Экскурс в историю авиационной промышленности Франции

Авиационная промышленность Франции сформировалась в начале 20-го столетия на базе большого числа полукустарных предприятий. В 1914 во Франции, ставшей мировым авиационным лидером, было 20 самолётостроительных и 13 двигателестроительных заводов, производительность которых достигала 541 самолёта и 1065 двигателей в месяц.



Первые шаги в самолетостроении. Особенности исторического развития

В Первую мировую войну было выпущено 67892 самолёта и 85316 авиадвигателей (только в 1918 соответственно 23669 и 44569), в это время произошло укрупнение производителей авиатехники и двигателей ( 10 самолётостроительных и 6 двигателестроительных фирм), расширилась научно-экспериментальная база.

В 1921—1922 французский авиапром вышел на 1-е место в мире ( выпускалось до 3,5 тысяч самолётов в год). Но с 1930 года французская авиапромышленность постепенно теряла лидерство в конкуренции с Великобританией, Германией и США.

В 1932 году выпущено 400 самолётов, в 1935 году произведено 500 самолётов. В ходе последующей национализации и концентрации авиапромышленности в 1936 году, из десяти основных авиационных фирм было образовано шесть. В это время национальная французская авиапромышленность стала постепенно сдавать свои позиции, и авиационная техника закупалась за границей.

В 1939 году, благодаря вмешательству государства, годовое производство возросло до 3200 самолётов, что впрочем, не предотвратило германской оккупации и перехода контроля над авиапромом к немцам. В период оккупации часть предприятий выполняла заказы для люфтваффе, выпуская разведывательные, транспортные и вспомогательные машины. Авиационными моторами французского производства оснащались штурмовики Хеншель-129, транспортные Гота-244 и Мессершмитт-323.

Послевоенный период авиапрома Франции

В отличие от Германии и Австрии промышленные предприятия Франции почти не пострадали от разрушительных налётов английских и американских бомбардировщиков.

Это, а так же формальное вхождение Франции в число стран победителей, что повлекло отсутствие в отличие от Германии и Японии ограничений на разработку боевых самолётов, позволило быстро возобновить производство для нужд национальных ВВС.
Первым послевоенным серийным французским боевым самолётом стал «Дассо» MD-450 «Ураган».

Прототип поднялся в воздух 28 февраля 1949 года. На нем стоял двигатель “Нин” 102 с взлетной тягой 2270 кг, выпускавшийся по лицензии фирмой “Испано-Сюиза”.

Самолет MD 450 “Ураган” предназначался для использования днем в простых метеоусловиях в качестве одноместного истребителя и истребителя-бомбардировщика.

Основным вооружением MD 450 “Ураган” являлись четыре пушки типа калибра 20 мм, установленные в нижней части фюзеляжа. Под крылом можно было подвешивать различные средства поражения наземных целей: 16 НУР Матра-Брандт Т-10, бомбы или баки с напалмом общей массой до 500 кг под каждым крылом.

Программа создания этого самолета стала знаменательным событием, говорящим о послевоенном возрождении французской авиационной промышленности.
Фирма “Дассо” при проектировании Урагана пошла по достаточно консервативному пути. В 1947 году, когда этот самолет проектировался, в США и Советском Союзе уже разрабатывались первые реактивные истребители F-86 и МиГ-15 со стреловидным крылом.

Конструкторы выбрали достаточно распространенную во второй половине 1940-х годов схему, рассчитанную на достижение максимальных скоростей в пределах 950 км/ч. Это был низкоплан с прямым крылом и хвостовым оперением небольшой стреловидности, с веретенообразным фюзеляжем круглого сечения. Максимальный диаметр фюзеляжа, находившийся примерно посередине длины машины, определялся размерами центробежного компрессора ТРД. Воздухозаборник двигателя располагался в носовой части самолета.

Созданием «Урагана» Дассо удалось завоевать репутацию надежного и перспективного разработчика и производителя реактивной боевой авиационной техники. “Ураган” стал той опорной площадкой, с которой стартовали успехи фирмы “Дассо”, да и всей авиационной промышленности Франции в деле создания современных истребителей.

После успеха «Урагана» на его базе была разработана более продвинутая машина. Самолёт известный как MD.452 «Mистер» I (Mystere – загадка, тайна) поднялся в воздух в начале 1951года. Первый опытный образец «Mистер I» представлял собой «Ураган» с крылом стреловидностью 30 градусов.

Следующим шагом стал «Mистер» II, который строился серийно. Истребитель разгонялся на уровне моря до 1040 км/ч.[…]

Современное положение дел авиапрома Франции

Авиационная промышленность является одной из ведущих отраслей в структуре военно-промышленного комплекса Франции. Основу ее производственной базы составляют около 50 крупных предприятий, на которых занято более 40 тыс. человек. Данные мощности обеспечивают полный производственный цикл: разработку, выпуск, ремонт, модернизацию и утилизацию авиационной техники (AT) и ее компонентов.

В состав авиапрома Франции входят четыре сборочных предприятия, где налажен выпуск самолетов и вертолетов разных типов, беспилотных летательных аппаратов (БЛА), а также предприятия по производству авиационных двигателей и других компонентов. Основные ремонтные мощности размещены совместно с производственными, в то же время имеются и специализированные ремонтные предприятия.

Научно-исследовательская база отрасли насчитывает около десяти организаций и лабораторий, занимающихся опытно-конструкторскими работами (ОКР). Французские компании авиационной отрасли активно участвуют в межгосударственной военно-промышленной кооперации, что в значительной мере способствует развитию технологической базы, совершенствованию организации и повышению эффективности производства, а также оптимизации материально-технического обеспечения (МТО) и ремонта AT.

Основная часть предприятий этой отрасли сосредоточена в южной и юго-восточной Франции – в регионах Аквитания (города Бордо, Биарритц, Бордес, Мон-де-Марсан, Мериньяк) и Прованс-Альпы-Лазурный берег (города Мариньян, Истр). Парижский регион представлен предприятиями по сборке БЛА, ремонтными заводами, а также научно-исследовательскими организациями (НИО, города Париж, Ле-Бурже, Сен-Юту, Казо).

Разработка перспективных планов производства авиационной техники, организация военно-технического сотрудничества, а также управление и контроль за выполнением программ приобретения ВВТ для национальных ВВС возложены на главное управление вооружения (ДЖА – Дирексьон женераль де л’армеман). Координацию внутриотраслевых кооперационных связей и контроль за реализацией программ производства на предприятиях осуществляет Французское аэрокосмическое промышленное объединение (ЖИФАС – Групеман дез индюстри франсэз аэронотик и спасьяль).

Ведущими производителями AT военного назначения во Франции являются:

1. Самолетостроительная корпорация Dassault Aviation (“Дассо авиасьон”), выпускающая многоцелевые истребители.

2. Многопрофильная корпорация “Эрбас груп”, в номенклатуре продукции которой представлены самолеты вспомогательной авиации, вертолеты различного типа и беспилотные летательные аппараты.

3. Лидером вертолетостроения Франции является компания “Эрбас геликоптерс”

4. Производство всех видов авиационных двигателей налажено на предприятиях корпорации “Сафран”.

5. Специализированные ремонтные предприятия авиапрома Франции

1.На предприятиях “Дассо авиасьон” и в научно-исследовательских центрах осуществляются разработка, сборка, материально-техническое обслуживание и ремонт самолетов военного и гражданского назначения. В номенклатуру производимой в настоящее время продукции военного назначения (ПВН) входят истребители Рафаль”. На заводах этой же корпорации проводятся работы, связанные с ремонтом и модернизацией состоящих на вооружении национальных ВВС истребителей “Мираж” всех модификаций, а также базовых патрульных самолетов (БПС) “Атлантик”.

“Дассо авиасьон” является корпорацией с преобладанием частного капитала. По состоянию на апрель 2015 года основную часть активов контролировала промышленная группа “Марсель Дассо” – 55,55% акций, корпорация “Эрбас груп” – 23,36%, 15,65% акций находились в свободном обращении, руководству “Дассо авиасьон” принадлежало 5,44% В настоящее время общая численность занятых в корпорации превышает 11,5 тыс. человек, из них во Франции – 9,2 тыс.

Благодаря подписанию ряда экспортных контрактов в I квартале 2015 года общий портфель заказов корпорации составил 3,7 млрд евро, почти в 14 раз превзойдя показатель I квартала предыдущего года, а тот вырос более чем на 60% относительно того же периода 2014-го, достигнув 756 млн.

Сборочное предприятие корпорации “Дассо авиасьон” располагается в г. Мериньяк (департамент Жиронда). Здесь осуществляется финальная сборка истребителей “Рафаль” F3. Программа производства предусматривает поставку 286 истребителей для ВВС и ВМС страны. По состоянию на начало 2015 года на вооружение поступило 144 самолета. Средний темп сборки истребителей “Рафаль” в период с 2010-го по 2014-й поддерживался на уровне 11 единиц в год, что обеспечивало рентабельность производства в условиях отсутствия экспортных заказов.

По “Программе строительства и технического оснащения вооруженных сил на 2014-2019 годы” было запланировано сохранение средних ежегодных темпов выпуска самолета. Однако в связи с заключением в первой половине 2015 года ряда соглашений на производство 74 истребителей “Рафаль” для нужд ВВС Египта (24 единиц), Индии (36) и Катара (24), а также 42 истребителей для МО Франции ежегодный выпуск, возможно, будет скорректирован. Кроме того, в настоящее время на заводе начаты работы по модернизации десяти самолетов “Рафаль” F1 ВМС Франции до уровня “Рафаль” F3. Ввод в строй модернизированных образцов намечен был на 2016-2017 годы.

Ударный БЛА «Нейрон» впервые выполнил полет в едином строю с пилотируемыми самолетами

Корпорация “Дассо авиасьон” выступает генеральным подрядчиком в работах по программе создания БЛА “Нейрон”, инициированной Францией в 2003 году и поддержанной Италией, Испанией, Швецией, Грецией и Швейцарией. Целью программы являлось создание полнофункционального опытного образца малозаметного ударного БЛА, первый полет которого состоялся в декабре 2012 года. С октября 2014-го по февраль 2015 года проводились летные испытания аппарата на французской авиабазе в г. Истр (департамент Буш-дю-Рон). В настоящее время образец проходит их на территории Италии и Швеции. Его запуск в серийное производство запланирован на 2025-2030 годы.

Для справки: Максимальный взлетный вес БЛА «Нейрон» составляет около 7 т, собственная масса – 5 т, длина – 9,2 м, размах крыла – 12,5 м. Аппарат, оснащенный силовой установкой «Роллс-ройс»/«Турбомека» «Адур» Mk.951, развивает максимальную скорость 0,8М и может находиться в воздухе до 3 ч. Вооружение БЛА в перспективе составят авиабомбы Mk-82, CBU-12 и JDAM.

Компоненты AT (хвостовая и центральная часть фюзеляжа, киль, элероны для самолетов “Рафаль“) выпускаются на заводе корпорации “Дассо авиасьон” в г. Биарритц (департамент Пиренэ-Атлантик). Сборка крыльев налажена в г. Мартиньяс-сюр-Жаль (Жиронда). Предприятия этой корпорации в г. Аргоне (Рон-Альп) и Пуатье (Виенна) занимаются производством других компонентов – систем управления, иллюминаторов, горизонтального оперения.

2. Важную роль в военном авиастроении Франции играет многопрофильная европейская корпорация “Эрбас груп” (бывшая “ЕАДС”). Основными ее акционерами являются французское и испанское правительства, а также германская компания “Даймлер AG”. В состав “Эрбас груп” входят компании “Эрбас”, “Эрбас геликоптере” и “Эрбас дифенс энд спейс”. По состоянию на начало 2015 года портфель военных заказов “Эрбас груп” достигал 9 млрд евро. В номенклатуру ПВН, производимой корпорацией на территории Франции, входят базовый патрульный самолетATR-42 MP, транспортно-заправочные самолеты (ТЗС) А.330 MRTT,БЛА “Трекер”, “Харфанг”, а также вертолеты разного типа.

Военный вариант ATR-42 MP:

Итальянской компанией Leonardo на базе турбовинтового пассажирского самолёта ATR‑72–600 разработан новый БПС ATR‑72MP (MP – от Maritim Patrol) с использованием опыта создания ATR‑42MP. Первая пара самолётов под обозначением P‑72A поступила на вооружение вооруженных сил Италии в декабре 2016 года. В марте 2017 года ATR‑72MP впервые демонстрировался в Малайзии на выставке LIMA.

Гражданский вариант ATR-42:

ATR-42. Автор: Petr Gorbunov

Для справки: ATR-42 – ближнемагистральный региональный турбовинтовой самолет, совместного производства Франции и Италии. Проектирование ATR-42 началось в 1981 году. Первый полёт состоялся в августе 1984 года. С тех пор, самолет постоянно модернизируется в соответствии с требованиями времени. Технические характеристики: Код ICAO: AT43, AT45, AT46 (в зависимости от версии) Экипаж: 2 человека Длина: 22,67 м Размах крыла: 24,57 м Высота: 7,59 м Максимальная вместимость: 50 пассажиров Максимальный взлётный вес: 18,600 кг Крейсерская скорость: 560 км/ч Дальность полёта: 885 км – 1,560 км (в зависимости от версии)

Военный вариант A330 MRTT:

Транспортно-заправочный самолет (ТЗС) A330 MRTT Phénix ВВС Франции разработан на базе коммерческого широкофюзеляжного лайнера A.330-200 компании “Эрбас” в рамках европейской программы MRTT (Multi-Role Tanker/Transport). Первый ТЗC из 12 заказанных поступил на вооружение французских военно-воздушных сил 19 октября 2018 года.

Самолет имеет переоборудуемый грузовой отсек и съемное заправочное оборудование. Силовая установка – два ТРДД CF6-80E1 тягой по 300 кН. Дозаправка в воздухе может осуществляться как с применением подвесных агрегатов заправки по схеме “штанга – конус”, так и с помощью телескопической балки ARBS (Advanced Air Refuelling Boom System).

Гражданский вариант семейство А-330:

Для справки: Airbus A330 — средне- и дальнемагистральный широкофюзеляжный двухдвигательный авиалайнер, разработанный концерном Airbus Industrie в начале 1990-хх. A330 является дальнейшим развитием широкофюзеляжных лайнеров Airbus A300 и A310, став наиболее совершенным представителем своего класса среди европейских самолетов. Так же, A330 стал базой для создания первого четыре двигательного самолета A340.

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ семейства Airbus A330
Тип Магистральный пассажирский самолет
Модификация  A330-200  A330-300
Силовая установка General Electric CF6-80E1 (тягой 29,26 — 31,1 тс. каждый)
Pratt & Whitney PW4000 PW4164/PW4168/PW4170 (тягой 29,26 — 31,7 тс. каждый)
Rolls-Royce Trent 700 768/772 (тягой 30,59 — 32,22 тс. каждый)
Максимальное число пассажиров  406 человек 440 человек
Практический потолок 12 500 м
Дальность полета 13 450 км (247 пассажиров) 11 750 км (277 пассажиров)
Максимальная взлетная масса 242 тонны
Крейсерская скорость 871 км/ч
Размах крыла 60,3 м
Площадь крыла 361,6 м2
Длина 58,82 м 63,67 м
Высота 17,39 м 16,83 м

 

Конечная сборка БПС ATR-42 MP и ТЗС А.330 MRTT осуществляется на гражданском сборочном предприятии компании “Эрбас” в г. Тулуза (Верхняя Гаронна). Оно не входит в состав предприятий военной промышленности Франции, но занимает одну из ключевых позиций в авиастроении. Самолеты ATR-42 MP и А.330 MRTT изготавливаются на базе соответствующих гражданских лайнеров. Установка военного оборудования на А.330 производится на предприятии компании “Эрбас дифенс энд спейс” в Испании (г. Хетафе, провинция Мадрид). Доработка ATR-42 проводится на предприятии итальянской компании “Алениа аэрмакки” корпорации “Фин-мекканика” в г. Венеция (провинция Венеция).

Сертификационные испытания самолета А.330 MRTT были завершены в 2010 году. В результате МО Франции заказало у европейской авиастроительной корпорации “Эрбас груп” 12 таких ТЗС. В составе французских ВВС эти машины получат обозначение “Феникс” и заменят самолеты-заправщики КС-135, находящиеся на вооружении с 1960-х годов. Ожидается, что первый самолет А-330 MRTT поступит в национальные ВВС в 2018 году.

Производственный комплекс в г. Тулуза включает конструкторское бюро. Оно занимается разработкой военно-транспортного самолета А.400М, окончательная сборка которого налажена на предприятии компании “Эрбас дифенс энд спейс” в Испании.

Сборочное предприятие компании “Эрбас дифенс энд спейс”, расположенное в г. Эланкур (департамент Ивелин), занимается производством беспилотных летательных аппаратов различных классов, среди которых мини-БЛА “Трекер” и средневысотный разведывательный БЛА с большой продолжительностью полета “Харфанг”. Ведется разработка экспериментальных образцов БЛА вертолетного типа “Коптер”(первый экземпляр был выпущен в 2011 году) и “Танан” (в 2010-м).

Для справки>БПЛА “Харфанг”: Полученные разведывательные данные немедленно передаются по спутниковым и другим линиям связи на наземный пункт управления, где ведется их обработка в реальном времени. Применение БПЛА “Харфанг” усилило разведывательные возможности Франции, которые обеспечивают дислоцированные на базе Сигонелла пять истребителей “Рафаль”, оснащенных цифровыми разведывательными контейнерами нового поколения. До этого они находились в Афганистане выполнив 511 полетов общей продолжительностью 4250 часов. Один из «Харфангов» даже сумел побить рекорд, пробыв в воздухе более 26 часов, благодаря новой конфигурации с более гладкими формами устройств.

3. Лидером вертолетостроения Франции является компания “Эрбас геликоптерс”, наиболее крупное сборочное предприятие которой находится в г. Мариньян (департамент Буш-дю-Рон). Здесь же расположено конструкторское бюро. Основной завод по производству компонентов располагается в г. Ля-Курнёв (Сен-сен-Дени).

В настоящее время “Эрбас геликоптерс” реализует заказ на поставку ударных вертолетов “Тигр” различных модификаций для ВВС Франции. Первоначально полный объем заказов составлял 80 вертолетов, однако в конце 2013 года их количество было сокращено до 60 единиц (39 штук в версии НАР и 21 – в версии HAD). За период с 2010 по 2014 год средний темп производства составил до пяти единиц в год.

EC645T2В конце 2010 года эта компания приступила к производству вертолетов NH-90 версии NFH для ВМС Франции. К началу 2015 года было готово 20 единиц. В 2011 году в СВ начались поставки серийных образцов вертолета NH-90 версии ТТН. Всего запланировано выпустить 34 единицы. По оценкам зарубежных специалистов, средний ежегодный темп производства многоцелевых вертолетов NH-90 в 2014-2019 годах не превысит восьми-десяти единиц в год.

Завод “Эрбас геликоптерс” в г. Мариньян выпускает многоцелевые вертолеты AS-365/565/EC-155 “Дофин”/”Пантер”, AS-332/532/EC-225/725 “Супер Пума”/”Кугар”, AS-550/555/EC-130 “Экюрей”/”Феннек” и ЕС-120 как для национальных ВВС, так и на экспорт. С конца 2014 года реализуется программа производства нового вертолета ЕС-175. Объем заказов составил 64 единицы.

4. Важным компонентом отрасли является двигателестроение. Лидирующее многопрофильная корпорация Safran SA (“Сафран”). Ее портфель заказов к началу 2015 года оценивался в 15,4 млрд евро. Число занятых на территории Франции превысило 7,6 тыс. человек. Доля государственного участия в акционировании компании составляет 18%, 14% акций находится у занятого на предприятиях “Сафран” персонала, а до 68% – в свободном обращении.

Основным производителем вертолетных и реактивных двигателей для самолетов является подразделение корпорации “Сафран” – компания “Турбомека”, головными заказчиками которой выступают фирмы “Эрбас” и “Эрбас геликоптерс“. Сборочное предприятие и конструкторское бюро находятся в г. Бордес (Атлантические Пиренеи). Производство двигателей для самолетов налажено также на заводах другого подразделения корпорации “Сафран” -компании “Снекма”. Сборка двигателей осуществляется в г. Куркуронн (Эсон).

Помимо двигателей корпорация “Сафран” выпускает БЛА и является крупным поставщиком военной радиоэлектроники, в частности систем бортового радиоэлектронного управления, автоматизированных систем связи и управления, а также других компонентов.

На предприятии компании “Сажем” корпорации “Сафран” в г. Париж (департамент Париж) осуществляется конечная сборка тактического разведывательного БЛА “Спервер”. Субподрядчиком в проекте выступает корпорация “Дассо авиасьон”. Средний темп производства БЛА “Спервер” за период с 2010-го по 2014-й составил до восьми единиц в год. Завершение программы было намечено на 2014 год, однако в декабре 2013-го МО Франции выдала заказ на выпуск еще пяти единиц. Поступление последней партии БЛА запланировано на первую половину с. г.

5.Специализированные ремонтные предприятия авиапрома Франции представлены одним заводом корпорации “Дассо авиасьон” в г. Ле-Бурже (Сен-сен-Дени) и двумя – “Сафран” (предприятиями компании “Снекма сервис” и “Мессье-Бугатти-Доути сервис”).

Главные факторы развития авиационной промышленности

Научно-исследовательская база авиационной промышленности Франции представлена семью крупными специализированными НИО, три из которых принадлежат корпорации “Дассо авиасьон”. В г. Сен-Клу (Сен-э-Уаз) располагается конструкторское бюро и научно-исследовательский институт, в г. Казо (Уаза) – летно-испытательный центр, в г. Истр (Буш-дю-Рон) разрабатывался европейский боевой БЛА “Нейрон”. Исследовательские центры корпорации “Эрбас груп”, занимающиеся ОКР в области авиастроения, находятся в городах Сюрен (О-де-Сен), Тулуза (Верхняя Гаронна) и Бонн (Кот-д’Ор). В летно-испытательном центре ВВС Франции в г. Мон-де-Марсан (Ланды) проводятся испытания истребителя “Ра-фаль” F.3 по расширенной программе.

В рамках межгосударственной военно-промышленной кооперации Франция участвует в ряде программ по разработке перспективных видов авиационной техники. В частности, совместно с Великобританией проводятся НИОКР по созданию перспективных БЛА. Контракт заключен между военными ведомствами Великобритании и корпорациями “БАэ системз” и “Дассо авиасьон”. Кроме того, к работам в качестве субподрядчиков подключены британские компании “Роллс-Ройс” и “Селекс”, а также французские “Талес” и “Сафран“. Совместно с Германией реализуются наработки, полученные в ходе НИОКР, проводимых специалистами “Талес” в рамках создания перспективного тяжелого транспортного вертолета FTH.

Французская AT традиционно пользуется устойчивым спросом на мировом рынке. В 2010-2014 годах ее доля в общем экспорте ВВТ превысила 35% Среди такой продукции истребители, базовые патрульные самолеты, самолеты вспомогательной авиации и вертолеты всех типов. Весьма широка и география экспортных поставок. Импортерами французской авиатехники являются страны Африки, Европы, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, а также Китай и Австралия.

Правительство Франции уделяет особое внимание развитию и поддержке национальной авиационной промышленности. В распределении расходов министерства обороны страны по целевому назначению в закупках по видам ВВТ за период с 2010 по 2014 год авиационная техника занимала первое место – более 25% всех средств (в среднем 2,7 млрд евро ежегодно). В затратах на НИОКР доля расходов на AT в тот же период превышала 11% (0,5 млрд евро ежегодно).

В настоящее время почти все авиационно-космические фирмы Франции объединены под флагом Ассоциации авиационно-космической промышленности (GIFAS-является французской Ассоциацией Авиакосмической промышленности, созданной в 1908). Это 332 фирмы, в которых занято более 170 тыс. чел., из них 52 тыс. – производственные рабочие. Эти компании занимаются разработкой летательных аппаратов различного назначения, силовых установок и бортового оборудования.

Необходимо отметить большие успехи Франции в разработке легкомоторной авиации. Этим занимаются фирмы Airbus, Robin, Mudry, CAP Aviation и Reims Aviation. Наиболее «плодовитой» в этой области является EADS SOCATA, на протяжении многих лет занимающаяся выпуском легких самолетов Rallye, Tampico, Tobago, Trinidadc поршневыми двигателями: 

Основу авиационной отрасли промышленности Франции составляют национальные предприятия дочерних компаний или отделений (подразделений) частных транснациональных и совместных корпораций. Доминирующее положение в ней занимают девять национальных военно-промышленных организаций:

  • подразделения компании Airbus Group: “Астриум спейс транспортэйшн”, “Астриум сэтелайт”, “Астриум сёрвисез” отделения “Астриум”;
  • французское отделение “МБДА Франция” корпорации “МБДА миссайл системз”;
  • дочерние компании корпорации “Сафран”: “Регулюс”, “Европропуль-сьон”, “Эракль”, “Пироальянс” и “Микротурбо”;
  • отделение “Роксел Франция” корпорации “Роксел”.

Существенное место в авиационной отрасли промышленности Франции занимает множество более мелких компаний как национальных, так и других западноевропейских стран, выступающих при выполнении крупных заказов, как правило, в качестве субподрядчиков.

В заключение

  • Франция занимает заметное место в мире и в сфере военной авиации. Необходимо подчеркнуть, что если при создании гражданской авиационной техники Франция охотно шла на международное сотрудничество, то в военной области предпочитает занимать независимую позицию.
  • В целом французская авиационная промышленность обладает развитой высокотехнологичной производственной и научно-исследовательской базой, способной выпускать конкурентоспособную продукцию военного назначения, а также обеспечивать плановое перевооружение вооруженных сил Франции и выполнение экспортных обязательств по поставкам авиационной техники.

По теме:

Два концепта перспективных авиалайнеров авиапрома Китая

One thought on “Экскурс в историю авиационной промышленности Франции

  1. Имею мнение: Всё упорядочено и логично в авиапроме как в Германии “порядок превыше всего”…

Comments are closed.