Воронежский авиационный завод(ВАСО)

Воронежское акционерное самолетостроительное общество(ВАСО) – единственный в стране производитель дальнемагистральных широкофюзеляжных пассажирских самолетов Ил-96-300. Воронежское ноу-хау – это терминалы, с помощью которых в 3D можно рассмотреть конфигурацию любой детали, а также посмотреть этапы технологического производственного цикла. В начале 70-х годов ХХ века воронежские самолетостроители продолжили блестяще начатую до Великой Отечественной войны эпоху сотрудничества с ОКБ Ильюшина.



Сотрудничество воронежских самолетостроителей с ильюшинской фирмой началось в 1936 году с началом сборки самолетов ДБ-3. На воронежских стапелях строились Ил-2 и Ил-10, Ил-28 и Ил-86. Ныне из цехов ВАСО выходят широкофюзеляжные лайнеры Ил-96 различных модификаций. Она ознаменовалась работой по выпуску современных крылатых машин, носящих имя легендарного авиаконструктора, и имеет продолжение в наши дни. Серийный выпуск отечественных широкофюзеляжных аэробусов был поручен Воронежскому авиационному заводу. Такое решение Министерство авиационной промышленности СССР приняло не случайно. На воронежском предприятии был достигнут высокий уровень технологии, кадровый потенциал позволял с успехом решать самые сложные задания.

С вхождением в состав ОАК в 2006 году перед ВАСО встал целый ряд новых задач, решение которых потребовало реструктуризации производства, модернизации оборудования, реформирования системы управления предприятием. ВАСО ведет свою деятельность в русле инновационной и кадровой политики Объединенной авиастроительной корпорации.

В рамках ОАК за Воронежским акционерным самолетостроительным обществом(ВАСО) закреплено:

  • производство дальнемагистральных-широкофюзеляжных самолетов Ил-96;
  • производство региональных самолетов Ан-148;
  • производство агрегатов для региональных самолетов SSJ-100 и агрегатов для военнотранспортных самолетов Ил-76МД90А;
  • выполнение работ по проектам международной кооперации с европейским концерном Airbus;
  • участие в проектах перспективного самолета МС-21 и легкого военнотранспортного самолета Ил-112В.

Основные вехи истории авиационного завода 

Рождение Воронежского авиационного завода относится к началу 30-х годов XX века. К тому времени залечившая раны гражданской войны страна перешла к мирному строительству и взяла курс на развитие авиационной промышленности и воздушного флота. Еще в начале 1921 года была учреждена комиссия, перед членами которой была поставлена задача разработать программу «по воздухоплаванию и авиастроительству», а в конце 1922 года утверждена трехлетняя программа восстановления и расширения предприятий авиапрома. В 1923 году началось движение под лозунгом: «Трудовой народ, строй воздушный флот!»

4 января 1930 года приказом №5 Всесоюзного объединения авиационной промышленности Наркомвоенпрома заводу вместо индекса «Б» с 10 января того же года присваивается название «Авиационный завод №18».

В апреле 1931 года заложен фундамент первого заводского корпуса. Об этом заводчанам напоминает мемориальная доска на фасаде цеха №20, ныне ООО «Авиаспецинструмент».

В конце 1931 года Самолетостроительный трест направил на завод №18 на должность заместителя начальника серийного конструкторского отдела А. С. Москалева (1904–1982), ставшего впоследствии известным советским авиаконструктором.

В январе 1932 года развернуто изготовление инструментов и приспособлений. На завод поступили первые станки. Начато комплектование отделов инженерно-техническими работниками.

15 марта 1932 года приказом по Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР ряд заводов страны, в том числе, строящиеся в Воронеже заводы №16 и №18 были переведены в Самолетостроительный трест.

В 1932 году начата подготовка к производству «летающих крепостей» – тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, а также изготовление деталей и узлов пассажирского самолета САМ-5, разработанного А. С. Москалевым. В течение года были возведены два жилых дома, построены столовая, баня, детский комбинат.

В январе 1933 года пущены в эксплуатацию цеха: дюралевый, механический, слесарно-сварочный, заготовительный, жестяночный, фюзеляжный, плоскостной и предварительной сборки.

В июне 1934 года Главное управление авиационной промышленности приняло решение организовать на заводе №18 серийный выпуск бомбардировщиков АНТ-36 (ДБ-1), созданных на базе разработанного А. Н. Туполевым самолета АНТ-25 (РД).

В сентябре 1934 года состоялся первый испытательный полет ТБ-3, первого серийного самолета, выпущенного на Воронежском авиационном заводе. Самолет поднял в небо летчик-испытатель М. М. Громов, впоследствии известный советский военачальник, Герой Советского Союза.

В 1934 году полностью завершено оборудование цехов: фюзеляжного, центроплана, окончательной сборки. Главным конструктором завода №18 назначен К. А. Калинин (1887–1937).

В 1935 году вступила в строй химическая лаборатория и первая очередь цеха гальванических покрытий и оксидирования.

18 августа 1936 года на авиапараде в подмосковном Тушино с большим успехом прошли демонстрационные полеты К-12. Серийно самолеты не строились.

В 1936 году началась подготовка производства дальних бомбардировщиков ДБ-3. На заводе насчитывалось более 700 стахановцев. В системе технической учебы действовали курсы: техминимума, стахановские и мастеров социалистического труда.

В 1937 году начато серийное производство самолетов ДБ-3. Был заключен договор о социалистическом соревновании между коллективами заводов №18 и московского авиационного завода №22 им.С. П. Горбунова.

29 мая 1940 года подписано постановление Комитета Обороны СНК СССР №236, в соответствии с которым заводу №18 поручалось приступить к серийному производству бомбардировщиков ДБ-240 (Ер-2) конструкции В. Г. Ермолаева (1909–1944).

14 декабря 1940 года нарком авиационной промышленности СССР А. И. Шахурин подписал приказ о подготовке производства и серийном выпуске штурмовиков Ил-2. В мае 1941 года было выпущено 74 самолета Ил-2.

В июне 1941 года выпущено 159 штурмовиков Ил-2. Воронежский обком ВКП(б) принял постановление о народном ополчении.

В сентябре 1941 года немецкие летчики несколько раз сбрасывали бомбы на территорию завода. Цехам предприятия были нанесены серьезные повреждения.

В начале октября 1941 года было принято решение об эвакуации завода на станцию Безымянка в двадцати километрах от Куйбышева.

После успешной передислокации большей части оборудования, а также эвакуации работников завода №18 в Куйбышев осенью 1941 года на опустевшей производственной площадке, занятой прежде Воронежским авиационным заводом, жизнь окончательно не замерла. В марте 1942 года в структуре Народного комиссариата авиационной промышленности было создано главное ремонтное управление. 16 апреля того же года приказом НКАП ремонтному заводу, который создавался на площадях бывшего завода №18, присвоен номер 450.

В 1943 году областное управление промышленности стройматериалов подготовило справку для Воронежского облисполкома об ущербе, нанесенном заводу в ходе боевых действий: «Сгорели семь цехов, один ангар, три цеха разрушены бомбардировкой. Основные цехи сохранились. При среднем ремонте завод может приступить к ремонту самолетов».

2 апреля 1943 года приказом Народного комиссариата авиационной промышленности №185с на площадях бывшего завода №18 организован завод по ремонту самолетов №64.

В 1943 году на заводе было отремонтировано 218 самолетов Ил-2; 25 самолетов У-2; 30 самолетов Як-1; 14 самолетов Ла-5; четыре самолета Пе-2; два самолета Як-6; четыре самолета Як-9; по одному Ут-2 и Ли-2. К концу года работали цеха: агрегатный, механический, инструментальный, сварочный. В восстановленной школе ФЗУ началась подготовка кадров для завода.

В начале 1944 года темпы восстановительных работ на заводе выросли. В помощь восстановительным бригадам были приданы военнопленные немцы, которых поселили в бывшем хранилище кислородных и ацетиленовых баллонов.

21 февраля 1944 года по приказу НКАП №121 завод №64 был переведен в разряд агрегатных заводов второй категории, передан в ведение 10 главного управления и получил задание на изготовление металлических крыльев самолетов Ил-2. Необходимая оснастка была получена из Куйбышева с завода №18.

В 1945 году расширился станочный парк завода. В цехах установлено оборудование, вывезенное из Германии и стран-сателлитов в счет репараций, – металлорежущие станки, гидропрессы «Фриц Мюллер», «Лейк Ири» и других фирм. Трофейным оборудованием был укомплектован механический цех.4 января 1946 года приказом НКАП №15с заводу №64 было дано задание получить с завода №1 оснастку и техническую документацию самолета Ил-10 и организовать производство агрегатов самолета Ил-10: крыльев, оперения, костыльной установки, шасси с обтекателями, хвостового отсека фюзеляжа, бензо- и маслобаков, металлических хвостовых отсеков фюзеляжа Ил-2, обеспечить в четвертом квартале 1946 года выпуск 10 самолетов Ил-10.

В 1950 году был организован цех №45 по обработке деталей из магниевого литья. Завод получил заказ на капитальный ремонт и переоборудование самолетов Ил-12. В течение года воронежские самолетостроители модернизировали 114 самолетов этого типа.

В 1950 году со стапелей завода №64 сошли первые четыре фронтовых бомбардировщика Ил-28.

В июне 1954 года были организованы новые цеха обработки крупногабаритных профилей №86, сборки пультов и сидений №37, обработки деталей на падающих молотах №38.

В 1954 году на заводе завершилась программа сборки Ил-28. Всего с воронежских стапелей сошли 922 самолета Ил-28. Началась подготовка к производству дальних реактивных бомбардировщиков Ту-16.

В мае 1955 года на заводе был выпущен головной самолет Ту-16. Выпуск этих бомбардировщиков послужил воронежским самолетостроителям базой для отработки новых отечественных авиационных материалов, в частности, легких высокопрочных сплавов, средств защиты от коррозии.

25 марта 1956 года приказом №424-261 Государственного комитета Совета Министров СССР заводу №64 Воронежского Совнархоза был установлен план постройки широкофюзеляжных пассажирских самолетов Ан-10.

7 марта 1957 года на Ан-10 «Украина» совершен первый испытательный полет. Самолет строился в ОКБ Антонова (Украина) в кооперации с заводом №64.

5 ноября 1957 года с заводского аэродрома в небо поднялся первый серийный самолет Ан-10.

В 1958 году завершилось производство самолетов Ту-16, всего было построено 166 машин.

1 июня 1960 года подписано постановление Совета Министров СССР №601-246 об организации на заводах №64 Воронежского СНХ и №84 Ташкентского СНХ серийного производства военно-транспортных самолетов Ан-12.

В 1960 году завершено производство самолетов Ан-10. В общей сложности было выпущено 108 «десяток»: в 1957 году – 1, в 1958 году – 20, в 1959 году – 46, в 1960 году – 41. Они составили 26 серий: 16 по три машины и 10 по шесть.

13 мая 1961 года с заводского аэродрома в первый испытательный полет взлетел первый серийный сверхзвуковой истребитель-перехватчик Ту-128.

В 1964 году на заводе освоен серийный выпуск беспилотного летательного аппарата Ту-123.

В 1965 году завершилась программа выпуска самолетов Ан-12. Всего со стапелей завода сошло 258 машин этого типа.

30 апреля 1966 года на основании приказа Министерства авиационной промышленности СССР №175 и во исполнение постановления Совета Министров СССР заводу №64 было присвоено открытое наименование Воронежский авиационный завод (ВАЗ).

31 декабря 1968 года в 12 часов 30 минут с подмосковного аэродрома совершил первый полет первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, построенный на заводе «Опыт» в кооперации с Воронежским авиационным заводом и при непосредственном участии воронежских самолетостроителей. Полет продолжался 37 минут.

5 июня 1969 года опытный самолет Ту-144 на высоте 11 тыс. м впервые совершил полет со сверхзвуковой скоростью.

1 июня 1971 года совершил первый полет предсерийный Ту-144, построенный на заводе «Опыт» в кооперации с Воронежским авиационным заводом. В течение летних месяцев на этом самолете были совершены полеты в Прагу, Берлин, Варшаву, Софию. Лайнер демонстрировался на авиасалоне в Ле Бурже (Франция).

В 1971 году был завершен выпуск сверхзвуковых истребителей-перехватчиков Ту-128. Всего со стапелей завода сошло 198 воздушных машин этого типа.

В марте 1972 года освоен вакуумный отжиг крупногабаритных конструкций. Из сборочного цеха на летно-испытательную станцию передан первый серийный самолет Ту-144.

29 марта 1972 года состоялся первый полет первого серийного лайнера Ту-144. В этот день на заводе прошел многолюдный митинг.

В 1974 году начато производство оснастки стапеля общей сборки фюзеляжа аэробуса Ил-86. Утвержден заводской совет научной организации труда. Государственный план 1974 года по объему производства был выполнен к 30 декабря. Экономия черного металла составила 168 тонн, металлоемкость Ту-144 была снижена на 1028 килограммов, а трудоемкость – на 9%.

27 апреля 1976 года издан приказ по заводу о начале серийного выпуска аэробусов Ил-86. Производство самолетов сопровождалось техническим перевооружением предприятия. Прессовая клепка была доведена до 60%, внедрены стапели для комплектации верхних и нижних панелей на полный размах крыла, изготовлено 640 тысяч единиц специального инструмента, налажено травление титановых сплавов, пущена в эксплуатацию новая холодильная камера для повышения качества обработки силовых узлов из высокопрочных нержавеющих сталей, построен новый сборочный цех площадью 48 тыс. кв. м.

24 октября 1977 года первый серийный самолет Ил-86 впервые поднялся в воздух с взлетной полосы заводского аэродрома. Машину пилотировали летчики-испытатели Герои Советского Союза Э. И. Кузнецов и А. И. Вобликов. Первый испытательный полет продолжался тридцать минут.

В 1979 году создана комплексно-механизированная система с программным управлением и внедрением виброобработки стальных и титановых деталей. 

25 марта 1980 года приказом №122 министра авиационной промышленности СССР В. А. Казакова на базе Воронежского авиационного завода и филиала НИАТ было создано Воронежское авиационное производственное объединение(ВАПО).

26 декабря 1980 года аэробус Ил-86 с пассажирами на борту совершил первый рейс по маршруту Москва – Ташкент. Началась регулярная эксплуатация Ил-86 на воздушных линиях.

В сентябре 1981 года на серийном самолете Ил-86 экипаж Героя Советского Союза заслуженного летчика-испытателя СССР Г. Н. Волохова установил 18 мировых рекордов:

  • с коммерческим грузом 35, 40, 50, 60 и 65 тонн самолет развил среднюю скорость 970 км/ч на замкнутом 2000-километровом маршруте,
  • с коммерческим грузом от 35 до 80 тонн летел со скоростью 956 км/ч по 1000-километровому замкнутому маршруту.

В 1986 году объединение совместно с ОКБ Ильюшина приступило к созданию опытной партии самолетов Ил-96-300 для проведения наземных испытаний и сертификации. 

28 сентября 1988 года впервые поднялся в небо с Центрального аэродрома имени Фрунзе новый широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-96-300, созданный в Опытно-конструкторском бюро имени Ильюшина при непосредственном участии ВАПО. Полет продолжался 40 минут.

9 июля 1990 года воронежские самолетостроители торжественно проводили в первый полет первый серийный лайнер Ил-96-300.

В июне 1991 года на международном авиасалоне в Ле Бурже (Франция) демонстрировался лайнер Ил-96-300.

29 декабря 1992 года Госавиарегистр выдал межгосударственный сертификат летной годности на самолет Ил-96-300. В процессе испытаний на Ил-96-300 был выполнен ряд уникальных полетов на дальность до 14840 км, лайнер был испытан в Якутске при -50 °С и в Ташкенте при +40 °С.

В июле 1993 года на самолете Ил-96-300 совершен первый международный регулярный рейс с пассажирами на борту по маршруту Москва – Нью-Йорк.

8 сентября 1993 года постановлением администрации Левобережного района Воронежа ВАПО было зарегистрировано как АООТ «ВАСО» (акционерное общество открытого типа «ВАСО»). 27 августа 1997 года регистрационная палата Воронежа зарегистрировала предприятие как ОАО «ВАСО».

В 2015 году в связи с изменением российского законодательства ОАО «ВАСО» переименовано в ПАО (публичное акционерное общество) «ВАСО».

В декабре 1994 года Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета РФ выдал ВАСО сертификаты об одобрении производства самолетов Ил-86 и Ил-96-300. 

В августе 1995 года на международном авикосмическом салоне МАКС-95 в Жуковском демонстрировались самолеты Ил-96М и Ил-96-300.

В сентябре 1995 года разработан стенд сборки пилонов самолетов Ил-96-300 под двигатели американской фирмы «Пратт энд Уитни».

26 апреля 1997 года состоялась выкатка первого серийного самолета Ил-96Т и отправка его на летные испытания на ЛИС. 

16 мая 1997 года самолет Ил-96Т впервые поднялся в испытательный полет с заводского аэродрома.

20 мая 1997 года Ил-96Т совершил перелет в Подмосковье(г. Жуковский) для проведения полного комплекса летных испытаний.

 В марте 1998 года на самолет Ил-96Т получен сертификат летной годности.

2 июня 1999 года департамент транспорта федерального авиационного управления США выдал АК имени Ильюшина сертификат типа на самолет Ил-96Т.

18 марта 2000 года ВАСО посетил исполняющий обязанности президента РФ В. В. Путин

В 2003 году на предприятии началась подготовка к серийному производству Ан-148, разработанных в АНТК имени Антонова (Украина), и изготовление ряда узлов и агрегатов самолета: хвостового оперения, пилонов, агрегатов механизации крыла, механизмов выпуска предкрылков и закрылков.

В январе-феврале 2004 года основные работы шли по сборке агрегатов вертикального и горизонтального оперения Ан-148, из полимерных композиционных материалов (ПКМ) изготавливались руль управления, рули высоты, панели хвостовой части крыла.

27 сентября 2004 года ВАСО посетила официальная кубинская делегация во главе с Чрезвычайным Полномочным Послом Республики Куба в России. Был подписан контракт на приобретение самолетов Ил-96-300 для Кубы.

15 октября 2004 года первый опытный самолет Ан-148 в Киеве был передан на летные испытания. По этому случаю генеральный конструктор П. В. Балабуев прислал на ВАСО поздравительную телеграмму.

17 декабря 2004 года Ан-148 поднялся в первый испытательный полет с аэродрома «Святошин» (Киев).

В августе 2005 года Ан-148 был впервые представлен широкой публике на авиасалоне МАКС-2005.

23 ноября 2005 года в Киеве между АНТК имени Антонова и ВАСО был подписан лицензионный договор о передаче российской стороне прав на производство самолетов Ан-148, а также использование товарного знака и технической документации.

В декабре 2005 года Куба получила первый из трех заказанных лайнеров Ил-96-300.

В марте 2006 года Куба получила второй из трех заказанных лайнеров Ил-96-300, а в декабре – третий самолет.

В 2006 году ВАСО вошло в состав Объединенной авиастроительной корпорации(ОАК). ВАСО и французское отделение концерна Airbus подписали контракт на изготовление ряда узлов для самолетов, выпускаемых концерном.

18 января 2010 года ВАСО посетил председатель правительства РФ В. В. Путин. Он осмотрел самолеты Ил-96-400Т и Ан-148.

17 июня 2010 года в области создан авиакластер, в который вошли ВАСО, департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций правительства области, ВГТУ, Воронежский сервисный центр станкостроения, Русавиаинтер, фирма АККО.

27 мая 2011 года ВАСО посетила делегация ОАК во главе с президентом ОАО «ОАК» М. А. Погосяном. В рабочем совещании обсуждались производственные планы, в частности, программа производства Ан-148, Ил-96, агрегатов для концерна Airbus, для SSJ-100, перспективы развития композитного производства.

28 мая 2012 года в Воронеже с участием председателя Госдумы РФ С. Нарышкина и председателя Верховной Рады Украины В. Литвина прошло Х выездное заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству между Россией и Украиной. Участники заседания посетили ВАСО. Одной из тем обсуждения стало межгосударственное сотрудничество между ВАСО и ГП «Антонов» по производству самолетов Ан-148 и Ан-158 украинской сборки.

5 июня 2012 года на летно-испытательную станцию из цеха окончательной сборки был передан двадцатый серийный самолет Ил-96-300.

30 января 2015 года на ВАСО с рабочим визитом побывал глава Объединенной авиастроительной корпорации Ю.Б. Слюсарь.

16 февраля 2015 года со стапеля снят первый воздухозаборник для двигателя ПД-14, которые будут устанавливаться на новые самолеты МС-21.

20 мая 2015 года был собран первый пилон на двигатель ПД-14 для самолета МС-21.

3 июня 2015 года генеральным директором ВАСО был назначен Д.С. Пришвин.

9 февраля 2016 года ВАСО с рабочим визитом посетили заместитель министра обороны РФ Ю.И. Борисов и президент ОАК Ю.Б. Слюсарь. На совещании шла речь о поставке Минобороны самолетов Ан-148 по контракту на производство воздушных судов этого типа, а также о подготовке производства легкого военно-транспортного самолета Ил-112.

22 июля 2016 года на ВАСО состоялась передача в эксплуатацию Специальному летному отряду «Россия» очередного лайнера Ил-96-300 – им стал двадцать второй серийный самолет этого типа.

12 сентября 2016 года на ВАСО начата сборка первого опытного образца легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. В стапель предварительной сборки был заложен носовой отсек будущей воздушной машины.

12 октября 2016 года исполнилось двадцать лет первого полета первого дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера Ил-96-300, предназначенного для перевозки первого лица государства. К октябрю 2016 года в специальном летном отряде «Россия» насчитывалось девять воздушных машин этого типа с маркой ВАСО.

18 ноября 2016 года завершилась установка всех отсеков фюзеляжа первого летного экземпляра самолета Ил-112В в стапель общей сборки.

Воронежскому авиационному заводу – 90 лет

Продукция сегодня, ответ BOEING

Успешно начатая два десятилетия назад программа производства на Воронежском авиационном заводе широкофюзеляжных дальне-магистральных пассажирских самолетов продолжается и сегодня.

Дальнемагистральные

ИЛ-96-300
Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-96-300 соответствует  международным экологическим требованиям ИКАО, может эксплуатироваться во всех регионах земного шара. Кабина экипажа, ее оборудование и отделка выполнены с учетом требований эргономики и обеспечивают необходимые удобства для пилотов. Бортовой пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает полную автоматизацию самолетовождения в сложных метеоусловиях над любыми районами земного шара и выполнение автоматической посадки в условиях IIIA категории ИКАО.

Самолет Ил-96-300 получил в 1992 году межгосударственный сертификат летной годности Госавиарегистра (No 22-96-300 АР МАК) на право пассажирских перевозок, что сделало возможным выполнение беспересадочных перелетов на трассах, связывающих Россию с Америкой, Ближним и Дальним Востоком, странами южного полушария.

Первый рейс Ил-96-300 состоялся 14 июля 1993 года. Более чем за двадцать лет со стапелей ВАСО сошли 23 самолета этого типа. Девять воздушных машин эксплуатируются в СЛО «Россия», четыре – в авиакомпании Cubana de Aviacion (Куба); одна из них предназначена для перевозки первых лиц Кубы. За два десятилетия Ил-96-300 налетал
около 500 тыс. часов, совершил 75 тысяч рейсов, преодолел 400 млн км.
В цехах ВАСО продолжается работа над 23-й и 24-й машинами превосходно зарекомендовавшей себя серии.

ИЛ-96-400.
Новая модификация пассажирского самолета Ил-96-300 с удлиненным фюзеляжем, увеличенным размахом крыла и более мощными по сравнению с Ил-96-300 двигателями. В аэродинамической компоновке, конструкции и системах самолета Ил-96-400 применены новейшие конструкторские решения, обеспечивающие высокий уровень безопасности и экономичности самолета в эксплуатации.

Региональные

АН-148-100

Ан-148 – ближнемагистральный региональный самолет, разработанный в АНТК им. О.К. Антонова (Украина). Сертифицирован по авиационным правилам АП-25, гармонизированным с учетом европейских норм CS-25. Самолет отвечает требованиям ИКАО по шуму на местности и по эмиссии авиационных двигателей. Способен перевозить до 85 пассажиров. Комфорт для пассажиров сопоставим с уровнем магистральных самолетов благодаря:

  • рациональной компоновке и составу сервисных помещений;
  • глубокой эргономической оптимизации общего и индивидуального пространства пассажирского салона;
  • применению современных кресел, дизайна и материалов интерьера;
  • созданию комфортных климатических условий и низкому уровню шума.

Первый серийный самолет поднят в небо с аэродрома ВАСО в первый испытательный полет 19 июля 2009 года.

С декабря 2009 года шесть самолетов Ан-148-100В эксплуатируются в «Россия». По итогам пяти лет максимальный налет на один самолет составил 400 часов в месяц, а средний превышает 300 часов, что считается коммерческим успехом для самолетов подобного класса.

С 2012 года «Ангара», базирующаяся в Иркутске, эксплуатирует пять самолетов Ан-148-100Е. Самолеты были доработаны с учетом их эксплуатации на грунтовых аэродромах и в условиях низких температур. Они неоднократно садились в Якутии при температуре за бортом минус 49°С и при горизонтальной видимости 350 метров.

Благодаря самолетам с маркой ВАСО воздушные линии связали регулярными рейсами девять городов в семи субъектах РФ на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока.

По заказу МЧС России на ВАСО были построены два летающих госпиталя Ан-148-100ЕМ, каждый из которых имеет пять вариантов компоновки: два пассажирских и три комбинированных пассажирско-медицинских. В самолете может быть установлено шесть медицинских модулей, предназначенных для поддержания жизнедеятельности пострадавших. Каждый модуль имеет полный набор новейшего медицинского оборудования, которое позволяет в полете контролировать состояние пострадавшего и проводить терапевтические процедуры. С 2013 года летающие госпитали активно используются для внутрироссийских и международных операций по санитарноавиационной эвакуации.

Со стапелей предприятия сошли 29 самолетов Ан-148 различных модификаций. Они эксплуатируются СЛО «Россия», ФСБ. ВАСО выполняет заказ Минобороны России на поставку 15 самолетов Ан-148-100Е.

ИЛ-112В

Легкий военно-транспортный самолет Ил-112В предназначен для транспортировки широкой номенклатуры грузов, включая различные виды вооружений, военной техники и личного состава. Ил-112 придет на смену самолетам Ан-26 российских Военно-космических сил.

Основное отличие самолета Ил-112В в том, что он имеет монокрыло (обычно крыло состоит из двух консолей), за счет этого достигается экономия веса воздушного судна, что отражается на экономической эффективности самолета. Крыло «навешивается» на фюзеляж.

Все детали и комплектующие российского производства, в том числе авионика, бортовые кабельные сети – отечественные.

Конструкторский подход – подход – надежность и простота эксплуатации. Самолет будет базироваться на бетонированных и грунтовых аэродромах III класса с прочностью грунта 6 кгс/см².

  • Еще одним нововведением проекта стало изготовление сразу, фактически серийной оснастки для производства Ил-112В.

  • Обеспечивается возможность автоматического захода на посадку на категорированные аэродромы по минимуму CAT II ICAO и ручной заход на посадку на слабо оборудованные и необорудованные в радиотехническом отношении аэродромы.

За счет более широкого фюзеляжа на борту транспортника можно разместить два автомобиля типа УАЗ-452, до 50 человек личного состава, до 25 парашютистов с личным вооружением.

На сборке Ил-112 участвуют около 60 процентов молодежи, в частности, участники разных этапов чемпионата Волдскилс.

Большую часть всех комплектующих производится и собирается на ВАСО.

В производственной кооперации участвуют еще два предприятия ОАК в Ульяновске (панели фюзеляжа, люки, двери) и Казани (композитные конструкции).

Самолет может быть использован для нужд военных по перевозки техники, личного состава, транспортировки грузов, может быть использован для обеспечения парашютной подготовки личного состава, для поисково-спасательных работ, а также как летающий госпиталь при условии комплектования медицинскими модулями для эвакуации раненных и больных.

ЛТХ:

  • Длина самолета 24,15 м,
  • высота 8,89 м,
  • размах крыла 27,6 м,
  • диаметр фюзеляжа 3,29 м.
  • В качестве силовой установки – два двигателя ТВ7-117СТ с максимальной мощностью 3 500 л.с., оснащенные воздушными винтами АВ-112.
  • Максимальная взлетная масса самолета 21 т,
  • максимальная полезная нагрузка 5 т.
  • Крейсерская скорость 450-500 км/ч.
  • Максимальная высота полета – 7 600 м,
  • дальность полета с полезной нагрузкой 3,5т – 2 400 км.

Самолет благодаря своим характеристикам может садиться на необорудованные ВПП, что дает возможность его использования для обеспечения нужд экспедиций, а также транспортировки вахтовиков.

По своим летно-техническим и транспортным характеристикам Ил-112 будет полностью отвечать требованиям государственного заказчика и сможет успешно конкурировать на мировом рынке с зарубежными аналогами.

Кооперация

SUKHOI SUPERJET 100

Ближнемагистральный пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ) способен перевозить 95 пассажиров на расстояние до 3000 км (базовая модель) и до 4500 км (модификация с увеличенной дальностью). Sukhoi Superjet 100 – единственное семейство самолетов, предлагающее пассажирам уровень комфорта, сопоставимый с магистральными самолетами. Семейство самолетов SSJ соответствует современным и перспективным требованиям российского и мирового рынка самолетов гражданской авиации.

Выпуск семейства самолетов SSJ осуществляет АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) на основе широкой кооперации и специализации с рядом серийных самолетостроительных заводов, одним из которых является ВАСО.

Доля агрегатов, производимых на ВАСО для SSJ, составляет около 10 процентов от общей конструкции самолета. Каждый поставляемый ГСС самолетокомплект включает около 150 наименований агрегатов из полимерных композиционных материалов. Чтобы обеспечить высокий уровень требований заказчика, на ВАСО был принят ряд управленческих и организационных решений, создан специализированный цех, где производится основная номенклатура продукции для SSJ.

ИЛ-76МД-90А

ВАСО участвует в производстве тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А, которые считаются новым словом в отечественном транспортом авиастроении. Полностью модернизирована кабина экипажа и комплекс оборудования. На самолете применено современное цифровое пилотажно-навигационное оборудование. Реализована так называемая «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полетов.

По контракту с АО «Авиастар-СП», где производится выпуск Ил-76МД-90А, ВАСО изготавливает самолетокомплекты, в каждый из которых входят:

  • пилоны (4 шт.),
  • рельсы закрылков (14 шт.),
  • мотогондолы (4 шт).

В рамках развития международного сотрудничества в области авиастроения ВАСО по контракту с европейским концерном Airbus выпускает ряд отдельных компонентов для семейства самолетов А320.

МС-21

МС-21 – проект семейства пассажирских среднемагистральных самолетов, разрабатываемых ОКБ им. А.С. Яковлева и корпорацией «Иркут» и имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов.
Российское руководство проявляет большую заинтересованность в реализации проекта, с которым связаны надежды на возвращение России в ряды мировых лидеров в этой отрасли.

  • Производство МС-21 включено в утвержденную в конце 2012 года государственную программу развития авиационной промышленности.
  • МС-21 должен стать основой гражданской программы производства ОАК после 2016 года. Общий портфель заказов на новинку отечественного авиапрома составляет 250 машин.

Производство новых воздушных судов будет осуществляться в широкой кооперации.

ВАСО является одним из участников проекта. За ВАСО были закреплены следующие объемы:

  • люки из ПКМ,
  • обтекатель рельсов закрылков,
  • пилоны для двигателей,
  • створки основной и передней опоры шасси и обтекатель «крыло-фюзеляж»,
  • детали из ПКМ носовой и хвостовой частей вертикального и горизонтального оперения.
  • В августе 2014 года были изготовлены первые четыре панели носовой части стабилизатора самолета МС-21, предназначенные для стендовых испытаний.

В рамках программы МС-21 ВАСО должно поставить к 2020 году 72 самолетокомплекта. Разработан проект модернизации предприятия под выполнение данной программы. Согласован с корпорацией «Иркут» перечень оборудования, которое ВАСО получило в аренду и смонтировано в 2015 году.

Крайние новости

Первый военно-транспортный самолет Ил-112В передали на летные испытания:

МОСКВА, 27 ноября. /ТАСС/. Первый военно-транспортный самолет Ил-112В передан на летные испытания. Об этом сообщили во вторник журналистам в пресс-службе Дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

  • “27 ноября 2018 года на воронежском авиастроительном предприятии ПАО “ВАСО” (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) прошла процедура передачи первого летного образца Ил-112В на летно-испытательную станцию (ЛИС)”, – сказали в пресс-службе компании.

На ЛИС специалисты ПАО «Ил» проведут весь комплекс аэродромных отработок перспективного легкого военно-транспортного самолета. По итогам будет дано заключение о готовности Ил-112В к первому полету.

Материалы по теме:

Авиационные заводы в СССР

Перспективные планы “ОАК”. Самолётостроение России 2018год

>>Новости предприятия…

>>Статус программы Ил-112В…

One thought on “Воронежский авиационный завод(ВАСО)

  1. Хорошие новости, есть чему порадоваться – когда всё идёт по плану…

Comments are closed.