«Авиастар-СП» гигант самолётостроения

Ульяновское самолетостроительное предприятие АО «Авиастар-СП» относится к числу наиболее масштабных и перспективных отечественных производств и входит в число мировых лидеров в сфере производства авиационной техники…

Предыстория

Решение о создании завода было принято в 1975 году, а строительство началось 10 июня 1976 года — эта дата считается днем рождения промышленного гиганта. Уже десять лет спустя — в 1985 году, хотя строительство еще не было завершено, над Ульяновском взлетел первый произведенный на предприятии самолет — тяжелый транспортный авиалайнер Ан-124 «Руслан».

Вскоре на заводе стартовало серийное производство еще одной модели — пассажирского самолета Ту-204. Первый Ту-204 поднялся в небо над Ульяновском еще через пять лет, в 1990 году. Его характеристики — усовершенствованная аэродинамика, экономичные и тихие двигатели — обеспечили авиалайнеру конкурентоспособность как в России, так и за рубежом. На сегодняшний день АО «Авиастар-СП» продолжает осуществляет сервисное обслуживание и модернизацию самолетов Ан-124

Это лишь малая доля того, чем в настоящий момент занимается АО «Авиастар-СП». На предприятии могут быть реализованы все производственные этапы и технологические операции: от штамповки деталей до проведения летных испытаний. Благодаря продуманной долгосрочной программе развития и большому потенциалу мощности АО «Авиастар-СП» способно реализовывать серьезные и масштабные производственные идеи и удовлетворить внутренний спрос на качественные и современные авиалайнеры…

АО «Авиастар-СП» сегодня

Так, в рамках подписанного в 2012 году контракта с Минобороны РФ АО «Авиастар-СП» серийно выпускает модернизированные тяжелые транспортные самолеты Ил-76МД-90А (Ранее самолеты семейства Ил строились в Ташкенте). За это время 6 самолетов были переданы в эксплуатацию, один — на летные испытания. В этом году предприятие планирует выпустить пять воздушных судов данной модификации. Также на базе этой модели Дивизион транспортной авиации ПАО «ОАК» разработал опытный образец инновационного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А (0201). Его конструкция позволит одновременно заправлять два самолета фронтовой авиации, а с хвостового агрегата можно будет осуществлять заправку воздушных судов дальней и специальной авиации. Это обеспечит модели большой спрос в России и за ее пределами. С конца 2018 года топливозаправщик проходит государственные совместные испытания…

АО «Авиастар-СП» активно участвует в целом ряде коопераций с другими производствами. Например, совместно с корпорацией «Иркут» Ульяновское предприятие реализует проект семейства пассажирских среднемагистральных самолетов МС-21, нацеленных на массовый сегмент международного авиарынка. Для этого авиалайнера АО «Авиастар-СП» уже изготовил шесть полных самолетокомплектов: панелей, фюзеляжа, дверей, люков, подкилевых отсеков и отсеков ВСУ, килей и стабилизаторов. В данный момент осуществляется сборка агрегатов для еще двух воздушных судов...

В рамках сотрудничества с компанией АО «ГСС» Ульяновский авиазавод монтирует интерьеры и отрабатывает системы для самолетов семейства Superjet 100.

С 2012 года АО «Авиастар-СП» выполнило эти работы уже на 112 авиалайнерах, в итоге доведя скорость установки интерьера до одной недели…

По заказу Минобороны России АО «Авиастар-СП» в кооперации с ПАО «ВАСО» участвует в разработке легкого транспортного самолета Ил-112 В, все детали и комплектующие которого будут производиться в России.

Ульяновское самолетостроительное предприятие уже изготовило и передало кооперанту два комплекта агрегатов — для летного и ресурсного экземпляров, первые летные испытания прошли успешно…

В январе этого года АО «Авиастар-СП» заключило договор с АО «РСК «МиГ» о строительстве второго опытного образца отечественного регионального двухмоторного турбовинтового пассажирского самолёта Ил-114-300. Также в проекте участвуют ПАО «ВАСО», Казанское АО «КАПО-композит» и головной разработчик воздушного судна ПАО «Ил».

Задача Ульяновского авиазавода — изготовление панелей фюзеляжа, люков и дверей для авиасудна к 2020 году…

Завершается монтаж первой отечественной системы роботизированной сборки самолетов

Первая отечественная полностью роботизированная линия для бесстапельной сборки крупных самолетов собрана в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП». Уже летом этого года линия будет задействована при производстве новых военно-транспортных самолетов Ил-476. А с начала следующего года — при выпуске отечественного пассажирского лайнера Ил-114 на заводе «Объединенной авиастроительной корпорации» в Подмосковье

Заложенная разработчиками производственная мощность поточной линии позволит собирать до 18 самолётов год. По сравнению с ранее существующими технологиями это увеличит скорость сборки в четыре раза...

Новая технология и оборудование разработаны московским ЗАО «Авиационный консалтинг-Техно». В состав команды разработчиков вошли более 70 специалистов, конструкторов и инженеров, большинство из которых выпускники ведущих столичных вузов — МАИ, МГУ, МГТУ имени Баумана и МФТИ

Для справки:

Предприятие ЗАО “Авиационный Консалтинг  основана в 2001 году – ТЕХНО входит в состав Группы предприятий “Авиационный Консалтинг“, работающей на российском рынке с 1997 года...

Сфера деятельности
Внедрение новых технологических решений в авиационное производство, включая:

  • Поставка и модернизация оборудования (анализ существующего парка оборудования по Техническому Заданию (ТЗ) заказчика, заказ, транспортировка, таможенная очистка, введение в строй, обучение персонала, методичесое сопровождение в период освоения).
  • Поставка Программного Обеспечения (ПО) в области CALS/ИПИ технологий (CAD, CAM, CAE, PDM, ERP и электронная документация).Интеграция оборудования с ПО…

Проекты:

Внедрение технологии бесстапельной сборки самолётов гражданской авиации.

Автоматизация тех.нологических процессов производства деталей из композиционных материалов.

Производство и обработка самолётных деталей сложной формы (обшивка, стрингеры, шпангоуты)

Гендиректор компании ЗАО «Авиационный консалтинг-Техно» Евгений Цодыковский подтвердил, что контракт на установку линии заключен с «Объединенной авиастроительной корпорацией» (ОАК). Он рассказал, что новая технология разрабатывалась столичными инженерами в течение последних четырех лет. В Москве специально под проект были созданы новое конструкторское бюро и опытное производство, общий размер инвестиций превысил 400 млн рублей…

Технологии и ПО, заложенные при разработке новой линии, могут быть использованы для создания аналогичных роботизированных сборочных линий для других типов транспортных и гражданских воздушных судов. По словам Евгения Цодыковского, конструкторское бюро заключило контракт на использование технологии для сборки еще одного самолета — нового отечественного пассажирского лайнера Ил-114 на заводе ОАК в Подмосковье. Линию предполагается установить на предприятии в конце этого года, а начать выпускать с ее помощью самолеты — уже в начале следующего…

Роботизированные комплексы будут сами выполнять наиболее ответственные и трудоемкие этапы — сборку фюзеляжа, стыковку крыла и фюзеляжа, сборку планера самолета. Использование лазерных трекеров (измерительные приборы) и промышленных роботов позволит соединять многотонные агрегаты крупных самолетов с точностью до сотых долей миллиметра за несколько часов. Тогда как ранее подобные операции проводились с участием десятков высококвалифицированных слесарей-сборщиков и занимали недели. В итоге отечественная технология позволит сократить трудоемкость окончательной сборки воздушного судна в три-четыре раза.

На отечественных самолетостроительных заводах сейчас используется лишь несколько похожих линий бесстапельной сборки, правда, все они иностранного производства, но технологии импортозамещения и «индустрия-4.0» ускоряют развитие отечественной отрасли…

Отечественная линия по ряду характеристик превосходит импортные аналоги, в частности немецкие, которые сегодня используются в России для сборки МС-21 и Sukhoi Superjet, отметил Евгений Цодыковский. Она также дешевле зарубежного оборудования на 25-30%...

В заключение

Все эти проекты требуют огромного количества рабочих рук. На АО «Авиастар-СП» сегодня трудятся около 9 тысячей сотрудников — неудивительно, что оно стало одним из ключевых работодателей Ульяновской области, способным обеспечить среднюю по отрасли и региону зарплаты. Заметна тенденция к омоложению коллектива: уже сейчас молодежь составляет треть персонала. Авиазавод продолжает активно привлекать новые кадры — к 2021 году он рассчитывает нанять еще 1000 новых работников.