Мировая авиакосмическая промышленность

Авиационная промышленность — это составная часть авиакосмической промышленности (вторая составляющая – ракетно-космическая промышленность) в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники, продажа и послепродажное (гарантийное) обслуживание, а также расследования лётных происшествий.

Поэтому только промышленно развитые страны способны производить все виды её продукции


Мировая авиационная промышленность включает :
Авиационная промышленность США…
Авиационная промышленность России…
Авиационная промышленность Великобритании
Авиационная промышленность Франции
Авиационная промышленность Германии…
Авиационная промышленность Украины…
Авиационная промышленность Израиля…
Авиационная промышленность Ирана…
Авиационная промышленность Канады… (Bombardier Aerospace)
Авиационная промышленность Бразилии… (Embraer)
Авиационная промышленность Китая
Авиационная промышленность Марокко: перспективный сектор, выросший в 6 раз за последние 10 лет

Мировая авиационная промышленность развивается очень быстро. Это можно объяснить тем, что данная отрасль машиностроения очень важная для военно-промышленного комплекса страны. Конечно же, каждая страна старается наращивать свою военную мощь, поэтому и вкладывает большое количество средств в эту отрасль…

Для справки>> Авиапром Италии:

В 70-е годы в итальянские ВВС поступили средние транспортные самолеты собственного производства G-222 в количестве 56 машин, еще столько же было выпущено для зарубежных покупателей. При этом итальянский авиапром специализируется на разработке и производстве учебно-боевых самолетов. Так, начал поступать на вооружение и на экспорт многоцелевой SF-260, разработанный еще в 60-е, причем его производство продолжается до сих пор. В частности, ВВС Италии к 45 единицам SF-260АМ, произведенным в 70-е годы, уже в ХХI веке получили 30 SF-260ЕА. Общее количество выпущенных машин этого типа составляет не менее 860 единиц, их приобрели более 30 стран. Крупнейшим покупателем стала Ливия, получившая до 240 самолетов, из них не менее 20 было потеряно в ходе различных войн. ВВС Шри-Ланки активно применяли SF-260 в боях против движения тамильских сепаратистов ТОТИ. В небольших количествах G-222 и SF-260 закупали и США. Учебно-боевой самолет МВ339 также поступил в производство в 70-е и выпускается до сих пор. В частности, для ВВС Италии были сначала построены 107 учебных МВ339А, а уже в этом веке – 30 штурмовиков МВ339СD.

Еще до 100 машин поставили на экспорт. В частности, десять самолетов получили ВВС Аргентины, из них половина потеряна в военных действиях на Фолклендах, три машины англичане захватили на земле. ВВС Эритреи использовали МВ339 в войне с Эфиопией, как минимум один самолет был сбит. Производство и экспорт вертолетов расширились за счет первой машины А-109 собственной разработки компании «Агуста», легкие вертолеты в различных модификациях выпускаются для различных стран, включая США, до сих пор. Эксплуатируются не менее 600 единиц винтокрылых машин.

Особенности авиационно-космической промышленности(АКП)

Производственное оборудование авиационно-космической промышленности соответствует сложности ее продукции. В ней широко применяются и новейшие станки, и ручной труд искусных мастеров. Многим узлам ракет и космической техники необходима прецизионная обработка, они должны функционировать даже более надежно, чем самолетные изделия; производственные площади таких предприятий похожи скорее на лаборатории, нежели на заводские цеха.
Напротив, производству самолетов до сих пор присущи те же способы работы с листовым металлом, что применялись в самолетостроении1930-х годов. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предшествуют выпуску всех новых типов продукции авиационно-космической промышленности, кроме малых самолетов гражданской авиации (их производство часто заимствует результаты изысканий из других областей техники). В структуре отрасли выделяют самолето- и вертолетостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и др. Полным набором подотрослей обладают лишь несколько экономически высокоразвитых стран. Для успеха фирмы на рынке авиационно-космической техники необходимы определенные условия, а именно:
1) техническая компетенция и постоянство кадрового состава;
2) достаточный опыт выпуска продукции по своим конструкторским разработкам;
3) умелая организация сбыта готовых изделий;
4) диверсификация производства;
5) эффективность затрат;
6) устойчивость финансового положения.
Перспективными для долгосрочного развития промышленности представляются авиалайнеры и космическая техника. Сокращение рынка вооружений, похоже, может быть скомпенсировано объемом продаж на других секторах рынка,
достаточных для получения приемлемых прибылей. По темпам развития авиационно-космическая промышленность(АКП) превзошла другие отрасли и приобрела определяющее значение для современной цивилизации…

В мире существуют только три центра — Россия, США и ЕС, — имеющие научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и про­мышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство авиационной и космической техники в широком спектре потребностей мирового рынка. Высокая наукоемкость производственного процесса обусловлена сложностью продукции, которая выпускается в небольших количествах (авиалайнеров — в мире около 1 тыс. в год, вертолетов — 600—1000). Поэтому только промышленно развитые страны способны производить все виды её продукции (средняя стоимость 1 кг магистрального пассажирского самолёта составляет 1000 долларов США, а стоимость 1 кг автомобиля – 20 долларов). Все производства АКП — наукоемкие трудоемкие с высокой долей среди персонала инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабо­чих. А высокая степень капиталоемкости от­расли определяет высокую ее монополизацию (даже в ведущих странах насчитывается лишь по 3-4 фирмы). Для размещения крупных предприятий АКП внутри отдельных стран характер­но тяготение к крупным агломерациям и городам, располагающим научно-исследовательскими учреждениями. Оказывают влияние и другие факторы, например, заинтересованность фирм, военно-стратегические соображения и пр. Особенностью авиационного транспорта являются высокие требования к надёжности и безопасности обслуживания. Это вызывает необходимость проведения большого объема наземных и летных испытаний для получения сертификата на новое воздушное судно. Выполнение таких работ требует длительных сроков:
от 5 – 7 для самолёта, пилотажно-навигационного комплекса и агрегатов;
до 10 – 12 лет – для двигателя. Такие сроки разработки требуют больших и долгосрочных капиталовложений…

Авиационная промышленность США

Авиационная промышленность США (составляющая часть аэрокосмической и оборонной (индустрия A&D) промышленности) по уровню развития передовых технологий, масштабам и объёму производства, номенклатуре выпускаемой продукции и числу занятых в производстве занимает первое место в мире. Высокоразвитая производственная база отрасли обеспечивает разработку, выпуск, модернизацию,
ремонт и утилизацию всех типов современных самолётов, вертолётов и беспилотных летательных аппаратов. Авиапром является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей ВПК США. Развитию американской авиационной промышленности в значительной степени способствуют масштабные государственные заказы. В США официальная правительственная поддержка осуществляется путём бюджетного финансирования разработок новых технологий. По данным Института Бейкера (США), около 50% всех государственных субсидий приходится на авиакосмическую отрасль. В результате в этой отрасли около 70% общего объема затрат на НИОКР (около 20 млрд. долл. в год) идет за счет государственного финансирования.

Авиакосмическая промышленность США сосредоточена в основном в Южной Калифорнии, где военная промышленность в годы Второй мировой войны разрослась здесь до крупных размеров и сложилась в разветвлённый многоотраслевой комплекс. С 1985 года доля авиапрома США на мировом рынке продаж упала с 72 % до 56 %, главной причиной этого стала конкуренция европейского консорциума Airbus. Авиационная промышленность формировалась первоначально как военная отрасль и лишь со временем стали производиться и гражданские самолеты (крупные пассажирские авиалайнеры и небольшие самолеты и вертолеты, необходимые для нужд народного хозяйства). В настоящее время самолеты и вертолеты делают более 20 стран мира, но лидируют в мировом авиастроении США. Анализ данных по АКП показывает, что разные страны, даже промышленно развитые, значительно отличаются и по объему производства авиационной и ракетно-космической техники, и по количеству фирм, принимающих участие в этом про­изводстве. По числу крупнейших фирм в отрасли и объемам их продаж с большим отрывом лидируют США. США контролирует 2/3 мирового рынка гражданской авиации.

Только на предприятиях компании «Боинг» («Boeing») в 1997 г. было построено 388 лайнеров (в т. ч. 55 выпустило отделение «Макдоннел-Дуглас» — «Мс Donnell»). США готовы открыть свои границы для трансатлантических объединений, ко­торые приведут к появлению «игроков» мирового масштаба и создадут возможности для приобретения американских компаний АКП иностранными фирмами. Такая тактика может содействовать тому, что запланированное образование Европейской авиакосмической и военной компании «European Aerospace and Defence Company» — «EADC» станет казаться все менее выгодным. В авиакосмической промышленности США численность работающих в 3 раза больше, чем в странах Западной Европы. На эту страну приходится 54% про­даж авиационной техники в мире. Ведущие фирмы США производят разную по назначению военную и гражданскую авиатехнику («Боинг» («Boeing») и «Макдоннел» («Me Donnell Douglas») — преимущественно авиалайнеры, «Локхид Мартин» («Lockheed Martin») и «Нортроп Грумман» («Northrop Grumman») — воен­ную технику и т. д. Их роль в мировом авиастроении очень велика. На вооружении большинства стран НАТО в Западной Европе находится авиатехника США. Крупные центры авиакосмической промышленности имеются во многих штатах. Однако особо выделяются тихоокеанские штаты и прежде всего Калифорния, где находится «авиаракетно-космическая столица» США – Лос-Анджелес

Главный стержень индустрии Калифорнии это, безусловно, военная промышленность, рост которой в военные и особенно послевоенные
годы стал еще одним исключительно мощным стимулом дальнейшего хозяйственного развития Южной калифорнии. Зародившись в крупных масштабах в годы второй мировой войны, когда Тихий океан оказался главным для США театром военных действий, военная промышленность возросла здесь до чудовищных размеров и сложилась в разветвленный многоотраслевой комплекс.
Ядро этого комплекса – авиакосмическая промышленность (АКП), в которой занято непосредственно около 135 тыс. человек, здесь производят примерно 1/4 всех самолетов и почти половину ракетной техники страны, имеют свои крупные (часто главные) предприятия почти все основные корпорации отрасли, за исключением, пожалуй, лишь “Боинга”, но и эта фирма передает в Южную калифорнию около четверти своих заказов по линии субконтрактов. В районе расположены огромные, более чем по 10 тыс. занятых, головные заводы “Макдоннелл-Дуглас” (в Лонг-Биче) “Локхид” (в Бербанке), производящие авиалайнеры и военно-транспортные самолеты.

В Хоторне “Нортроп” выпускает самый ходкий экспортный истребитель “Тайгер”, а в Пика-Ривера, на заводе, купленном у “Форда”, – прототип “малозаметного” бомбардировщика “Стелт”. В Эль-Сегундо расположен головной домплекс штаб-квартир и лабораторий корпорации “Рокуэлл интернэшнл”. Выпуск готовых летательных аппаратов опирается в Южной Калифорнии на прочную базу множества вспомогательных предприятий по производству узлов и деталей. Среди них есть и поистине гигантские заводы вроде предприятия “Рор индастрис”
в Чула-Висте на 7,5 тыс. занятых (примечательно, что четверть его продукции отгружается в шт. Вашингтон для “Боинга”). На обслуживании этого производства выросла мощная радиоэлектронная промышленностью в которой занято более 200 тыс. человек, из них примерно половина – в производстве средств связи и треть – в производстве электронных компонентов. Эта отрасль является главным профилем специализации округа Ориндж, где она разбросана по многим городам. Большую роль играет и Сиэтл – главная вотчина компании Боинг…

Ассоциация авиакосмической промышленности (AIA) опубликовала «Факты и цифры 2018 года: Аэрокосмическая и оборонная промышленность США»
Прошлый год (2017 год) был очень удачным для аэрокосмической и оборонной промышленности США, принеся $865 миллиардов дохода, что составило 4% ВВП страны. Но какие именно отрасли промышленности принесли этот успех после двух лет относительно гладкого роста? Согласно отчету Ассоциации авиакосмической промышленности (AIA), наибольший вклад в Make America Great Again внесло увеличение поставок пассажирских самолетов, самолетов общего назначения* и гражданских космических систем. AIA сообщила о 6-процентном увеличении производства гражданских самолетов в США (в эти данные входят вертолеты,
транспортные и пассажирские самолеты). Всего частным и государственным заказчикам было поставлено 2808 единиц, в том числе 763 транспортных самолета, 449 вертолетов и 1596 самолетов общего назначения.

А вот поставки военных самолетов сократились с 561 в 2016 году до 538 в 2017 году из-за сокращения поставок военных вертолетов и учебно-тренировочных самолетов. Рабочая сила достигла 2.4 млн. человек, что составляет почти 20% рабочей силы нации. Заработная плата сотрудников на 81% выше средней по стране.
Правительство США наращивает инвестиции в оборону и космос.

Поставки военных самолетов 2012-2017 гг
. Серый цвет – истребители/штурмовики, красный – патрульные самолеты, желтый – вертолеты, голубой – тренировочные самолеты, фиолетовый – транспортники/заправщики. На 2,2% с рекордных показателей 2016 года снизился экспорт аэрокосмической и оборонной промышленности США, но страна сохранила статус крупнейшего экспортера в мире. Согласно отчету, промышленность экспортировала продукцию на сумму $143 миллиарда и импортировала продукцию на сумму $56,9 миллиарда, получив положительное сальдо торгового баланса примерно в $85,9 миллиарда. Это положительное сальдо торгового баланса является вторым по величине в истории и крупнейшим для любой отрасли промышленности США…

Экспорт аэрокосмической и оборонной промышленности США 2005-2017 гг.
Красным цветом – гражданского назначения, голубым – военного. Подавляющее большинство коммерческого экспорта на сумму $122,8 млрд было направлено в Китай ($16,3 млрд), Францию ($13 млрд) и Великобританию ($10,1 млрд), говорится в сообщении. *Авиация общего назначения – В США к авиации общего назначения (англ. general aviation) относится вся авиация, кроме военной и пассажирской, работающей на регулярной основе…
Ориентиры для отечественного авиапрома ГА…
Ориентиры для отечественного авиапрома ВА…
ВМФ США…

По теме: 

Новости мирового авиапрома

Успехи аэрокосмической и оборонной промышленности США в 2017 году

AirBridgeCargo урегулировала спор с лизингодателем BOC Aviation

Российская Авиакомпания AirBridgeCargo, входящая в группу «Волга-Днепр», заключила мировое соглашение с китайским лизингодателем BOC Aviation (подконтролен Bank of China). Согласно отчётности перевозчика за 2023 год, AirBridgeCargo вернула два самолёта Boeing 747 лизингодателю, что позволило избежать судебных претензий на сумму $406,2 млн. Об этом сообщил «Интерфакс». В апреле 2023 года Окружной суд Нью-Йорка удовлетворил требование BOC Aviation …

нет комментариев

«Роскосмос» представил облик коммерческого модуля РОС

Госкорпорация «Роскосмос» на выставке Dubai Airshow 2023, проходящей в ОАЭ, представила облик коммерческого модуля перспективной Российской орбитальной станции (РОС). Об этом госкорпорация сообщила в Telegram.   В «Роскосмосе» отметили, что модульный принцип построения РОС позволяет адаптировать станцию под самые разнообразные задачи. «Коммерческий модуль может включать в себя каюты для размещения экипажа, панорамные иллюминаторы кругового обзора, зону кают-компании для отдыха …

нет комментариев

«Александров — Калинин АК-1» – первый пассажирский самолёт

По завершении Гражданской войны в 1922 году в Советской России возникла острая необходимость организации воздушного сообщения. Собственных разработок самолётов у Советского Союза (1922-1991) на тот момент не было, поэтому приходилось закупать их у других стран. Изначально, в роли первого пассажирского самолёта мог выступить «Илья Муромец», созданный Игорем Сикорским в 1913 году. Но планы нарушила Первая …

Самолет Z5 Pathfinder с уникальной конструкцией крыла

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.   Почти все самолеты — как современные, так и прошлого — собирались и собираются …