96 – летию со дня рождения Генриха Новожилова

Генеральному конструктору Генриху Новожилову, поднявшему в небо семь самолетов, 27 октября 2020 года исполнилось  95 лет  со дня рождения выдающегося советского и российского авиаконструктора.

Имя создателя самолетов, дважды Героя Социалистического Труда академика Генриха Новожилова есть во всех мировых авиационных справочниках и энциклопедиях. Легенда отечественного авиастроения, он давал путевку в небо замечательным пассажирским лайнерам Ил-18 и Ил-62, первому реактивному грузовому Ил-76, первому в стране широкофюзеляжному лайнеру Ил-86 и Ил-96, а также  магистральному Ил-114 и лёгкий многоцелевой Ил-103.

За тридцать лет коллектив под руководством Генриха Новожилова создал семь типов новых самолетов и их модификаций, которые несут вахту в гражданской и военной авиации. 

В номинации «За личный вклад в развитие авиационной промышленности»   победителями  Генрих Васильевич Новожилов  –  генеральный конструктор ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»В этом году на конкурс было представлено 137 работ. Выбрать лучшие было сложно, так как все кандидаты достойны награды.
И вот в торжественно оформленном зале собрались цвет и гордость отечественного авиастроения. Церемонию открыли заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Иванович Борисов и генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», председатель организационного комитета конкурса Борис Сергеевич Алешин.

  • Генрих Новожилов: «Обычно я говорю, что награда – это аванс на будущее. Но когда тебе приближается 89 лет, трудно давать авансы. Но я все равно постараюсь еще сделать так, чтобы наши самолеты совершенствовались. Если надо – значит, надо. Такой лозунг должен быть у авиастроителей».

На посту генерального конструктора Генрих Новожилов проработал 35 лет, с 1970 по 2005 годы. Когда ему исполнилось 80, он ушел на пенсию, но с любимым предприятием не распрощался.

Генрих Новожилов Мусаэльян Владимир/ТАСС

Перед празднованием 90-летнего юбилея Генрих Новожилов давал интервью журналистам, интересовавшимся секретом такого долголетия. Главное, сказал авиаконструктор, это любовь к работе, которой была посвящена вся жизнь, к собственной семье и нескончаемое желание создавать новые модели военных и гражданских самолетов, способных демонстрировать на мировой арене научный потенциал российских ученых и конструкторов.

Примечание: Уважаемые! посетители сайта с интервью Генриха Новожилова  о его самоотверженном труде как генерального конструктора можете ознакомится на боковой панели сайта  с заголовком: Генриху Новожилову> 93 « 68 лет в ОКБ» 

С 2006 года заслуженный пенсионер Российской Федерации консультирует администрацию Открытого Акционерного Общества «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» по разным научным и практическим вопросам.

Он стал легендой современности,  многие его машины до сей поры летают, работают.

А в 1990-е Новожилов поставил на крыло Ил-96-300, Ил-114 и Ил-103, на которых наша гражданская авиация собиралась лететь в новый век. Но не получилось: вместо серийного выпуска отечественных машин выбор под разными, чаще лукавыми предлогами был сделан в пользу «Боингов» и «Эрбасов». Это был не его выбор.

Новожилов с дипломом об окончании МАИ пришел в ОКБ С.В. Ильюшина в 1948-м, когда генеральным конструктором там был создатель легендарных фронтовых штурмовиков. Так что было у кого учиться. А вообще, как говорит Генрих Васильевич, стать изобретателем ему на роду было писано. С третьего класса после уроков пропадал в детской технической станции. Освоил столярное и слесарное дело, научился паять. До сих пор вспоминает ту радость, когда сделанная собственными руками тележка с моторчиком преодолела расстояние в коммуналке от входной двери до ванной.

«Потом в жизни у меня было много и более весомых поводов для радости», — говорит Генрих Васильевич. — Но давались они ох как непросто…

Весной 1975-го уже был почти готов к взлету первый советский аэробус Ил-86. И вдруг сразу два министра — гражданской авиации Борис Бугаев и авиапрома Петр Дементьев — ставят генеральному конструктору Генриху Новожилову новую задачу: довести дальность полета с заявленных 2400 до 4000 км. Чтобы без посадки летать из Москвы в Барнаул или Ташкент. Требовалось срочно внести изменения в конструкцию, увеличить емкость баков и взлетный вес, а дальше цепочкой тянулись еще масса вопросов и проблем. Работали по 14 часов. Конструкторы и инженеры справились, а вот дорожники подвели. Удлинять взлетную полосу пришлось под дождем, и когда при рулежке испытываемого образца двигатели взревели на полную мощность, асфальт от вибрации разнесло на куски. Пострадали части фюзеляжа и стабилизатора самолета.

Как на грех на предприятии шла профконференция, дело могло получить огласку. Срочно сформировали бригаду из лучших спецов и работали всю ночь. А когда к утру коллеги явились в цех оценить масштаб повреждений, им пришлось только недоуменно пожимать плечами: мол, разыграли нас, что ли?

«Толя, есть в бухгалтерии наличные деньги?» — спросил Новожилов директора завода Анатолия Шапошникова. Тот все понял и, махнув рукой на финансовую дисциплину, приказал выписать участникам аврала премии. А спустя неделю Ил-86 благополучно взлетел. Первый советский аэробус совершил прорыв в самолетостроении и установил абсолютный рекорд надежности. За без малого 30 лет эксплуатации ни одной катастрофы, ни одной потерянной жизни пассажира.

  • «Мне в молодости дважды улыбнулась большая удача», — говорит Генрих Васильевич.
  •  Когда я встретил любимую женщину и любимого учителя. Без них я не добился бы ничего.

У Сергея Владимировича Ильюшина на первом месте была дисциплина. «Вы приходите на службу за пять минут до звонка и уходите вместе со всеми, — напутствовал генеральный конструктор студентов-практикантов. — До обеденного перерыва — никакого курения и разговоров. Мы одна команда и свое время отдаем работе».

Они даже в отпуск уходили все вместе. Ильюшин заботился, чтобы все получили путевки, и 1 июля КБ в полном составе улетало к морю на своих самолетах. Позже Новожилов традицию закрепил и официально объявил, что новый год в ОКБ начинается 1 сентября.

  • Когда меня назначали генеральным, учитель дал мне два совета, — вспоминает Генрих Васильевич. — Не думать о славе, чтобы не потерять контроль над собой. И не допускать склок, которые ржавчиной разъедают коллектив.

В кабинете генерального конструктора он попросил себе поставить другой стол с креслом. Та часть кабинета, где проводил планерки Ильюшин, осталась нетронутой. На столе остался даже телефон правительственной связи, от которого просто протянули дополнительный провод.

Однако кое в чем Генрих Васильевич ослушался учителя. Ильюшин все свое время отдавал ОКБ и, как это нередко бывает с трудоголиками, подорвал здоровье. Генрих Васильевич даже на восьмом десятке выходил с ракеткой на корт, до сих пор зимой по выходным встает на лыжи. А в будни подъем в 7.30 по будильнику, разминка, завтрак — и на службу. После обеда еще успевает заехать на заседание Клуба авиастроителей, в РАН или Академию авиации и воздухоплавания, которую он возглавляет.

Хотя на самом деле это только тело перемещается, а голова конструктора всегда в рабочем кабинете, — улыбается Новожилов. — Мой учитель рассказывал, как знаменитому авиаконструктору Олегу Антонову приснилась деталь стабилизатора, с которой все КБ долго мучилось. Он среди ночи бросился к столу и набросал чертеж, который потом в конструкторском бюро доработали и с успехом использовали на Ан-28.

«— А правду говорят», — спрашиваю, — что все конструкторы — люди суеверные?

Про всех не скажу, но Ильюшин никогда не подписывал документы 13-м числом, — отвечает Генрих Васильевич. — А я полетные листы новых машин заполнял на капоте служебной «Волги». Первый раз это сделал 25 марта 1978-го, когда давал добро на взлет Ил-76. Все прошло без сучка и задоринки. Так и повелось, чтоб не спугнуть удачу.

— Что испытывает конструктор, когда в первый раз видит в небе новую машину?

Я однажды написал так: «Когда твоя машина отрывается от полосы и уходит в небо, тебя охватывают бурная радость и чувство удовлетворения от свершившегося:» Но теперь думаю, что не только этот миг для конструктора важен. Настоящее счастье — это когда самолет, который ты придумал, становится на заводской конвейер. До тех пор, пока не началось серийное производство, конструктор не может быть счастлив в полной мере.

— Имеете в виду последние «Илы» и «Тушки», которые так и не нашли широкого применения?

Да. Я всю жизнь делаю самолеты и могу вас уверить, что они не хуже западных конкурентов. За то, что в России сегодня летают «Боинги», «Эрбасы» и «Бомбардье», стыдно должно быть не конструкторам, а политикам. Но времена меняются, и, надеюсь, еще получится повернуть вспять колесо этой не вполне приличной истории…

Хочется верить, что так оно и будет и что сам Генрих Васильевич это еще увидит. В свои 93 он полон сил и энергии. На дверях его кабинета теперь висит табличка «Старший советник генерального авиаконструктора». Вот он и советует всем нам взяться за ум.

Источник: Анатолий Журин (статья воспроизведена с изменением Ил-88 на Ил-96: «Полёт нормальный»)

Но видимо не суждено было этому сбыться>

И вот таким кратким сообщением перестало биться сердце знаменитого советского и российского авиаконструктора:

ТАСС-ДОСЬЕ. Советский и российский авиаконструктор, бывший генеральный конструктор “Ильюшина”, дважды Герой Социалистического Труда Генрих Новожилов умер 28 апреля на 94-м году жизни…

Генрих Новожилов Михаил Метцель/ТАСС

Открытие памятника знаменитому авиаконструктору Генриху Новожилову:

Церемония состоялась на территории Федерального мемориального кладбища Министерства обороны Российской Федерации (г. Мытищи) 27 октября 2020 года.

Событие было приурочено к 95-й годовщине со дня рождения выдающегося советского и российского авиаконструктора. Монумент торжественно открыли генеральный директор ПАО «ОАК», вице-президент ОООР «СоюзМаш России» Юрий Слюсарь и сын генерального конструктора Сергей Новожилов. Также на мероприятии присутствовали родные и близкие Г.В. Новожилова, руководство ПАО «ОАК» (входит в Госкорпорацию Ростех), ПАО «Ил», представители Министерства обороны РФ.

Скульптор запечатлел образ авиаконструктора в бронзе. Он предстал перед собравшимися тем самым мудрым, творческим, харизматичным человеком с легкой улыбкой на устах, каким его помнят коллеги, друзья и близкие.

«Генрих Васильевич Новожилов был выдающимся авиаконструктором, авторитетнейшим специалистом в истории российской и мировой авиации, — вспоминает об ученом генеральный директор ФГУП „ЦАГИ“, член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало. — Для таких творческих, глубоко мыслящих людей главное, конечно, заключалось не в бронзе и граните, а в реализации идей и проектов. Под руководством Генриха Васильевича создавались такие знаменитые самолеты, как Ил-76 и Ил-86, Ил-96 и Ил-114. И такая память действительно дорогого стоит, ведь она объединяет сотни, тысячи людей в нашей стране и за ее пределами».

В знак уважения к памяти авиаконструктора перед его могилой торжественным маршем прошла рота почетного караула. Церемония открытия монумента завершилась возложением цветов к его подножию.

Напомним:

Генрих Новожилов Михаил Метцель/ТАСССоветский и российский авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, академик РАН Генрих Новожилов отдал ильюшинской фирме более 70 лет своей жизни. Под его руководством были спроектированы, построены, прошли летные испытания и запущены в серийное производство самолеты нового поколения, имеющие важное значение для экономики и обороноспособности страны: первый реактивный военно-транспортный Ил-76, первый отечественный широкофюзеляжный Ил-86, первый отечественный широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96, легкий многоцелевой Ил-103, региональный Ил-114 и др. Ученый трудился в ПАО «Ил» до последних дней, участвуя в создании новых машин. Так, легкий военно-транспортный Ил-112В совершил первый вылет незадолго до его ухода из жизни...[/il_note]

По теме:

One thought on “96 – летию со дня рождения Генриха Новожилова

  1. О таких заслуженных людях, как Генрих Васильевич Новожилов следует писать и помнить всегда, напоминать о прошлом, жить настоящим и думать о будущем!!!

Comments are closed.