ПАО НПО “САТУРН”- со 105-летней историей

«НПО «Сатурн» ведёт свою историю с 1916 года, когда с высочайшего одобрения Николая II и на основе государственного кредита в Рыбинске был создан автомобильный завод АО «Русский Рено».

Высочайше утверждено решение о создании на основе государственного кредита пяти автомобильных заводов, в том числе в г. Рыбинске (АО «Русский Рено»). 

В 1918 году большевики его взяли и национализировали, а в придачу поменяли и название. Стал называться «Государственный автомобильный завод № 3».

В 1924 году предприятие отметило новой инициативой. Принято правительственное постановление о передаче завода в систему предприятий авиационной промышленности.

 Решением Совета Народных Комиссаров завод был передан в ведение Авиатреста для освоения и серийного производства новой для СССР продукции – авиационных двигателей. Завод вновь был переименован и теперь стал называться «Государственный авиационный завод № 26».

В 1928 году:

  • Была выпущена первая серия двигателей М-17 для самолетов-разведчиков Р-5 и тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3.
  • Ремонт и испытания авиамоторов «Лорен-Дитрих».

  • Рыбинскому авиационному заводу присвоен номер 26.

 Так и началась его славная двигателестроительная история. Между прочим, на рубеже 1930-1940 годов завод был признан лучшим предприятием точного машиностроения в Европе.

В 1934 году рыбинские моторостроители приступили к выпуску двигателя М-100 для скоростных бомбардировщиков СБ. За это завод был награждён орденом Ленина. С 1937 года рыбинцы стали производить двигатели конвейерным способом. К началу 1941 года выпускалось 12-17 двигателей в сутки, в мае 1941 года уже 45 штук в сутки.



В 1939 году:

  • При Московском авиационном институте создано КБ-2 МАИ под руководством Г.С. Скубачевского, от которого берет начало Рыбинское конструкторское бюро моторостроения.
  • Начало разработки двигателя М-105 впоследствии широко применявшегося на самолетах Великой Отечественной войны Як-1, Як-7, Як-9, Пе-2, Ер-2 и др.

В 1941 году  из-за угрозы оккупации Ярославской области по решению ГКО рыбинский авиационный завод эвакуирован в Уфу

В период 1942-1944 гг :

  • После окончания битвы за Москву советское правительство приняло решение о возобновлении деятельности рыбинского завода под новым номером 36

  • КБ-2 МАИ эвакуировано из Уфы в Рыбинск на площади завода №36. Создание ОКБ-250 под руководством В.А. Добрынина
  • Возобновление серийного выпуска продукции (поршневой двигатель АШ-62ИР) на рыбинском заводе. 

В период 1947-1960 гг :

  • Рыбинскими двигателями АШ-62ИР стали оснащаться легендарные транспортные самолеты Ан-2.(1947 г.)
  • Начало разработки двигателя ВД-4К (конструктор В.А. Добрынин) для стратегического бомбардировщика Ту-85.(1949 г.)

  • Освоение серийного выпуска поршневого двигателя АШ-73ТК (конструктор А.Д. Швецов) для дальнего стратегического бомбардировщика Ту-4.
  • Начало разработки турбореактивных двигателей серии ВД-7, впоследствии устанавливавшихся на стратегические бомбардировщики 3М, М-50, сверхзвуковые   бомбардировщики Ту-22. (1954 г.)
  • Начало серийного производства турбореактивных двигателей АЛ-7Ф-1 (конструктор А.М. Люлька) для истребителей бомбардировщиков Су-7Б, истребителей-перехватчиков Су-9.

  • Директором завода назначен П.Ф. Дерунов, который внес значительный вклад в укрепление и развитие предприятия.(1960 г.)

В период 1961-1980 гг :

  • Главным конструктором РКБМ становится П.А. Колесов, под руководством которого были созданы уникальные авиационные двигатели для самолетов, опередивших свое время, таких как бомбардировщик-ракетоносец Т-4, сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144Д, многоцелевой истребитель ВВП Як-141.(1961 г.)
  • Начало разработки турбореактивного двигателя РД36-35 для экспериментальных самолетов МиГ-21ПД, МиГ-23ПД и Т-58ВД.(1963 г.) 
  • Начало разработки турбореактивного двигателя РД36-51А сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д. (1967 г.)

  •  На предприятии продолжает совершенствоваться комплексная система научной организации труда (НОТ), которая во многом походила на современные системы менеджмента качества и позволила выпускать продукцию мирового уровня.(1968 г.)
  • В Рыбинске начат серийный выпуск двухконтурного турбореактивного двигателя Д-30КУ (конструктор П.А. Соловьев) для дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62М.(1971 г.) 
  • Начало серийного выпуска турбореактивного двухконтурного двигателя Д-30КП (конструктор П.А. Соловьев) для военно-транспортного самолета Ил-76 и его модификаций.(1972 г.) 

Благодаря предприятию в Рыбинске активно развивается социальная программа: заводом были построены футбольный и воднолыжный стадионы, плавательный бассейн, детские сады, базы отдыха, более 2 млн. кв.м жилья (1979 -1980 гг.)

В период 1983-1996 гг:

  • Начало серийного выпуска турбореактивного двухконтурного двигателя Д-30КУ-154 (конструктор П.А. Соловьев) для среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154М. (1983 г.)

Следует напомнить о  величайшем гении двигателестроения:

Прямо перед центральными проходными завода установлен памятник Павлу Александровичу Соловьеву, который  является основоположником газотурбинного двигателестроения в нашей стране, а также автор легендарного турбореактивного двигателя-бестселлера Д-30 КУ/КП (самый массовый в отечественной гражданской авиации). Кстати, в название современного двигателя «ПС», как раз зашифрованы его инициалы – «Павел Соловьев».

Родился Соловьёв 26 июня 1917 года в деревне Алекино Кинешемского района Ивановской области. Потом наш двигателестроительный гений поступил в Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, который с отличием и закончил. По распределению судьба его в апреле 1940 года занесла к нам в Молотов (раньше так назывался наш город Пермь) на завод № 19 им. Сталина (сейчас «ОДК-Пермские моторы») где и начал трудовую деятельность в должности конструктора.

В итоге уже в 1953 году он получил по заслугам, его назначали главным конструктором опытно конструкторского бюро завода № 19 имени Сталина (сейчас это «Авиадвигатель»), у руля которого он был на протяжении 35 лет (до 1988 года).

В 1960 году под руководством Соловьёва был разработан двигатель Д-20П для самолёта Ту-124, ставший первым в СССР двухконтурным турбореактивным двигателем. В последующие годы в КБ Соловьёва были разработан ряд двигателей для Ту-134, Ми-10, Ил-76, Ту-154, МиГ-31. И тут мы опять возвращаемся к Д-30. Этот мотор разработанный в Перми в 1971 году было решено производить на мощностях в Рыбинске, более того наши пермяки не только предоставили всю документацию, но и помогли наладить соответствующее производство (в 1972 году началось серийное производство этого двигателя). Этим поступком сильно помогли рыбинцам, а себе в перспективе усложнили жизнь.

Его последней разработкой стал двигатель Д-90, который в 1987 году получил в его честь название ПС-90. За заслуги в развитии советского моторостроения в 1966 году Соловьёву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Скончался он в Перми 13 октября 1996 года. Памятник в его честь в Рыбинске установили в 2001 году.

  • Создан двигатель РД-38 (конструктор П.А. Колесов) для палубного штурмовика Як-38М.(1985 г.)
  • Начало создания турбовального двигателя РД-600В для многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка» и турбовинтового двигателя ТВД-1500 для самолетов местных воздушных линий.(1989 г.)

  • Рыбинский моторостроительный завод и рыбинское конструкторское бюро моторостроения преобразованы соответственно в АООТ «Рыбинские моторы» и АООТ «РКБМ». (1992 г.)
  • ВМФ России определил РКБМ как основную базу по созданию отечественных морских ГТД.(1993 г.)
  • Разработка и подготовка к производству газовой турбины ГТД-110 большой мощности. (середина 1990-х)

В период 1997-2008 гг:

  • Генеральным директором ОАО «Рыбинские моторы» избран Ю.В. Ласточкин, возглавлявший предприятие 12 лет.(1997 г.)
  • Рыбинское конструкторское бюро моторостроения вошло в состав ОАО «Рыбинские моторы».
  • Визит президента РФ В.В. Путина в ОАО «Рыбинские моторы».(2000 г.)
  • Решением министерства обороны РФ ОАО «Рыбинские моторы» определено головным предприятием по разработке, серийному производству и ремонту всех корабельных ГТД и агрегатов на их основе для российского ВМФ.
  • Слияние ОАО «Рыбинские моторы» и ОАО «А. Люлька-Сатурн», образование ОАО «НПО «Сатурн».(2001 г.)

  • Подписана программа долгосрочного сотрудничества в области поставок газотурбинной техники между ОАО «НПО «Сатурн» и ОАО «Газпром». 

  • Получение сертификата типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета на турбовинтовой газотурбинный двигатель ТВД-1500Б. (2002 г.)
  • Успешно завершены государственные испытания изделия 36МТ, двигателя для беспилотных летательных аппаратов. (2002 г.)
  • Турбовентиляторный двухконтурный двигатель SaM146 после победы в тендере выбран для установки на перспективный российский региональный самолет RRJ (ныне SSJ100).(2003 г.)
  • Успешное проведение межведомственных испытаний ГТЭ-110 – первой российской газотурбинной энергетической установки мощностью более 100 МВт.(2003 г.)
  • Получен сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета на турбовальный двигатель РД-600В.(2003 г.)
  • Получен сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета по эмиссии на двигатель Д-30КУ-154 с малоэмиссионной камерой сгорания.(2001 г.)
  • Открытие ЗАО «ВолгАэро» – совместного производственного предприятия ОАО «НПО «Сатурн» и Snecma Moteurs.(2005 г.)
  • Открытие научно-технического центра ОАО «НПО «Сатурн» в г. Санкт-Петербурге. 

  • Изготовление и проведение первого этапа стендовых испытаний двигателя SaM146.(2005 г.)
  • РАО «ЕЭС России» и ОАО «НПО «Сатурн» подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на широкое применение в российской электроэнергетике установок ГТЭ-110 и освоение их серийного выпуска.(2006 г.)
  • В Комсомольске-на-Амуре состоялась выкатка первого самолета Sukhoi Superjet 100 с двигателями SaM146. (2007 г.)

  • Самолет SSJ100 совершил свой первый испытательный полет с двигателями SaM146. (2008 г.)
  • Состоялся первый полет многоцелевого истребителя Су-35 с двигателями 117С. (2008 г.)
  • Успешное проведение государственных стендовых испытаний российского морского газотурбинного двигателя М70ФРУ. (2008 г.)
  • Принято решение о вхождении предприятия в состав ОАО «Управляющая компания
  • «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ныне – АО «ОДК»). (2008 г)

В период 2009-2014 гг:

  • Управляющим директором ОАО «НПО «Сатурн» назначен И.Н. Федоров.(2009 г.)
  • Сдана первая партия двигателей Д-30КП-2 производства ОАО «НПО «Сатурн» по контракту с инозаказчиком, подписанному в 2008 году. (2009 г.)
  • Получен сертификат типа EASA на двигатель SaM146. Это событие названо эпохальным. Впервые за всю историю отношений между Европой и Россией в аэрокосмической области авиационный двигатель, совместно разработанный и изготовленный во Франции и России, прошел сертификацию EASA.(2010 г.)
  • Перспективные двигатели ОАО «НПО Сатурн» подняли в воздух российский экспериментальный истребитель пятого поколения Т-50(Су-57).(2010 г.)
  • Начались коммерческие поставки двигателя SaM146 и эксплуатация самолета SSJ100 авиакомпаниями – стартовыми заказчиками.(2011 г.)

  • Презентация однодвигательного учебно-тренировочного самолета индийских ВВС HJT-36 с двигателями АЛ-55И на выставке Aero India 2011. (2011 г.)

  • На «МАКС 2011» двигатели ОАО «НПО «Сатурн» подняли в небо три новейших российских самолета: Су-35, Т-50, SSJ100. (2011 г.)
  • PowerJet получен сертификат типа EASA на двигатель SaM146 версии 1S18 (с увеличенной взлетной тягой) для регионально-магистрального самолета SSJ100.(2012 г.)
  • ОАО «НПО «Сатурн» получило сертификат EASA на производство серийных двигателей SaM146. Тем самым компания подтвердила право самостоятельно организовывать работу по производству продукции для европейского рынка, поднадзорные производства на других предприятиях, самостоятельно выбирать поставщиков для двигателя SaM146.(2012 г.)

  • В составе «ОДК» создан дивизион «Двигатели для гражданской авиации». Головной компанией дивизиона определено ОАО «НПО «Сатурн».(2012 г.)
  •  ОАО «НПО «Сатурн» выходит на массовое производство малоразмерных двигателей.
  • Завершены опытно-конструкторские работы по созданию нового малоразмерного газотурбинного двигателя.(2013 г.) 
  •  Выполнены контрактные обязательства перед индийским заказчиком по двигателю АЛ-55И. (2013 г.) 

  • ОАО «НПО «Сатурн» получило сертификат EASA на право технического обслуживания и ремонта двигателя SaM146 и стало первой компанией в стране, обладающей полным набором сертифицированных в России и в Европе компетенций по серийному производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиационных двигателей.(2014 г.) 
  • ОАО «НПО «Сатурн» активно развивает производственную инфраструктуру и практически «строит новый завод», совершенствуя компетенции двигателестроения.(2014 г.) 
  • Перед ОАО «НПО «Сатурн» поставлены задачи ускоренного производства газотурбинных двигателей в рамках импортозамещения и обеспечения заказов военной и гражданской техники. (2014 г.) 

В период 2015-по н.в гг… (подробней читать в материалах по теме:)
Турбовентиляторный двигатель со смешением потоков SaM146 – это уникальный пример сотрудничества российского и западного бизнеса. В июле 2004 года была создана компания PowerJet, которая на паритетных началах принадлежит российской НПО «Сатурн» и французской компании Snecma Moteurs. Да, теперь они в радости и в горе договорились быть вместе, так что и убытки(надеемся мы их и не увидим) только пополам  и прибыль. В этой кооперации «НПО «Сатурн» отвечает за разработку и производство холодной части (вентилятора и компрессора низкого давления, турбины низкого давления), а также общую сборку двигателя и его испытания, а Safran Aircraft Engines – за горячую часть (газогенератор), а также коробку приводов, систему управления и осуществляет интеграцию силовой установки.

  • На 30 декабря 2016 года с ПАО «Сатурн» в АО «ГСС» и PowerJet отгружено 248 серийных двигателей SaM146. Cуммарная наработка парка двигателей составила – 520 558 летных часов (348 929 циклов). Максимальная наработка в часах у двигателя № 146140 и составляет 7 828 летных часов. Максимальная наработка в циклах у двигателя № 146137 и составляет 5 937 циклов. Надежность вылета по расписанию (по двигателю) – 99,92% надежность вылета по расписанию (в целом по силовой установке) – 99,88%.
    В целом, по результатам эксплуатации можно отметить, что эксплуатационные показатели двигателя SaM146 находятся на достаточно высоком уровне.
  • По результатам 2017 года изготовлено и поставлено около 80 двигателей SaM146.
    В целом, по результатам эксплуатации можно отметить, что эксплуатационные показатели
    двигателя SaM146 находятся на достаточно высоком уровне и соответствуют мировому
    уровню.

Сборочный цех:

В ОАО «НПО «Сатурн» имеется потрясающий выставочный комплекс некоторые экспозиции представлены на фото:

Заключение  

ПАО «НПО «Сатурн» (входит в АО «ОДК» Госкорпорации «Ростех») в 2016 году отметил 100-летие со дня своего основания.
Предприятие, основанное в 1916 году как завод АО «Русский Рено» в Рыбинске, до 1924 года оставалось в ведении автомобилестроения, далее его история тесно связана с развитием отечественной авиации.

  • 100 лет – целая череда славных дел, имен, достижений и преодолений. Первым авиационным двигателем завода стал лицензионный БМВ-6, который был освоен и серийно выпускался в Рыбинске под маркой М-17, что стало вехой развития отечественного авиастроения. С началом серийного выпуска отечественного М-17 исчезла абсолютная зависимость от зарубежных авиамоторов.
Всего в ПАО «НПО «Сатурн» было спроектировано порядка 40 видов изделий, серийно выпущено почти 50 тысяч авиационных двигателей для истребителей, бомбардировщиков, транспортных самолетов и пассажирских лайнеров. Имена выдающихся конструкторов, таких как:
  • Владимир Климов,
  • Владимир Добрынин,
  • Архип Люлька,
  • Павел Соловьев,
  • Петр Колесов вошли в историю предприятия и страны.

Двигатели «Сатурна» поднимали и поднимают в небо самолеты конструкторских бюро:

  • Поликарпова,
  • Яковлева,
  • Туполева,
  • Лисунова,
  • Ильюшина,
  • Сухого,
  • Микояна,
  • Бериева,
  • Мясищева,
  • Антонова.

В начале 40-х годов рыбинский завод увеличил выпуск двигателей для боевых самолетов и уже к началу Великой Отечественной войны довел их количество до 45 штук в день! Осенью 1941 года завод был полностью эвакуирован на Урал, в Уфу. А уже весной 1942 года началось восстановление авиационного производства в Рыбинске, и спустя несколько месяцев здесь наладилось сначала ремонтное, а вскоре и серийное производство так необходимых фронту моторов.

  • Семейство двигателей Д-30КУ/КП, с 1971 года выпускаемых ПАО «НПО «Сатурн» для среднемагистральных Ту-154М, дальнемагистральных Ил-62М и транспортных Ил-76, стало настоящим бестселлером советской/российской авиации. На сегодня, суммарная наработка двигателей Д-30КУ/КП в эксплуатации составляет более 60 млн часов; свыше 8000 двигателей поставлено; порядка 2000 двигателей находится в эксплуатации по всему миру.

Сегодня, объединяя производственные площадки и конструкторские службы в Рыбинске, Москве, Лыткарине, Санкт-Петербурге, Омске и Перми, ПАО «НПО «Сатурн» создает газотурбинные двигатели для военной и гражданской авиации, крылатых ракет, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, кораблей и гражданских судов, обеспечивая весь жизненный цикл изделий, от идеи до серийного производства и сопровождения в эксплуатации.

  • Проведение ПАО «НПО «Сатурн» совместно с государством перспективных НИОКР, создание принципиально новых видов продукции, реализация крупных международных программ нацелено обеспечить укрепление обороноспособности страны, ее транспортной и энергетической безопасности, долгосрочное присутствие России на мировом рынке высокотехнологичной и наукоемкой газотурбинной техники.

В настоящее время компания ежегодно выпускает порядка 600 двигателей различной тематики.

По теме:

Объединённая двигкорпорация «ОДК» в составе Ростех 2023г.

Фотогалерея.

Видеотека: ОДК “Сатурн”.

История создания и развитие “ОДК”. Двигателестроение.

«ОДК-Сатурн» продолжает цифровизацию производства авиадвигателей.