“Илюша 76”. История создания и развитие

Ил-76 военно-транспортный самолёт ” Ста профессий“, так иногда его называют. Этот проект, который по праву считается одной из жемчужин отечественного самолетостроения, разрабатывался при участии знаменитого конструктора Сергея Владимировича Ильюшина и “отца-основателя” Воздушно-десантных войск Василия Филипповича Маргелова.

Ил-76 – советский, позднее – российский тяжелый турбореактивный транспортный самолет военной и гражданской авиации, один из основных транспортных самолетов Военно-воздушных сил СССР и Воздушно-космических сил (ВКС) РФ.

Разработан в конце 1960-х гг. в опытно-конструкторском бюро Московского машиностроительного завода “Стрела” (ныне – ОАО “Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина”, Москва) под руководством конструктора Генриха Новожилова.

Как все начиналось

Советник генерального директора ОАО “Ил” по науке Генрих Новожилов, трудившийся в середине 1960-х годов в КБ Ильюшина на должности первого заместителя генконструктора, вспоминает, как его вызвал к себе министр авиационной промышленности Петр Дементьев.

Он сказал: Мне надоели эти “ветряные мельницы. Петр Васильевич имел в виду турбовинтовые Ан-12 и Ан-22. Нужно было сделать реактивный самолет – Генрих Новожилов (Советник генерального директора ОАО “Ил” по науке)

По его словам, Дементьев выбрал для этой задачи КБ Ильюшина, потому что хотел, чтобы в Военно-транспортную авиацию пришла “культура, присущая пассажирским самолетам“.

Сроки выполнения работ и требования к новому воздушному судну были очень жесткими. Самолет должен был получиться надежным и простым, при этом первый его вариант разрабатывался для эксплуатации только на грунтовых аэродромах.

Военные предполагали, что вовремя (вероятной) войны все взлетно-посадочные полосы будут мгновенно уничтожены, поэтому нам был задан самолет Ил-76, который перевозил бы 20 т десантной нагрузки на расстояние 5 тыс. км и предназначался для относительно небольшой полосы длиной до 2,2 тыс. м. – Генрих Новожилов (Советник генерального директора ОАО “Ил” по науке)

Задан был и размер кабины:

  • 3,45 м шириной,
  • 3,4 м высотой и
  • 20 м в длину.

Однако самым главным, в чем нуждался Ил-76, был принципиально новый двигатель, который смог бы поднять в воздух такого “здоровяка”.

За выполнение неординарной задачи взялся руководитель Пермского конструкторского бюро Павел Соловьев, который создал Д-30КП с тягой в 12 т. Новожилов отметил, что этот двигатель оказался “вполне успешным”, что нечасто бывает при разработках с нуля.

Об уникальных свойствах самолета

  • Если вы посмотрите на самолет, то увидите шасси необыкновенного вида. Обычно колеса многоколесного шасси ставятся по оси самолета, у нас две стойки, каждая из них несет с одного и другого борта по четыре колеса низкого давления – Генрих Новожилов.
  • Такая конструкция создана для того, чтобы сохранить грунтовую полосу в целости и избежать образования глубокой колеи, когда друг за другом взлетают несколько самолетов.

Кроме того, была поставлена задача сделать так, чтобы створки на “брюхе” самолета закрывались при выпущенных шасси. Это было связано с грунтовой полосой: песок, камешки и грязь могли проникнуть в раскрытые створки и повредить механизм убирания и выпуска шасси. По мнению Новожилова, больше ни у одного самолета в мире нет такого нововведения.

Заданные взлетно-посадочные характеристики потребовали и создания нового крыла с мощной механизацией, над которым ильюшинцы работали несколько лет. Была создана стальная модель крыла, и “продували” ее в гигантской аэродинамической трубе ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского).

Всего в аэродинамических трубах института были отработаны 28 различных моделей Ил-76. Сам Ильюшин, несмотря на болезнь, тоже участвовал в работе над самолетом. Упорный труд конструкторов позволил достичь максимального коэффициента подъемной силы крыла машины.

Над грузовым люком тоже повозились: родилась достаточно сложная, но надежная конструкция из четырех створок. Одна из них обеспечивает герметичность кабины, а три другие убираются вверх и по бокам Генрих Новожилов.

Новожилов также отметил, что рампа Ил-76 имеет возможность работать как подъемное приспособление при погрузке в самолет.

Сложные системы нового самолета должны были работать “с надежностью затвора трехлинейной винтовки”, отмечает Новожилов. Он убежден, что ни у одного самолета в мире нет такой системы управления, как у Ил-76.

Самолет делался для того, чтобы обеспечить работу Воздушно-десантных войск. Я должен низко поклониться памяти Василия Филипповича Маргелова, который поставил задачу сбрасывать десант в четыре потока. Он очень любил солдат и понимал, что главная задача – обеспечить быстрый сброс десанта и техники на минимальной площади –Генрих Новожилов.

Первый полет

Опытный образец Ил-76 был создан в Москве, в КБ Ильюшина, при участии Ташкентского авиационного завода.

Потребная полоса для этого самолета невелика. Если он пустой, то нам, в принципе, для взлета хватало полосы Московского центрального аэродрома им. Фрунзе – 1800 метров (ныне не существующий аэродром на Ходынском поле – прим. ТАСС) – Генрих Новожилов.

С аэродрома на Ходынке в свое время взлетал Ил-18, садились сюда и Ил-38. Затем аэродром был практически закрыт. Конструкторы КБ Ильюшина рассчитали, что даже при отказе одного двигателя самолет Ил-76 мог бы спокойно уйти в полет.

В феврале 1971 года Сергей Владимирович Ильюшин приходит в сборочный цех, посмотрел машину. Вышли мы с ним на центральный аэродром в сумерках. Я ему докладываю, что мы можем отработанный самолет разобрать и перевезти в Раменское. Это тоже операция очень сложная. И второй вариант: мы можем взлететь с этой полосы. Доложил ему все наши расчеты, Сергей Владимирович задумался и спросил: “Почему нет? Только надо получить разрешение военных” – Генрих Новожилов (Советник генерального директора ОАО “Ил” по науке)

Все соображения ильюшинцы изложили на заседании методического совета министерства авиационной промышленности СССР по летным испытаниям руководителю совета, выдающемуся летчику-испытателю Марку Галлаю.

  • Если говорить откровенно, Марк Лазаревич заколебался. Потом спрашивает шеф-пилота КБ Ильюшина Эдуарда Кузнецова: “Эдик, а ты давно на этот аэродром садился?” Тот отвечает: “Вообще-то давно”. Но, в конце концов, Марк Лазаревич взлет разрешил – Генрих Новожилов (Советник генерального директора ОАО “Ил” по науке)

25 марта 1971 года, в прекрасную погоду, самолет Ил-76 благополучно взлетел с аэродрома на Ходынском поле, приземлившись в Раменском. В первом полете машиной управлял заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Эдуард Кузнецов (08.11.1928  – 15.06.2007 гг).В составе экипажа участвовал в испытательных полетах на самолетах Ил-18, Ил-14, Ил-38, Ил-78 и их модификаций. Впервые в практике испытаний опытных самолетов, произвел влет тяжелых самолетов Ил-76 и Ил-86 с Центрального аэродрома в г. Москве с ограниченной длиной взлетной полосы.
С 1976 г. начальник Летно-испытательной станции ММЗ им. С.В. Ильюшина.

Самолет принят на вооружение в 1974 г., эксплуатация гражданской версии в СССР началась в 1977 г.

В 1971-2012 гг. самолет серийно строился на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ, ныне Ташкентский механический завод, Узбекистан), в 2012 г. производство перенесено на российское предприятие “Авиастар-СП” (Ульяновск).

Согласно открытым источникам, всего в 1971-2015 гг. выпущены 948 единиц Ил-76 разных модификаций.

Конструкция

Ил-76 построен по аэродинамической схеме однофюзеляжного высокоплана с однокилевым Т-образным оперением, пятиопорным убирающимся многоколесным шасси, с подвешенными под стреловидным крылом четырьмя турбореактивными двигателями (Д-30КП производства завода номер 36, ныне – НПО “Сатурн”, Рыбинск, Ярославская обл.; или ПС-90А-76 производства АО “ОДК-Пермские моторы”). Кормовой грузовой люк – трехстворчатый. Самолет может базироваться в том числе на грунтовых аэродромах ограниченных размеров.

Летно-технические характеристики (для базовой модификации)

  • Взлетная масса: 104 т (снаряженного самолета), 170 т (максимальная);
  • размах крыльев – 50 м;
  • длина – 46,6 м;
  • высота – 14,7 м;
  • экипаж – 6-7 человек;
  • грузоподъемность – до 47 т. Ил-76 может перевозить до 140 солдат или 128 десантников-парашютистов;
  • объем грузовой кабины – от 321 кв м. до 400 кв. м, в зависимости от модификации;
  • практическая дальность – 4 тыс. 200 км (с грузом 40 т);
  • крейсерская скорость – 770-800 км/ч;
  • вооружение (некоторые модификации) – две авиационных пушки калибра 23 мм в корме.

Модификации:

Название модели Краткие характеристики, отличия
Ил-76 (Candid по классификации НАТО) Первая серийная модификация. Первый полёт прототипа 25 марта 1971 года под командованием Э. И. Кузнецова. Первый полёт серийной машины 5 мая 1973 года.
Ил-76 «Baghdad-1» Позднее переименованный в «Adnan»-1. Самолёт ДРЛО ВВС Ирака на базе Ил-76МД с антенной РЛС Thomson-CSF Tiger-G, которая была смонтирована в неподвижном обтекателе на месте погрузочной рампы. Всего было построено 3 самолёта, из них один был сильно повреждён в ходе налёта авиации Многонациональных сил.
Ил-76 «Adnan-2» Модификация с локатором РЛС Tiger во вращающемся обтекателе. Во время войны в Персидском заливе перелетел в Иран (где позднее получил название «Simorgh»), а 22 сентября 2009 года во время репетиции парада потерпел катастрофу, хотя официально тип разбившегося самолёта сразу после происшествия не был сообщён.
Ил-76КТ Самолёт для тренировки космонавтов в условиях имитации невесомости. Построено 3 самолёта этой модификации. Первый полёт 2 августа 1981 года.
Ил-76ЛЛ Летающая лаборатория. Самолёт для отработки и испытания авиационных двигателей. Первый полёт в 1991 году. На самолёте изменена конфигурация электронного оборудования и радиолокационных станций. Для проведения испытания исследуемый двигатель подвешивается на пилон вместо штатного № 2.
Ил-76М Модернизированный, с усиленным фюзеляжем. Грузоподъёмность повышена до 42 тонн. Первый полёт 24 марта 1978 года.
Ил-76МГА Гражданские самолёты без спецоборудования и вооружения. Построено и эксплуатировалось две машины (СССР-76502 и СССР-76503). Первый полёт 22 декабря 1976 года.
Ил-76МД(Candid-B по классифика-ции НАТО) Модернизированный дальний. Модифицированная версия Ил-76М. Усилена конструкция планера и шасси. Грузоподъёмность повышена до 48 т. Максимальная взлётная масса увеличена до 190 т. Дальность полёта с загрузкой 40 т увеличена до 4 200 км. Время автономной эксплуатации увеличено до двух месяцев. Обеспечена возможность установки четырёх дополнительных пилонов для подвешивания авиабомб и радиомаяков. Первый полёт 6 марта 1981 года.
Ил-76МД Пожарный вариант. Модифицированный вариант самолёта Ил-76МД для тушения пожаров. Способен брать на борт 42 т огнегасящей жидкости. Первый полёт 28 января 1993 года. Интересен факт, что в 1989 году в Красноярске баки устанавливали на 76508 л.
Ил-76МД «Скальпель» Версия Ил-76МД, переоборудованная в самолёт-госпиталь. На борту находятся три медицинских модуля, выполняющие функции предоперационной, операционной и палаты интенсивной терапии. Первый полёт 23 июля 1983 года. По сообщениям СМИ в июле 2008 года, военно-медицинский самолёт «Скальпель» находится в эксплуатации.
Ил-76МД-90А (изделие 476) Модификация самолёта Ил-76МД. На самолёте установлены более мощные и экономичные двигатели ПС-90А-76, которые удовлетворяют требованиям ИКАО по уровню шума и эмиссии вредных веществ.
Ил-76МД-М Модифицированный дальний модернизированный. Модернизированная версия Ил-76МД. По контракту все военно-транспортные самолёты ВКС России пройдут подобную модернизацию. Совершил первый полёт 28 февраля 2016 года, первый самолёт передан в войска 13 марта 2018 года, срок службы продлён до 40 лет.
Ил-76МДК «Космос» Самолёт Ил-76МД, переоборудованный для тренировок космонавтов в условиях искусственной невесомости. У самолёта усилено крыло и фюзеляж, установлены специальные аккумуляторы в топливной и гидравлической системах для обеспечения бесперебойной работы этих систем в условиях невесомости. Стены и потолок грузовой кабины отделаны мягким материалом, на полу закреплены спортивные маты. Первый полёт 6 августа 1988 года. Создано три таких самолёта, все они базируются на подмосковном аэродроме «Чкаловский».
Ил-76МФ Модификация самолёта Ил-76МД. По сравнению с базовой моделью длина фюзеляжа увеличена на 6,6 м благодаря вставке дополнительных секций по 3,3 м за и перед крылом. Таким образом, длина грузового пола у Ил-76МФ составила 31,14 м по сравнению с 24,5 м у Ил-76МД. Модернизация коснулась также и бортового радиоэлектронного оборудования. В приборное оборудование включены два экранных индикатора, добавлен блок спутниковой навигации. Благодаря более современному оборудованию удалось исключить из экипажа бортрадиста, то есть экипаж уменьшен до пяти человек. Использование более мощных и более экономичных двигателей ПС-90А-76 позволило увеличить дальность полёта. Дальность полёта Ил-76МФ с нагрузкой 40 тонн составляет 5800 км по сравнению с 4700 км у Ил-76МД. Грузоподъёмность увеличена до 60 т. Максимальная взлётная масса увеличена до 210 т. Первый полёт совершён 1 августа 1995 года. Первый серийный самолёт был построен в 2010 году на авиастроительном заводе «ТАПОиЧ» два самолёта модификации поставлены Иордании.
Ил-78МК Модернизированный конвертируемый. Самолёт-заправщик разработан на базе самолёта Ил-78М и предназначен для заправки топливом в полёте до трёх самолётов различного назначения. После переоборудования в условиях эксплуатации Ил-78МК может быть использован как военно-транспортный самолёт для перевозки и парашютного десантирования грузов и личного состава.
Ил-78МК-90 Модификация самолёта Ил-78МК. На самолёте установлены более мощные и экономичные двигатели ПС-90А-76, которые удовлетворяют требованиям ИКАО по уровню шума и эмиссии вредных веществ.
Ил-76П Самолёт для тушения пожаров. Способен брать на борт 32 т огнегасящей жидкости. Первый полёт 22 сентября 1989 года.
Ил-76ПС Поисково-спасательный. Первый полёт 18 декабря 1984 года.
Ил-76ПП Постановщик помех. Модифицированный вариант самолёта Ил-76МД. Создан в единственном экземпляре. Первый полёт 29 апреля 1987 года.
Ил-76СК Стратегический воздушный командный пункт (ВКП) для руководства ядерными силами страны в случае, если наземные пункты управления будут выведены из строя (заводское обозначение Ил-76ВКП). Оснащён комплексом связного оборудования (включая спутниковую связь). Построено 2 самолёта, оба базируются на аэродроме Чкаловский.
Ил-76Т(Candid-А по классификации НАТО) Транспортный. Гражданская модификация Ил-76М. На самолёте демонтирована кормовая пушечная установка, автомат выброса дипольных отражателей, десантное оборудование и электронные устройства военного назначения. Первый полёт 4 ноября 1978 года.
Ил-76ТД Транспортный дальний. Гражданская модификация Ил-76МД. Демонтировано оборудование военного назначения. Грузоподъёмность машины составила 50 т. Максимальная взлётная масса 190 т. Дальность полёта с максимальной загрузкой 3600 км. Первый полёт 5 мая 1982 года. СССР-76464 (2803)
Ил-76ТД «Антарктида» Модифицированный вариант самолёта Ил-76ТД. Первый полёт 17 ноября 1985 года. На серийную машину ставили дополнительное навигационное оборудование и раскраска для полётов в Арктике и Антарктике. В Аэрофлоте 76474. В Красноярске переделали 2 самолёта 76459 и 76465.
Ил-76ТД-90ВД Модификация самолёта Ил-76ТД. Использует более экономичные двигатели ПС-90А-76 (Ил-76ТД-90ВД). Модифицирован под руководством авиакомпании Волга-Днепр (Ил-76ТД-90ВД). Самолёт этой модификации отвечает требованиям ИКАО по шумам на местности согласно главе 4, тогда как все остальные модификации с использованием двигателей Д-30-КП (Д-30-КП-2) отвечают лишь 2 главе.
Ил-76ТД-90SW Модификация самолёта Ил-76ТД с двигателями ПС-90А-76, аналогичная Ил-76ТД-90ВД). Модифицирован по заказу азербайджанской авиакомпании Silk Way Airlines (Ил-76ТД-90SW).
Ил-76ТФ Гражданская модификация Ил-76МФ с более экономичными двигателями ПС-90А-76. На нём планируется уменьшение экипажа до 3-4 человек.
Ил-78 (Midasпо классификации НАТО) Самолёт-заправщик на базе Ил-76МД. Первый полёт 26 июня 1983 года.
Ил-78М Ил-78 Модифицированный. Первый полёт 7 марта 1987 года.
Ил-78М-2 Проект модернизации Ил-78М аналогично Ил-76МД-М.
Ил-78М-90А Самолёт-заправщик разработанный на базе Ил-76МД-90А.
Ил-78МК-90 Проект самолёта-заправщика на базе Ил-78МК с двигателями ПС-90А-76
Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.
Ил-78МП Обозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 года по май 2012 года.
Ил-976 Самолётный командный измерительный пункт (СКИП) телеметрии ракет. Самолёт конструктивно представлял собой гибрид Ил-76МД и А-50. В составе экипажа 15 операторов СКИП. Первый полёт самолёта в 1986 году. Всего было изготовлено 5 машин, сведённых в отряд, с базированием на аэродроме Раменское. В настоящее время три самолёта списаны, один переделан в летающую лабораторию для испытания двигателей и продан в Китай, второй также переделан в ЛЛ — на нём, в частности, испытывался российско-французский двигатель SaM-146 для самолёта Sukhoi Superjet 100 (выполнено 28 полётов).
А-50 (Mainstayпо классификации НАТО) Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Первый полёт в 1978 году.
А-60 Летающая лаборатория, самолёт-носитель лазерного оружия. Построено 2 (по другим данным 3) экземпляра ОКБ Бериева и заводом им. Г. Димитрова в Таганроге на базе Ил-76МД. Первый полёт — 19 августа 1981 года (первый самолёт) и 29 августа 1991 года (второй самолёт). Первый самолёт по окончании испытаний находился на аэродроме Чкаловский, сгорел в 1989 году. Второй самолёт базируется на аэродроме города Пушкин (Санкт-Петербург). Есть информация о третьем Ил-76 (А-60) в Таганроге, который поддерживается в работоспособном состоянии.
А-100 «Премьер» Самолёт ДРЛО на базе Ил-76МД-90А.
KJ-2000 Китайский самолёт ДРЛО на базе Ил-76ТД.

Ил-76МД

Военно-транспортный самолет Ил-76МД создан на базе серийного военно-транспортного Ил-76М:

  • Самолет предназначен для парашютного и посадочного десантирования личного состава, военной техники, грузов, топлива, контейнеров. За счет усиления его основных конструктивных элементов (планер, шасси) увеличена максимальная взлетная масса и транспортная нагрузка.
  • На самолете установлены 4 турбореактивных двухконтурных двигателя Д-30КП 2 серии, с тягой по 12000 кгс каждый. Силовая установка обеспечивает самолету высокую тяговооруженность, а наличие реверсивного устройства уменьшает пробег.
  • Ил-76МД имеет мощную механизацию крыла и многоколесное шасси с высокоэффективной системой торможения, что позволяет осуществлять взлет и посадку на грунтовые полосы.
  • Самолёт имеет герметизированную грузовую кабину и грузовую рампу для обеспечения удобства погрузки-разгрузки и парашютного десантирования личного состава и перевозимых грузов. В грузовой кабине возможна установка трёх пассажирских модулей, выполненных в виде стандартных грузовых контейнеров.

Основные лётно-технические характеристики:

Геометрические характеристики
Длина, м 46,6
Высота, м 14,76
Размах крыла, м 50,5
Площадь крыла, м² 300
Диаметр фюзеляжа, м 4,8
Характеристики силовой установки
Количество x тип двигателя 4хТРДД
Двигатель Д-30КП, сер. 2
Максимальная тяга (МСА, Н=0), кгс 12 000
Массовые характеристики
Максимальная взлетная масса, т 190
Максимальная полезная нагрузка, т 48
Емкость топливных баков, л 109 500
Летные характеристики
Крейсерская скорость, км/ч 750–780
Высота полета, м 9 100–12 100
Дальность полета с полезной нагрузкой 40 т, км 4 750
Длина разбега, м 1 700
Длина пробега, м 930
Число мест
Экипаж, чел. 7 (6)
Личный состав, чел. 1-палубный вариант:
126 десантников
145 личный состав
114 раненых
2-палубный вариант:
225 личный состав
Параметры грузовой кабины
Длина x Ширина x Высота, м 24,54х3,45х3,4
Объем грузовой кабины, м³ 321
Назначенный ресурс
Календарный, лет 45
Количество полетов 8 000
Количество летных часов, ч 12 000

Наши самолеты Ил-76 еще не сказали своего последнего слова. Прошло 45 лет, и самолет летает.

Он серийно строился в Ташкенте, было выпущено 950 различных машин, а сейчас его “перезапустили” в Ульяновске – Генрих Новожилов (Советник генерального директора ОАО “Ил” по науке). Он добавил, что все основные конструктивные элементы, давшие Ил-76 такую длинную жизнь и безоговорочную надежность, сохранены и в Ил-76МД-90А.

Ильюшины сегодня и завтра. Часть первая

Новая жизнь

Ил-76, может быть, не самый большой в мире по размерам, но по многофункциональности его не превзошел никто. Транспортник, заправщик, десантник, летающий госпиталь, самолет связи, носитель лазерного оружия, поисково-спасательный – множество его “профессий” продолжают приносить пользу как в армии, так и “на гражданке”.

  • Как рассказал Новожилов, сейчас рассматривается возможность создания версии военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А с удлиненной грузовой кабиной, где можно будет размещать не три, а четыре боевые машины десанта.
  • Мы на сегодняшний день запустили двигатель в Ил-76МД-90А, который дает нам запас по тяге и позволит сделать новую модификацию – Ил-76МФ-Генрих Новожилов (Советник генерального директора ОАО “Ил” по науке)

Длина грузовой кабины у такой модели будет на 6,6 метра больше, чем у серийного Ил-76. Конструктивные особенности самолета и заложенные в него возможности позволяют сделать подобную модификацию.

В свою очередь, генконструктор ОАО “ИлНиколай Таликов рассказал, что новый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А  может быть модифицирован для борьбы с пожарами.

Ил-76МД-90А отличается от базовой модели новыми двигателями, системами связи и обороны, пилотажно-навигационным комплексом, оснащается “стеклянной кабиной”. Кроме того, обновленный вариант также снабжен модифицированным крылом и усиленным шасси. Ресурс самолета достигает 30 лет с возможностью продления.

Минобороны РФ до 2020 года должно получить 39 самолетов Ил-76МД-90А. На данный момент готовы уже четыре машины, две из них переданы Военно-транспортной авиации ВКС РФ.

На базе нового самолета создается также заправщик Ил-78М-90А, первый представитель этой модификации уже находится в стадии производства.

Ил-76МД-90А

Общие сведения

Самолет Ил-76МД-90А создан на базе серийного самолета Ил-76МД, в целях дальнейшего совершенствования самолетов этого типа и расширения их транспортных возможностей за счет модернизации крыла и установки более мощных, экономичных и малошумных двигателей ПС-90А-76 взамен двигателей Д-30КП-2:

Ил-76МД-90А предназначен для парашютного и посадочного десантирования личного состава, военной техники, грузов, топлива, контейнеров.

Модифицированные самолеты Ил-76МД-90А соответствуют нормам по уровню шума на местности, определяемым требованиям Главы 4 Приложения 16 стандарта ИКАО, а также по эмиссии вредных веществ в атмосферу.

Полностью модернизирована кабина экипажа и комплекс оборудования. На самолете применено современное цифровое пилотажно – навигационное оборудование.

На приборной панели летчиков расположены шесть многофункциональных цифровых экранов, на которых отображается вся информация, необходимая для управления самолетом. Рабочее место штурмана оборудовано многофункциональным индикатором, обеспечивающим отображение навигационной информации.

Таким образом, на самолете реализована так называемая «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полетов.

Все работы по модернизации самолета от начала проектирования и до выпуска летного образца проводились в цифровой форме с применением современных компьютерных систем. Вся конструкторско-технологическая документация на изделие полностью переведена в электронный вид и запущена в серийное производство в современных цифровых технологиях.

  • Первый полет самолета состоялся 22 сентября 2012 г. Летчик-испытатель Н.Д. Куимов.
  • Разработчик – ОАО “Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина”
  • Изготовитель – ЗАО “Авиастар-СП”.

Прошло шесть лет после первого полёта опытного лётного образца Ил-76МД-90А, за это время на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске были собраны помимо двух опытных машин ещё 4 самолёта установочной партии, которые после заводских испытаний были переданы на эксплуатацию в войска. В ходе эксплуатационных тестовых полётов были выяснены все возможности нового тяжёлого транспортника и Министерство обороны исходя из этого разработало новые требования для этого военно-транспортного самолёта.

Внешние отличия модификации МД-90А неопытный глаз может и не заметить, но такие изменения в конструкции позволили снизить массу машины, поменять электронную начинку на более современную, оснастить транспортник малошумными и экономичными двигателями ПС-90А-76 и оборудовать самолёт так называемой стеклянной кабиной, повысившей безопасность и снизившей нагрузку на пилотов.

Модернизированный Ил-76МД-90А будут строить быстрее и состыковывать точнее:

По теме:

История создания и особенности Ил-76МД-90А

Российский топливозаправщик Ил-78М-90А

Ил-76МД-М — первый полёт в рамках модернизации