ИВАТУ: «Родина, сложившая крылья», «Традициям верны»

Сохранить нельзя распиливать. Где в предложении поставить запятую? Никто на данный момент не проявит ответственности за решение этого вопроса. В то время, как наш бывший соотечественник и выпускник ИВВАИУ Виктор Талпа за рубежом сохраняет то, что принято считать советским воинским достоянием. Бортинженер на собственные деньги создал музей авиации, перекупая списанную технику, которой в мире осталось не так много. Сегодня это собрание советских самолётов одно из крупнейших за пределами СНГ. Прямо в сердце антирусской Латвии, на рижском аэродроме. В это же время иркутские «препарированные» самолёты, которые составили бы честь многим авиационным музеям, зимуют на аэродроме теперь уже несуществующего училища.

По теме: Сохранить нельзя распиливать.

Как зарождалось и развивалась “Кузнеца кадров” для ВВС России?

Приказом № 161 по военному ведомству в 1872 году по инициативе генерал-губернатора Восточно-Сибирским военным округом генерала от кавалерии Н. П. Синельникова. Это было первое военное училище в Восточной Сибири. 20 сентября 1874 года открыто Иркутское юнкерское училище, которое готовило офицерские кадры из сибиряков. В 1910 году юнкерское училище было преобразовано в Иркутское военное училище.



  • Приказом № 452 от 23 августа 1915 года был введен нагрудный знак Иркутского военного училища. В 1915 году было начато строительство комплекса новых зданий для военного училища и кадетского корпуса, которое прекратилось в 1917 году.
  • 1 мая 1931 года – приказ по ВВС РККА № 55 об основании 4-й Военно-технической школы ВВС РККА, позже Иркутского ВВАИУ.

25 мая 19931 года – приказом № 093 начальником Иркутской школы авиатехников назначается помощник начальника объединенной школы летчиков и авиатехников Иван Иванович Михайлов(1*).


  • 1 октября 1932 года – первый выпуск воспитанников 4-й ВШАТ: 94 младших авиационных техника ( из мотористов) , прошедших ускоренный курс обучения, влились в состав Красной Армии. Приказом РВС они удостоены звания «командир РКА – авиационный техник». Начиная с 1932 года – школа ежегодно выполняет правительственные задания по обеспеченью специальных перелетов. Во время событий на оз.Хасан (1938 г.) курсанты школы и преподаватели собирали самолеты «СБ», отправляемые в район боевых действий.

8 августа 1933 года – приказом РВС № 0763-33 г. Начальником 4-й ВШАТ назначается инспектор авиабригады Павел Григорьевич Фесенко(2*). В сентябре 1933 года – группа начсостава и курсантов впервые оказала большую помощь колхозникам Хомутово в уборке урожая, в ремонте тракторов, проработав там больше месяца. 20 декабря 1933 – состоялся второй выпуск авиатехников. В их числе шесть девушек И.Н. Шипицина, М.К. Филиппова, К.С. Захарова, Л.Н. Каинова, С.И. Озеркова, Е.И. Моисеенко.

  • В 1934 году – 4-я ВШАТ завоевала переходящее Красное Знамя за лучшую постановку спортивно-массовой работы среди войск Забайкальской группы ОКДВА. В июле 1934 – выпускник 4-й ВШАТ авиатехник Е.И. Моторин первым заслужил за спасение экипажа и самолета боевую награду – орден Ленина.
  • В октябре 1935 года – приказом по ВВС № 214 была отмечена группа байдарочников школы, которые прошли 9400 км от Байкала по рекам, озерам и каналам до Москвы…
  • В период 1937-1942 годов – была репрессирована большая группа военно-служащих школы. По имеющемуся в училище «Журналу учета офицерского состава уволенных в запас и убывших в другие части» удалось установить фамилии 32 человек в разные годы арестованных НКВД. Список этот неполный: известно, например, что был репрессирован начальник школы П.Г. Фесенко, забирали и курсантов.

13 мая 1938 года – 4-я ВШАТ была переименована в Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ) 7 июля 1938 года – на должность начальника училища назначается военинженер 2-го ранга Константин Васильевич Иващенко(3*)

Центральный вход в учебный корпус

  • С 11 мая по 16 сентября – училище выполняет задание государственной важности, обеспечивая перелет самолетов на восток через базу Белая в связи с событиями на реке Халхин- Гол.
  • В феврале 1941 года – в связи с потребностью все большего числа авиаспециалистов Иркутское военное авиационно-техническое училище приказом Наркома обороны преобразуется в Иркутскую военную школу авиационных механиков. Все четыре года войны личный состав школы жил настороже, в готовности к ведению боевых действий, к отражению вражеского нападения. Для несения караульной службы ежедневно привлекалось 133 человека. И каждый военный год училище давало не менее трех выпускников авиаспециалистов.
  • В 1942 году – по приказу командования ИВАШАМ направляет на фронт два полнокровных подразделения (под командованием командиров батальонов майоров Г.А. Павлова и В.И. Саморая), внесших свою лепту в разгром фашистких войск под Сталинградом.

29 мая 1942г. – на должность начальника школы вступил военинженер 1-го ранга Иван Михайлович Щелочилин(4*).

В период войны производственные мастерские ИВАШАМ, ныне завод 403 ГА, восстанавливали самолеты и авиационные моторы, которые отправлялись в действующую армию. При нем 10 января 1949 года школа авиамехаников вновь — на целых четверть века! — стала авиационно-техническим училищем, знаменитым ИВАТУ. На эпоху Щелочилина пришелся переход на реактивную технику. Самолеты Ил-28, МиГ-15, Як-28 были освоены в кратчайшие сроки. Преподаватели и инструкторы ИВАТУ творили чудеса, устанавливая турбореактивные двигатели на старые поршневые самолеты: получались вполне надежные тренажеры. На таких «гибридах» обучали курсантов, причем так, что уже через неделю-другую после прибытия в часть иркутских лейтенантов допускали к самостоятельному обслуживанию полетов…

  • В ноябре 1943 года – в школы пилотов было направлено 427 воспитанников ИВАШАМ, то есть часть выпускников сразу же отправлялись для продолжения обучения уже в качестве летчиков.

15 ноября 1943 года – от имени Президиума Верховного Совета СССР ИВАШАМ вручается Красное Знамя как символ воинской чести, доблести и славы, что говорит о высокой оценке деятельности школы, ее роли в подготовке кадров для ВВС За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны двенадцати выпусникам Иркутского училища было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Вот их имена: летчики А.И. Белоус, В.Ф. Дураков, В.А. Земских, С.Х. Марковцев, Н.Д. Миоковов, К.В. Новоселов, А.П. Рубцов, М.И. Рыбак, И.К. Сачко, И.Е. Середа, М.П. Цисельскийи танкист В.Р. Евсеенко.

Алея Героев ИВАТУ

  • В 1948 году – команда Иркутского ВАТУ, участвуя в соревнованиях на первенство ВВС Советской Армии, завоевала общее первое место и была награждена кубком Военно-воздушных Сил.
  • 10 января 1949 – школа вновь переименовывается из Иркутской ВАШАМ в Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ), но уже для подготовки авиатехников для реактивной авиации.
  • В 1952 – офицер училища бегун Г.Г. Ивакин защитил честь страны на XV Олимпийских играх в Хельсинки
  • Ноябрь 1953 года – формирование в училище цикла атомного оружия, преподаватели которого должны были обучать курсантов основам ядерной физики, принципиальным схемам устройства ядерных бомб и средствам защиты от оружия массового поражения

Декабрь 1959 год – начальником Иркутского ВАТУ назначается полковник- инженер Василий Макарович Грищенко(5*).

Пришедший в январе 1960 года на смену генералу Щелочилину Василий Макарович Грищенко (прежде бывший заместителем начальника) командовал ИВАТУ 10 лет. При нем продолжалась стабильная, кропотливая работа, со своей суровой сибирской спецификой подготовки кадров. Аэродромная практика курсантов — в самые лютые морозы. В увольнение — только через подтягивание на турнике. В караул — с полотенцем вместо шарфика… В 60-е окончательно выработался, оформился, отшлифовался тот уникальный иркутский стиль, почерк, по которому легко было отличить иватушника от выпускника любого другого училища.

На сколько он был человечный, приведу пример из своей судьбы: Всем иватушникам должна быть знакома асфальтная дорожка  ведущая под аркой налево в штаб ИВАТУ.

Для меня она приобрела особую значимость при поступлении в училище в 1969 году и успешным (с отличием) окончанием в 1972 году. Именно по ней мы шли с Василий Магарычам (именно так к нему обращался бывший школьник, приехавший с Дальнего Востока) и он принял командирское решение о моём поступлении в порядке исключения(без получения водительских прав по окончанию) после двух контрольных вопросов (какой цвет монетки и кусочка мокрого(после дождя) кирпича поднятого им. За что я ему очень благодарен!  

«Грамотные, спортивные, пробивные офицеры. Командиры видели результаты работы техников и их добросовестное, хозяйское отношение к самолетам»; «Иркутяне — славные парни! От выпивки, правда, не отказывались. В жены красавиц себе выбирали, о семье заботились. На тяготы военной службы не роптали, командиров не обсуждали. Старшие по возрасту и опыту всегда помогали младшим в их становлении» — так в форуме «Иватушники.ру» пишут выпускники тех лет.

  

Учебный класс ИВВАИУ (начало 2000-х годов)

  • 7 марта 1962 года – за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания по разработке новых видов и систем оружия и проявленное при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР выпускнику ИВАШАМ 1943 года подполковнику А.Е. Дурновцеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
  • 20 октября 1967 – Иркутское ВАТУ за заслуги в деле защиты Советской Родины и достигнуты высокие результаты в боевой и политической подготовке в честь 50- летия Великой Октябрьской социалистической революции награждается ЦК КПСС, Президиумом Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР памятным Знаменем.
  • 17 октября 1968 года – приказом министра обороны СССР Иркутскому ВАТУ за достигнутые в социалистическом соревновании в честь юбилея комсомола присвоено имя 50- летия ВЛКСМ.

 

Учебный аэродром ИВАТУ(60-е годы)

Учебный аэродром ИВВАИУ (начало 2000-х годов)

3 ноября 1970 года – в должность начальника ИВАТУ вступил полковник-инженер Солтан Гетагазович Калицов(6*).

Фронтовик с огромным опытом службы «на бетонке» — это именно тот командир, который был нужен училищу для следующего шага вперед. Приняв лучшее техническое училище страны, генерал Калицов твердо вознамерился сделать его высшим. Он сумел заразить этой смелой идеей подчиненных. Работа закипела. Нужно было доказать, что ИВАТУ сумеет готовить инженеров. Уже в 1973 году треть выпускников-техников получила дипломы с отличием. В 1974 году весь выпускной батальон курсантов добился звания отличного. Заметим, что натянуть оценку было невозможно: экзамены принимала государственная комиссия.

За большие заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных сил и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 1975 года ИВАТУ было награждено орденом Красной Звезды. В том же году училище получило статус высшего и стало называться ИВВАИУ. Новое название оказалось труднопроизносимым, и последующие три десятилетия жители Иркутска (да и сами сотрудники) называли училище по старинке — ИВАТУ.

Итак, в 1975-м состоялся первый набор будущих инженеров по эксплуатации самолетов и двигателей. С 1976 года началась подготовка инженеров по авиационному оборудованию. Конкурс на «вышку» был 4 человека на место! Сегодня, по прошествии почти 36 лет, можно сказать, что те первые наборы дали, пожалуй, самый большой процент руководителей инженерно-авиационной службы в полках и дивизиях ВВС и авиации флота, а также кандидатов и докторов наук, профессоров.

  • 13 декабря 1972 – за высокие показатели в боевой и политической подготовке, достигнутые в социалистическом соревновании в ознаменование 50- летие образования СССР, ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, СМ СССР наградили Иркутское ВАТУ Юбилейным почетным Знаком.
  • 1975 год – постановлением СМ СССР № 641-203 Иркутское ИВАТУ было преобразовано в Иркутское ВВАИУ с пятилетним сроком обучения.
  • С 20 февраля по 6 марта 1975 года – группой курсантов и офицеров Иркутского ВВАИУ проведен лыжный поход агитпоход от Ангары до Лены, посвященный 30 летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
  • 1 сентября 1975 года – приступил к обучению первый набор курсантов по высшей программе на факультете летательных аппаратов (ФЛА).
  • 30 апреля 1975 года – Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных Сил СССР и в связи с 30- летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне училище было награждено орденом Красной Звезды.
  • 1975 году – были образованы факультет авиационного оборудования (ФАО) и такие научно- исследовательские подразделения училища – НИЛ-1 и НИЛ-2.
  • С октября 1978 года – начала выполнять первые заказы исполнителей лаборатория ЭВМ, положившая основу создания в училище вычислительного центра.
  • 1981 год – первые золотые медалисты училища: Перминов В.Г., Панкратов В. И., Третьяков А.А.

В июле 1982 года – на должность начальника Иркутского ВВАИУ был назначен генерал- майор авиации Борис Иванович Рожков(7*).

  • В 80-е годы – впервые в вузах ВВС курсанты Иркутского училища в рамках отведенного учебным планом времени на первом курсе стали изучать прогрессивные алгоритмические языки : «Паскаль» и «Бейсик», и ЭВМ стали применяться командованием для управления учебно-воспитательным процессом.
  • 1986 год – ввод в строй первой очереди станции испытаний авиационных двигателей- второй в вузах ВВС.
  • 1987 год – введен профессионально- психологический отбор абитуриентов в училище.
  • Произведен набор курсантов по специальности авиационное радиоэлектронное оборудование в связи с открытием очередного факультета – РЭО. Закончено оборудование зала тренажеров.

За 80- е года у училище выполнено 103 научно – исследовательские работы, из которых 53 по заказу Главкомы ВВС в порядке соисполнительства с другими вузами и НИУ, 18 хоздоговорных работ и 32 работы в которых училище выступало как головной исполнитель. На большинство работ были получены акты реализации. Организуется регулярное издание научно-технических сборников. Всего за этот период выпущено 18 сборников, в которых опубликовано было более 600 научных статей ученых, педагогов и инженеров училища

  • 1988 год – открытие адъюнктуры.

1991 год – начальником Иркутского ВВАИУ назначается выпускник училища 1968 года полковник Александр Григорьевич Барсуков(8*).

Последние отцы-генералы

Генерала Калицова(6*) курсанты называли папой, откровенно побаивались его, свято помня, что любая кривая короче прямой, проходящей мимо начальника. Папина «Волга» всегда появлялась там, где ее меньше всего ждали, а дать разгон провинившимся Солтан Гетагазович умел. Даже сейчас пятидесятилетние полковники хоть и с улыбкой, но внутренне поеживаясь вспоминают свои курсантские встречи с грозным генералом. Калицов командовал училищем 12 лет.

В 1982 году ИВВАИУ возглавил генерал Борис Иванович Рожков(7*). При нем в училище стали проводиться крупные научные конференции ВВС. Разработки иркутских преподавателей рекомендовались другим авиационным вузам страны для внедрения.

В 1980-е училище традиционно привлекалось к крупным общегородским мероприятиям, среди которых вспоминается празднование в 1986 году 300-летия присвоения Иркутску статуса города. На стадионе «Труд» прошло показательное выступление физкультурников, напомнившее безукоризненной слаженностью еще не забытые сцены открытия Олимпиады-80 в Москве. В роли физкультурников выступали курсанты ИВВАИУ…

В 1987 году открылся факультет радиооборудования, в 1988-м — собственная адъюнктура. Мечта генерала Калицова об иркутской Жуковке приобретала зримые черты.

В 1991 году должность начальника ИВВАИУ принял Александр Григорьевич Барсуков(8*). Он стал последним из славной плеяды отцов-командиров. На его долю пришлись непростые времена распада СССР, начало так называемого реформирования армии. Тем не менее под руководством генерала Барсукова было сделано очень многое. Открылся факультет авиационного вооружения, и училище встало в один ряд со знаменитыми инженерными вузами ВВС. Увеличился набор адъюнктов, начал действовать собственный диссертационный совет. Открылся авиационный лицей, фактически игравший роль кадетского корпуса при военном училище. Быстро строилось жилье для постоянного состава.

В смутные девяностые ИВВАИУ пришлось столкнуться со всеми проблемами нового времени: от наркомании, просочившейся в курсантскую среду, до рэкета. Но решимости командиров и запаса нравственного здоровья курсантов хватало, чтобы вовремя и выявлять, и безжалостно отсеивать дурное семя. Научившись защищать себя от «ветров перемен», училище вошло в третье тысячелетие на подъеме, на пике своей формы.

Размышления на руинах

…Должность начальника училища никак не может быть проходной, просто ступенькой к следующему чину. Она требует полнейшей самоотдачи и непрерывного, многолетнего самосовершенствования руководителя. Для тысяч курсантов и сотен офицеров начальник училища — это первый после Бога человек. Он и высший суд, и высшая справедливость, и последняя надежда. Было совершенно правильно, когда начальники командовали по десять и более лет. За такой срок командир душой прикипал к училищу, жил и дышал его делами и где-то в глубине души мог себе признаться: училище — это я. В том смысле, что вся жизнь положена на алтарь службы и все успехи и поражения, все хорошее и плохое, что происходит в училище, — все ассоциируется с именем его командира.

Арестплощадка для угнанных автомобилей в Иркутске развернули на бывшем учебном аэродроме

По теме:  Против варваров ХХI века

Едва эта традиция была нарушена, а должность превращена в генеральский трамплин для «особо отличившихся» полковников — училище рухнуло.

В апреле 2000 года на должность начальника училища прибыл полковник Владимир Вячеславович Федоров(9). Слава Богу, он не слишком вмешивался в отлаженную работу учебных и научных подразделений вуза, и многое, начатое до него, продолжилось. Благополучно дождавшись заветных погон и лампасов, свежеиспеченный генерал Федоров в 2004 году передал дела следующему «очереднику» — полковнику Игорю Ивановичу Величко(10). Тот развернул бурную деятельность, результаты которой сейчас хорошо видны всякому, кто проезжает по Советской…

Продержавшись в «сибирской ссылке» четыре года и получив генеральский чин, в начале сентября 2008 года Величко убыл в Москву. Как говорили — для решения вопроса о своей дальнейшей службе. Заодно должно было выясниться, кто станет новым начальником училища.

…Последовавшие события хорошо известны. Вместо нового начальника прибыла «специально обученная» комиссия, затем — устный приказ министра обороны о закрытии ИВВАИУ. В начале января 2009-го самолетами Ил-76 из Иркутска, словно из зачумленного города, спешно вывезли в Воронеж всех курсантов и часть оборудования. Протесты и митинги иркутян, голодовки сотрудниц училища не помешали развернувшейся «оптимизации» и «модернизации».

После эвакуации курсантов и разгона преподавателей и командиров в училище осталась небольшая команда для завершения передачи дел и имущества в Воронежский университет.

Первого апреля 2010 года Иркутское высшее военное авиационное ордена Красной Звезды училище окончательно прекратило свое существование и было официально расформировано.

В стенах училища подготовлено более 80 тысяч военных авиационных специалистов. Среди выпускников 14 Героев Советского Союза, Герой Российской Федерации, руководителей ИАС ВВС 27 генералов, десятки докторов и кандидатов наук.

Суворовское училище появится в Иркутске к 2023 году

На территории бывшего Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ) ведутся работы по строительству Суворовского училища. Идея его создания появилась в прошлом году — тогда же губернатор Иркутской области Игорь Кобзев доложил о планах президенту России Владимиру Путину.

Кобзев считает, что жители Иркутской области заинтересованы в восстановлении исторической справедливости после закрытия ИВВАИУ. «Выпускники Суворовского училища, в числе которых будут дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получат возможность поступить в лучшие военные учебные заведения страны», — сказал он.

Что в итоге?

И вот прошлым летом было решено создать Суворовское училище. Данную идею одобрил президент России. В сентябре 2020-го было подписано соглашение об организации деятельности федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Иркутское военное суворовское училище» Министерства обороны России. В новом училище будут созданы учебно-административный корпус, столовая, спальный корпус на 560 мест, медпункт, крытый спортивный комплекс, стадион с трибунами, гимнастическая площадка и плац.

Вопрос подведения инженерно-коммуникационных сетей к месту строительства местными властями уже проработан. Получены технические условия, согласованы и подписаны договоры на технологическое присоединение к централизованной системе водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения и электроснабжения. Также проведена государственная историко-культурная экспертиза. Исторические объекты, которые планируется задействовать под училище, будут отреставрированы.

29 июля 2021 года, премьер-министр России Михаил Мишустин побывал на площадке бывшего авиационного инженерного училища. Он пообещал помочь финансированием из федерального бюджета, чтобы новое Суворовское училище появилось уже в 2023 году. «Здесь много истории. Здорово! По лекалам, которые есть, например, Тверское училище, нужно будет доработать проект. Мы должны вместе с вами, с Минобороны и Министерством строительства проработать схему размещения, количества и дату, но думаю, что до 2023 года надо заканчивать», — сказал Мишустин.

Первый набор в иркутское училище составит 240 воспитанников. Принимать будут тех, кто закончил 4, 5 и 6 классы средних школ. К вступительным экзаменам, после собеседований с психологами, будут допущены все желающие независимо от места жительства в России.

Воспитанников училища обеспечивают личным ноутбуком, школьной канцелярией, учебниками и формой. Ежемесячно каждому выплачивается денежное довольствие в размере одной тысячи рублей, детям-сиротам – две тысячи.

Минобороны России предъявляет высокие требования к образованию в военных училищах. Обучение в СВУ базируется на классической методике средней школы с углубленным изучением предметов. Дополнительное образование включает обширные историко-культурные, художественно-эстетические, военно-патриотические программы, усиленные тренировки по разным видам спорта, лабораторные практики по биологии, химии, физике,  уроки по техническим дисциплинам: робототехнике, компьютерному программированию, авиа и судомоделированию. Обязательны занятия танцами и другими видами искусств.

По теме:

2 thoughts on “ИВАТУ: «Родина, сложившая крылья», «Традициям верны»

  1. Мнение: Разум восторжествовал, следующий шаг, если ни всё распилено(потеряно)варварами – это музей авиации, ибо это будет память для потомков и привлечение молодёжи к авиации…

  2. Мнение: Это по сути возвращение былой славы ИВАТУ через новые поколения современной России: УРААА!!!

Comments are closed.