Легендарный авиационный конструктор Н.И.Камов

Николай Ильич Камов. Легендарный советский авиаконструктор, инженер-строитель, создал вертолеты Ка, был удостоен Государственной премии СССР.

Доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР – Камов за выдающиеся заслуги в развитии советской авиации был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.
Николай Ильич Камов появился на свет (1) 14 сентября 1902 года в Иркутске, его отцом был учитель. Сначала он преподавал русскую словесность, а позже стал директором коммерческого училища в Иркутске, благодаря чему его сын получил прекрасное домашнее воспитание.
Пример и влияние отца-педагога позволили юному Камову  рано развить в себе интерес к науке. Уже в годы учебы он серьезно увлекся изучением периодической и технической литературы, все глубже знакомясь с авиатехникой. В тот же период юноша часто ходил на показательные полеты, которые проводились на ипподроме Иркутска.



Блестяще окончив в 1918 году иркутское коммерческое училище, Николай отправился учиться в Томск, где поступил на механический факультет Технологического института. Навещая родителей во время каникул, он следил за тем, как продвигается создание первой сибирской авиалинии Иркутск-Якутск. В те годы он неоднократно совершал полеты на иркутских гидропланах, которые садились на воду Ангары.
В Томске Камов учился вместе с одним из пионеров российской и мировой авиации летчиком Харитоном Славороссовым, участвовавшим в Первой мировой войне. Общение с ним еще более укрепило тягу Камова к изучению авиации. Томский технологический институт он окончил с отличием. Двадцатилетний выпускник вписал свое имя в историю вуза как самый молодой студент.

Решив связать судьбу с самолетостроением, Камов переезжает в Москву, где устраивается на авиазавод фирмы «Юнкерс» слесарем, а затем работает в мастерских «Добролета». Его все больше захватывает новейшая для того времени идея создания летательного винтового аппарата. Первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер» был создан Николаем Камовым совместно с Николаем Скржинским в 1929 году. Затем был КАСКР-2.

В 1931 году Камова назначают начальником конструкторской бригады автожиров в секции особых конструкций Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Спустя пять лет его бригада была переведена в КБ-3 при авиазаводе №156. Под руководством авиаконструктора здесь был изготовлен боевой автожир А-7. Через несколько лет его будут активно использовать участники Великой Отечественной войны.

В 1940 году инженера назначили на пост главного конструктора первого в стране завода автожиров, расположенного под Москвой. В годы Великой Отечественной войны завод эвакуировали на Урал, а в 1943-м ликвидировали. Оставшись не у дел, Николай Ильич вернулся в Москву, где занимался консультационной деятельностью в МАИ и научной работой.
С 1945 года Камов работал в ЦАГИ. Через год он получает правительственное задание на постройку одноместного вертолета (Ка-8) для ВМФ, который он собрал практически вручную. Вертолет был успешно продемонстрирован в 1948 году, и в тот же год было создано ОКБ-2, а Камов назначен его главным конструктором и занимал этот пост до конца жизни.

Основным направлением деятельности ОКБ стало создание корабельных вертолетов для ВМФ.

Под руководством конструктора здесь выпускались такие боевые машины как: вертолет для связи и наблюдения Ка-10, вертолет поиска подводных лодок Ка-15, четырехместный вертолет Ка-18, противолодочный вертолёт корабельного базирования Ка-25, многоцелевой вертолет Ка-26 и ряд других, а также винтокрыл Ка-22, аэросани «Север-2» и Ка-30, глиссер.

В 1972 году ОКБ Камова приступило к созданию второго поколения корабельных противолодочных вертолетов. Сам Николай Ильич возглавил проектирование и постройку первой опытной машины Ка-252ПЛ, однако увидеть ее в полете он уже не успел…

Скончался Николай Ильич Камов 24 ноября 1973 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. Имя выдающегося авиаконструктора присвоено ОКБ, которым он руководил. Вертолеты с эмблемой «КА» пользуются заслуженным признанием во всем мире.

На них установлено более 20 мировых рекордов. Николай Камов последовательно отстаивал важность вертолетостроения для государства и жизнеспособность соосной схемы винтов, которая стала визитной карточкой его КБ.

Сегодня аппараты АО «Камов» холдинга «Вертолеты России» – единственные в мире вертолеты с соосной схемой, выпускаемые серийно.

Выдающиеся авиаконструкторы СССР и России

Прошлое, настоящее и будущее ОКБ М.Л. Камова

Камов – конструкторское бюро

КБ “Камов” и  КБ ОАО “МВЗ имени М.Л. Миля” –  работают в одном здании:

Вехи истории ОКБ М.Л. Камова

“КАМОВ” – это всемирно известная вертолетостроительная компания, которая проектирует и разрабатывает уникальные многоцелевые вертолеты. Она была создана 7 октября 1948 г. и носит имя выдающегося авиационного конструктора, одного из создателей отечественного вертолетостроения Николая Ильича Камова (1902-1973 г.г.). ОКБ Камова было создано для разработки вертолетов для кораблей Военно-Морского Флота (ВМФ). Эта задача с учетом специфики кораблей ВМФ могла быть успешно решена при использовании вертолетов соосной схемы, имеющих неоспоримые преимущества – высокую маневренность, легкую управляемость и малые габариты.
“Камов” является единственной в мире фирмой, которая освоила вертолеты с соосной схемой, довела их до серийного производства и практического применения, успешно конкурируя на рынке с мировыми вертолетными фирмами.
Первым серийным вертолетом соосной схемы в стране и в мире стал многоцелевой боевой корабельный вертолет Ка-15 (1953 г.). На базе Ка-15 был создан четырехместный пассажирский вертолет Ка-18 (1956 г.). В 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе Ка-18 был удостоен Золотой медали за оригинальную конструкцию.
Этапным в становлении ОКБ стал вертолет Ка-25 (1961 г.). Это был первый в стране специально спроектированный боевой вертолет. Он предназначался для уничтожения атомных ракетоносных подводных лодок. Для успешного решения боевых задач на море и обеспечения полетов над безориентированной водной поверхностью на Ка-25 впервые в мире была установлена радиолокационная станция кругового обзора. Отличительной особенностью боевых вертолетов ОКБ Камова стало наличие на них высоконасыщенных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования, позволяющих выполнять боевые задачи в простых и сложных погодных условиях, круглосуточно и круглогодично.

В 1973 году на смену Ка-25 пришел боевой корабельный вертолет нового поколения Ка-27 (экспортный вариант Ка-28) с более совершенным поисково-ударным комплексом для борьбы с субмаринами и надводными кораблями. Ка-27 – это последняя машина Н.И. Камова. Дальнейшие работы по доводке опытного вертолета, испытаниям и внедрению в серийное производство продолжили соратники Камова и его преемник С.В. Михеев, который с 1974 г. является Генеральным конструктором фирмы.

На базе Ка-27 впоследствии были созданы новые вертолеты, принесшие фирме известность во всем мире: боевые корабельные Ка-29, Ка-28, радиолокационного дозора Ка-31, гражданского назначения Ка-32 (1980 г.), Ка-32, получивший широкое применение в России и в мире, обладает высоким уровнем летно-технических характеристик, большой грузоподъемностью (5 тонн) при сравнительно небольшой взлетной массе (11 тонн) и высоким уровнем автоматизации полета, которые обеспечили ему значительные преимущества при выполнении строительных, монтажных, транспортных работ, спасательных операций. Вертолет хорошо зарекомендовал себя при вывозке ценных пород древесины, обслуживании морских нефтепромыслов, тушении пожаров, ледовой разведке. Именно он оказался способным с высоты висения 500 метров опустить на тросе гирлянду с датчиками в разрушившийся блок Чернобыльской АЭС. Ка-32единственный отечественный вертолет, сертифицированный по американским и европейским нормам летной годности. Серийное производство вертолета Ка-32 и его модификаций осуществляется на Кумертауском авиационном заводе.

Новая разработка ОКБ – многофункциональный вертолет Ка-226 с взлетной массой 3500 кг. Как и его предшественник, вертолет Ка-226, он модульной конструкции, что значительно повышает эффективность его эксплуатации.
Ка-226 используется в различных вариантах: пассажирском, транспортном, аварийно-спасательном, санитарном, патрульном, пожарном и др. Он способен перевозить в транспортной кабине и на внешней подвеске до 1500 кг груза.

Построена модификация вертолета – транспортный Ка-226Т с двумя двигателями Arrius (по 500 л.с.). Одной из особенностей, выделяющих Ка-226Т среди вертолетов легкого класса, стало достижение практического потолка в 7500 м. Высокие летно-технические характеристики Ка-226Т выгодно расширяют спектр его применения: в труднодоступных условиях высокогорья, в жарком климате, над морскими акваториями, а также для решения различных задач в городских условиях высотной застройки.

С начала 80-х годов военная тематика фирмы расширилась за счет работ над боевыми винтокрылыми штурмовиками для армейской авиации: одноместного Ка-50 “Черная акула” и двухместного Ка-52 “Аллигатор”. При разработке боевых армейских вертолетов был использован уникальный опыт создания корабельных вертолетов, прежде всего возможность эффективных действий в составе группы, что позволило разработать новую концепцию их применения.
Боевой многофункциональный круглосуточный всепогодный вертолет Ка-52 благодаря бортовому комплексу оборудования нового поколения может решать боевые задачи и применять ракетное и стрелково-пушечное вооружение в любых погодных условиях днем и ночью. Ка-52 имеет мощное и высокоточное вооружение: пушку 2А42, многоцелевые управляемые ракеты “Гермес”, с дальностью действия до 15 км, управляемые ракеты “воздух-воздух” “Игла”, неуправляемые ракеты типа С-8.

Ка-50 и Ка-52 – единственные боевые вертолеты в мире, на которых спасение пилотов обеспечено с помощью катапультной системы, как в управляемом, так и в неуправляемом полете, во всем диапазоне скоростей и высот полета, в том числе и с уровня земли.
Кроме ударных вертолетов, творческим коллективом ОКБ в интересах армейской авиации разработан и построен скоростной многоцелевой вертолет Ка-60, предназначенный для оперативной доставки десантников, оружия и боеприпасов, эвакуации раненых и пострадавших, обучения пилотов. На базе Ка-60 разработана гражданская модификация – вертолет Ка-62 на 15 пассажиров. В интересах различных силовых ведомств страны в ОКБ ведутся работы по проектированию и постройке соосных беспилотных вертолетов различного назначения. Во все годы существования ОКБ большое внимание уделялось существенному повышению скорости вертолетов. В середине 50-ых годов был построен принципиально новый тип летательного аппарата – экспериментальный винтокрыл Ка-22. Во время летных испытаний на нем была достигнута скорость 375 км/час. Винтокрыл Ка-22 установил восемь мировых рекордов скорости и грузоподъемности. Одним из перспективных направлений работ ОКБ сегодня является разработка проекта скоростного транспортно-пассажирского комбинированного летательного аппарата на базе принципиально нового соосного винта. Такая машина способна преодолевать расстояние более 1000 км на крейсерской скорости 400-450 км/час.

В 1966 году ОКБ получило наименование “Ухтомский вертолетный завод” (УВЗ), а после смерти Н.И.Камова в 1973 году заводу было присвоено имя основателя ОКБ. В 1990 году УВЗ получил новое название – “Вертолетный научно-технический комплекс имени Н.И. Камова“. В настоящее время его преемником является Открытое акционерное общество “Камов“, которое в 2008 году вошло в состав ОАО “Вертолеты России“.

ОАО “Вертолеты России” – дочерняя компания ОАО “ОПК “Оборонпром” (входит в ГК “Ростехнологии“). Управляет вертолетостроительными предприятиями:

  • ОАО “Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля“,
  • ОАО “Камов”, ОАО “Улан-Удэнский авиационный завод“,
  • ОАО “Казанский вертолетный завод“,
  • ОАО “Роствертол“,
  • ОАО “Арсеньевская авиационная компания “Прогресс” им. Н.И.Сазыкина”,
  • ОАО “Кумертауское авиационное производственное предприятие“,
  • ОАО “Ступинское машиностроительное производственное предприятие“,
  • ОАО “Редуктор-ПМ
  • и ОАО “Вертолетная сервисная компания (ВСК)“.

Участие в объединениях:

“Вертолеты России”

ОАО “Вертолеты России” является одним из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственным разработчиком и производителем вертолетов в России, а также одной из немногих компаний в мире, обладающих возможностями для проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов. Головной офис ОАО “Вертолеты России” расположен в Москве. В состав ОАО “Вертолеты России” входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, предприятие по производству и обслуживанию комплектующих изделий и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Холдинг “Вертолеты России” образован в 2007 году, но ключевые предприятия имеют более чем 60-летнюю историю.

Объединенная промышленная корпорация “ОБОРОНПРОМ”

Корпорация “ОБОРОНПРОМ” – многопрофильная промышленно-инвестиционная группа в области машиностроении и высоких технологий. Входит в состав государственной корпорации “Ростехнологии” (Ростех). Корпорация основана в 2002 г. Продукция: вертолеты, авиационные двигатели, газоперекачивающие станции, комплексы ПВО.

“Ассоциация вертолетной индустрии”

Ассоциация Вертолетной Индустрии – некоммерческая организация, созданная в целях координации предпринимательской деятельности членов Ассоциации, представления и защиты их общих имущественных интересов и объединяющая предприятия, деятельность которых связана с вертолетной индустрией, а также заинтересованных в развитии вертолетной индустрии в России. Целями деятельности АВИ являются продвижение продукции отечественной вертолетной индустрии на внутреннем и внешнем рынках, защита интересов и прав разработчиков и изготовителей авиатехники, эксплуатантов вертолетов, потребителей услуг вертолетной индустрии на внутреннем и внешнем рынках, представление их интересов в федеральных, законодательных органах и международных организациях, содействие в обеспечении членов Ассоциации инвестиционными ресурсами на максимально выгодных условиях, создание механизма для более четкой и глубокой кооперации между членами Ассоциации, участие в разработке концепции и стратегии развития вертолетостроения в России.

Руководители:

Михайлюк Сергей Иванович

Исполнительный директор АО «Камов»

Сергей Михайлюк назначен на должность исполнительного директора АО «Камов» 1 сентября 2017 года.

Сергей Михайлюк родился 28 февраля 1958 года в г. Белая Церковь (Киевская область).

Г-н Михайлюк окончил 1-е Харьковское высшее авиационно-техническое училище в 1978 году, Киевское высшее военное авиационное инженерное училище в 1985 году, адъюнктуру при Киевском ВВАИУ в 1990 году. Кандидат технических наук, старший научный сотрудник, автор 46 научных трудов.

Проходил службу в войсковых частях, затем в 13-м ГосНИИ ЭРАТ Министерства обороны РФ. После завершения военной службы в 2001 году Сергей Михайлюк пришел в ОАО «Камов» на должность заместителя главного конструктора по эксплуатации, в 2006 году переведен на должность директора по сопровождению эксплуатации. С 2010 года переведен на должность заместителя исполнительного директора по послепродажному обслуживанию – заместителя генерального конструктора по интегрированной логистической поддержке и эксплуатации ОАО «Камов».

С 2013 года работал в АО «Московский вертолётный завод им. М.Л. Миля» в должности заместителя исполнительного директора по послепродажному обслуживанию – заместителя генерального конструктора по интегрированной логистической поддержке и эксплуатации.

Сергей Викторович Михеев

Генеральный конструктор АО «Камов»

Г-н Михеев – академик, заслуженный ученый и конструктор в области вертолетостроения, Герой России, занимает должность Генерального конструктора конструкторского бюро Камов с 1987 года.

Сергей Михеев родился 22 декабря 1938 года в Хабаровске. Начал работу в опытно-конструкторском бюро «Камова» в 1962 году после окончания Московского авиационного института. С 1967 года Сергей Михеев занимал должность ведущего конструктора, с 1971 года – начальника отдела каркасных конструкций. В 1974 году г-н Михеев назначен главным конструктором, а в 1987 – Генеральным конструктором конструкторского бюро.

Под руководством Сергея Михеева разработаны современные гражданские и военные модели вертолетов соосной схемы расположения винтов, в том числе поколение корабельных вертолетов с автоматизированными пилотажно-навигационными комплексами и поколение новейших ударных вертолетов.

Сергей Михеев – автор 138 научных работ и 8 монографий, ведет преподавательскую работу в Московском авиационном институте. Является членом Международной вертолетной ассоциации США и Европы, президентом Российского вертолетного общества и Ассоциации вертолетной индустрии. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями. Сергей Михеев – лауреат Ленинской премии СССР, Государственной премии России, премии имени А.Н. Туполева.

Опытное конструкторское бюро – 2 (ОКБ-2), возглавленное Николаем Ильичом Камовым, было создано 7 октября 1948 года. В дальнейшем ОКБ-2 было переименовано в Ухтомский вертолетный завод (УВЗ) и в 1974 году ему было присвоено имя его главного конструктора – Н.И. Камова. С 13 февраля 1991 года УВЗ им. Н.И.Камова присваивается наименование: Вертолетный научно-технический комплекс (ВНТК) имени Н.И. Камова, а с июня 1996 года – ОАО «Камов». В 2008 году АО «Камов» вошло в холдинг «Вертолеты России».

Сфера деятельности

КАМОВ – компания, проектирующая и разрабатывающая уникальные многоцелевые вертолеты. 
Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) Камова было создано для разработки вертолетов для кораблей Военно-Морского Флота. Эта задача с учетом специфики кораблей ВМФ могла быть успешно решена при использовании вертолетов соосной схемы, обеспечивающих высокую маневренность, хорошую управляемость и малые габариты. Среди них:
Ка-27/Ка-28 − многоцелевой противолодочный вертолет
Ка-29 − транспортно-боевой вертолет
Ка-31 – вертолет радиолокационного дозора

В 1980-х годах был разработан одноместный Ка-50 “Черная акула, на основе которого впоследствии создан разведывательно-ударный вертолет Ка-52 “Аллигатор, который серийно производится на ААК “Прогресс”.

Широко известны в мире и вертолеты марки “Ка” гражданского назначения:
Многоцелевой Ка-32А11ВС − единственный российский вертолет, сертифицированный EASA и по FAR 29. Является лидером в своем классе по важнейшим параметрам: грузоподъемность (5 тонн), маневренность и управляемость.
Многоцелевой Ка-226 модульной конструкции и его модификация – Ка-226Т. Высокие летно-технические характеристики Ка-226Т расширяют спектр его применения в жарком климате, для решения различных задач в труднодоступных горных районах, над морскими акваториями, в городских условиях высотной застройки.
Ка-62 новая разработка в среднем классе, спроектирован по одновинтовой схеме с рулевым винтом в вертикальном хвостовом оперении с учетом международных требований к безопасности полетов. Предназначен для перевозки 12-15 пассажиров в салоне или 2,5 тонн груза на внешней подвеске.

Вертолёты Камова семейства «Ка”

Важнейшим этапом в становлении ОКБ и корабельной авиации флота стал первый отечественный специально спроектированный боевой вертолет Ка-25 (1961 год). Он предназначен для уничтожения атомных подводных лодок. Для успешного решения боевых задач на море и обеспечения полетов над без-ориентированной водной поверхностью на Ка-25 впервые в мире была установлена радиолокационная станция кругового обзора. Ка-25 отслужил на флоте около 30 лет.

Боевой корабельный вертолет следующего поколения – Ка-27. Эффективность противолодочной обороны кораблей ВМФ с появлением Ка-27 значительно повысилась. На базе Ка-27 в интересах ВМФ построены новые вертолетные комплексы: поисково-спасательный Ка-27ПС, противолодочный Ка-28 (экспортный вариант), для высадки морского десанта и его огневой поддержки Ка-29, радиолокационного дозора Ка-31, которому нет аналогов в мире.

Вертолет-разведчик Ка-31 предназначен для выявления на дальних рубежах самолетов и крылатых ракет, а также надводных кораблей. При помощи мощной РЛС кругового обзора (размах антенны 6 м) он берет на автосопровождение 50 целей. Информация о целях в автоматическом режиме по теле-кодовому каналу связи передается на наземные и корабельные пункты управления.

С начала 80-х годов военная тематика фирмы расширилась за счет работ над боевыми винтокрылыми штурмовиками для армейской авиации: одноместного ударного Ка-50 «Черная акула» и его модификации – двухместного многофункционального всепогодного вертолета круглосуточного действия Ка-52 «Аллигатор». Эти машины объединяет совершенная винтокрылая авиационная платформа для размещения и эффективного применения мощного и высокоточного ракетного и стрелково-пушечного оружия.

По заданию МО РФ построен армейский скоростной многоцелевой вертолет Ка-60, способный перевозить 12 полностью экипированных десантников, транспортные грузы, эвакуировать раненых и пострадавших. Впервые в отечественной практике конструкция планера Ка-60 на 60% по массе выполнена из полимерных композиционных материалов, более стойких к последствиям боевых повреждений.

Одним из важнейших направлений деятельности ОКБ является создание высокоэффективных вертолетов гражданского назначения. Широкое применение в России и в мире получил многоцелевой вертолет Ка-32. Высокий уровень летно-технических характеристик машины, большая грузоподъемность (5т) при сравнительно небольшой взлетной массе (11т) и высокий уровень автоматизации полета обеспечили ему значительные преимущества при выполнении строительных и монтажных работ, транспортных и спасательных операций. Ка-32 – единственный отечественный вертолет, сертифицированный по американским нормам летной годности.

Статус лёгкого многоцелевого вертолета Ка-226Т

Новая разработка фирмы – многофункциональный вертолет Ка-226. Его отличает оригинальная конструкция – грузопассажирская кабина является легкосъемной, что значительно повышает эффективность его эксплуатации. Низкий уровень шума и силовая установка из двух двигателей позволяют эксплуатировать вертолет в крупных мегаполисах для решения задач самого широкого спектра.

Творческим коллективом ученых и конструкторов фирмы разработан комфортабельный пассажирский скоростной вертолет Ка-62 с высокой транспортной производительностью и топливной эффективностью. Ка-62 предназначен для перевозки пассажиров (может взять на борт до 15 человек), оказания скорой медицинской помощи, а также для работы в нефтегазовой отрасли, корпоративных перевозок и транспортировки грузов (2,5 тонны). Вертолет создается с прицелом не только на внутренний, но и на мировой рынок

Проект перспективного высокоскоростного вертолёта Ка-92 с характеристиками:

  • Крейсерская скорость аппарата — 420—430 км/ч (312 миль/ч).
  • Максимальная скорость — 500 км/ч.
  • Дальность полета — 1400 км.
  • Коммерческая загрузка — 30 пассажиров.
  • Взлетный вес — 16 тонн.

У новой машины должна быть снижена заметность: Радиолокационная, тепловая и акустическая. В качестве силовой установки на первых моделях будет использоваться два двигателя Климов ВК-2500. На серийных моделях планируется установить новые двигатели ВК-3000 отличающиеся улучшенными характеристиками.

Новое направление работ ОКБ связано с созданием беспилотных вертолетов. Совместно с НИИ разрабатывается концепция их применения, типаж и облик для различных видов войск и гражданских эксплуатантов.

За свою историю КБ Камова создало уникальную исследовательскую школу, сформировав научно-технический потенциал по созданию вертолетов всех известных аэродинамических схем.

АО «Камов» сегодня — это современное предприятие, на котором работают авиационные специалисты высокой квалификации в области создания вертолетной техники.

Краткая характеристика семейства “Ка”

Ka-60 «Kasatka» 1998 Ка-60 ,легкий тактический военно-транспортный вертолет Ка-60 предназначен для доставки в район боевых действий вооруженного десанта, боеприпасов, оружия и грузов, внутри кабины и на внешней подвеске, эвакуации раненых и оказания скорой медицинской помощи, выполнения поисково-спасательных операций, охраны, патрулирования и разведки, обучения летного состава, перевозки личного состава и VIP-персонала. Повышению выживаемости вертолета способствует реализация конструктивных решений по снижению заметности в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн. Повышению выживаемости вертолета способствует реализация конструктивных решений по снижению заметности в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн.

Ka-52 «Alligator» 1997 Всепогодный круглосуточный боевой вертолет нового поколения Ка-52 предназначен для уничтожения бронированных и небронированных наземных целей, малоскоростных воздушных целей и живой силы противника на переднем крае и в тактической глубине, для решения задач разведки и управления группой боевых ударных вертолетов. Всепогодный круглосуточный боевой вертолет нового поколения Ка-52 предназначен для уничтожения бронированных и небронированных наземных целей, мало скоростных воздушных целей и живой силы противника на переднем крае и в тактической глубине, для решения задач разведки и управления группой боевых ударных вертолетов. Вертолет снабжен устройствами снижения заметности, системой радиоэлектронной защиты и средствами активного противодействия. Вертолет снабжен устройствами снижения заметности, системой радиоэлектронной защиты и средствами активного противодействия.

Ка-50 «Черная акула» 1982 Единственный в мире одноместный боевой ударный вертолет. Предназначен для поражения бронетанковой и мотомеханизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя. Вертолет оснащен современным бортовым комплексом оборудования, обзорно-поисковой прицельной системой, высокоточным управляемым вооружением, стрелково-пушечным и неуправляемым ракетным оружием, бортовым комплексом обороны, катапультной системой аварийного покидания. Единственный в мире одноместный боевой ударный вертолет. Предназначен для поражения бронетанковой и мотомеханизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя. Вертолет оснащен современным бортовым комплексом оборудования, обзорно-поисковой прицельной системой, высокоточным управляемым вооружением, стрелково-пушечным и неуправляемым ракетным оружием, бортовым комплексом обороны, катапультной системой аварийного покидания. Лётно-технические характеристики Ka-50:

  • экипаж -1 чел,
  • силовая установка: 2 x ГТД ТВ3-117 мощностью по 1618 к Вт,
  • диаметр несущих винтов: 14.5 м, длина с вращающимися винтами: 16.0 м, в
  • взлетный вес: кг, вес пустого: 7700 кг,
  • максимальная скорость: 310 км/ч, скорость полета вбок: 80 км/ч, скорость полета назад: 90 км/ч, скороподъемность: 10.0 м/с,
  • статический потолок вне влияния земли: 4000 м,
  • дальность полета с полной нагрузкой: 450 км, перегоночная дальность: 1200 км.

Ка-50-2 “Эрдоган” является глубокой модернизацией широко известного боевого вертолета Ка-50 “Черная акула”. Ка-50-2 это высокоэффективный многоцелевой всепогодный боевой вертолет предназначенный для выполнения следующих задач:

  • Уничтожение танков и легкобронированных целей, для чего вертолет оснащается сверхзвуковыми ПТ Крейсерская скорость аппарата — 420—430 км/ч (312 миль/ч).
    Максимальная скорость — 500 км/ч.
    Дальность полета — 1400 км.
    Коммерческая загрузка — 30 пассажиров
    Взлетный вес — 16 тонн.
    В качестве силовой установки на первых моделях будет использоваться два двигателя Климов ВК-2500. На серийных моделях планируется установить новые двигатели ВК-3000 отличающиеся улучшенными характеристиками. УР “Вихрь” с дальностью поражения наземных целей до 8 км;
  • Ведение разведки наземных целей. Для этого на вертолет устанавливаются стабилизированные телевизионный и инфракрасный сенсоры, позволяющие определить цель на дистанции 20 км в дневное и 13 км в ночное время;
  • Непосредственная огневая поддержка наземных войск;
  • Уничтожение воздушных целей ракетами “воздух-воздух” Уничтожение воздушных целей ракетами “воздух-воздух”.

Защитные системы Ка-50-2 включают: Круговое бронирование кабины, обеспечивающее защиту от 12.7-мм бронебойных пуль и от осколков 23- мм снарядов.  Система аварийного спасения экипажа, в которую входят катапультируемые кресла К и система отстрела лопастей. Ка-50-2 может нести вооружение общим весом до 2.5 тонн. Базовый комплект вооружения включает в себя ПТУРы, ракеты “воздух-воздух”, пушку и НУРСы.  Ка-50-2 может нести вооружение общим весом до 2.5 тонн. В состав вооружения Ка-50-2 могут входить:

  • 12 сверхзвуковых противотанковых управляемых ракет “Вихрь” с лазерным наведением или 16 ПТУР с электронно-оптическим наведением;
  • 12 сверхзвуковых противотанковых управляемых ракет “Вихрь” с лазерным наведением или 16 ПТУР с электронно-оптическим наведением;
  • 4 ракеты “воздух-воздух” типа “Стингер”;
  • 4 ракеты “воздух-воздух” типа “Стингер”;

Ка-22 «Винтокрыл» 1959 Николай Ильич стал пионером в разработке винтокрылов, сочетающих вертикальный взлет вертолета и скорость самолета. КБ Камова разработало винтокрыл Ка-22. Проектирование начали в 1952 г. Весной 1959 г. винтокрыл был готов, а 9 мая 1961 г. машину показали на авиационном параде в Тушино. 12 октября 1661 г. винтокрыл установил 8 мировых рекордов по скорости полета и грузоподъемности. Николай Ильич стал пионером в разработке винтокрылов, сочетающих вертикальный взлет вертолета и скорость самолета. КБ Камова разработало винтокрыл Ка-22. Проектирование начали в 1952 г. Весной 1959 г. винтокрыл был готов, а 9 мая 1961 г. машину показали на авиационном параде в Тушино. 12 октября 1661 г. винтокрыл установил 8 мировых рекордов по скорости полета и грузоподъемности.

Лётно-технические характеристики Ка-22:

  • экипаж: 5,
  • силовая установка: 2 x ГТД Д- 25ВК мощностью по 4050 к Вт,
  • диаметр несущих винтов: 22.5 м, длина фюзеляжа: 27 м,
  • высота: 2.8 м, расстояние между осями несущих винтов: 23,8 м,
  • мах взлетный вес: 42500 кг,
  • полезная нагрузка: 16500 кг,
  • максимальная скорость: 356 км/ч,
  • динамический потолок: 5500 м,
  • практическая дальность полета: 450 км

Ка-18 Вертолет Ка-18 явился дальнейшей модификацией Ка-15. Он предназначался для гражданских эксплуатантов. Перечень выполняемых им работ включал перевозку пассажиров и больных, почтовых отправлений и грузов. Вертолет Ка-18 явился дальнейшей модификацией Ка-15. Он предназначался для гражданских эксплуатантов. Перечень выполняемых им работ включал перевозку пассажиров и больных, почтовых отправлений и грузов. Ка-18 применялся также на авиационно-химических работах. Опытный экземпляр был построен в 1956 году, в 1957 году он успешно выдержал государственные испытания. Ка-18 выпускался серийно и находился в эксплуатации около 20 лет.  Построено 111 машин.

Лётно-технические характеристики Ka-18:

  • экипаж: 1,
  • пассажиры: 3,
  • силовая установка: 1 x ПД АИ-14ВФ мощностью 200 к Вт,
  • диаметр несущих винтов: 10.0 м, длина: 10.0 м,
  • высота: 3.4 м,
  • взлетный вес: 1502 кг,
  • максимальная скорость: 160 км/ч, крейсерская скорость: 130 км/ч,
  • динамический потолок: 3500 м,
  • дальность полета с максимальным запасом топлива: 450 км,
  • дальность полета с максимальной полезной нагрузкой: 300 км

Ка-15 М В 1952 г. вышло постановление правительства о постройке корабельного вертолета Ка апреля 1953 г. Ка-15 впервые совершил полет. Для серийного производства Ка-15 выделили завод в Сибири. Позднее завод стал выпускать параллельно Ка-15 в сельскохозяйственной, пассажирской, санитарной модификациях. В 1952 г. вышло постановление правительства о постройке корабельного вертолета Ка апреля 1953 г. Ка-15 впервые совершил полет. Для серийного производства Ка-15 выделили завод в Сибири. Позднее завод стал выпускать параллельно Ка-15 в сельскохозяйственной, пассажирской, санитарной модификациях.

Лётно-технические характеристики Ка-15 М:

  • экипаж: 1,
  • пассажиры: 1,
  • силовая установка: 1 x ПД АИ-14ВФ мощностью 206 к Вт,
  • диаметр несущих винтов: 9.96 м,
  • длина фюзеляжа: 6.26 м,
  • высота: 3.35 м,
  • ширина: 2.85 м,
  • взлетный вес: 1410 кг,
  • полезная нагрузка внутри кабины: 300 кг,
  • максимальная скорость: 155 км/ч,
  • динамический потолок: 3500 м,
  • дальность полета: 400 км

Первый вертолет Камова сверхлегкий Ка-8 представлял собой простую конструкцию из стальных труб, укрепленную на двух надувных цилиндрических баллонах с открытым креслом летчика. Ка-8 впервые поднялся в воздух 12 ноября 1947 года. Был представлен на воздушном параде в Тушино в 1948 году. А после праздника Камову предложили организовать вертолетостроительное КБ. Первый вертолет Камова сверхлегкий Ка-8 представлял собой простую конструкцию из стальных труб, укрепленную на двух надувных цилиндрических баллонах с открытым креслом летчика. Ка-8 впервые поднялся в воздух 12 ноября 1947 года. Был представлен на воздушном параде в Тушино в 1948 году. А после праздника Камову предложили организовать вертолетостроительное КБ.

Камов-Скржинский КАСКР-1 «Красный инженер» 1929 В е годы как в нашей стране, так и за рубежом происходило накопление научных и экспериментальных данных в области вертолетостроения, послуживших трамплином для перехода на новый уровень проектирования винтокрылых машин. Во время образовавшейся “паузы” выдвинулись на передний план автожиры – разновидность винтокрылых аппаратов. В е годы как в нашей стране, так и за рубежом происходило накопление научных и экспериментальных данных в области вертолетостроения, послуживших трамплином для перехода на новый уровень проектирования винтокрылых машин. Во время образовавшейся “паузы” выдвинулись на передний план автожиры – разновидность винтокрылых аппаратов. Первый автожир КАСКР-1, построенный инженерами-энтузиастами Н.И.Камовым и Н.К.Скржинским, поднялся в воздух 25 сентября 1929 года. Пилотировал автожир И.В.Михеев, а в задней кабине находился его создатель Н.И.Камов. Вскоре на базе КАСКР-1 молодые конструкторы построили более совершенный автожир КАСКР-2. Первый автожир КАСКР-1, построенный инженерами-энтузиастами Н.И.Камовым и Н.К.Скржинским, поднялся в воздух 25 сентября 1929 года. Пилотировал автожир И.В.Михеев, а в задней кабине находился его создатель Н.И.Камов. Вскоре на базе КАСКР-1 молодые конструкторы построили более совершенный автожир КАСКР-2. КАСКР-2

КАСКР-2 С 1929 по 1931 год на них было выполнено 79 испытательных полетов. В группе КАСКР проходил стажировку и студент Новочеркасского политехнического института М.Л.Миль. С 1929 по 1931 год на них было выполнено 79 испытательных полетов. В группе КАСКР проходил стажировку и студент Новочеркасского политехнического института М.Л.Миль.

Источник: Выдающиеся авиаконструкторы СССР и России

По теме: 

Статус программ “Вертолёты России”…

Николай Камов – автор «вертолета»…

Ка-226Т: вертолет-трансформер…

Вертолеты Камова: от «Курицы» Ка-15 до грозного «Аллигатора»…

Ка-62: многоцелевой характер…

VRT500: прорыв в легком весе

Летающая скорая помощь… 

Царь-вертолет: новая модель Ми-2…