АО “Вертолеты России” (входит в Госкорпорацию Ростех) – один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России, а также одна из немногих компаний в мире, обладающих возможностями проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов.
Профессиональный взгляд на «Вертолёты России»
В результате интеграционного реформирования вертолетостроения, последовательно проводимого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.11.2004 № 1481 «Об открытом акционерном обществе «ОПК «ОБОРОНПРОМ», сформирована интегрированная структура холдингового типа – Холдинг «Вертолеты России» (далее – Холдинг).
С января 2007 года управление Холдингом осуществляет АО «Вертолеты России», которое направлено на обеспечение интересов Российской Федерации по созданию и серийному производству современных образцов вертолетов, их модернизации, обеспечение эксплуатации вертолетной техники, а также внедрение новых технологий и международных стандартов.
Благодаря централизации руководства предприятиями Холдинга и консолидации ресурсов удалось обеспечить положительную динамику развития вертолетостроения до уровня, позволяющего сохранить и расширить позиционирование на мировом рынке.
Конкурентами АО «Вертолеты России» на территории Российской Федерации являются:
– в сегменте военных вертолетов: нет.
– в сегменте гражданских вертолетов: Airbus Helicopters, Robinson Helicopters, Leonardo, Bell.
История Холдинга АО “Вертолёты России
1996 год. Состоялся первый полет круглосуточного боевого вертолета Ми-28Н «Ночной охотник». Боевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» предназначен для поиска и уничтожения днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях танков, бронированной и небронированной техники, а также живой силы противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей.
1997 год. Состоялся первый полет легкого многоцелевого вертолета Ка-226. Ка-226 представляет собой модернизацию зарекомендовавшего себя вертолета Ка-26.
1998 год. Состоялся первый полет армейского скоростного многоцелевого вертолета Ка-60.
Состоялся первый полет нового многоцелевого вертолета повышенной грузоподъемности Ми-38. Многоцелевой вертолет Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолета и летающего госпиталя, для полетов над водной поверхностью.
Образован российский вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России». В состав холдинга «Вертолеты России» вошли конструкторские бюро, вертолётные заводы, предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, а также сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение техники в России и за ее пределами.
2003 год. Началось серийное производство боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор».
2007 год. Средний многоцелевой вертолет Ка-32А11ВС был сертифицирован Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA) для коммерческого использования.
2008 год. Завершена консолидация вертолетостроительных активов РФ в холдинг «Вертолеты России». Поставлено 214 вертолётов, портфель заказов составил 430.
2009 год. Поставлено 262 вертолёта, портфель заказов удвоился, до 859 вертолётов, рентабельность на уровне 17 %.
2010 год. На российских вертолётостроительных предприятиях, входящих в холдинг, было построено 290 вертолётов.
17.12.2013 год – Состоялся первый полет нового вертолета Ми-38 с российскими двигателями ТВ7-117В
Структура Холдинга АО “Вертолёты России”
В 2014 году в состав «Вертолетов России» вошли подробней читать: пять авиаремонтных предприятий, ранее находившихся в ведении Министерства обороны России.
Эти предприятия обладают уникальной компетенцией по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники и существенно усилят систему послепродажного обслуживания гражданских и военных вертолетов российского производства.
Формирование инновационной инфраструктуры
Конструкторское бюро. Одним из важнейших мероприятий по формированию инновационной инфраструктуры холдинга «Вертолеты России» стало создание Национального центра вертолетостроения (НЦВ) в Подмосковье. В НЦВ сконцентрирован:
- весь научно-технический комплекс холдинга в составе научно-исследовательских,
- проектно-конструкторских,
- информационно-расчетных,
- экспериментально-исследовательских,
- опытно-производственных и летно-испытательных подразделений.
Инновации в вертолетостроении к 2020 году сохранят высокий технический уровень и качество продукции при сокращении сроков разработки новых вертолетов до 5-7 лет.
- Доля инновационной продукции в общем объеме продаж составит порядка 50%.
- Холдинг «Вертолеты России» рассчитывает удовлетворить внутренний спрос государственной авиации России на современные военные и гражданские вертолеты с высокими летно-техническими характеристиками.
Результатом реформирования российского вертолетостроения станет создание высокоприбыльной рыночной бизнес-структуры с высоким потенциалом развития, способной не только поставлять на рынок изделие, но и обеспечивать его полный жизненный цикл.
ВР-Технологии
Конструкторское бюро. Разработка беспилотников нового поколения и легкого многоцелевого вертолета VRT500
Компания ВР-Технологии разрабатывает беспилотники нового поколения, а также является разработчиком вертолета VRT500 с соосной схемой несущих винтов и легко конвертируемой кабиной, что позволяет эксплуатировать VRT500 в 8 различных конфигурациях, в числе которых корпоративные и бизнес перевозки.
Кроме того, компания является пионером в urban air mobility – разработке и поставках комплексных решений для интеграции городского воздушного транспорта вертикального взлёта и посадки в единую транспортную систему умных городов.
ХелиВерт
Cовместное предприятие холдинга «Вертолеты России» и компании Leonardo Helicopters«ХелиВерт».
HeliVert – совместное предприятие созданное в рамках стратегии холдинга по интеграции в систему международной кооперации. Предприятие выпускает средний гражданский вертолет AW139 разработки Leonardo Helicopters, который пользуется высоким спросом во всем мире, а также востребован в сфере корпоративных и VIP-перевозок в России и странах СНГ.
Производственные мощности «ХелиВерт» базируются на инновационной площадке «Вертолетов России» – Национальном Центре Вертолетостроения (НЦВ), расположенном в поселке Томилино Московской области. Завод занимает площадь в 40.000 кв. м, оснащен по последнему слову техники и производит вертолеты с использованием новейших технологий.
Итальянская компания Leonardo Helicopters, входящая в концерн Leonardo, является одним из ключевых партнеров холдинга «Вертолеты России». Leonardo Helicopters уверенно занимает позицию одного из лидеров мирового вертолетостроения и производит широкий модельный ряд вертолетов.
Сервис
Сервисным обслуживанием вертолетов занимается акционерное общество «Вертолетная сервисная компания»(ВСК), которая является лидером по предоставлению полного комплекса услуг послепродажного обслуживания для вертолетной техники российского производства.
Клиентами «ВСК» являются более 250 компаний в Российской Федерации и более чем в 30 странах мира. В основном это эксплуатанты вертолётной техники, а также силовые ведомства и службы авиации специального назначения. Поставки обеспечиваются более 80 поставщиками аутентичной продукции, подтвержденной сертификатом соответствия.
«ВСК» является единственным уполномоченным предприятием Холдинга «Вертолеты России», осуществляющим весь спектр услуг в рамках послепродажного обслуживания российской вертолетной техники:
Для обеспечения оперативной поставки АТИ. ВСК эксплуатирует логистический центр АТИ для российской вертолетной техники, расположенный в непосредственной близости от международного аэропорта «Шереметьево».
В управлении АО «ВСК» находятся 7 авиационно-ремонтных заводов и 1 сервисный центр на территории Российской Федерации, сертифицированных на осуществление легитимного ремонта вертолетной техники производства Холдинга «вертолеты России» гражданского и военного назначения.
При обращении на авиационное ремонтное предприятие (АРП) необходимо убедиться в наличии соответствующих сертификатов, так как существует ряд АРП, осуществляющих нелегитимный ремонт.
Богинский Андрей Иванович. Генеральный директор
Г-н Богинский назначен на должность генерального директора холдинга «Вертолеты России» в январе 2017 года. До этого, с февраля 2015 года он занимал должность заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации.
- С мая 2012 года по февраль 2015 года занимал должность директора Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли. С 2010 по 2012 год – заместитель генерального директора по экономике и финансам ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» (ЦАГИ).
- С 2006 по 2009 год г-н Богинский являлся вице-президентом по финансам ОАО «АвтоВАЗ». С 2004 по 2006 – заместитель председателя правления ЗАО «Русский банк развития», с 1999 по 2004 год – управляющий отделением, директор по округу ОАО Банк «Первое общество взаимного кредита».
- Начиная с 1995 и до 1999 года г-н Богинский работал в серпуховском филиале ОАО «СБС-Агро» на должностях консультанта по кредитам, эксперта, главного бухгалтера, управляющего отделением и директора. Ранее, с 1994 по 1995 год Андрей Богинский работал экономистом в банке «Национальный кредит».
Андрей Богинский родился 11 августа 1974 года в Брянске. До поступления в университет работал на рабочих специальностях. В 1996 году закончил бакалавриат по финансовому менеджменту факультета экономики и управления Нового гуманитарного университета. В 2000 году закончил Дипломатическую академию МИД по специальности «Мировая экономика» и получил ученую степень кандидата экономических наук в Институте Африки РАН.
Андрей Богинский – кандидат экономических наук, имеет звание «Почетный Авиастроитель». Является членом совета директоров АО «Вертолеты России» с 30 июня 2015 года.
Из Годового отчёта АО “Вертолёты России” за 2015 год:
В состав холдинга «Вертолёты России» входят пять вертолётных заводов, два
конструкторских бюро, предприятие по производству и обслуживанию комплектующих изделий, сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России
и за ее пределами, пять авиационных ремонтных предприятий.
Вертолёты приобретаются российскими министерствами и ведомствами (Министерством обороны России, МВД России, МЧС России), авиакомпаниями («Газпром авиа», «ЮТэйр»), крупными российскими компаниями.
Более 8500 вертолётов советского/российского производства эксплуатируются в 100 странах мира. Традиционно наиболее высокий спрос на российские вертолёты – на Ближнем
Востоке, в Африке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Латинской Америке, России и в странах СНГ.
Холдинг «Вертолёты России» образован в 2007 году, но ключевые предприятия имеют более чем 60-летнюю историю.
Новый облик Холдинга сочетает обновленный производственный и ведущий интеллектуальный потенциал одной из самых исторически успешных высокотехнологичных отраслей России с
современной глобальной системой сервиса и послепродажного обслуживания.
Основным акционером Компании является корпорация ОАО «ОПК «Оборонпром», владеющая 96,02%1 акций АО «Вертолеты России» с учетом номинальных держателей и
Государственная корпорация «Ростех», владеющая 3,9%
Вознаграждение ключевому управленческому персоналу Группы:
За годы, закончившиеся 31 декабря 2015, 2014 и 2013 годы, сумма вознаграждения, выплаченного ключевому управленческому персоналу Группы (в состав которого входит генеральный директор, заместители генерального директора, руководители ключевых подразделений и члены совета директоров Компании), составила 292 млн. руб., 367 млн. руб., и 176 млн. руб., соответственно. Ключевой управленческий персонал получал только краткосрочное вознаграждение…
Штатная численность работников “Общества” АО «Вертолеты России» по состоянию на 31.12.2019 составила 494* единицы.
За годы, закончившиеся 31 декабря 2014, 2013 и 2012, сумма вознаграждения, выплаченного ключевому управленческому персоналу Группы (в состав которого входит генеральный директор, заместители генерального директора, руководители ключевых подразделений и члены совета директоров Компании), составила 345 млн руб., 141 млн руб., и 142 млн руб., соответственно. Ключевой управленческий персонал получал только краткосрочное вознаграждение.
Общий размер вознаграждения и компенсации расходов членов Совета директоров, начисленного в период с 01.01.2019 по 31.12.2019, составил 27 000 000 рублей.
Из Годовых отчётов АО “Вертолёты России” за 2016-2020гг.:
Выручка предприятия выросла в 2019 год по сравнению с 2018 годом на 12% благодаря увеличению объема проданного имущества и услуг в области послепродажного обслуживания. Снижение кредитного портфеля за 2019 год составило более 8% (более 2 млрд. рублей).
Тенденции изменения сегментов рынка:
Внутренний гражданский рынок. По предварительным данным, поставки на российский рынок в 2019 году снизились с 83 (2018 г.) до 65 вертолетов. Холдинг сохранил высокий уровень поставок российским покупателям (48 единиц), прежде всего благодаря реализации мер государственной поддержки. Основной спрос сохранился на вертолеты семейства Ми-8/17, поставки двухдвигательных вертолетов «АНСАТ» легкого класса (массой до 4 тонн) составили 8 единиц.
Поставки газотурбинных вертолетов зарубежного производства предварительно также снизились с 26 до 17 вертолетов. Наибольший спрос, как и ранее, отмечается на зарубежные легкие однодвигательные вертолеты, вместе с тем в 2019 году продолжились поставки двухдвигательных вертолетов «легкого» и «среднего-тяжелого» классов (взлетная масса 2-4 и 7-10 тонн соответственно) – в Россию поставлено 4 вертолета Bell 429 и 1 вертолет AW189 (данные предварительные, возможны изменения).
Внутренний военный рынок. Холдинг остается единственным поставщиком военных вертолетов в этом сегменте рынка. Объем поставок в 2019 году снизился примерно на 13%.
Сокращение объемов поставок по государственному оборонному заказу обусловлено завершением выполнения долгосрочного контракта с Минобороны России на поставку военно-транспортных вертолетов, а также влиянием сокращения запланированных объемов по государственному оборонному в связи с перераспределением бюджетных средств, выделяемых на закупку вертолетной техники.
Внешний гражданский рынок. По предварительным оценкам восстановление рынка в зарубежном сегменте гражданских вертолетов с газотурбинным двигателем в 2019 году
замедлилось. Ожидаемый объем рынка – на уровне 2018 года. Отмечается
отсутствие роста поставок вертолетов массой более 7 тонн (одни из наиболее емких в денежном измерении сегментов рынка). Это, в том числе, оказало влияние на задержку выхода на рынок ряда новых моделей Bell и Leonardo.
Продолжается смещение спроса от специализированных вертолетов в сторону
многофункциональных машин, обеспечивающих компаниям-операторам большую гибкость…
Информация об основных результатах работы “Холдинга” в части приоритетных направлений.
В ходе реализации приоритетных направлений деятельности в 2019 году достигнуты следующие результаты в рамках производства, поставки вертолетной техники, оказания услуг:
- произведено 153 вертолета;
- заказчикам поставлено 153 новых вертолета в сроки, установленные контрактными (договорными) обязательствами;
- по результатам работы по продаже вертолетов военного назначения в 2019 году заключен 21 контракт на поставку 234 вертолетов на сумму более 290 млрд. рублей.
В текущем году объем подписанных контрактов превышает 2017 и 2018 года (вместе взятые) более чем в 3 раза; – … – авиационными ремонтными предприятиями Холдинга в 2019 году выполнен капитальный ремонт 124 вертолетов. По итогам 2019 года твердый портфель заказов составил 448 вертолетов, стоимость заказов составляет 469 млрд. рублей (в количественном выражении на 12% больше, чем в 2018 году).
Сводная таблица итоговых (основных) показателей деятельности АО “Вертолёты России” (из Годовых отчётов):
Финансовый ликбез
Консолидированная финансовая отчетность (consolidated financial statements) – это отчетность, в которой доходы, расходы, имущество и обязательства материнского предприятия и контролируемых им предприятий представлены как доходы, расходы, имущество и обязательства единого предприятия. За год, закончившийся 31 декабря Выручка от реализации и прочие операционные доходы от небанковской деятельности млн.руб:… Операционная прибыль и инвестиции При фундаментальном анализе компании часто оценивают не само значение, а рентабельность операционной прибыли(operating margin, операционная маржа) — её долю в объёме продаж. Рентабельность операционной прибыли удобно использовать при оценке разных эмитентов в одном секторе экономике. Динамика показателя за несколько лет и его отличие от среднего в отрасли позволяют сделать вывод об эффективности управления компанией. Операционная прибыль— это прибыль от основной (операционной) деятельности предприятия. Валовая прибыль — это доход компании, который остаётся от выручки после вычета себестоимости продукции. То есть операционная прибыль простыми словами — это разность между валовой прибылью и управленческими и коммерческими расходами. Себестоимость продукции— это затраты на единицу или партию изготовленного продукта (товара), выполненную работу, услугу и на их реализацию. Сюда входят, к примеру, траты на: Сырье и материалы. Топливо, электроэнергию. Содержание оборудования, инструменты. Упаковку и тару. Заработную плату работникам, страховые взносы за них, социальные отчисления, компенсации, стимулирования, рабочую униформу, спецодежду. Амортизацию. Выручка — это обычно самый большой показатель отчета о прибылях и убытках, и если вычесть из нее себестоимость, налоги и прочие показатели, получится чистая прибыль, так желаемая всеми инвесторами. Чистая прибыль— это сумма от дохода предприятия, которая остаётся после вычета всех обязательных платежей — налогов и прочих отчислений, которые подлежат уплате в бюджет. Размер чистой прибыли влияет на величину дивидендных выплат, если они предусмотрены политикой компании. EBITDA показывает, сколько денег компания способна генерировать до их распределения на выплату налогов, процентов, а также износа и амортизации, которая особенно велика и сильно сокращает чистую прибыль в капиталоемких отраслях. Таким образом, финансовый показатель EBITDA менее волатилен, чем чистая прибыль, но при этом очищен от себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов, а также от прочих доходов и расходов. Традиционно показатель EBITDA несколько меньше, чем выручка, но больше, чем чистая прибыль...Консолидированный отчёт о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе ( в миллионах российских рублей):
Убыток от выбытия дочерних компаний и инвестиций в ассоциированные компании, нетто
Прочие операционные доходы, нетто
Потенциальным акционерам наличие операционной прибыли говорит о том, что выручка компании полностью перекрывает расходы на производство и повседневную деятельность.
В противном случае эмитенту приходится прибегать к заёмным средствам или снижению расходов, и,
если он не наладит бизнес, это может привести к банкротству. Рост операционной прибыли указывает на то, что компания развивается, то есть она привлекательна для инвесторов.
Чем выше этот коэффициент, тем эффективнее бизнес. Если показатель составляет 10% или меньше, предприятие находится на грани самоокупаемости. Чтобы рассчитать коэффициент, размер операционной прибыли делят на сумму выручки и переводят в проценты: Операционная маржа = (Операционная прибыль / Выручка) * 100%.
Показатель отражает доход компании без учёта расходов на налоги и долговые обязательства. Именно с операционной прибыли организация «живёт» — поддерживает и развивает производство. После вычета из неё кредитных платежей, обязательств и налогов остаётся чистая прибыль, из которой формируется сумма дивидендов, если они предусмотрены.
Год
Выручка, млн. руб
Чистая прибыль(убыток), млн. руб
Среднесписочная численность работников, чел
2014
169 842
21 108
более 46 000
2015
219 972
41 965
более 41 000
2016
214 360
16 431
43 921 + 608(“Общество”)
2017
247 885
27 694
43 123 + 541(“Общество”)
2018
188 482
27 561
40 526 + 402(“Общество”)
2019
161 484
7 398
38 777 + 425(“Общество”)
2020
146 246
12 558
38 479 + 427(“Общество”)
2021
–
–
–
2022
–
–
–
2023
–
–
–
2024
–
–
–
2025
–
–
–
Год
Произведено /поставки, ед.
“Холдинг”: количество чел. /средн.зарплата, чел./руб.
“Общество”: количество чел. /средн.зарплата, чел./руб.
2014
271
более 46 000 / 19 447
–
2015
212
более 41 000 / 20 789
–
2016
189
43 921 / 52 417
608 / 225 843
2017
205 (213)
43 123 / 56 381
541 / 231 600
2018
163 (109)
41 254 / 60 656
402 / 289 000
2019
82 (внутрен.- 65; зарубеж -17)
38 777 / 64 609
425(494*) / 309 000(продажа непрофильных активов)
2020
37
38 479 / 65 777
427 / 332 700
2021
–
–
–
2022
–
–
–
2023
–
–
–
2024
–
–
–
2025
–
–
–
По теме:
«Вертолеты России» в цифрах
По данным холдинга, более 8000 вертолетов российского производства эксплуатируется в более чем 100 странах мира. «Вертолеты России» занимают 90% российского рынка вертолетов, в мировых продажах на долю компании приходится 10%.
- Предприятия «Вертолетов России» выпустили 22% мирового парка вертолетов военного назначения, при этом продукция холдинга занимает 32% мирового парка боевых и 42% средних военно-транспортных вертолетов.
- В мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга «Вертолеты России» составляет 49% среди тяжелых вертолетов и 65% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 тонн).
Покупатели продукции холдинга – Министерство обороны России, МВД России, МЧС России, другие государственные заказчики, авиакомпании “Газпром авиа” и UTair, крупные российские и иностранные компании.
Цели и стратегия холдинга:
Инновации – важнейшая часть нашей стратегии
В одном из главных стратегических документов Холдинга «Вертолеты России», в «Стратегии развития интегрированной структуры российского вертолетостроения на период до 2025 года», определена цель развития холдинга: «Вертолеты России» – высокорентабельный лидер мирового вертолетостроения, создающий стабильный денежный поток для акционеров.
- Эффективное развитие инновационной системы Холдинга «Вертолеты России» стало одним из важнейших условий обеспечения конкурентоспособности российского вертолетостроения. Для Холдинга «Вертолеты России» инновации – это совокупность связанных процессов и механизмов научно-промышленного развития.
- Их главная задача – обеспечение эффективного прохождения всего инновационного цикла создания вертолетной техники – от идеи до получения прибыли.
Программа инновационного развития
Программа инновационного развития – это согласованный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных и организационных мероприятий по созданию конкурентоспособной вертолетной техники.
Научно обоснованные мероприятия по созданию инновационной системы представлены в Программе инновационного развития Холдинга «Вертолеты России» (далее – Программа), утвержденной Советом директоров АО «Вертолеты России» в марте 2011 года. Актуализация Программы была выполнена в 2012, 2015 и 2016 годах:
- в связи с новыми требованиями федеральных органов исполнительной власти,
- изменением состояния рынка,
- уточнением (корректировкой) параметров государственных и федеральных целевых программ,
- необходимостью решения задач импортозамещения,
- развития взаимодействия с субъектами внешней инновационной среды,
- а также результатами реализации программных мероприятий, полученными за прошедший период.
Актуальная версия Программы утверждена решением Совета директоров АО «Вертолеты России» в декабре 2017 года.
Приоритетные программные мероприятия
Научно-исследовательские и конструкторские работы (НИОКР) по созданию перспективных инновационных проектов вертолетов
Основными из выполняемых НИОКР являются:
- разработка легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т, АНСАТ-М, ЛМВ.
- разработка промежуточного многоцелевого вертолета Ка-62;
- разработка средних многоцелевых вертолетов Ми-38, Ми-171А2;
- разработка сверхтяжелого транспортно-десантного вертолета Ми-26Т2В.
Цель разработки легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т заключается в создании образца с летно-техническими и эксплуатационными характеристиками, обеспечивающими конкурентоспособность вертолета в классе легких вертолетов и его устойчивый сбыт на внутреннем и внешнем рынках.
В рамках модернизации вертолета АНСАТ предусматривается увеличение взлетной массы вертолета, модернизация несущей системы и пилотажно-навигационного оборудования, повышение безопасности в экстренных ситуациях и расширение условий его эксплуатации.
«Легкий многоцелевой вертолет» (ЛМВ), предназначен для перевозки пассажиров над землей и водной поверхностью, корпоративно-административных перевозок, мониторинга территорий, геофизической и новостной разведки, перевозки груза внутри кабины и на внешней подвеске, работ в сельском хозяйстве, обучения пилотированию, аварийно-эвакуационных и санитарных операций, экскурсионных и туристических полетов.
Целью создания многоцелевого гражданского вертолета Ка-62 является обеспечение выхода Холдинга в сегмент вертолетов взлетной массой 6,5 т путем разработки современного многоцелевого вертолета, превосходящего по экономической эффективности имеющиеся на рынке вертолеты-аналоги.
Целью разработки вертолета Ми-38 является создание современного вертолета среднего класса с улучшенными характеристиками и повышенным уровнем безопасности относительно серийно выпускаемых вертолетов.
Создание среднего многоцелевого вертолета Ми-171А2 направлено на удержание рынка в сегменте средних вертолетов типа Ми-8, повышение летно-технических характеристик и снижение эксплуатационных расходов вертолетов типа Ми-171.
В рамках реализации проекта «Создание вертолета Ми-26Т2В» предусматривается модернизация серийного вертолета Ми-26Т2 и вывод на рынок не имеющего аналогов в мире тяжелого вертолета с максимальной взлетной массой 56 т, максимальной грузоподъемностью до 20 т.
НИОКР по созданию опережающего инновационного научно-технического задела и развитию технологий вертолетостроения
В Холдинге «Вертолеты России» в интересах формирования и дальнейшего развития опережающего научно-технического задела разработана и реализуется Программа развития вертолетных технологий «Вертикаль» (технологическая платформа корпоративного уровня).
Данной программой предусматривается проведение исследований по следующим ключевым направлениям, обеспечивающим конкурентоспособность российской вертолетной техники:
- скорость;
- безопасность;
- перспективные концепции;
- экологичность;
- промышленные технологии и материалы;
- военные технологии.
Результаты исследований составят научно-техническую и технологическую основу создания перспективных и модернизации серийных вертолетов модельного ряда Холдинга «Вертолеты России».
Технологическая модернизация производства, освоение новых производственных технологий
В настоящее время Холдинг «Вертолеты России» формирует эффективную производственную платформу на основе реструктуризации и технического перевооружения действующих производственных мощностей на всех предприятиях, входящих в структуру Холдинга. Этот процесс предусматривает их оптимальную концентрацию по техническим переделам, специализацию предприятий по этапам жизненного цикла продукции, формирование производственных комплексов.
Реализация программных проектов позволит осуществить реконструкцию существующих и создать ряд новых современных специализированных производств, оптимизировать размеры производственных площадей и увеличить производственные мощности, снизить себестоимость и повысить качество выпускаемой продукции, сократить сроки разработки и производства вертолетов.
Диверсификация производства, мероприятия по увеличению выпуска продукции гражданского назначения
В настоящее время в Холдинге проводятся работы по диверсификации производства, направленные на увеличение доли гражданской продукции в общем объеме продаж вертолетной техники, а именно: разработка перспективных инновационных образцов вертолетной техники гражданского и двойного назначения – Ми-38, Ка-62, АНСАТ, Ка-226Т, Ми-171А2, Ми-26Т2.
Реализация мероприятий диверсификации производства направлена на:
- повышение стабильности функционирования предприятия;
- снижение хозяйственных рисков;
- увеличение либо, как минимум, сохранение рабочих мест в долгосрочном периоде;
- устранение жесткой зависимости предприятия от узконаправленной деятельности;
- увеличение возможности привлечения инвестиций.
Повышение энергоэффективности и экологичности производства, производительности труда
В рамках данного направления в Программу включены проекты, входящие в программы развития энергетической инфраструктуры предприятий Холдинга «Вертолеты России» на период 2017-2020 годов, мероприятия которых направлены на обеспечение энергетической безопасности предприятий. Реализуются мероприятия по повышению экологичности промышленного производства и производительности труда.
В АО «Вертолеты России» утверждены следующие документы:
1. Стратегии развития интегрированной структуры российского вертолетостроения (холдинга «Вертолеты России») на период до 2025 года утверждена Советом директоров 13.10.2017, протокол № 13 от 13.10.2017).
Основными целями утвержденной стратегии являются:
– разработка новых продуктов, отвечающих рыночным требованиям для замены выбывающего парка старой советской техники;
– переход на единую систему управления конструкторскими бюро и реструктуризация подходов к программному управлению;
– формирование конкурентной среды альтернативных поставщиков и внедрение системы управления ими;
– передача избыточных переделов на аутсорсинг и централизация производства отдельных узлов и агрегатов;
– развитие маркетинговых инструментов и инструментов продаж;
– реализация услуг ППО по принципу «Единого окна»;35
– централизация управления ключевыми функциями в периметре Холдинга.
Этим же документом утверждены ключевые показатели эффективности
компании по достижению стратегических целей;
2. Программа деятельности Холдинга «Вертолеты России» на 2017-2020 годы (утверждена Советом директоров АО «Вертолеты России» 29.01.2018, протокол № 34 от 30.01.2018). Основной целью Программы деятельности является достижение ключевых показателей стратегии развития компании в рассматриваемом периоде;
3. Инвестиционная программа Холдинга «Вертолеты России» на 2018-2020 годы (утверждена Советом директоров АО «Вертолеты России» 29.12.2017, протокол № 31 от 09.01.2018);
4. Программа инновационного развития Холдинга «Вертолеты России» (утверждена Советом директоров АО «Вертолеты России» 29.12.2017, протокол № 31 от 09.01.2018).
АО “Вертолёты России” сегодня:
Достижения и характеристика продукции
«Вертолеты России» лидируют в самых перспективных сегментах мирового рынка:
- Производитель номер один в России и СНГ.
- Производитель номер один в мире в сегментах среднетяжелых и сверхтяжелых вертолетов.
- Производитель номер один в мире в сегменте ударных вертолетов.
Предприятия холдинга являются разработчиками уникальных технологий, которые воплотились в мировых бестселлерах и рекордсменах:
- Ми-8/17 — самый популярный в мире вертолет за всю историю отрасли, выпускается на двух заводах в различных современных модификациях;
- Ми-26(Т)— самый грузоподъемный в мире вертолет, способен перевозить груз весом до 20 тонн;
- Ка-32A11BC — многоцелевой вертолет соосной схемы несущих винтов, эффективно применяющийся в пожаротушении и спасательных операциях.
Конструкторские бюро холдинга «Вертолеты России» разрабатывают новые модели вертолетов, которые призваны сохранить и укрепить положение холдинга на мировом рынке.
Ми-38 — средне-тяжелый транспортно-пассажирский вертолет, отвечающий самым последним требованиям рынка.
Ми-38 создается для решения задач транспортного обеспечения промышленных и промысловых предприятий, а также для решения проблем транспортной доступности населения удаленных районов со слабо развитой инфраструктурой;
Ка-62 — средний многоцелевой вертолет, в котором использованы новейшие композиционные материалы, технологии и разработки. Ка-62 отвечает российским и международным нормам летной годности, эксплуатационным правилам выполнения офшорных операций, международным стандартам по надежности, ресурсу, безопасности полетов.
ПСКВ (RACHEL) — перспективный коммерческий вертолет в среднем весовом сегменте. Реализация программы ПСКВ призвана устранить дефицит в продуктовой линейке холдинга и обеспечить требуемый уровень продаж гражданских средних вертолетов на мировом рынке, как в среднесрочной, так и в дальней перспективе.
Серийные модели холдинга «Вертолеты России» планомерно модернизируются, на основе опыта их применения в различных регионах мира создаются новые модификации. Эта работа способствует формированию высококонкурентоспособной вертолетостроительной отрасли мирового уровня и обеспечивает «Вертолетам России» устойчивую позицию среди мировых лидеров вертолетостроения.
Ка-226Т – легкий многоцелевой вертолет, разработанный на основе Ка-226. Отличается превосходной маневренностью как в городе, так и в горной местности, способен садиться на небольшие площадки:
- Ми-171А2 – одна из самых ожидаемых новинок холдинга. Вертолет представляет собой дальнейшее развитие семейства Ми-8/17 со значительными изменениями в конструкции и составе бортового оборудования, позволяющими повысить летно-технические характеристики машины и снизить затраты на ее эксплуатацию;
Ми-26Т2 – модернизированная версия вертолета-рекордсмена Ми-26Т. Ми-26Т2 обеспечивает работу вертолета в любой точке мира и позволит выполнять полеты по приборам в соответствии с международными правилами. Применение современной авионики также позволило уменьшить количество экипажа вертолета с 5 до 2 человек, к которым при работе с внешней подвеской присоединяется бортоператор.
«Вертолеты России» имеют сильные позиции на стремительно растущих рынках Индии и Китая, активно расширяют присутствие в Южной и Центральной Америке, на Ближнем Востоке и Африканском континенте.
Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа
«Вертолеты России» обладают мощной научно-исследовательской базой. В состав холдинга входят две вертолетостроительные школы, авторитет которых признают во всем мире, подробней читать: Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля и «Камов». Их история связана с работой основателей российского вертолетостроения Михаила Миля и Николая Камова.
- Николай Камов придумал само слово «вертолет», в 1920-х годах участвовал в создании предшественника вертолета – автожира.
- Под руководством Михаила Миля был создан первый российский серийный вертолет.
Производство
Основные производственные предприятия холдинга «Вертолеты России» подробней читать :
- Казанский вертолетный завод.
- «Роствертол».
- Улан-Удэнский авиационный завод.
- Арсеньевская авиационная компания «Прогресс».
- Кумертауское авиационное производственное предприятие, а также производители комплектующих – Ступинское машиностроительное производственное предприятие и «Редуктор-ПМ».
Сервисное обслуживание
Сервисная политика холдинга «Вертолеты России» направлена на создание максимально комфортных условий для операторов при обслуживании и ремонте вертолетов российского производства на протяжении полного жизненного цикла техники. Высококвалифицированное сервисное и послепродажное обслуживание вертолетов является одним из ключевых элементов стратегии холдинга «Вертолеты России».
- В странах мира, где применяется техника производства «Вертолетов России», холдинг занимается послепродажным сервисным обслуживанием вертолетов через глобальную систему собственных и партнерских сервисных центров.
- Холдинг «Вертолеты России» оперативно решает текущие задачи по повышению эффективности сервисной системы и планирует увеличение доли выручки от послепродажного обслуживания вертолетов до 35%.
В настоящее время система ППО «Вертолетов России» вышла на новый этап развития в связи с получением холдингом лицензии ФСВТС России на осуществление внешнеторговой деятельности в части ППО в отношении продукции военного назначения.
Партнеры холдинга
«Московский машиностроительный завод «Вперёд»
Московский машиностроительный завод «Вперёд» осуществляет промышленное производство рулевых винтов и лопастей для вертолетов всего семейства «Ми», а также другой авиационной продукции.
ММЗ «Вперёд» успешно решает задачи освоения и внедрения новых технологий на производстве, в управлении предприятием и контроле над качеством продукции. Сегодня перед предприятием стоят новые цели – переход к производству новых образцов продукции по самым современным технологиям, предназначенным, прежде всего, для использования в новых российских вертолетах.
«АэроТакси-Сервис»
«АэроТакси-Сервис» осуществляет производство пассажирских интерьеров повышенного уровня комфорта и VIP-класса для вертолетов российского производства.
«АэроТакси-Сервис» проводит полное обновление и обслуживание интерьеров воздушных судов, в том числе: изготовление отдельных элементов интерьера; ремонт кресел, механизмов крепления, замена покрытий, декоративных элементов; химчистка мебели и ковровых покрытий, уход за декоративными поверхностями, полировка мебели, предпродажная подготовка.
- Также компанией осуществляется летная эксплуатация и техническое обслуживание вертолетов серии Ми-8/17. Проводится установка дополнительного радиосвязного и навигационного оборудования на вертолетах семейства «Ми».
Группа компаний «Транзас»
«Транзас» это производитель и поставщик интегрированных навигационных комплексов, аэронавигационного обеспечения, широкого спектра морских и авиационных тренажеров, а также береговых систем безопасности судоходства, морского и авиационного бортового оборудования.
- «Транзас» разрабатывает и выпускает «стеклянные кабины» для российских вертолётов, в том числе для перспективных Ка-62, Ми-38, а также Ми-26Т2.
- «Транзас» является одним из ведущих производителей высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом во всем мире.
ЦНТУ «Динамика»
Центр научно-технических услуг «Динамика» разрабатывает и производит полный комплекс авиационных технических средств обучения (ТСО) для подготовки летного и инженерно-технического персонала.
- «Вертолёты России» и ЦНТУ «Динамика» подписали соглашение о сотрудничестве в области маркетинга, разработки, производства и поставки технических средств обучения летного и инженерно-технического персонала, эксплуатирующего вертолёты российского производства в 2010 году.
Компания является основным исполнителем гособоронзаказа на поставку авиационных тренажеров нового поколения, позволяющих проводить подготовку летного состава на качественно новом уровне в условиях, максимально приближенных к реальным.
- Ежегодно в компании увеличивается доля проектов, выполняемых для нужд гражданской авиации. «Динамика» выпускает комплексные тренажеры экипажей вертолетов Ми-8Т, Ми-8МТВ, а также Ми-171. Современный тренажерный комплекс вертолёта Ми-171 был поставлен учебному центру входящего в холдинг «Улан-Удэнского авиационного завода» в 2013 году.
«Уральский завод гражданской авиации»
«Уральский Завод Гражданской Авиации» является одним из крупнейших авиационных ремонтных предприятий, и занимает лидирующее положение на мировом рынке услуг по ремонту силовых установок для вертолетов, разработки конструкторских бюро холдинга «Вертолёты России».
- «УЗГА» работает более 65 лет, основное направление деятельности – ремонт авиационных двигателей ТВ2-117А/АГ, ТВ3-117 (всех модификаций), главных редукторов ВР-8А, ВР-14, ВР-24. Свою ремонтную деятельность завод осуществляет на собственных производственно-технических базах. Капитальный ремонт авиатехники производится в полном объеме, при ремонте гарантируется выполнение всех действующих на момент ремонта ремонтных и доработочных бюллетеней промышленности по установлению ресурсов.
Производственные мощности «УЗГА» позволяют производить высококачественный ремонт в кратчайшие сроки. Технологическое оснащение, квалификация специалистов и многолетний опыт работы позволили заводу зарекомендовать себя как эффективно работающее ремонтное авиапредприятие, удерживающее ведущие позиции в сфере ремонта авиатехники. С 2009 года «УЗГА» входит в ОПК «Оборонпром».
AgustaWestland NV
AgustaWestland это мировой производитель вертолётов из Италии. Компания была образована в 2000 году, а с 2004 года AgustaWestland стала дочерним предприятием итальянского машиностроительного холдинга Finmeccanica.
- Холдинг «Вертолеты России» и компания AgustaWestland подписали соглашение об учреждении совместной паритетной компании HeliVert в 2011 году. Завод предприятия HeliVert построен в подмосковном Томилино, производит гражданский средний двухдвигательный вертолет AW139 для удовлетворения потребностей рынка России и стран СНГ в вертолётах этого класса.
На Международном авиасалоне в Фарнборо в 2012 году «Вертолеты России» и AgustaWestland подписали предварительное рамочное соглашение о совместной разработке, производстве и продаже новейшего однодвигательного вертолета массой 2,5 тонны. Новейшая разработка будет нацелена на растущий сегмент лёгких вертолётов, при этом совместная кооперация двух вертолётостроительных гигантов позволит представить рынку проект наиболее эффективной и оптимальной машины.
«Технодинамика»
Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех создан в 2009 году. В состав холдинга входят 36 российских заводов и научно-исследовательских институтов авиационной и космической отраслей промышленности, в которых работает более 30 тысяч человек.
- Компетенции холдинга лежат в сфере разработки, производства и послепродажного обслуживания систем и агрегатов авиационного и космического применения, включая системы электроснабжения, взлетно-посадочные устройства, гидравлическая система, топливная система, исполнительные механизмы, наземное оборудование, десантно-транспортное оборудование, силовые установки и системы двигателей, трубопроводы и соединения, фильтры и фильтроэлементы.
На сегодняшний день холдинг реализует ряд крупномасштабных проектов совместно с ОАК, «Вертолетами России», ОДК, Boeing, Microturbo (группа «Safran») и другими компаниями. Продукция холдинга устанавливается практически на все российские воздушные суда.
«Авиа-Концепт»
«Авиа-Концепт» учреждена с целью отраслевого развития промышленного дизайна авиационной техники.
- Фундаментальные знания в области технических и художественных наук позволяют с высоким качеством заниматься модернизацией авиационной техники.
Непосредственно для АО «Вертолёты России», «Авиа-Концепт» разрабатывает, изготавливает и обслуживает интерьеры повышенного уровня комфорта и VIP-класса, а также медицинские и универсальные модификации салонов. Потенциал «Авиа-Концепт» ориентирован на повышение безопасности, технологичности и привлекательности авиационной техники.
Мнение: Из анализа основных показателей деятельности Холдинга АО “Вертолёты России” в период с 2015(“Ростех” владеет 3,9% акций) по 2019″Ростех” владеет 100% акций)гг. напрашивается вывод:
во-первых, в результате интеграции и слияние компаний в Госкорпорацию “Ростех”, а также проводимых мероприятий оптимизации Ростехом, вертолётные заводы России, которые ранее были в основном самоокупаемые акционерные общества, после передачи в Ростех стали дотационными;
во-вторых , из годовых отчётов(“Вертолёты России” и “Ростеха”) имеются разночтения показателей деятельности(численности сотрудников “Общества”, средних зарплат, произведённых(переданных вертолётов и т.д.);
в-третьих и значительный рост вознаграждения членам аппарата “Общества” не занятых в производстве от продажи непрофильных активом…;
в четвёртых, это – негативный пример для интеграции ОАКа в Ростех и без того плачевного положения в ОАК… и по всему наступает кадровый “голод” с профильными специалистами в связи с сокращениями, переездами и низкими зарплатами производственных работников. Кстати зарплаты членов “общества” не сопоставимы с производственными работниками и почему то растут с падением выручки и прибыли холдинга(См. годовые отчёты)!
Будем следить за дальнейшими процессами оптимизации.