолет.
В конце 1950-х годов завод стал выпускать продукцию, нашедшую применение подробнее: в трех стихиях: на земле, в воздухе и в воде. Новыми видами продукции стали цельнометаллические спортивные планеры А-11 и А-13, аэросани Ка-30 и «Эльф», а также ракетные комплексы морского базирования П-6 и «Аметист».
Научно-технический потенциал, заложенный в конструкцию Су-7, позволял проводить постоянные улучшения самолета и создавать новые модификации истребителей- бомбардировщиков. После внесения радикальных изменений в аэродинамическую схему в 1969 году с заводского аэродрома поднялся первый истребитель-бомбардировщик третьего поколения Су-17 – самолет подробнее: с изменяемой геометрией крыла, имеющий более высокие летные и боевые характеристики, чем его предшественники. За успешное выполнение пятилетнего плана и выпуск новой техники 18 января 1971 года завод был награжден Орденом Октябрьской Революции.
Освоение производства новых истребителей-бомбардировщиков второго и третьего поколения Су-7 и Су-17 и их модификаций позволило коллективу предприятия достичь технической зрелости и вступить в подробнее: новую эру авиации.
В 1976 году авиастроители Комсомольска-на-Амуре получают трудное, но почетное задание по освоению производства боевого самолета, в очередной раз воплотившего в себе все новейшие достижения науки и техники – истребителя 4-го поколения Су-27, предназначенного для завоевания господства в воздухе. На сегодняшний день он считается одним из наиболее успешных самолетов в мировой истребительной авиации, так как в нем наиболее удачно сочетаются маневренные характеристики, дальность полета и боевая эффективность. Су-27 явился базовым самолетом для целого подробней: семейства лучших в мире истребителей различного назначения, таких как Су-27СК, Су-27СКМ, Су-33, Су-30МК, Су-30МК2, Су-35. В 1980-е годы истребитель Су-27 и, впоследствии, его модификации стали основной продукцией предприятия. Сегодня эти машины составляют основу парка боевой авиации ВВС России и ряда зарубежных стран.
В рамках диверсификации производства с начала 1990-х годов ОАО «КнААПО» приступило к развитию подробнее: гражданских программ: разработке и запуску в производство легкого самолета-амфибии Бе-103 и 30-местного самолета для местных и региональных авиалиний Су-80ГП.
С 2003 года предприятие было подключено к программе нового регионального самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100), в которой участвуют ведущие предприятия авиастроительной отрасли России и зарубежных государств. Филиал ОАО “Компания Сухой” является изготовителем фюзеляжа, отъемной части крыла и пилона самолета.
Окончательная сборка SSJ-100 выполняется на производственных площадях Комсомольского-на-Амуре филиала ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». 19 мая 2008 года с заводского аэродрома взлетел первый SSJ-100.
Основные авиационные программы «КнААЗ им. Ю. А. Гагарина»
В настоящее время одним из перспективных направлений деятельности предприятия является участие в реализации программы по созданию истребителя пятого поколения – перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации Т-50.
По сравнению с истребителями предыдущих поколений Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. 29 января 2010 года состоялся первый испытательный полет первого опытного образца, 3 марта 2011 года взлетел второй опытный образец.
В рамках отраслевой кооперации по изготовлению опытной партии истребителей за Филиал ОАО “Компания Сухой” закреплена роль головного исполнителя по программе.
Управлению развития Производственной системы Сухого(ПСС) на КнААЗ – 10 лет
В июле 2018 года исполняется 10 лет с момента создания в филиале ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» Управления развития производственной системы Сухого. За этот период специалистам подразделения удалось реализовать несколько десятков проектов, которые позволили предприятию Комсомольска-на-Амуре значительно повысить эффективность своей работы.
Управление развития Производственной системы Сухого (УРПС) в филиале ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» было создано 4 июля 2008 года. Оно занимается продвижением и развитием Производственной системы «Сухого»(ПСС), основанной на философии бережливого производства. Важно отметить, что именно Компания «Сухой» стала пионером среди российских авиастроительных предприятий в области развития производственной системы.
Технологии бережливого производства, – так называемые Lean-технологии, а также заимствованные у японцев «система 5С» и «кайдзен-предложения» (предложения по улучшению, по своей сути схожие с рационализаторскими предложениями) – все это успешно внедряется на Комсомольском авиационном заводе имени Гагарина благодаря работе коллектива Управления, в котором трудятся около 30 специалистов, пришедших из разных цехов и отделов:
- конструкторы,
- технологи,
- специалисты по управлению персоналом.
Все они прошли специальное обучение.
Суть бережливого производства состоит в том, чтобы имеющиеся ресурсы использовать максимально эффективно и с минимальными затратами, а также чтобы в улучшении условий производства принимали участие все без исключения сотрудники предприятия: от директора до рабочего.
На сегодняшний день в филиале ПАО «Компания «Сухой» идет активная работа по внедрению и продвижению 16 проектов ПСС.
Работа по совершенствованию производственной системы «Сухого», активно ведущаяся на площадке филиала ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им Ю.А. Гагарина», получает высокую оценку как на уровне холдинга, так и в Объединенной авиастроительной корпорации. Проекты, реализованные в Комсомольске-на-Амуре, имеют высокую экономическую эффективность и регулярно становятся лауреатами конкурсов.
Только в 2018 году по итогам корпоративного конкурса проектов совершенствования производственной системы «Компании «Сухой» авиастроители КнААЗ завоевали несколько первых мест в номинациях:
- «Агрегатно-сборочное производство»,
- «Обеспечение и складское хозяйства»,
- «Сопроводительные процессы».
Переходящий кубок был присужден за проект:
- «Развитие функционала ИС «Kiosk» для совершенствования «Мобильного АРМ контрольного работника АСП».
Все эти проекты реализовывались в цехах и отделах авиационного завода имени Гагарина в сопровождении специалистов УРПС.
Сегодня руководители и представители многих российских предприятий едут на КнААЗ для обмена опытом по развитию производственной системы (ПС), среди них такие предприятия как:
- Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова,
- Иркутский авиационный завод,
- Российские железные дороги,
- Сбербанк России,
- Амурский судостроительный завод и многие другие.
Планы по выпуску военных и гражданских самолетов
(КнААЗ) имени Ю. А. Гагарина в ближайшие два годы выпустит порядка 60 военных и гражданских самолетов, сообщил ТАСС в четверг губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
“Стоит задача исполнить экспортные контракты, государственный оборонный заказ… Если это 30 самолетов, значит под 30… Плюс 30 самолетов гражданских. Шестьдесят — вокруг этой цифры крутится заказ на заводе”, — сказал Шпорт, отвечая на вопрос ТАСС, сколько самолетов выпустит предприятие в 2018-2019 годах.
Глава региона отметил, что «это очень хорошая цифра» и завод загружен на много лет вперед. Шпорт добавил, что предприятию важно держать баланс «50 на 50» в выполнении гособоронзаказа и заказа гражданских самолетов для эффективной работы.
По теме: