К 80 – летию СибНИА имени С. А. Чаплыгина

ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина —
КРУПНЕЙШИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР АВИАЦИОННОЙ НАУКИ НА ВОСТОКЕ РОССИИ

Созданный Постановлением ГКО 19 августа 1941 года, СибНИА и сегодня остаётся крупнейшей научно-исследовательской и испытательной базой авиационной и космической отраслей России на Востоке страны.

В лабораториях института отработаны компоновки этапных самолётов Ан-2, А-57, Су-26 и Су-27; проведены прочностные и усталостные испытания более двухсот типов различных летательных аппаратов, включая сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, ВКС «Буран», Ту-204 и семейство самолётов Су-27; испытаны взлётно-посадочные устройства более двухсот пятидесяти отечественных летательных аппаратов; обрели вторую жизнь восстановленные энтузиастами самолёты Великой Отечественной войны И-153, И-16 и МиГ-3.

Сегодняшний день институтаэто испытания самолётов SSJ-100, Т-50 и МС-21; создание летающих лабораторий специального применения; проектирование элементов конструкции самолёта Ил-476; лётные исследования средств навигации и посадки аэродромов и испытания воссозданного легендарного штурмовика Ил-2.

В условиях кадрового дефицита и интенсивного технологического переоснащения институт динамично развивается, оставаясь надёжным партнёром для многих предприятий авиационно-космического профиля, как в России, так и за её пределами.

Мы готовы к сотрудничеству и надеемся быть опорой и помощниками для авиационных специалистов и неравнодушных к авиации людей.

С уважением, директор СибНИА В. Е. Барсук…
Этим много сказано, приклоняюсь перед мною глубокоуважаемого Руководителя! с большой буквы и влюбленного в небо…

Важные крайние новости:

16.02.2024 год. Тяжелый транспортный беспилотный летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки «Партизан» совершил первый полет

НОВОСИБИРСК. 16 февраля 2024 года разработчики Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») провели первые летные испытания демонстратора транспортного беспилотного летательного аппарата сверхкороткого взлета и посадки «Партизан», разрабатываемого по заказу Фонда перспективных исследований.

Первый полет беспилотника производился в пилотируемом режиме для обеспечения безопасности полета и снятия полетных данных для последующего обучения отработанной на полунатурном стенде системы автоматического управления. Полет прошел под управлением летчика-испытателя Владимира Барсука и длился 20 минут на высоте 200 м при скорости от 50 до 200 км/ч… далее подробнее: 

14.02.2024 год. 300 лет российской науке и 82 года развития авиационной науки в СибНИА

8 февраля 2024 года День российской науки – профессиональный праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. 300 лет назад, 8 февраля 1724 года, Петр I издал указ о развитии науки в российском государстве и создании первой Академии наук и художеств.

В настоящее время «CибНИА имени С. А. Чаплыгина» является одним из крупнейших научно-исследовательских и испытательных центров авиационной и космической отраслей России. В СибНИА ведутся комплексные научно-исследовательские работы по заказу Министерства промышленности и торговли РФ, Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского», Фонда перспективных исследований, государственных и частных авиационных опытно-конструкторских бюро…далее подробнее:

8 февраля 2024 год. Директор СибНИА стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации

В декабре 2023 года директор ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (входит в состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») принял участие в торжественной церемонии вручения дипломов лауреатам премий Правительства Российской Федерации 2023 года в области науки и техники, которое прошло в Министерстве науки и высшего образования РФ.

На мероприятии Владимир Барсук, директор СибНИА, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, получил диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации от заместителя Министра науки и высшего образования РФ Дениса Секиринского.

2023 год стал вторым годом Десятилетия науки и технологий, объявленного Президентом Российской Федерации. В число лауреатов премии вошли сотрудники различных научных организаций России, которые участвовали в работах над созданием новых технологий и методов в области авиации, медицины, сельского хозяйства, атомной промышленности, строительства и других отраслей.

11 августа 2023 год. Сегодня свой день рождения празднует Барсук Владимир Евгеньевич, директор СибНИА: текст поздравления…

22.10.2022 годПоздравление коллективу ПАО «Туполев» с юбилеем!

От имени Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина сердечно поздравляю коллектив ПАО «Туполев» с юбилеем – 100-летием со дня основания!  

Ветеранам, коллективу, руководству ПАО «Туполев» и их семьям желаю здоровья, крепости духа, жизнестойкости и оптимизма, мирного неба, успехов в служении Отечеству на благо укрепления и процветания России! С юбилеем!  

Барсук Владимир Евгеньевич, директор СибНИА, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации.  

18.07.2022 год. В СибНИА завершен очередной этап исследований по разработке демонстратора перспективного самолёта с укороченным и вертикальным взлётом и посадкой

В июне 2022 года в научно-исследовательском отделении аэродинамики и динамики полёта летательных аппаратов ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (входит в состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») завершился третий этап экспериментальных исследований аэродинамических характеристик компоновки демонстратора перспективного самолёта для местных воздушных линий с укороченным и вертикальным взлётом и посадкой...далее:.. 

14.07.2022 год. Контроль зазоров в конструкциях технических изделий в процессе вибрационных испытаний

В ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (входит в состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») разработана методика контроля зазоров в конструкциях технических изделий в процессе вибрационных испытаний.

Автор методики – Владимир Андреевич Бернс, доктор технических наук, профессор, руководитель отделения восстановления образцов авиационной техники СибНИА…далее:..

28.06.2022 год. В СибНИА состоялись лётные испытания летающей лаборатории с гибридной силовой установкой проекта «Партизан»

ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (входит в состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») по заказу Фонда перспективных исследований с 2019 года реализует проект по теме «Разработка и лётные испытания демонстраторов транспортного беспилотного летательного аппарата сверхкороткого взлёта и посадки с гибридной силовой установкой и активным обдувом несущих поверхностей», шифр «Партизан».

В рамках второго этапа проекта «Партизан» сотрудниками СибНИА выполнена доработка гибридной силовой установки на летающей лаборатории, изготовлены и установлены на самолёт новые композитные трёхлопасные винты с более высокими показателями прочности и тяги, а также доработано управление нижними закрылками в режиме элеронов для улучшения управляемости на малых скоростях.

В июне 2022 года летающая лаборатория на базе самолёта ТВС-2МС выполнила пробежки по полосе и лётные испытания, в процессе которых подтвердились улучшенные взлётно-посадочные характеристики: увеличенная тяга распределённой силовой установки, снижение шума винтов и более устойчивое управление по крену на малых скоростях. Прошли испытания динамически подобной модели демонстратора в аэродинамической дозвуковой трубе Т-203 и в свободном полёте.

В целом по итогам реализации проекта «Партизан» до 2024 года планируется создание летающего самолёта демонстратора технологий, оптимально сочетающего взлёт и посадку с ограниченных неподготовленных площадок и полёт с высокой топливной эффективностью. В настоящий момент в СибНИА завершается разработка рабочей конструкторской документации и ведётся процесс изготовления отдельных узлов и элементов для будущего демонстратора.

24.05.2022 год. Малая авиация в СибНИА

Согласно решению Министерства промышленности и торговли России, в 2013 году ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» назначено ведущей научно-исследовательской организацией Минпромторга РФ по направлению «Авиационная техника малой авиации». 

В СибНИА ведутся широкомасштабные поисковые и прикладные научные исследования, обеспечивающие формирование научно-технического задела в области создания перспективных региональных и местных авиатранспортных систем гражданского назначения с учётом сопровождения на всех этапах жизненного цикла.

В период с 2013 года в СибНИА по заказу Минпромторга России в рамках Государственной программы по данному направлению выполнен ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Впервые за последние десятилетия в СибНИА решены комплексные многодисциплинарные задачи: созданы летающие образцы-демонстраторы технологий (ТВС-2ДТС и СТР-40ДТ), образцы элементов авиационных конструкций, самолётных систем, гибридных силовых установок. На них продемонстрированы новые и перспективные решения уровня технологий 2025–2030-х годов, обеспечивающие возможность разработки и производства конкурентоспособных летательных аппаратов в России на ближайшие годы и дальнюю перспективу.

В настоящее время в СибНИА формируется банк данных конструктивно-технологических методов разработки самолётов размерностью 9–19 мест с взлётным весом до 8600 кг. Основная роль данных работ заключается в формировании научно-технического задела создания новых ВС для местных воздушных линий. Результаты работ предназначены для передачи опытным конструкторским бюро отрасли в целях разработки перспективных воздушных судов вместимостью 9–19 кресел и организации в дальнейшем их производства серийными авиационными заводами.

19.05.2022 год. Сегодня исполняется 14 лет со дня первого полёта Superjet 100

ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (входит в состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») принимает активное участие в обеспечении создания новых модификаций и отработки ресурса регионального самолёта Superjet 100.

В научно-исследовательском отделении аэродинамики и динамики полёта летательных аппаратов СибНИА проведены испытания модели самолёта SSJ-NEW с новым крылом, результаты которых сопоставлены с результатами испытаний ранее исследованной модели самолёта SSJ-100. Показано, что SSJ-NEW имеет лучшие аэродинамические характеристики, чем исходный вариант модели самолёта: повысилось максимальное значение аэродинамического качества в крейсерской и взлётной конфигурациях, возросло максимальное значение коэффициента подъёмной силы в посадочной конфигурации.

За годы испытаний в СибНИА проведены расчёты прочности, усталостной долговечности и живучести узлов навески всей механизации крыла самолёта Superjet, проведены расчёты всех зон разрушений, произошедших при натурных испытаниях конструкций и образцов, проведены работы по калибровке и ресурсным испытаниям шасси, испытаниям композитных агрегатов с климатическим воздействием, испытаниям образцов.

Поставленные перед СибНИА задачи успешно решены, в настоящее время часть испытаний продолжается.

28.02.2022 год. Директор СибНИА В. Е. Барсук провёл встречу с коллективом

В конференц-зале 1 корпуса состоялась традиционная ежегодная встреча директора ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» Владимира Евгеньевича Барсука с коллективом.

На встрече подведены итоги работы института в 2021 году. Владимир Евгеньевич подчеркнул, что предприятию есть чем гордиться в плане достижений. За прошедшие годы удалось создать конструктивно-технологический задел по созданию демонстраторов авиационной техники малой авиации. В прошлом году успешно и в срок завершены очередные этапы выполняемых нашим институтом научно-исследовательских работ (НИР). СибНИА является ведущей организацией Минпромторга России по направлению создания ВС «малой авиации», поэтому данные НИР являются основой выполнения мероприятий Госпрограммы по этому направлению.

Владимир Евгеньевич также анонсировал амбициозные задачи, поставленные перед коллективом предприятия на предстоящий год.

28.01.2022 год. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев посетил федеральное государственное унитарное предприятие «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А.Чаплыгина».

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев посетил федеральное государственное унитарное предприятие «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А.Чаплыгина».
Полпред ознакомился с возможностями опытно-конструкторского бюро института, участка производства авиационных конструкций, зала ресурсных испытаний. В ходе посещения Анатолию Серышеву представлены летательные аппараты ТВС-2МС, ТВС-2ДТ, ТВС-2ДТС, один из немногих в мире действующий самолёт с дополнительной электрической силовой установкой на базе ЯК-40, различные виды экспериментального оборудования.
Анатолий Серышев высоко оценил разработанные в СибНИА технологии и летательные аппараты, особо подчеркнув, как важно, что руководству удалось сохранить столь крупное предприятие с богатой историей.

22.04.2016 год. ОТС / Второе возрождение легендарных машин в Новосибирске

Реставрация самолетов военных лет, модернизация знаменитых Ан-2 и запуск экспериментального биплана в серийное производство. Первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков сегодня посетил Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина. О том, чем живет уникальное предприятие, расскажет Андрей Баев.

Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина — предприятие уникальное. За штурвалом — летчик-испытатель Владимир Барсук. В небе — с 11 лет. Лично представляет высокопоставленному гостю достижения института. Одно из главных — экспериментальный биплан ТВС-2ДТ — на основе легендарного Ан-2. Уже в следующем году самолет должны запустить в серийное производство.

Александр Жуков, первый заместитель председателя Государственной Думы РФ: «Эта новая технология с композитным крылом в принципе создает условия для того, чтобы самолет был конкурентоспособен с иностранными моделями. Настоящее импортозамещение. Сегодня для России восстановление и развитие малой авиации — это одна из важнейших задач».

Останавливаться на достигнутом новосибирские авиаконструкторы не намерены. На подходе новый и амбициозный проект — на благо развития малой авиации в России.

Владимир Барсук, директор СибНИА: «17-й год — мы начинаем работу над новым самолетом для замены Як-40. Этот самолет будет на 35 кресел, с турбореактивными двигателями, с большой скоростью полета и большой высотой полета».

Отдельное место на территории СибНИА занимает предприятие «Авиареставрация». Здесь обретают вторую жизнь не просто самолеты — специалисты восстанавливают до летного состояния сбитые в боях далеких войн крылатые машины. Например, этот легендарный Ил-2 подняли со дна озера в Мурманской области. Там он пролежал 70 лет. В 45-м был сбит, летчик выжил и почти дотянул до аэродрома — посадил самолет на замерзшее озеро. Ил и холодная вода сохранили фюзеляж почти в идеальном состоянии.

Владимир Бернс, генеральный директор предприятия «Авиареставрация»: «Поэтому мы имеем возможность сейчас и заявляем: мы сохраним 60 % родного железа. Большая часть этого металла — это бронекорпус. Его запас прочности огромный. То есть его можно дальше эксплуатировать, и если по нему не будут стрелять, то все хорошо».

А это еще один уникальный экспонат — он только ждет второго рождения.

Андрей Баев, корреспондент: «В этих коробках части самолета-бомбардировщика Ту-2. Эта боевая машина прошла всю Вторую мировую войну, но и после нее участвовала в локальных войнах, тогда и была сбита. Бомбардировщик привезли к нам из Америки, там он хранился на самолетном кладбище. Сейчас его планируют восстановить до летного состояния, как и все последние модели, которые восстанавливают в Новосибирске. Самое интересное, что это первый такой самолет, новая строка в реставрации летательных аппаратов».

Этот бомбардировщик, обещают реставраторы, будет летать в российском небе. До наших конструкторов Ту-2 еще никто в мире не восстанавливал. Андрей Баев, Андрей Дулепов, Новости ОТС

Читать подробнее о Научно – Исследовательском Центре авиационной науки на Востоке России, здесь:

Летающая лаборатория ТВС-2МС “Партизан” в небе МАКС 2021

Дополнительно: