Основные активы российского авиастроения сконцентрированы в двух профильных государственных холдингах: «Объединённая авиастроительная корпорация»(ОАК) (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и «Ростех» (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и ОКБ. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек.[1]
Организационная структура:
Крупнейшими научными центрами авиастроения являются:
Фонд перспективных исследований (ФПИ):
Российский Фонд перспективных исследований (ФПИ) является аналогом американского DARPA, который занимается научными исследованиями и разработками в интересах обороны и безопасности государства…
Фонд работает с 2012 года. Цель фонда — содействие работе над научными исследованиями и разработками в интересах обороны страны и безопасности государства. Деятельность ведется по трем основным направлениям — химико-биологическому и медицинскому, физико-техническому, информационному.
В конце 2015 года в структуре ФПИ был создан Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники. Фонд работает более чем над 60 проектами, для них созданы свыше 40 лабораторий в ведущих университетах, НИИ и оборонных предприятиях. У России такие возможности есть, поскольку у нее есть ведущие авиационные сертификационные центры — ЦАГИ, ГосНИИ авиационных систем, ГосНИИ гражданской авиации и другие:
- Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ);
- Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ);
- Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ);
- Лётно-исследовательский институт (ЛИИ);
- Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС).
- Национальный институт авиационных технологий (НИАТ).
- Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) – не понятно чем занимается, т.к. отчётность не публикуется, но пиарятся по полной(более 600 экспертов, около 100 видов услуг)…
Основные производственные площадки:
- Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (выпуск самолётов Су-30, Су-35, Су-57, Sukhoi Superjet 100).
- Иркутский авиационный завод (выпуск самолётов Су-30, Як-130, Як-152, МС-21).
- Новосибирский авиационный завод (выпуск самолётов Су-34).
- Авиастар-СП (выпуск самолётов Ил-76 и Ту-204).
- Казанский авиационный завод (выпуск самолётов Ту-214).
- Воронежское акционерное самолётостроительное общество (выпуск самолётов Ил-96, Ил-112В).
- Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (выпуск самолётов Бе-200).
- Роствертол (выпуск вертолётов Ми-28, Ми-35, Ми-26).
- Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» (выпуск вертолётов Ка-52).
- Казанский вертолётный завод (выпуск вертолётов серии Ми-8, Ми-38, Ансат).
- Улан-Удэнский авиазавод (выпуск вертолётов серии Ми-8).
- Кумертауское авиационное производственное предприятие (выпуск вертолётов Ка-226, Ка-32, Ка-28, Ка-31).
Объединённая двигателестроительная корпорация-ОДК (дочерние компании АО):
- ПАО«ОДК-Сатурн» (авиационные двигатели).
- «ОДК-Климов» (двигатели для самолётов и вертолётов).
- ПАО«ОДК-Кузнецов» (авиационные двигатели и ракетные двигатели).
- ПАО«ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» (газотурбинные двигатели для военной авиации).
- «ОДК-Пермские моторы» (авиадвигатели для гражданской авиации).
- «ОДК-Авиадвигатель» (газотурбинные двигатели для авиации).
- «ОДК-Стар» (системы автоматического управления двигателей самолётов и промышленных двигателей).
- ОДК — Газовые турбины.
- «ОДК-Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва» (авиационные двигатели).
Научные центры российского авиастроения
Авиаобзор новостей
ОДК и ЦИАМ заключили соглашение о сотрудничестве в области создания цифровых двойников газотурбинных двигателей
Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) и Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») подписали соглашение о сотрудничестве в области создания «цифровых двойников» газотурбинных двигателей (ГТД) и силовых установок на их основе. Соглашение подписано в рамках проходящего в Новосибирске VII международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2019». Подписи под документом поставили заместитель генерального директора — генеральный конструктор АО «ОДК» Юрий Шмотин и генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин…Читать подробнее:
ОДК-Климов признано инновационным лидером Северо-Западного федерального округа
По итогам IV премии издания «Деловой Петербург» санкт-петербургское АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) стало лучшим в новой номинации «Инновационный лидер СЗФО».
ОДК-Климов занимается разработкой и производством газотурбинных двигателей и их систем управления для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы. Предприятием разработаны вертолетные двигатели семейства ТВ3-117/ВК-2500, ВК-2500ПС-03, ТВ7-117В, самолетные двигатели РД-33, и ТВ7-117С/СМ/СТ и их системы управления. Система менеджмента качества сертифицирована по международному стандарту AS 9100 rev.D… Читать подробнее:
В Турции проведен ряд переговоров по продвижению российских самолетов
В ходе фестиваля авиации, космоса и технологий TEKNOFEST, проходящем в Стамбуле (Турция), проведен ряд встреч, направленных на продвижение российской авиационной техники на рынок Турции и сопредельных регионов. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) представила четыре современных российских самолета:
- проходящий сертификационные испытания среднемагистральный МС-21-300,
- ближнемагистральный Superjet 100,
- многофункциональный самолет-амфибию Бе-200ЧС,
- сверхманевренный истребитель Су-35...
Самолет МС-21-300, для которого полет в Стамбул стал зарубежной премьерой, вызвал высокий интерес как у профессионалов, так и у публики. Среди преимуществ Superjet 100 отмечались наличие международной сертификации и наработанный опыт эксплуатации. С представленным в Стамбуле самолетом-амфибией Бе-200 ранее на месте его производства в Таганроге ознакомилась представительная делегация во главе с министром сельского и лесного хозяйства Республики Турция Пакдемирли Бекиром… Читать подробнее:
Завершился один из этапов сборки первого опытного образца самолета Ил-96-400М
На ВАСО (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) завершилась стапельная сборка первого опытного образца широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-96-400М. Это один из значимых технологических этапов создания нового авиалайнера, после которого агрегаты планера будут перемещены в цех окончательной сборки, где начнется финальная сборка воздушного судна. Строительство самолета планируется завершить к концу 2020 года. После этого он будет передан для наземных и летных испытаний специалистам ПАО «Ил». Первый полет опытного образца намечен на 2021 год. Ил-96-400М полностью состоит из российских комплектующих. На новой машине будут установлены двигатели отечественного производства ПС-90А1.
Производство вертолета Ка-62 начнется в России до конца года
Серийное производство легкого многоцелевого вертолета Ка-62 начнется в 2019 году. Об этом заявил гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский на Восточном экономическом форуме после подписания соглашения с ВЭБ.РФ о продвижении этого вертолета.
«Этот новейший вертолет востребован во многих регионах нашей страны и за рубежом, и я уверен, что при поддержке ВЭБ.РФ он быстро найдет своего первого эксплуатанта», – отметил Богинский.
Ка-62 — российский перспективный многоцелевой вертолет, разработанный ОАО «Камов» на основе военной модификации Ка-60. Разработка этого вертолета началась в 1990 году, а на авиасалоне МАКС-1995 был представлен полноразмерный макет данной машины.
После этого дальнейшая разработка вертолета была остановлена. Только в 2012 году на выставке HeliRussia был вновь представлен полноразмерный макет. Тогда же стало известно, что вместо российских турбовальных двигателей РД-600 на машину будут устанавливаться двигатели Turboméca Ardiden 3G французской компании Turboméca. Еще через четыре года вертолет совершил первый полет: машина совершила висение с разворотами, рысканиями по тангажу и крену. Полноценный испытательный полет состоялся год спустя, 25 мая 2017 года. Наконец, в 2019 году вертолет принял участие в летной программе авиасалона МАКС-2019. Ранее в Госкорпорации «Ростех» сообщали, что производство вертолета запланировано на 2020 год. В 2015 году вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что производство специализированной версии Ка-62 для Арктики начнется в 2016 году. В 2017 году Минпромторг озвучивал планы по продаже до 2030 года 365 таких машин. В том же году вертолет впервые был представлен широкой публике на III Восточном экономическом форуме во Владивостоке. В 2018 году сообщалось, что для вертолета разрабатывается новая модификация шасси, которое может быть использовано на машинах морского базирования.
В июне 2019 года «Вертолеты России» взяли кредит на 5 миллиардов рублей. По утверждению пресс-службы предприятия, эти деньги пойдут на создание и продвижение гражданских вертолетов, а также на послепродажное обслуживание гражданской техники. Речь идет о вертолетах Ка-62, Ка-32, Ка-226; «Ансат», Ми-171А2, Ми-171, Ми-38 и о другой продукции гражданского назначения.
Борисов рассказал, когда начнется серийный выпуск лайнеров МС-21
Серийный выпуск лайнеров МС-21 начнется в 2021 году. Об этом заявил вице-премьер РФ Юрий Борисов. Он выразил надежду на то, что все будет идти четко по назначенному плану…
«Надеюсь, что мы будем идти по графику, в 2020 году мы завершим все сертификационные процедуры и начнем серийный выпуск в 2021 году», – отметил он…
О том, что в 2021 году начнутся серийные поставки МС-21 для «Аэрофлота» ранее заявлял глава Ростеха Сергей Чемезов. По словам Борисова, он успел ознакомиться с некоторыми экспозициями на авиасалоне. В частности, он посетил павильон ОДК (Объединенной двигателестроительной корпорации), где представлен сертифицированный двигатель ПД-14…
«Очень хороший взят объем работы ими», – считает Борисов.
Он добавил, что было много представлено новых образцов и новинок в области беспилотной авиации, включая пятитонный беспилотник от группы «Кронштадт»…
МС-21 российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Первый полёт состоялся 28 мая 2017 года. Начало серийного производства было запланировано на 2017 год, но было перенесено сначала на 2018 год, а затем на 2020 год…
Ранее «ПолитРоссия» писала о том, что Филиппины хотят купить российские самолеты Sukhoi, Бе-200 и МС-21.