8 февраля 2024 года День российской науки – профессиональный праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. 300 лет назад, 8 февраля 1724 года, Петр I издал указ о развитии науки в российском государстве и создании первой Академии наук и художеств.
В настоящее время «CибНИА имени С. А. Чаплыгина» является одним из крупнейших научно-исследовательских и испытательных центров авиационной и космической отраслей России. В СибНИА ведутся комплексные научно-исследовательские работы по заказу Министерства промышленности и торговли РФ, Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского», Фонда перспективных исследований, государственных и частных авиационных опытно-конструкторских бюро.
В научных отделениях СибНИА создается и исследуется пилотируемая и беспилотная авиационная техника по следующим направлениям:
- аэродинамика и динамика полета;
- статическая и усталостная прочность;
- динамическая прочность;
- тепловая прочность;
- научно-техническое сопровождение создания и эксплуатации;
- проектирование;
- эксплуатация и поддержание;
- летные исследования.
Согласно решению Минпромторга России в 2013 году СибНИА назначен ведущей научно-исследовательской организацией Минпромторга РФ по направлению «Авиационная техника малой авиации». С 2013 года по настоящее время в институте проходят широкомасштабные поисковые и прикладные научные исследования, обеспечивающие формирование научно-технического задела в области создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем гражданского назначения с учетом сопровождения на всех этапах жизненного цикла.
С 2021 по 2023 годы в СибНИА проведены исследования технологий создания отечественных самолетов для скоростных перевозок на местных воздушных линиях, позволяющие сочетать характеристики скорости, дальности и загрузки.
Исследования обеспечили задел по следующим направлениям:
- технологии высокоресурсных соединений композиционных и металло-композиционных материалов;
- адаптивной амортизации посадочных устройств;
- технологии исследования ударного воздействия града на изделия из полимерных композитных материалов (ПКМ);
- оценка усталостной прочности тонкостенных элементов конструкции из ПКМ;
- проверка уровня восстановления характеристик ПКМ на силовой композитной конструкции после проведения ремонта при типовых эксплуатационных повреждениях;
- создание высоконесущих и ламинаризированных скоростных профилей крыла, средств управления обтеканием для скоростных самолетов МВЛ;
- применение современных отечественных ПКМ по технологии клеевых соединений для силовой конструкции планера самолета МВЛ;
- создание силовых частей крыла с применением бионических принципов;
- модальные испытания как средство обеспечения безопасной эксплуатации;
- технологии оценки технического состояния планера по коррозии в обоснование современных систем технического обслуживание по безремонтным формам.
С 2021 по 2023 годы в СибНИА выполнены исследования самолетов для перевозок на местных воздушных линиях с вертикальным взлетом и посадкой. Исследования сочетаний взлетно-посадочных характеристик (ВПХ) и летно-технических характеристик (ЛТХ) обеспечили задел по следующим направлениям:
- выбор технических решений и технологий, обеспечивающих улучшение ВПХ с наименьшим риском;
- анализ современных концепций самолетов УВВП и применяемых в них технических решений и технологий для улучшения ВПХ;
- дистанционное управление;
- разработка программного комплекса для численного моделирования динамики полета демонстратора;
- внедрение нового российского комплекса бортового радиоэлектронного оборудования;
- расчетно-экспериментальные исследования характеристик ВВП.
В 2023 году в СибНИА совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения проведены испытания авиационного поршневого двигателя для легких самолетов акробатической категории, которые позволят обеспечить задел по созданию силовых установок для выполнения высшего пилотажа в рамках спортивного или учебно-тренировочного применения, а также обеспечения летных испытаний и отработки силовых установок в условиях перевернутого полета.
С 2022 года по настоящее время в СибНИА продолжаются расчетно-экспериментальные исследования перспективных технологий самолетов транспортной категории и исследования по формированию облика регионального самолета с энергетическим управлением обтеканием, в том числе по направлениям:
- исследования генетических методов проектирования бионических конструкций самолетов транспортной категории;
- разработка встроенной системы мониторинга целостности конструкции при ее эксплуатации;
- совершенствование алгоритмов предиктивного анализа безопасного выполнения полета воздушного судна на основе внешнетраекторных параметров;
- постройка и испытания демонстраторов альтернативных технологий управления пограничным слоем крыла;
- демонстрация технологий регионального самолета с распределенными винтовыми движителями в спутном следе за крылом на летающей лаборатории (ЛЛ-29);
- демонстрация технологий регионального самолета с энергетическим управлением обтекания на летающей лаборатории (ЛЛ-40);
- формирование облика регионального самолета с энергетическим управлением обтеканием.
С 2019 года по настоящее время в СибНИА ведутся работы по разработке и летным испытаниям демонстраторов транспортного беспилотного летательного аппарата сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой и активным обдувом несущих поверхностей.
С 1962 года в аспирантуре СибНИА обучено более 200 инженеров и специалистов СибНИА, аспиранты защитили 11 докторских и 89 кандидатских диссертаций.
По теме:
Делегация правительства РФ во главе с вице-премьером Виталием Савельевым 2 октября 2024г. посетила Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА). Целью визита стало ознакомление с текущими научно-исследовательскими работами института. Гостей ознакомили работами СибНИА, включающими исследования по аэродинамике летательных аппаратов, статической прочности авиационных конструкций, а также разработку и испытания перспективных самолётов. Об этом рассказали в … 21 сентября 2024 года в учебном центре S7 Aero на аэродроме Торбеево в Московской области состоялся первый полёт демонстратора учебно-тренировочного самолёта Tango, разработанного компанией S7 Group. Пилотировал самолёт лётчик-испытатель-инструктор 1-го класса, директор Сибирского НИИ авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) Владимир Барсук. Об этом сообщили в пресс-службе авиакомпании S7 Airlines. «После отрыва от полосы и набора высоты самолёт … Работа по самолёту «Байкал», связанная с импортозамещением двигателя, находится на этапе опытно-конструкторских работ (ОКР) – идёт разработка конструкторской и технологической документации и изготовление по ним опытного образца, заявил 18 сентября 2024г. глава Минпромторга РФ Антон Алиханов в интервью телеканалу «Россия-24». В первоначальной версии «Байкала» предусматривалась установка на него импортного турбовинтового двигателя General Electric H80-200. С этой силовой … 18 сентября 2024 под руководством директора ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (входит в состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») Барсука Владимира Евгеньевича начались летные испытания системы пожаротушения, установленной на самолете ТВС-2МС. «Сегодня мы провели первые сбросы жидкости на реальные очаги возгорания и, по сути, в боевых условиях испытали систему пожаротушения самолета ТВС-2МС. … Лётные испытания ремоторизованного самолёта прошли в Томске на аэродроме Берёзкино. Самолёт был выпущен новосибирским предприятием ООО «Русавиапром» для томской авиакомпании «СибАэроКрафт», это уже третий ТВС-2МС в парке перевозчика, рассказали в пресс-службе «Русавиапрома». На заводе в Новосибирске продолжается ремоторизация завершающего партию, четвёртого самолёта для томского авиапредприятия. Машины предназначены для возрождения региональной авиации в Томской области и Западно-Сибирском регионе. …Делегация правительства оценила разработки СибНИА для “малой” авиации
Учебно-тренировочный самолёт S7 Tango выполнил 1-й полёт
Разработка ЛМС-901 «Байкал» находится на этапе ОКР
Лётные испытаниям системы пожаротушения самолёта ТВС-2МС
«СибАэроКрафт» получила очередной серийный ТВС-2МС