17 января знаменательная дата для всей российской науки — 177-летие со дня рождения выдающегося ученого-механика, основоположника гидро- и аэродинамики, основателя Центрального аэрогидродинамического института Николая Егоровича Жуковского.
Мы по праву называем его родоначальником русской авиации — ведь именно он заложил ту основу, тот научный фундамент, на который российские ученые опираются и по сей день. Николай Егорович отдал все силы и энергию новому для своего времени авиационному делу, объединив вокруг себя студентов и молодых ученых, заинтересованных идеей практического воздухоплавания. Он как никто другой умел смотреть вперед и видеть то, что далеко за горизонтом. Именно благодаря ему наша наука в области теории полета и теоретического расчета самолетов шла впереди Запада.
Центральным событием жизни Н.Е. Жуковского стало создание ЦАГИ. В далеком и непростом 1918 году ученики убедили своего учителя обратиться к новым властям с предложением о создании в Советской России комплексного научного центра. Инициатива была поддержана, и уже 1 декабря 1918г Центральный аэрогидродинамический институт начал свою работу.
Вклад ЦАГИ в отечественную и мировую науку невозможно переоценить. Институт положил начало металлическому самолетостроению в Советском Союзе, обеспечил прогресс авиационной техники в предвоенные годы, повышение тактико-технических характеристик советских боевых летательных аппаратов во время Великой Отечественной войны, прорыв в области сверхзвуковых скоростей в мирное время.
Сегодня ЦАГИ — один из крупнейших государственных научных центров авиационной и ракетно-космической отрасли России. И, работая над современными летательными аппаратами, такими как МС-21, SJ-100, перспективные региональные воздушные суда, изучая возможности сверхзвукового полета, мы с благодарностью вспоминаем Николая Егоровича как великого теоретика авиации.
Как говорил его ученик С.А. Чаплыгин, «он был лучшим соединением науки и техники, он был почти университетом…» Поэтому именно сегодня, в непростых экономических условиях, в части создания новой авиатехники нам необходимо держать высокую планку, заданную отцом русской авиации.
Николай Егорович обладал очень глубокими познаниями в высшей математике и инженерных науках. Исключительное значение имеет открытый им в 1904 году принцип образования подъемной силы крыла аэроплана. Среди его знаменитых трудов — «О парении птиц», «К теории летания», «О крылатых пропеллерах», «О полезном грузе, поднимаемом геликоптером», «О присоединенных вихрях», «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» и другие.
По теме:
Экспериментальная база Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), — надежный фундамент для формирования научно-технического задела и проведения исследований в интересах создания конкурентоспособной авиационной техники. Настоящей «визитной карточкой» ЦАГИ являются большие дозвуковые аэродинамические трубы — в августе исполняется 85 лет со дня их первого пуска. С 1939 года и по настоящее время эти установки активно задействованы в испытаниях, результаты которых ложатся в основу ключевых … Региональная авиация — стратегически значимое направление отечественного самолетостроения. Работа на небольших аэродромах местных воздушных линий подразумевает необходимость взлета и посадки, в том числе с грунтовых взлетно-посадочных полос длиной до 1000 метров. Это, в свою очередь, накладывает дополнительные специфические требования к конструкции и взлетно-посадочным характеристикам летательных аппаратов данного класса. В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского(ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») продолжаются исследования по формированию облика … Развитие флагманского проекта SJ-100 является ключевой задачей в реализации программы импортозамещения в российском авиастроении. В создании и модернизации нового воздушного судна, разработанного филиалом «Региональные самолеты» ПАО «Яковлев», активное участие принимает Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Специалисты ЦАГИ задействованы во всех научных направлениях, связанных с разработкой самолета. Проведены исследования в сфере аэродинамики, прочности, динамики … В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) продолжаются исследования с целью создания перспективного регионального самолёта с энергетическим управлением обтекания крыла с использованием электрической распределённой силовой установки с импеллерными двигателями. Работы проводятся в рамках научно-технического проекта «Интеграл-РС» по заказу НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» в сотрудничестве с ФАУ «ЦИАМ имени П.И. Баранова» и ФАУ …Натурные аэродинамические трубы ЦАГИ отмечают 85-летие
ЦАГИ продолжает исследования нового регионального самолета
В ЦАГИ проведут ресурсные испытания консоль крыла SJ-100
ЦАГИ: исследуют аэродинамические элементы регионального самолёта