Российский топливозаправщик Ил-78М-90А

25 января 2018 года воздушный танкер совершил первый полёт. Пилотировал самолёт шеф-пилот «Ильюшина» Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов. Воздушный танкер Ил-78М-90А вышел на новый этап испытаний, сообщили журналистам в пресс-службе компании «Ильюшин».
Главная цель испытаний – определение форм и частот колебаний конструкции самолета и опор шасси.

В сообщении говорится, что в ходе испытаний уже получено несколько форм колебаний вертикального и горизонтального изгиба фюзеляжа, симметричного и асимметричного изгиба крыла, симметричного и антисимметричного кручения крыла, а также стабилизатора…

Для справки:

Ил-78М-90А — первый самолёт-топливозаправщик, произведённый в постперестроечной России. До сих пор все самолёты типа Ил-78 собирались в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова (ТАПОиЧ). Последний из них, Ил-78МКИ для ВВС Индии, покинул стены завода в 2004 году.

За всю постсоветскую историю России до Ил-78М-90А в стране не было произведено ни одного специализированного самолёта-топливозаправщика.

Самолёт оснащён четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлётной тягой. Они соответствуют нормам по уровню шума на местности, определяемым требованиями Главы 4 Приложения 16 стандарта ИКАО, а также по эмиссии вредных веществ в атмосферу. Их удельный расход топлива на 12−14% ниже, чем у двигателя Д-30КП, установленного на предыдущие модификации самолётов-топливозаправщиков. Поэтому Ил-78М-90А отличается повышенной дальностью полёта и может брать большее количество топлива для заправки самолётов.

Полностью обновлён пилотажно-навигационный комплекс, также на самолёте реализована «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полётов.

Новейший топливозаправщик Ил-78М-90А сохранил возможность использования в качестве военно-транспортного самолёта. Переоборудование не требует большого объёма работ и осуществляется в условиях аэродрома. В случае необходимости на самолёт может быть установлено оборудование для пожаротушения.

В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолётов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он способен производить одновременную заправку двух самолётов фронтовой авиации (типа Су-27/30/34/35, МиГ-29/35). С хвостового агрегата возможна заправка самолётов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырёх воздушных судов.

Все работы по модернизации самолёта от начала проектирования и до выпуска лётного образца проводились в цифровой форме с применением современных компьютерных систем. Конструкторско-технологическая документация на изделие полностью переведена в электронный вид и запущена в серийное производство в современных цифровых технологиях.

дозапрвка ту-16Окончательная сборка серийных топливозаправщиков будет осуществляться на ульяновском заводе «Авиастар-СП», где в настоящее время ведутся работы по установке поточной линии окончательной сборки тяжёлых военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А. Линия состоит из нескольких станций, обеспечивающих полную сборку самолётов. Одна из самых важных – станция стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают в себя стенды бесстапельной автоматизированной сборки российского производства. Автоматизация процессов уменьшает время стыковки фюзеляжа и сборки планера. Контроль за правильностью сборки будет выполняться средствами лазерно-оптических измерительных систем.

Ил-78М-90А является модификацией самолёта Ил-76МД-90А. По требованию заказчика, он должен сохранить возможность использования в качестве военно-транспортного: иметь рампу, десантное оборудование. Но при этом конструкция самолёта позволяет установить топливозаправочное оборудование — дополнительные ёмкости для топлива внутри грузовой кабины и унифицированные подвесные агрегаты заправки (УПАЗ).

One thought on “Российский топливозаправщик Ил-78М-90А

  1. Из опыта эксплуатации Ил-76МД слабым местом в конструкции выявлено,что из-за большого выноса колёс главных стоек шасси относительно амортстойки и разницы давлений пневматиках, амортизаторах ГНШ (ПНШ)- приводит к увеличению зазоров(люфтов)подвижных элементов шасси и как последствие появление прогрессирующей тряски при пробеге самолёта(с посадочным весом 110-130т).

Comments are closed.