История АО «ОДК-Пермские моторы»

АО «ОДК-Пермские моторы» (входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация») создано на базе успешно работающего в Перми с 30-х годов 20 века крупнейшего отечественного производителя авиационных двигателей, вошедшего в историю города как Моторостроительный завод №19 им. Сталина (позднее – им. Свердлова).



Освоение производства авиационных моторов началось в цехах еще строящегося завода в 1932 г., но в полную силу развернулось с 1 июня 1934 г., когда было окончательно принято решение о производстве в Перми звездообразного поршневого мотора М-25 «Циклон», выпускавшегося по лицензии американской фирмы «Кёртис Райт». Освоение мотора было осуществлено в рекордно короткий срок. Уже в декабре 1936 г. коллектив был отмечен первой наградой – орденом Ленина «..за высокое качество мотора М-25 и досрочное выполнение государственных программ».

В годы Великой отечественной войны вдвое увеличились производственные мощности предприятия, в три раза объемы производства. Благодаря переводу производства моторов на серийный поток за 4 года войны пяти самолетным заводам было передано почти 32 тысячи моторов. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны, завод был отмечен орденом Красного Знамени. Ими оснащались боевые самолеты, в том числе знаменитые Ла-5, Ла-7, Су-2 и Ту-2.

В 1950-е – 1960-е годы на предприятии появились новые производства: жидкостных ракетных двигателей, редукторов для вертолетов, товаров народного потребления. Постоянно осваивая новые технологии и виды продукции, Пермский моторостроительный завод превратился в крупнейшее предприятие отрасли. С переходом авиации в 50-х годах с поршневых на реактивные двигатели завод упрочил свои позиции и стал постоянным партнером и поставщиком продукции для всемирно известных фирм Туполева, Ильюшина, Микояна, Миля, Мясищева. Здесь впервые в стране были освоены и начали серийно производиться двухконтурные газотурбинные двигатели: Д-20П (для самолета Ту-124), экономичные и надежные Д-30 (Ту-134), массовые ТВ2-117 (Ми-8). Предприятие обеспечило до 60% потребности страны в двигателях для гражданской авиации. За что было отмечено вторым орденом Ленина (1970 г.) и орденом Октябрьской революции(1984 г.).

Выдающиеся авиаконструкторы СССР и России

В 1980-е годы ППО «Моторостроитель» успешно освоило производство двигателя 4 поколения ПС-90А (для самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-76) и приступило к его серийному выпуску, что позволило России на рубеже 20 и 21 веков на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями авиационной техники и лучшими двигателями своего класса – PW2000 (Пратт энд Уитни, США), RB211 (Роллс-Ройс, Великобритания).

В 1990-е годы продукция ОАО «Пермские моторы» – так называлось в этот период предприятие – спустилась с небес на землю, открыв новую нишу промышленного применения газотурбинных двигателей в нефтегазовой отрасли. Продуктовая линейка пополнилась новыми образцами газотурбинной техники, предназначенными для работы в составе газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов, газотурбинных электростанций, что позволило обеспечить энергобезопасность страны. Сегодня АО “ОДК-Пермские моторы” выпускает более 10 типов ГТУ мощностью от 2,5 до 25 МВт.

С 2008 года началась новая страница в истории предприятия. Российское государство консолидировало в своей собственности активы ключевых предприятий стратегических отраслей. ОАО «Пермский моторный завод» вошло в состав ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация» – 100-% специализированной дочерней компании по управлению двигателестроительными активами ОАО «Объединенная промышленная корпорация «ОБОРОНПРОМ».

Объединённая двигкорпорация “ОДК” в составе Ростех 2023г.

Сегодня многолетний опыт крупносерийного производства и модернизации двигателей Д-30, ПС-90А, позволяет предприятию шаг за шагом уверенно двигаться к освоению двигателя пятого поколения ПД-14 для самолета МС-21. АО «ОДК-Пермские моторы», унаследовавшее славу и традиции своего предшественника – Пермского моторостроительного завода №19, остается ведущим предприятием отрасли авиационного газотурбинного двигателестроения России и в 21 веке.

В 2014 году к 80-летнему юбилею пермского моторостроения Пермские моторы выпустили книгу «Сквозь гул моторов… Заводской альбом». Автор-составитель книги Владимир Ивашкевич, известный пермский историк и журналист.

Необычна книга тем, что в ней все подлинно, основная часть опубликованных материалов — это цитаты из подшивок заводских газет, фотографии, письма, почтовые марки, старые открытки. Из пестрого набора этих «мелочей жизни» и складывается коллективный портрет большой эпохи.

Книга разделена на 7 частей и охватывает временной период истории завода с 1930-х годов прошлого века до наших дней. Завершает альбом галерея современных фотографий, выполненных профессиональными фотографами в процессе фототура по цехам Пермского моторного завода. Электронную версию можно скачать здесь:

По теме: