Авиационная ведущая холдинговая компания “Сухой”

ПАО “Компания “Сухой” является ведущим авиастроительным холдингом России, который производит около четверти продукции российской авиационной промышленности. Холдинг входит в первую тройку мировых экспортеров современных боевых истребителей.

Организационно-правовая форма: Публичное акционерное общество 
Сокращенное наименование: ПАО “Компания “Сухой”.

В состав холдинга входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы. Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении – от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания.

История ОКБ Сухого берет свое начало с 30-х годов ХХ века, когда была образована конструкторская бригада под руководством Павла Осиповича Сухого. В 1939 г. организуется бюро, в котором уже 65 лет создаются проекты первоклассных самолетов, приносящих мировую славу отечественной авиации. 
Лидерство Компании “Сухой в области проектирования авиационной техники различного назначения во многом достигнуто за счет многолетнего опыта проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по различным направлениям. 


Сфера деятельности

Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении – от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания. Продукция холдинга – боевые самолеты марки “Су“.

Проекты

Программа пятого поколения – Основной программой по данному направлению является проект создания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации.

Модернизация Су-24М – Программа по созданию модернизированного фронтового бомбардировщика Су-24М2 с целью проведения модернизации самолетов, находящихся в строю ВВС РФ.

Модернизация Су-27СМ и Су-27УБ – Программа направлена на глубокую модернизацию самолетов, находящихся в строю ВВС РФ, с целью создания истребителя с существенно возросшей боевой эффективностью и новыми характеристиками по аэродинамике, авионике, системам управления и другим системам. 

  • Модернизация Су-25СМ – Основным направлением Су-25СМ модернизации является повышение точностных характеристик и режимов применения АСП.
  • Су-35С – По заказу ВВС России реализуется программа по созданию глубоко модернизированного сверхманевренного многофункционального истребителя поколения 4++.
  • Гражданские программы “Сухого” – Дочерняя компания ПАО “Компания “Сухой” – АО “Гражданские самолеты Сухого” в широкой международной кооперации реализует программу по созданию семейства региональных пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100.

Историческая справка:

ОКБ Сухого

История “ОКБ Сухого” берет свое начало с бригады №4 АГОС ЦАГИ, которую в октябре 1930г. возглавил П.О. Сухой. Именно с этого момента начинается формирование конструкторского коллектива будущего ОКБ.

  • В последующие девять лет этим коллективом созданы: опытные истребители – И-3, И-14, ДИП;
  • рекордный самолет РД, на котором экипажи В.П. Чкалова и М.М. Громова совершили ряд выдающихся перелетов, а экипаж М.М. Громова установил абсолютный мировой рекорд дальности полета по прямой – 10148 км, преодолев это расстояние за 62 часа 17 мин;
  • дальний бомбардировщик ДБ-2, на доработанном варианте этого самолета – “Родина” женский экипаж В.С. Гризодубовой совершил беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток;
  • многоцелевой самолет ББ-1 (с 1940 года – Су-2), который первым из “семейства Сухих” строился большой серией (910 самолетов) и в вариантах ближнего бомбардировщика и артиллерийского разведчика-корректировщика принимал активное участие в Великой Отечественной войне. 

Для внедрения ББ-1 в серию, постановлением правительства от 29 июля 1939 года П.О. Сухой назначается Главным конструктором. Он, вместе с коллективом ОКБ, получившим статус самостоятельного, переводится на серийный авиационный завод №135 в Харьков.

  • Дальнейшая деятельность коллектива направлена на создание: модификаций самолета Су-2;
  • опытного бронированного штурмовика Су-6 в одноместном и двухместном вариантах, за который в 1943 году, П.О. Сухой был удостоен Сталинской премии I степени;
  • опытного пушечного истребителя Су-1 (Су-3);
  • опытного дальнего двухместного бронированного штурмовика Су-8;
  • экспериментальных истребителей Су-5 и Су-7 с комбинированными силовыми установками.

Начиная с 1945 года, ОКБ ведет разработку и постройку:

  • реактивных истребителей Су-9, Су-11, Су-15, Су-17 (первых с этими названиями);
  • реактивного бомбардировщика
  • двухмоторного поршневого разведчика-корректировщика Су-12.

На базе бомбардировщика Ту-2 создается и запускается в серийное производство учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ-2, кроме того, ведется проектирование пассажирских и десантно-грузовых самолетов, реактивного штурмовика Су-14 и ряда других самолетов.

За пять послевоенных лет в ОКБ впервые в отечественной практике были созданы и внедрены:

  • бустерная система управления самолетом;
  • тормозной посадочный парашют;
  • катапультируемое кресло с телескопической тележкой;
  • отделяемая носовая часть фюзеляжа с гермокабиной.

Е.А. Иванов: В ноябре 1949 года решением правительства ОКБ было ликвидировано и восстановлено вновь лишь в мае 1953 года, но уже на новой производственной базе.

Второе рождениеОКБ по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. Поэтому основными направлениями в работе конструкторского коллектива на начальном этапе стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3. На базе С-1 создается семейство истребителей-бомбардировщиков Су-7, Су-17 и более 20 их модификаций, причем, Су-17 стал первым в СССР самолетом с крылом изменяемой стреловидности.

Опытный Т-3 послужил основой для первого отечественного авиационного ракетного комплекса перехвата целей Су-9-51 и созданных позднее комплексов Су-11-8М и Су-15-98(М).

В 60-е годы перечень разрабатываемой в ОКБ техники расширяется. С 1962 года ведутся работы по созданию дальнего ударно-разведывательного комплекса Т-4, первый полет опытной машины состоялся 22 августа 1972 года. Этот самолет впервые в нашей стране был оснащен электродистанционной системой управления и автоматом тяги, а планер выполнен сварным из титана и высокопрочной стали.

  • В 1969 году поднимается в воздух фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой стреловидности, первый отечественный всепогодный ударный самолет. Су-24 строился серийно, и имел несколько модификаций. В настоящее время находится на вооружении ВВС РФ и ряда других стран.

В 1975 году первый полет выполняет бронированный штурмовик Су-25, предназначенный для поражения целей на поле боя. Су-25 – первый отечественный серийный реактивный штурмовик, имеет несколько модификаций и в настоящее время составляет основу армейской авиации РФ.

В 1969 году в ОКБ приступают к разработке истребителя четвертого поколения, а в 1977 году прототип истребителя Су-27 совершает первый полет. В последующие годы на базе Су-27 созданы:

  • Су-27УБ,
  • Су-30,
  • Су-32,
  • Су-33.

М.П. Симонов: Для реализации наработок по конструктивным решениям, освоения новых материалов и технологических процессов, создается опытно-экспериментальный самолет Су-47 (первый полет в 1997 году).

Опыт по созданию авиационной техники, накопленный коллективом ОКБ за многие десятилетия, позволил создать семейство спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-29, Су-31. Выступая на этих машинах, сборная команда СССР и РФ по высшему пилотажу завоевала на чемпионатах Мира и Европы 156 золотых, а всего 330 медалей.

В начале 90-х годов, в ОКБ развернуты работы по гражданской тематике в 2001 году совершили первые полеты:

  •  грузопассажирский самолет Су-80ГП
  • сельскохозяйственный Су-38Л.

В настоящее время АО “Гражданские самолеты Сухого”, ведет разработку семейства региональных самолетов Sukhoi Superjet 100.

В разные годы коллектив возглавляли П.О. Сухой, Е.А. Иванов, М.П. Симонов, с 1999 до 30 июля 2007 года Генеральным директором являлся М.А. Погосян. С 31 июля 2007 года Исполнительным директором ОАО “ОКБ Сухого” был назначен Игорь Яковлевич Озар, до того времени занимавший должности заместителя Генерального директора по экономике и финансам – финансового директора ОАО “ОКБ Сухого”.

30 июня 2011 года Совет директоров ОАО “Компания “Сухой” назначил И.Я.Озара Генеральным директором ОАО “Компания “Сухой”.

С 1 января 2015 г. заместителем Генерального директора – директором филиала ОАО “Компании “Сухой” “ОКБ Сухого” стал Михаил Юрьевич Стрелец.

  • За многие десятилетия коллективом ОКБ создано около 100 типов самолетов и их модификаций, из которых: 
  • более 60 типов выпускались серийно, а общее число серийно выпущенных самолетов превышает 10000 экземпляров.
  • Свыше 2000 самолетов поставлены в 30 стран мира.
  • На самолетах “Су” установлено более 50 мировых рекордов.

ОАО Компания “Сухой” завершила все этапы реорганизации в форме присоединения трех дочерних обществ:

  • ОАО “ОКБ Сухого”,
  • ОАО “КнААПО им. Ю.А. Гагарина”,
  • ОАО “НАПО им. В.П. Чкалова” и  

получила уведомление о прекращении с 1 января 2013 г. деятельности перечисленных обществ в качестве самостоятельных юридических лиц.

В структуру единого юридического лица теперь входят в качестве филиалов:

  • ОКБ Сухого,
  • Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова,
  • Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина,
  • Гражданские программы “Сухого” – Дочерняя компания ПАО “Компания “Сухой” – АО “Гражданские самолеты Сухого”,
  • Представительства компании в Республике Индия, Вьетнаме и Китае.


Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова

Организационно-правовая форма: Филиал 
Сокращенное наименование: Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова – филиал

ПАО “Компания “Сухой”

Сфера деятельности

Серийное производство военных и гражданских самолётов.

Проекты

  • Производство истребителя-бомбардировщика Су-34
  • Участие в программе перспективного регионального самолета SSJ
  • Участие в программе создания боевого авиационного комплекса 5-го поколения
  • Опытно-конструкторские работы по изготовлению нового тяжёлого беспилотного летательного аппарата (БЛА) «Охотник» С-70

Историческая справка:

2 июля 1931 году в соответствии с правительственным решением на окраине Новосибирска началось строительство завода Горного оборудования. В мае 1936 года предприятие перепрофилировано в самолётостроительное.

Первенец – истребитель И-16 был испытан уже в ноябре 1937 года.
В 1939 году Указом Президиума Верховного Совета СССР заводу было присвоено имя В.П. Чкалова. В этом же году началось освоение самолётов ЛАГГ-3 конструкции Поликарпова Н.Н.

За период Великой Отечественной войны коллектив “чкаловцев” отправил на фронт более 15 тысяч истребителей ЯК-7 и ЯК-9 генерального конструктора А.С. Яковлева. На предприятии уже с конца 1942 года была внедрена поточная система сборки самолётов. К концу войны на заводе действовало 29 поточных линий.

Немалая заслуга в этом директора завода В.Н. Лисицына и главного инженера А.Н. Тер-Маркаряна. Большую помощь предприятию оказывал генеральный конструктор А.С. Яковлев.
Орден Ленина и Знамя Государственного комитета обороны – на вечное хранение – таковы трудовые заслуги завода за вклад в победу над врагом.

С 1947 года началось освоение реактивной техники. До середины 50-х годов завод серийно выпускал МИГ-15, МИГ-17, МИГ-19 генерального конструктора А.И. Микояна.

С 1957 года предприятие сотрудничает с ОКБ им. Сухого и переходит на серийный выпуск СУ-9, СУ-11, СУ-15.

В декабре 1971 года был испытан первый истребитель-бомбардировщик СУ-24. Под экспортным обозначением СУ-24МК эти самолёты поставлялись на вооружение ВВС Алжира, Ливии, Сирии, Ирана.
За освоение новой техники и внедрение новых технологий коллектив предприятия был награжден в 1971 году Орденом Трудового Красного Знамени, а в июле 1981 года и в связи с 50-летием основания предприятия – Орденом Октябрьской революции. Пятерым лётчикам-испытателям было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1989 году предприятие было преобразовано в Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова.
В 90-е годы коллектив предприятия продолжил работу над созданием нового самолёта СУ-34, первый экземпляр которого был испытан в 1993 году. 
В ноябре 2002 года завершен этап акционирования и ОАО “НАПО им. В.П. Чкалова” вошло в ОАО “Компания «Сухой.
С 2004 года предприятие в кооперации с КНААПО участвует в проекте по созданию гражданского самолета Сухой Суперджет100” (SSJ100). 
С 2006 года коллектив приступил к реализации проекта создания самолета пятого поколения.
В 2008 подписан 5-летний контракт с Минобороны РФ на серийное производство Су-34.

Крайние новости:


16.02.2022г. В Новосибирске модернизируют авиационный завод для производства БПЛА “Охотник”

/ТАСС/. Новосибирский авиационный завод имени В.П.Чкалова (НАЗ им. Чкалова, филиал ПАО “Компания “Сухой”) в течение пяти лет проведет модернизацию производства со строительством нового корпуса для производства тяжелых стелс-беспилотников С-70 “Охотник”, сообщил ТАСС источник в органах власти.

Выкаченный на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова (филиале ПАО "Компания "Сухой") первый летный опытный образец С-70-2 тяжелого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата С-70 по ОКР по теме "Охотник". Новосибирск, 14.12.2

Справочно>> НАЗ им. Чкалова основан в 1931 году. В годы Великой Отечественной войны выпустил более 15 тыс. истребителей Як-7 и Як-9. Позже завод также был ориентирован на выпуск военной авиации. Основная его продукция – фронтовые бомбардировщики Су-34, завод также выпускает детали гражданских пассажирских самолетов SSJ-100.

Выступая перед журналистами в декабре 2021 года во время выкатки версии беспилотного летательного аппарата (БПЛА) С-70 с плоским соплом на площадках НАЗ, замминистра обороны РФ Алексей Криворучко заявил, что серийный контракт на его поставку будет заключен в течение полугода. По его словам, “Охотник” представляет собой высокоинтеллектуальную систему, способную решать широкий круг задач одиночно, группой и совместно с самолетами пилотируемой авиации.

“Там (у завода) очень хорошие планы. Это будет расширение производства “Охотника” со строительством нового корпуса”, – сказал собеседник агентства, не уточнив объемы производства БПЛА. Он добавил, что модернизация стартует в 2022 году и займет пять лет. В связи с модернизацией планируется рост числа рабочих мест в 1,5 раза. Сумма инвестиций составит порядка 2,5 млрд рублей.

Справочно>> Разработанный в конструкторском бюро Сухого беспилотник С-70 “Охотник” выполнен по схеме “летающее крыло” с применением технологии “стелс”, что снижает его радиолокационную заметность. По данным открытых источников, взлетная масса аппарата составляет до 20 тонн, максимальная скорость полета – около 1 000 км/ч. Серийные поставки планируется начать с 2024 года. “Охотник” впервые поднялся в воздух 3 августа 2019 года, полет продолжался более 20 минут под управлением оператора. 27 сентября 2019 года БЛА выполнил полет совместно с истребителем Су-57. В госкорпорации “Ростех” отмечали, что для “Охотника” создается новый наземный пункт управления…



Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина

Организационно-правовая форма: Филиал 
Сокращенное наименование: Филиал ПАО “Компания “Сухой” “КнААЗ им. Ю.А. Гагарина”

Сфера деятельности

  • производство самолетов военного и гражданского назначения для внутренних и экспортных поставок
  • производство технических комплектов для лицензионного производства
  • ремонт, модернизация и послепродажное обслуживание авиационной техники
  • производство гражданской продукции, товаров народного потребления
  • оказание услуг по выполнению воздушных перевозок

Проекты

  • Одноместные и двухместные модификации самолетов семейства Су-27
  • Производство двухместных многоцелевых истребителей Су-30М2/МК2 и многофункциональных сверхманёвренных одноместных истребителей Су-35/С в интересах Министерства обороны РФ и для поставки на экспорт
  • Производство перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА)-Су-57
  • Ремонт, модернизация и послепродажное обслуживание авиационной техники
  • Производство составных частей регионального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet-100

Историческая справка:

1 января 2013 года завершился процесс консолидации ОАО “Компания Сухой”. ОАО “КнААПО” вошло в состав ОАО “Компания Сухой”.  С 1 января 2013 года официальное название предприятия – филиал ОАО “Компания Сухой” “Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина.”

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина является одним из ведущих предприятий оборонного комплекса России. За свою историю предприятие стало крупнейшим производителем машиностроительной продукции и сегодня по праву занимает передовые позиции не только в российской, но и в мировой авиационной промышленности. 

  • 18 июля 1934 года состоялась торжественная закладка первого камня в фундамент главного механического корпуса будущего авиационного завода №126, эта памятная дата считается днем рождения предприятия. Уже в мае 1936 года был построен первый самолет-разведчик Р-6, который стал первым шагом на долгом и нелегком пути самолетостроительного завода.

Период становления завода, помимо самолетов Р-6, знаменуется производством дальних бомбардировщиков ДБ-3, выпускавшихся с 1938 года. Самолет ДБ-3 стал выдающимся самолетом своего времени, установившим немало мировых рекордов. В 1941 году он был модернизирован и получил наименование ДБ-3Ф, но стал известен всему миру под именем Ил-4. В военные годы самолеты Ил-4 составили основу авиации дальнего действия и значительную часть бомбардировочной авиации военно-морского флота. 18 июля 1942 года за образцовое выполнение правительственного задания по производству самолетов Ил-4 завод был награжден Орденом Ленина.

  • С 1946 по 1949 год завод выпускал самолеты Ли-2, которые являлись лицензионным воспроизведением известного самолета DC-3 американской фирмы «Douglas». На протяжении нескольких десятилетий Ли-2 активно эксплуатировался гражданским воздушным флотом и военно-воздушными силами страны, был самым массовым пассажирским самолетом на союзных и зарубежных линиях Аэрофлота, за что получил неофициальное название – «Воздушный извозчик».

Послевоенные годы нашей истории омрачены началом «холодной войны» – длительным периодом противостояния двух супердержав – СССР и США. Для отечественной авиации освоение проектирования и изготовления боевых самолетов с реактивными двигателями явилось первостепенной задачей. Гордостью отечественной конструкторской мысли стал реактивный истребитель – МиГ-15.

  • В 1949 году начался период освоения и выпуска МиГов, который стал, своего рода, вторым рождением завода. Выпуск авиационной техники такого класса потребовало полной перестройки технологических и производственных процессов. Несмотря на возникшие трудности, коллектив завода справился не только с освоением производства, но и с начавшимися работами по модернизации самолета.

В 1952 году начался серийный выпуск новой модификации самолета семейства «МиГ» – МиГ-17. Это была маневренная, легко управляемая, хорошо вооруженная боевая машина. Поставка боевых машин МиГ-17Ф за рубеж стала экспортным дебютом в жизни завода.

  • С 1956 года начался многолетний период плодотворного сотрудничества коллектива завода с ОКБ Сухого. Завод начал осваивать производство самолета нового поколения, а именно первого сверхзвукового истребителя Су-7.

  • Самолет Су-7 был выдающимся достижением, вобравшим в себя новейшие научно-технические идеи. Завод впервые выступил как серийное предприятие, которое должно было обеспечить полную доводку самолета с превращением опытного образца в серийно выпускаемый, успешно эксплуатируемый боевой самолет.

В конце 1950-х годов завод стал выпускать продукцию, нашедшую применение в трех стихиях: на земле, в воздухе и в воде. Новыми видами продукции стали цельнометаллические спортивные планеры А-11 и А-13, аэросани Ка-30 и «Эльф», а также ракетные комплексы морского базирования П-6 и «Аметист».

  • Научно-технический потенциал, заложенный в конструкцию Су-7, позволял проводить постоянные улучшения самолета и создавать новые модификации истребителей-бомбардировщиков. После внесения радикальных изменений в аэродинамическую схему в 1969 году с заводского аэродрома поднялся первый истребитель-бомбардировщик третьего поколения Су-17 – самолет с изменяемой геометрией крыла, имеющий более высокие летные и боевые характеристики, чем его предшественники. За успешное выполнение пятилетнего плана и выпуск новой техники 18 января 1971 года завод был награжден Орденом Октябрьской Революции.

Освоение производства новых истребителей-бомбардировщиков второго и третьего поколения Су-7 и Су-17 и их модификаций позволило коллективу предприятия достичь технической зрелости и вступить в новую эру авиации.

В 1976 году авиастроители Комсомольска-на-Амуре получают трудное, но почетное задание по освоению производства боевого самолета, в очередной раз воплотившего в себе все новейшие достижения науки и техники – истребителя 4-го поколения Су-27, предназначенного для завоевания господства в воздухе. На сегодняшний день он считается одним из наиболее успешных самолетов в мировой истребительной авиации, так как в нем наиболее удачно сочетаются маневренные характеристики, дальность полета и боевая эффективность. Су-27 явился базовым самолетом для целого семейства лучших в мире истребителей различного назначения, таких как :

  • Су-27СК,
  • Су-27СКМ,
  • Су-33, Су-30МК,
  • Су-30МК2,
  • Су-35.

В 1980-е годы истребитель Су-27 и, впоследствии, его модификации стали основной продукцией предприятия. Сегодня эти машины составляют основу парка боевой авиации ВВС России и ряда зарубежных стран.

  • В рамках диверсификации производства с начала 1990-х годов ОАО «КнААПО» приступило к развитию гражданских программ: разработке и запуску в производство легкого самолета-амфибии Бе-103 и 30-местного самолета для местных и региональных авиалиний Су-80ГП. С 2003 года предприятие было подключено к программе нового регионального самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100), в которой участвуют ведущие предприятия авиастроительной отрасли России и зарубежных государств. Филиал ОАО “Компания Сухой” является изготовителем фюзеляжа, отъемной части крыла и пилона самолета. Окончательная сборка SSJ-100 выполняется на производственных площадях Комсомольского-на-Амуре филиала ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».
  • 19 мая 2008 года с заводского аэродрома взлетел первый SSJ-100.


АО “Гражданские самолеты Сухого”

Организационно-правовая форма: Акционерное общество 
Сокращенное наименование: АО “ГСС”
Официальное наименование на английском: Joint Stock Company “Sukhoi Civil Aircraft”

Сфера деятельности

Компания “Гражданские самолеты Сухого” была образована в 2000 году для создания новых образцов авиационной техники гражданского назначения. Основными направлениями деятельности ГСС являются разработка, сертификация и производство самолетов гражданского назначения, а также их маркетинг, продажи и послепродажное обслуживание. Компания находится в Москве. Филиал ГСС представлен в Комсомольске-на-Амуре, где производится окончательная сборка самолетов. В настоящее время основным проектом компании является программа по созданию российских самолетов Sukhoi Superjet 100.

Проекты

Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) – современный российский гражданский лайнер, разработанный и производимый АО “Гражданские самолеты Сухого” (АО “ГСС”) при участии компании Leonardo-Finmeccanica. SSJ100 cоздан с применением новейших технологий, обеспечивающих эффективность эксплуатации и высокий комфорт пассажиров. SSJ100 рассчитан на перевозки на ближнемагистральных и среднемагистральных маршрутах.

  • Дальность полетов базовой версии SSJ1003 048 км и более 4 578 км для версии увеличенной дальности.
  • Продуктовый ряд АО “ГСС” составляют коммерческие самолеты SSJ100, версия Sukhoi Business Jet и воздушные суда специального назначения.
  • Коммерческая эксплуатация SSJ100 началась в 2011 году

Выдающийся авиаконструктор Павел Осипович Сухой