Новости “ЦАГИ” имени Н.Е.Жуковского

“Фундаментальные и прикладные исследования – это основные источники новых технологий, которые являются основой конкурентоспособности российской гражданской и военной авиационной техники”.

 

2024г. От первого лица 105 лет: полет успешный

Казалось бы, вот только что, еще вчера, мы праздновали вековой юбилей Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского. И вот уже отмечаем новую знаменательную дату — 105-летие.

Генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало рассказывает об основных направлениях деятельности нашей организации в последние годы, вспоминает, чем именно было примечательно это разноплановое пятилетие, и предполагает, какими именно будут проекты будущего.

— Кирилл Иванович, 2023 год — юбилейный для Центрального аэрогидродинамического института. С какими результатами мы подошли к 105-летнему рубежу? Расскажите, пожалуйста, о наиболее знаковых и актуальных научно-исследовательских проектах, над которыми работали и продолжают трудиться ученые ЦАГИ.

— Прежде всего надо сказать о государственном задании, реализуемом под руководством НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» по заказу Минпромторга Россиидалее подробнее:

25.01.2024г. В ЦАГИ завершились испытания самолета SJ-100 на режиме посадки

В условиях западных санкций наша страна реализует программу импортозамещения в авиастроении, в частности, идут работы над импортонезависимой версией самолета SJ-100.

В рамках создания самолета Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») реализует целый комплекс исследований. Так, в настоящий момент завершился очередной цикл испытаний модели SJ-100. Заказчик работ — ПАО «Яковлев» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех).

Целью работы стало изучение поведения летательного аппарата при взлете/посадке. Эксперимент проводился в аэродинамической трубе малых скоростей в присутствии экрана, имитирующего влияние поверхности земли. Ученые исследовали характеристики нестационарного потока в следе крыла в посадочной конфигурации самолета, при отклонении элементов механизации, тормозных щитков и секций интерцепторов в присутствии шасси. Анализ особенностей обтекания осуществлялся как при помощи весовых испытаний, так и путем визуализации течения…далее:

21.09.2023г. На пути к 24 тысячам полетных циклов: импортозамещенный SJ-100 проходит второй этап ресурсных испытаний в ЦАГИ

Импортозамещенный самолет SJ-100, опытный образец которого совершил первый полет в августе этого года, — лайнер нового поколения, флагманское направление развития отечественной авиационной отрасли в условиях курса на технологический суверенитет. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») осуществляет научное сопровождение работ в части аэродинамики, прочности и ресурса.

В настоящее время в центре авиационной науки проходит второй этап ресурсных испытаний лайнера по заказу ПАО «Яковлев».

Основная цель специалистов — сбор данных о поведении конструкции летательного аппарата при циклических нагрузках для установления максимально разрешенной наработки в полетах, часах и по календарному сроку службы самолета. «В лабораторных условиях мы воспроизводим полный жизненный цикл самолета, имитируя в случайных комбинациях сочетания всех возможных нагрузок, которые летательный аппарат может встретить при реальной эксплуатации. Это и контролируемые маневры, и турбулентность, и взлетно-посадочные режимы, и полет на крейсерском режиме», — рассказал начальник отделения ресурса конструкций летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ» Станислав Дубинскийдалее:

21.09.2023г. В ЦАГИ прошли испытания полумодели перспективного дальнемагистрального самолёта

Курс на глобальное импортозамещение в авиационной отрасли касается не только производства отечественных запчастей и самолётов, но и концептуальной разработки авиалайнеров будущего. Одним из направлений деятельности Центрального аэрогидродинамического института являются исследования перспективных аэродинамических компоновок магистральных самолётов.

В интересах этой задачи специалисты Центра комплексной интеграции технологий ФАУ «ЦАГИ» разработали концепции дальнемагистрального самолета, которые, помимо экономии топлива, нацелены на увеличение полезных внутренних объемов лайнера. Для реализации новой компоновки ученые ищут оптимальные решения в области аэродинамического и конструкторско-технологического проектирования. Работы ведутся в рамках НИР «Интеграл-МС», координируемой ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»далее: 

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени профессора Н.Е. Жуковского») ведется комплекс аэродинамических и прочностных исследований самолета SSJ-NEW по заказу разработчика — филиала «Региональные самолеты» ПАО «Яковлев» (бывшая ПАО «Корпорация «Иркут»). Так, в середине июня завершились испытания динамически подобной модели летательного аппарата с двигателем ПД-8 на флаттер. Это одно из наиболее опасных явлений в аэроупругости, при котором может произойти разрушение несущих поверхностей самолета или его органов управленияподробнее: 

10.04.2023г. Исследования самолета SSJ-NEW в ЦАГИ: в интересах модернизации и импортонезависимости

Достижение технологического суверенитета в авиастроении опирается на развитие флагманских проектов в сфере воздушного транспорта. Одним из примеров реализации курса на импортонезависимость является программа модернизации самолета SSJ-100, практическое воплощение которой — самолет SSJ-NEW. В этом процессе задействован Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). К настоящему времени ученые ЦАГИ выполнили цикл исследований, направленных на улучшение летно-технических и эксплуатационных характеристик воздушного судна. Работы проведены по техническому заданию филиала «Региональные самолеты» Корпорации «Иркут»...далее:

11.08.2022г. В ЦАГИ создали модель самолета МС-21 с крылом из отечественных композиционных материалов

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») создали динамически подобную модель самолета МС-21-300 с крылом из отечественных полимерных композиционных материалов. Она предназначена для испытаний на флаттер — опасное явление в аэроупругости, при котором может произойти разрушение несущих поверхностей летательного аппарата или его органов управления.

 

18.07.2022г. В ЦАГИ изготовили и испытали модель перспективного конвертоплана

2011-09-15_Windkanal-1000px1_сайт.jpg

В интересах исследований в ЦАГИ была спроектирована, разработана, изготовлена и испытана модель перспективного конвертоплана.

21.06.2022г. ЦАГИ применяет аддитивные технологии для исследования обледенения…

Изготовленная деталь с имитацией поверхности наледи. Источник: ЦАГИ

В ЦАГИ освоили и внедрили аддитивную технологию изготовления деталей аэродинамических моделей…

ПР В ЦАГИ освоили и внедрили аддитивную технологию изготовления деталей аэродинамических моделей_650-315.jpg

Воздухозаборные устройства для перспективных летательных аппаратов

25.05.2022г. ЦАГИ представил результаты исследований по динамике полета в интересах НЦМУ «Сверхзвук»

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского совместно с партнерами провел семинар «Динамика и управление полетом летательных аппаратов». Соорганизаторами мероприятия выступили Московский авиационный институт (МАИ) и Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Семинар прошел в апреле на площадке МАИ.

Предметом обсуждения стали исследования в области динамики полета и управления, проводимые в Научном центре мирового уровня «Сверхзвук» (НЦМУ «Сверхзвук»), инициатором создания которого является ЦАГИ. Данной тематикой занимается лаборатория «Искусственный интеллект и безопасность полетов» под руководством заведующего кафедрой МАИ, доктора технических наук Александра Ефремова.

Ученые отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ» представили доклад, обобщающий теоретические и расчетные исследования, проведенные в рамках НЦМУ «Сверхзвук» в 2021 году. Были продемонстрированы результаты анализа, расчетов и экспериментов по разработке высоконадежных алгоритмов систем ручного и автоматического управления полетом сверхзвукового пассажирского самолета (СПС). В частности, речь шла о функциях управления (комфорта пассажиров и экипажа) и предупреждения критических режимов. Также специалисты рассказали об изучении элементов человеко-машинного интерфейса и обеспечении управляемости СПС на различных режимах полета.

Среди других рассмотренных вопросов — разработка единого информационно-управляющего поля кабины самолета на основе технологий искусственного интеллекта, технического зрения и дополненной реальности на пилотажном стенде ЦАГИ, создание интеллектуальной системы поддержки экипажа в сложных режимах полета и анализ рисков для безопасности полета, обусловленных человеческим фактором. Отдельное внимание было уделено исследованиям по формированию и оптимизации траекторий СПС, адаптированных к требованиям перспективной системы организации воздушного движения и ограничениям по звуковому удару.

«Когда речь идет о работе на переднем крае науки — а именно так можно охарактеризовать фундаментальный поиск в интересах создания сверхзвукового пассажирского самолета — огромное значение имеют опыт ЦАГИ в области исследований динамики полета и передовая экспериментальная база. Это помогает нашей лаборатории в рамках НЦМУ „Сверхзвук“ решать задачи, связанные с использованием самых передовых подходов, — примером могут служить технологии искусственного интеллекта и дополненной реальности», — отметил научный сотрудник НЦМУ «Сверхзвук», начальник отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ», доктор технических наук Сергей Баженов.

На семинаре также обсуждались научные результаты партнеров ЦАГИ по консорциуму НЦМУ «Сверхзвук». В частности, коллеги из МАИ выступили с докладами об интеллектуальном управлении сверхзвуковым пассажирским самолетом, а ученые Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова рассказали о математических аспектах формирования алгоритмов динамической имитации управляемого полета.

НЦМУ «Сверхзвук» решает фундаментальные, поисковые и прикладные научно-технические задачи для разработки сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения. Идеологом создания и координатором центра выступает ФАУ «ЦАГИ». Помимо ФАУ «ЦАГИ», в состав НЦМУ «Сверхзвук» входят ФГУ ФИЦ «Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша» РАН, ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова», ФАУ «ГосНИИАС», МАИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГБУ «ПФИЦ УрО РАН». Проект реализуется с 2020 по 2025 год. Планируемые результаты деятельности НЦМУ «Сверхзвук» — инновационные конфигурации сверхзвукового пассажирского самолета с низким уровнем звукового удара и шума, технология многокритериального проектирования летательного аппарата, система отображения информации на базе технического зрения и технологий дополненной реальности в кабине экипажа и др.

Эффективность разработки молодых ученых ЦАГИ подтверждена на практике

Стремительное развитие беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) открыло новые возможности для использования воздушного пространства и определило еще один вектор в авиастроении. Один из самых быстрорастущих классов — это дроны самолетного типа, применяемые в сфере мониторинга земной поверхности и различных объектов. Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») ведут разработку новых решений для такого типа ЛА.

Важным условием для наблюдений за земной поверхностью с помощью БПЛА является выгодное расположение камеры в носовой части фюзеляжа. При этом обеспечение широкого угла обзора требует замены традиционного тянущего винта двигательной установки на толкающий. Однако, такая конфигурация имеет ряд недостатков: снижение ресурса винта, падение тяги из-за неравномерного потока, взаимное влияние на хвостовое оперение и т.д. Для компенсации этих недостатков коллективом ученых ЦАГИ было спроектировано и изготовлено устройство для оптимизации потока перед толкающим воздушным движителем.

Разработка специалистов института позволит увеличить тягу винта одновременно снизив ее потери при росте скорости полета. Эффективность устройства, спрямляющего поток, была подтверждена на практике в ходе цикла испытаний в аэродинамической трубе ЦАГИ. Все работы по проекту осуществлены молодыми специалистами института из отделений аэродинамики силовых установок, аэродинамики летательных аппаратов, аэродинамики и динамики вертолетов, штопора и аэродинамики самолетов на больших углах атаки.

Объясняя принцип действия устройства для оптимизации потока, инженер ФГУП «ЦАГИ» Олег Дружинин подчеркнул, что лопасть воздушного винта действует по тем же законам, что и крыло летательного аппарата. Это означает, что она будет эффективно работать только в небольшом диапазоне углов атаки. Аппарат, спрямляющий набегающий воздушный поток, перенаправляет его таким образом, чтобы он подходил к лопасти всегда под оптимальным для нее углом атаки вне зависимости от скорости набегающего потока и вращения винта, что дает ряд преимуществ.

«Применение спрямляющего аппарата позволит облегчить вес конструкции и уменьшить потребную мощность двигателя, что в свою очередь снизит расход топлива или разряд батареи. Другое преимущество — сохранение эффективности работы винта при малом размере хвостовой части, как, например, у малоразмерных беспилотных летательных аппаратов. Однако эти оценки необходимо будет подтвердить на следующих этапах исследований. Прошедшие эксперименты подтвердили, что наше предложение работает и имеет потенциал для развития», — пояснил начальник отдела ФГУП «ЦАГИ», кандидат технических наук Виталий Губский.

Ранее работа молодых ученых института «Устройство для оптимизации потока, взаимодействующего с толкающим воздушным движителем» стала призером Национальной научно-технической конференции Союза машиностроителей России.

ЦАГИ взлётная площадка и сердце авиапрома

ЦАГИ разрабатывает технологии обработки полётной информации

В Центральном аэрогидродинамическом институте им. Жуковского разрабатываются новые подходы и технологии для оперативного определения фактических лётно-технических характеристик самолёта по материалам лётных испытаний и оценки их отклонения от прогнозируемого уровня, а также для мониторинга деградации характеристик самолёта и двигателя в условиях эксплуатации.

В комплексе безопасности полётов ЦАГИ отработаны методы, алгоритмы и программное обеспечение для анализа первичных полётных данных, полученных в лётных испытаниях или при выполнении регулярных рейсов авиакомпаний.

Перспективы программ ЦАГИ

Предлагаемые технологии позволяют работать с потоками информации из системы бортовых измерений опытного самолёта и со штатного бортового регистратора, который рассматривается в качестве основного источника данных о параметрах полёта, режиме работы силовой установки, показателях функционирования самолётных систем.

Формат файла штатного регистратора даёт возможность организовать прямой доступ к зарегистрированным параметрам полёта и существенно сократить время обработки данных. Отработанная технология может быть применена как на этапе лётных испытаний, так и в процессе эксплуатации воздушного судна.

Эффективность разрабатываемых технологий была продемонстрирована при обработке материалов лётных испытаний самолёта МС-21.

«Направление работ института, связанное с анализом первичных полётных данных и мониторингом фактических характеристик воздушного судна, актуально для ЦАГИ. Оно позволяет более оперативно оценивать эффективность новых технических решений, реализованных на самолётах, и совершенствовать расчётные и экспериментальные методы оценки характеристик перспективных летательных аппаратов. Компетенции ЦАГИ в данной области также расширяют возможности для сотрудничества с ОКБ», — отметил заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» по внедрению технологий безопасности полётов Олег Ганяк.

Как сообщалось ранее, к апрелю 2021 года на лайнере МС-21 выполнен большой комплекс лётных испытаний, во время которых проводились многочасовые полёты с выполнением многофункционального тестирования самолётных систем. На всех опытных самолётах установлена и отработана на земле новая версия программного обеспечения комплексной системы управления полётом. В мае лётные испытания продолжились.

ЦАГИ осваивает технологию изготовления крупномасштабных моделей из полимерных композиционных материалов 

Наиболее актуальной задачей российского авиастроения сегодня является разработка отечественных композиционных материалов и их применение в сложных авиационных конструкциях. Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») активно работают в этом направлении. Одно из последних достижений — развитие технологии вакуумной инфузии для производства изделий из композитов.

Обшивки крупногабаритной аэродинамической модели в оснастке из композиционного материала:

Это стало возможным благодаря реализации базового плана по техническому перевооружению центра авиационной науки, в рамках которого проходит реконструкция участка по изготовлению крупномасштабных моделей и экспериментальных авиационных конструкций из полимерных композиционных материалов (ПКМ) общей площадью 2,5 тысячи квадратных метров.

 

«Реконструкция затрагивает ряд производственных участков, предназначенных для последовательных операций изготовления технологической оснастки, вакуумного формования, автоматизированной пропитки, окрашивания и общей сборки изделия», —говорит главный инженер научно-производственного комплекса ФГУП «ЦАГИ» Георгий Гусев.

Установлен и апробирован современный термоинфузионный автоматизированный центр для изготовления деталей из ПКМ методом вакуумной инфузии. Технология вакуумной инфузии заключается в заполнении жидким связующим предварительно завакуумированного материала (стекло- или углеткани) с последующим отверждением и образованием жесткой полимерной матрицы.

«Метод достаточно экологичный и экономичный, а современное промышленное оборудование позволяет настроить процесс формования индивидуально для каждой детали и использовать широкий спектр связующих и армирующих материалов», — отмечает начальник отдела научно-технического центра научно-производственного комплекса ФГУП «ЦАГИ» Юрий Евдокимов.

Панель обшивки крупноразмерной аэродинамической модели:

Кроме того, если раньше площадь изготавливаемых методом вакуумной инфузии изделий из ПКМ была небольшой и достигала всего одного квадратного метра, то сейчас специалисты ЦАГИ могут создавать аэродинамические модели с размахом крыла до 20 метров.

В ближайшее время сотрудники института приступят к производству демонстратора силовой конструкции крыла регионального самолета в рамках научно-исследовательской работы «Комплексные исследования и формирование научно-технического задела, обеспечивающие создание конструктивно-технологической платформы гражданских самолетов «малой авиации» (шифр «МА 19-20»).

В ЦАГИ разработали варианты крыла для самолёта SSJ75

АО “Гражданские самолёты Сухого” ведёт разработку уменьшенной версии SSJ100 – регионального самолёта SSJ75. Одна из задач, которую необходимо решить конструкторам ГСС – максимально снизить вес пустого самолёта...

В рамках проекта SSJ75 в ЦАГИ были разработаны, спроектированы и изготовлены аэродинамические модели крыльев для этого перспективного гражданского самолёта. Они отличаются увеличенным аэродинамическим качеством, повышенными несущими свойствами, упрощением технологии производства по сравнению с существующим крылом самолёта SSJ100. Заказчиком работ выступает АО «ГСС»…

В ЦАГИ испытали модель воздухозаборника перспективного авиационного двигателя в надкрыльевой компоновке

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили аэродинамические испытания модели воздухозаборника перспективного авиационного двигателя большой степени двухконтурности…

Перед учеными стояла задача провести экспериментальные исследования характеристик воздухозаборника силовой установки в надкрыльевой компоновке. Расположение двигателей над крылом эффективно для решения задачи снижения шума.
Эксперименты состоялись в трансзвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ. Специалисты ЦАГИ воспроизводили условия крейсерского режима полета при числах Маха 0,6–0,8, углах атаки 0–10˚ и углах скольжения от –5 до 5˚ при моделировании расхода воздуха через двигатель…

ЦАГИ участвует в международном проекте по улучшению аэродинамики перспективных авиалайнеров

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») участвует в проекте INAFLOWT Европейской программы «Чистое Небо 2», посвященном разработке технологий для улучшения аэродинамических характеристик пассажирских лайнеров следующих поколений. В конце марта институт посетили зарубежные партнеры, чтобы подготовиться к совместному эксперименту по управлению обтеканием на отсеке крыла гражданского самолета с помощью инновационных систем (актуаторов)…

В рамках встречи представители таких организаций, как Тель-Авивский университет (TAU), компания Airbus, Fraunhofer (Германия), концерн «Авиационная промышленность Израиля» (IAI), Университет Штутгарта (Германия) и Чешский аэрокосмический исследовательский центр (VZLU), побывали в большой дозвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ. Иностранные специалисты ознакомились с техническими условиями экспериментальной установки и окончательно согласовали проект испытательного стенда для исследования демонстратора технологий — тестовой модели отсека крыла пассажирского самолета…

  • В результате проведенных работ были определены основные характеристики воздухозаборника.
    Это позволило сделать вывод, что рассмотренная компоновка двигателя обеспечивает удовлетворительные характеристики воздухозаборника на крейсерских режимах эксплуатации летательного аппарата…

Заслуги ЦАГИ в создании и развитии Авиации.1

«Рассматриваемые задачи и способы их решения являются во многом пионерскими и перспективными.
В случае получения положительных результатов опыт и разработанные партнерами технологии могут быть перенесены на нужды отечественного авиапрома», — рассказал доктор физико-математических наук, заместитель начальника
отделения аэродинамики самолетов и ракет ФГУП «ЦАГИ», руководитель работ ЦАГИ в проекте INAFLOWT Виталий Судаков.

Проект INAFLOWT (INnovative Actuation Concepts for Engine/Pylon/Wing Separation FLOw Control (Design, Build and Wind Tunnel Test) — Инновационные концепции управления отрывом потока в области стыка пилона с крылом (проектирование, изготовление модели, трубные испытания) получает финансирование от Совместного предприятия “Чистое небо 2” в рамках Европейской программы по исследованиям и инновациям Горизонт 2020 в рамках соглашения.

Он посвящен разработке технологий для улучшения аэродинамических характеристик самолетов гражданской авиации следующих поколений на основе инновационных систем по управлению потоком летательных аппаратов.
Особое внимание будет уделено проектированию нового «умного» крыла для пассажирских лайнеров будущего…

Разработчиком технологий является TAU (Tel-Aviv University, Израиль) и Fraunhofer (Германия), а также ряд других европейских исследовательских организаций и университетов. ЦАГИ выступает в качестве партнера в этом кооперационном проекте. Работы ЦАГИ в данном проекте финансируются за счет средств Министерства науки и высшего образования РФ…

ЦАГИ модернизирует свою экспериментальную базу

При полёте на больших углах атаки самолёт рискует попасть в режим сваливания и, как следствие, — в штопор.
Для изучения этих характеристик модели летательных аппаратов испытывают в потоках аэродинамических труб с помощью специальных установок, имитирующих критические режимы через изменение углов атаки и скольжения…

В конце 2018 года экспериментальная база Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») пополнилась новым штопорным прибором Ш-6 для исследования аэродинамики воздушных судов при выполнении сложных манёвров, сообщает пресс-служба Института…

Ш-6 — установка, полностью разработанная в ЦАГИ. Она призвана заменить свою предшественницу Ш-4, введённую в эксплуатацию в 1965 году и прослужившую институту более полувека.
Главное отличие нового штопорного прибора — высокая точность позиционирования модели: погрешность не выше 0,01˚. Это достигается благодаря использованию моторов постоянного тока на неодимовых магнитах, которые под управлением PID-контроллеров обеспечивают плавный старт и перемещение, минимизируя ударные ускорения и вибрацию…

Новая установка обеспечивает изменение угла атаки в диапазоне от 0° до 90° и угла скольжения в пределах ±30° при скорости перевода модели 2°/с. В Ш-6 также используются два инклинометра, которые дают поправки на деформацию общей экспериментальной конструкции в определяемые угловые значения.
Управляться штопорный прибор может как автономным компьютером, так и через сеть…

«С помощью Ш-6 исследуются модели самых разных летательных аппаратов: пассажирских лайнеров, самолётов транспортной, истребительной авиации. В 2018 году на установке проведены испытания контрольной модели и градуировка перспективного многоканального пневмозонда», — рассказал начальник научно-экспериментального отдела отделения аэродинамики и динамики вертолётов, штопора и аэродинамики самолётов на больших углах атаки Андрей Вялков.

В ЦАГИ исследуют профили адаптивных крыльев будущих самолётов

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского проходят фундаментальные исследования, направленные на улучшение эффективности коммерческих самолётов следующего поколения, сообщает пресс-служба ЦАГИ.
Работы ведутся в рамках госконтракта с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации…

Специалисты института спроектировали и изготовили крупномасштабную модель отсека прямого крыла.
Отсек имеет сверхкритический остро настроенный профиль, который довольно резко меняет аэродинамические характеристики в зависимости от угла атаки и числа Маха. Такие профили в перспективе лягут в основу так называемых адаптивных крыльев будущих самолётов.
В настоящее время завершаются испытания модели в большой трансзвуковой аэродинамической трубе переменной плотности Т-128 ЦАГИ.
Особенностью эксперимента является его комплексность — одновременно проводится более 10 видов измерений.
Главной целью проводимых исследований является изучение ламинарно-турбулентного перехода при высоких числах Рейнольдса.
Кроме того, ученые оценят начало возникновения опасного явления — бафтинга — на трансзвуковых режимах обтекания.
В дальнейшем отлаженные методы измерения будут применяться и в лётном эксперименте.

Бафтинг (англ. buffeting, от buffet — ударять, бить) — один из видов автоколебаний, представляющий собой вынужденные колебания всей конструкции или её частей, вызванные периодическим срывом турбулентных вихрей с расположенных впереди конструктивных элементов при их обтекании.
Для летательных аппаратов бафтинг чаще всего проявляется как резкие неустановившиеся колебания хвостового оперения, вызванные аэродинамическими импульсами от спутной струи воздуха за крылом.

Экспериментальные исследования модели отсека прямого крыла в аэродинамической трубе Т-128 ЦАГИ

«В данных исследованиях важную роль играют большие размеры модели и рабочей части аэродинамической трубы Т-128, что позволяет проводить уникальные испытания с достижением очень больших чисел Рейнольдса (до 15 миллионов)…

Аналоги подобных испытаний сложно найти не только в российской, но и в международной практике», — прокомментировал исследования заместитель руководителя отделения аэродинамики самолётов и ракет ЦАГИ, доктор физико-математических наук Виталий Судаков...

 

В ЦАГИ завершено проектирование крупномасштабной модели Ил-276

В Центральном аэрогидродинамическом институте им. Жуковского завершено проектирование крупномасштабной модели перспективного военно-транспортного самолёта Ил-276, сообщает пресс-служба Института…

На ней будут отрабатываться различные варианты взлётно-посадочной механизации крыла, а также органы управления на крыле и оперении.
Особенностью спроектированной конструкции является возможность проводить эксперименты в трёх различных конфигурациях:

  • Первый вариант — полностью собранная модель со всеми элементами – фюзеляж, механизированное крыло с двигателями, хвостовое оперение.
  • Вторая конфигурация — с изолированным фюзеляжем, без крыла и хвостового оперения.
  • Третья версия — полная компоновка с двумя видами хвостового оперения, для чего предусмотрен универсальный узел, на который они поочередно закрепляются.

Ещё одной особенностью разработки является наличие открывающего люка в хвостовой части фюзеляжа. Имитация через него сброса различных грузов в процессе испытаний позволит получить информацию о поведении аэродинамических характеристик самолёта при десантировании. Предусмотрено исследование влияния на аэродинамику открытого люка с рампой и створками, которые могут устанавливаться в различные положения…