Ульяновский авиационный завод “Авиастар-СП”

Ульяновский авиационный завод Авиастар-СП” – одни из крупнейших авиастроительных предприятий России. В настоящее время завод входит в структуру ПАО “Объединенная авиастроительная корпорация” (ОАК).

 1 сентября далекого 1975 года было выпущен приказ Министерства авиационной промышленности № 350 «О строительстве в г. Ульяновске авиационного промышленного комплекса». Он был задуман, построен и пущен в эксплуатацию с целью создания в СССР предприятия по производству нового широкофюзеляжного транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Спустя 10 лет, 30 октября 1985 года состоялся первый полет выпущенного заводом транспортного самолета Ан-124 «Руслан».

История завода 

16 апреля 1975 г. вышло постановление правительства СССР о строительстве в Ульяновске авиационного промышленного комплекса (УАПК), в составе самолетостроительного, агрегатного и приборостроительного заводов). Новое предприятие должно было удовлетворить выросшие потребности народного хозяйства и Советской Армии в тяжелых самолетах-“транспортниках”.

28 апреля 1975 г. приказ о строительстве комплекса подписал министр авиационной промышленности СССР Петр Дементьев. При этом датой рождения Ульяновского авиазавода традиционно считается 10 июня 1976 г., когда началось возведение производственных площадок будущего предприятия.

30 октября 1985 г. совершил первый полет первый выпущенный УАПК самолет – тяжелый транспортный Ан-124 “Руслан, в том же году предприятию было присвоено имя руководителя советского авиапромышленного комплекса, маршала Советского Союза Дмитрия Устинова (1908-1984)

Тяжёлый транспортный самолёт Ан-124 «Руслан» 

К концу 1980-х на УАПК работало 36 тыс. человек, по программе серийного выпуска “Русланов” должны были быть построены 60 самолетов. Однако незадолго до распада СССР финансирование армии было урезано, Министерство обороны прекратило закупку новых Ан-124.

Была объявлена программа конверсии, согласно которой УАПК должен был освоить серийное производство среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204. Но развернуть его в краткие сроки было невозможно, и коллектив завода практически остался без работы.

В 1990 г. УАПК при участии специалистов АНТК им. Антонова было учреждено акционерное общество “Волга-Днепр” – коммерческий грузовой авиаперевозчик с флотом гражданских “Русланов“, который позволил заводу зарабатывать средства, необходимые для поддержания предприятия в рабочем состоянии и освоения в первой половине 1990-х мелкосерийного производства Ту-204.

В 1992 г. УАПК им. Д.Ф. Устинова был преобразован в АО “Авиастар”, из состава которого в 1994 г. было выделено АОЗТ “Авиастар – самолетное производство”, в дальнейшем – ЗАО “Авиастар-СП”.

  • Предприятие было включено в состав холдинга “Туполев“. В 2006 г. завод вместе с “Туполевым” вошел в структуру ОАО (ныне – ПАО) “ОАК“. Тогда же было принято решение о возобновлении серийного производства Ан-124 в сотрудничестве с украинскими предприятиями (КБ Антонова, “Мотор Сич“). Впоследствии сроки старта производства неоднократно откладывались по вине украинской стороны, в том числе проблемами с поставкой двигателей. В 2014 г. проект сотрудничества был свернут.

30 апреля 2015 г. ЗАО “Авиастар-СП” перерегистрировано в АО.

Современное состояние АО” Авиастар-СП”

В настоящее время приоритетным направлением работ на “Авиастаре” является производство Ил-76МД-90А – новой версии тяжелого транспортного самолета Ил-76.

Первый полет модернизированной машины состоялся 4 октября 2012 г., в тот же день контракт на 39 новых “транспортников” на общую сумму в 140 млрд руб. был заключен с Министерством обороны РФ. 21 ноября 2014 г. первый Ил-76МД-90А был передан заказчику, в 2015 г. завод в рамках гособоронзаказа изготовил и поставил заказчику 3 экземпляра Ил-76МД-90А.

С 2012 г. на предприятии монтируются интерьеры и отрабатываются системы пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 (“Сухой Суперджет 100”; в 2015 г. установлены интерьеры на 11 лайнерах).

Пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 

Ту-204-300 на отладке систем после сборки.

По состоянию на 2018 г. “Авиастар” также производит и обслуживает пассажирские и грузовые самолеты семейства Ту-204/214, проводит сервисное обслуживание и модернизацию тяжелых транспортных самолетов Ан-124 “Руслан”. Кроме того, ведется сборка опытного экземпляра модернизированного топливозаправщика Ил-78М-90А, первый полет которого произведён 25 января 2018 года(по плану на конец 2016 г).

Эта машина стала первым самолетом-топливозаправщиком, произведенным в России в постсоветский период. Ранее производство самолетов Ил-78 базировалось в Узбекистане.  В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком, предназначенным для дозаправки в воздухе самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он способен производить одновременную заправку двух самолетов фронтовой авиации (типа Су-27/30/34/35, МиГ-29/35). С хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации. 

При использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырех воздушных судов.  

Также специалисты завода готовятся к изготовлению компонентов для перспективного среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.

Среднемагистральный пассажирский самолет МС-21 

В рамках программы МС-21 “Авиастар-СП” выпускает компоненты панелей на отсеки фюзеляжа, подкилевой отсек и отсек вспомогательной силовой установки, двери и хвостовое оперение).

Линия по производству панелей фюзеляжа, хвостовых отсеков, хвостового оперения и более мелких деталей нового перспективного самолета МС-21.

Сборка хвостового отсека МС-21.

  • АО «Авиастар-СП» в рамках производственной кооперации принимает участие в строительстве легкого транспортного самолета Ил-112В.

Производство и технологии(этапы)

«У предприятия долгосрочные перспективы развития»:

Более четырех десятилетий завод выпускает так необходимые стране воздушные суда, участвует в кооперации с другими предприятиями России по ряду перспективных проектов, осуществляет масштабное техперевооружение, готовит кадры, строит жилье для заводчан. О ходе реализации наиболее важных проектов, определенных Дивизионом транспортной авиации ОАК, рассказывает управляющий директор АО «Авиастар-СП» Василий Донцов.

– Василий Николаевич, что сегодня представляет собой «Авиастар – самолетное производство»?

  • Мы являемся достаточно уникальным предприятием России по объему выполняемых авиационных программ. Это накладывает на нас определенные требования. Завод имеет полный цикл производства с огромными площадями, корпусами. Сегодня авиационная техника строится только по современным технологиям. Поэтому на заводе было предпринято масштабное техперевооружение. В производствах завода установлено современное оборудование, станки с ЧПУ, многофункциональные обрабатывающие центры, активно строится новая поточная линия для серийного производства тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А.

– Сегодня уже довольно четко определена линейка воздушных судов, которые завод должен производить в составе Дивизиона транспортной авиации ОАК. Как ведется работа над изготовлением самолета Ил-76МД-90А?

  • Это наш основной проектПо плану, определенному производственной программой 2018 года, мы должны передать заказчику три самолета. Всего в производстве в разной степени готовности находятся еще несколько воздушных судов Ил-76МД-90А. Летом этого года на летно-испытательную станцию планируется передать новый самолет под заводским номером 0109. Следующим воздушным судном, переданным на летно-технические испытания, будет Ил-76МД-90А № 0110.

– На какой стадии производства находится первый российский топливозаправщик Ил-78М-90А?

  • На Ил-78М-90А завершена проверка топливной системы и герметичности топливных баков. Испытания прошли успешно, отклонений от заданных параметров нет. В рамках этапа наземных испытаний проведена гонка двигателей, комплексная отработка уборки-выпуска шасси и проверка на электромагнитную совместимость всех систем воздушного судна. Вскоре топливозаправщик будет отправлен на покраску, а затем в ПАО «Ил» для выполнения заводских летных испытаний.

– Как осуществляется процесс строительства самолетов семейства Ту-204?

  • В настоящее время на территории ЛИС успешно выполняет программу лётных сертификационных испытаний Ту-204-300 для «Роскосмоса», модернизированный специалистами нашего дочернего предприятии АО «ЦТО и РАТ «Авиасервис». Второй самолёт Ту-204-300 тоже готовится к передаче разработчику – ПАО «Туполев» для проведения испытаний.

– «Авиастар-СП» участвует в кооперации по строительству нового перспективного авиалайнера МС-21. Буквально недавно в Иркутске состоялся полет второго опытного самолета. Расскажите о ходе реализации данной программы.

  • Завод является основным кооперантом по программе МС-21. Для нас это прорывное направление. Сорок процентов планера перспективного пассажирского самолета делается в Ульяновске: панели фюзеляжа, отсеки в сборе, двери, хвостовое оперение. За счет этого на предприятие привлекаются самые передовые технологии, которые в дальнейшем распространяются и на программу Ил-76.
  • В рамках кооперации для Иркутского авиационного завода на «Авиастаре» в мае изготовлен и передан заказчику комплект панелей фюзеляжа первого серийного самолета МС-21-300. В состав комплекта вошли шесть панелей фюзеляжа отсека Ф2 и одна панель на отсек Ф1. Комплект агрегатов был отправлен на ИАЗ несколько дней назад. Теперь доставка панелей осуществляется в более экономичной многооборотной кассетной таре, обеспечивающей их целостность и сохранность. В этом году мы должны завершить поставку агрегатов на пятый и шестой опытные самолеты МС-21.

– Расскажите о планах завода по проекту «Сухой Суперджет 100» и другим программам.

  • В 2018 году завод должен выполнить работы по монтажу интерьера и отработке систем на 17-ти “Суперджетах”. Семь авиалайнеров уже переданы АО «ГСС». Следующее ВС, которое прилетит из Комсомольска-на-Амуре, будет юбилейным, сотым по счету, начиная с 2012 года. Заказчиком авиалайнера является а/к «Аэрофлот». Также, согласно индустриальной модели ПАО «ОАК», завод является центром специализации по двум направлениям: изготовление панелей фюзеляжа, изготовление люков и дверей. Как центр специализации, мы выполняем работы в рамках программ «Ил-112В», «Ил-114» и др.

– Что ждет коллектив «Авиастара» в ближайшие годы?

Сегодня у предприятия долгосрочные перспективы развития. «Авиастар» работает сразу над несколькими проектами и имеет необходимый пакет заказов для того, чтобы успешно развиваться и уверенно смотреть в будущее. Всем работникам завода большое спасибо за плодотворную работу, высокую ответственность в реализации поставленных задач. В канун Дня предприятия всему коллективу завода желаю успехов в трудовой деятельности и всего самого наилучшего. А заводу – процветания и успешной реализации всех намеченных планов.

Численность промышленно-производственного персонала “Авиастар-СП”  свыше 10 тыс. человек.

Собственники

95,54% акцийАвиастар-СП” принадлежит ОАК. Еще 4,46% акций владеет московское ОАО “Туполев” (также входит в ОАК).

Финансовые показатели предприятия отдельно от ОАК не публикуются.

Дочерние компании

Дочернее предприятие “Авиастара” – Центр технического обслуживания и ремонта авиатехники “Авиасервис (ЗАО ЦТО и РАТ Авиасервис). Размещается на территории завода, занимается гарантийным и послегарантийным обслуживанием, модификацией и покраской авиатехники, обеспечением эксплуатантов запчастями и др.

Подробней читать и смотреть: АО “Авиастар СП” в Ульяновске

По теме: