19 октября 2024 года генеральному конструктору, Герою России, лауреату Ленинской премии Михаилу Петровичу Симонову исполнилось бы 95 лет. Вся его жизнь была неразрывно связана с авиацией, и почти 40 лет было отдано работе в ОКБ Сухого. С его участием, а затем под его руководством создавались лучшие в мире боевые авиационные комплексы Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-33 и Су-34. Он руководил созданием семейства спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-26М, Су-29, Су-31.
Неоценим был его вклад в развитие международного сотрудничества. Настоящим прорывом в 90-е годы стало инициированное Симоновым военно-техническое сотрудничество с Китаем, позволившее выжить и активно развиваться в этот период не только ОКБ, но и многим опытным и серийным предприятиям авиапрома.
Михаил Петрович Симонов относился к плеяде тех людей, которых принято называть «выдающимися конструкторами». В авиастроении нет такой области, где бы его талант, идеи, прозорливость не оставили свой яркий след.
Его конструкторские откровения стали для многочисленных учеников и последователей своеобразным вектором, указывающим единственно верный путь при исследовании неведомого, непознанного, при покорении новых научно-технических, ранее недоступных человеку высот. Михаил Петрович основал научную школу создания боевых маневренных и сверхманевренных самолетов, сформулировал концепцию создания самолетов новых поколений.
Михаил Петрович Симонов — целая эпоха в развитии отечественной авиации. Он обладал видением перспективы и умел пойти на риск ради будущего успеха. Созданные под его руководством боевые самолеты определили на многие годы облик российского военного авиастроения и вывели его на лидирующие позиции в мире. Он сохранил уникальную школу П. О. Сухого, самую сильную конструкторскую школу страны, которая сегодня выходит на новые рубежи создания современной авиационной техники.
Михаил Петрович Симонов родился 19 октября 1929 года в Ростове-на-Дону. В этих краях жили родители его матери: дед Михаил — бывший донской казак и его супруга с колоритным именем Клеопатра Харитоновна.
Отец Михаила, Симонов Петр Васильевич,в 1942 году погиб в боях под Сталинградом. (Вот почему через много лет рекордный самолет Су-27 имел бортовой номер П (Петр) – 42.) Семья часто переезжала. Несколько лет они прожили в подмосковном поселке Быково, где был аэродром. Именно там Михаил с интересом разглядывал самолеты на взлете и посадке. Наверное, здесь и родилась у него мечта о небе.
Вот почему он поступил в Казанский авиационный институт, преподавал в нем и возглавлял лабораторию. В 1959-м стал инициатором создания ОКБ спортивной авиации при КАИ, где был главным конструктором и одновременно инструктором и летчиком-буксировщиком. Под руководством М. П. Симонова тогда были созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планеры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19. Те, кому довелось работать под непосредственным началом Михаила Симонова, отмечали его отличительную черту — способность принимать неожиданные решения, которые поначалу представлялись почти абсурдными, но на самом деле, как оказывалось позже, носили судьбоносный характер.
В конце 1960-х годов Михаил Симонов, приехавший в Москву для решения ряда проблемных рабочих вопросов, попал в поле зрения министра авиационной промышленности П. В. Дементьева, и тот сыграл в его дальнейшей судьбе немаловажную роль. В июне 1969 года Михаил Симонов назначается заместителем главного конструктора долгопрудненского КБ автоматики, а буквально через восемь месяцев в аналогичной должности попадает «под крыло» к гениальному конструктору Роберту Бартини.
Неполный календарный год ученичества у «красного барона» во многом стал для будущего генерального конструктора основой для формирования его концептуально-технического мировоззрения. Многие высказывания Бартини стали для Симонова своеобразными маяками в его дальнейшей деятельности.
В 1970 году он становится заместителем главного конструктора в ОКБ Сухого и в течение девяти лет дорастает до должности первого заместителя генерального конструктора.
Симонов в ОКБ стал заниматься испытаниями и доводкой фронтового бомбардировщика Су-24. Испытания отставали от графика на полтора года. Министр П. В. Дементьев сказал: «Справишься — человеком будешь! Надо нагнать сроки и устранить отставание».
С этой задачей Симонов справился, и довольно успешно. Вот что говорилось в наградной характеристике на конструктора: «Михаил Симонов в качестве руководителя испытаний проявил себя как прекрасный организатор и блестящий ученый-исследователь. Его вклад в создание, совершенствование и внедрение в серийное производство и эксплуатацию сложнейшего боевого самолетного комплекса Су-24 был отмечен присуждением ему Ленинской премии в области науки и техники».
На Западе появление Су-24 оценили следующим образом: «Обладая превосходными характеристиками по показателю „боевая нагрузка — радиус действия“, самолет способен осуществлять полеты в режиме следования рельефу местности и наносить удары, значительно превосходя другие военные самолеты фронтовой авиации. Су-24 оказывает существенное влияние на военное равновесие».
Су-24 был тогда единственным многоцелевым ударным самолетом, выполняющим задачи, свойственные истребителю-бомбардировщику, штурмовику и фронтовому бомбардировщику. Страшный для Запада самолет после всесторонних испытаний в апреле 1975 года был принят на вооружение ВВС.
Осенью 1975 года скончался основатель КБ — Павел Осипович Сухой, которому удалось сформировать коллектив единомышленников, способных при создании машин сочетать новейшие достижения науки и техники с оправданным, всесторонне оцененным техническим риском. Очевидно, поэтому многие разработки ОКБ получали весьма лестную в авиационной среде характеристику – самолеты, обогнавшие свое время.
Генеральным конструктором ОКБ был назначен его ученик Е.А. Иванов. Он достойно продолжил дело Павла Осиповича. Под его руководством был выполнен комплекс летных, заводских и государственных испытаний самолетов Су-17, Су-24, Су-25, первой модификации Су-27. Именно при нем в ОКБ впервые в отечественной авиастроительной практике внедрили систему автоматизированного проектирования.
Однако в ходе испытаний истребителя Су-27 в катастрофах погибли четыре летчика-испытателя ОКБ. И в этой ситуации было принято решение о смене руководства ОКБ. В январе 1983 года Генеральным конструктором вместо Иванова был назначен М.П. Симонов. Под его руководством разрабатывались новые модификации Су-27: учебно-боевые Су-27УБ и Су-30, палубный Су-33, ударный Су-34, многофункциональный Су-35.
Су-27, над которым КБ Сухого работало с конца 1960-х годов, задумывался как ответ на появление в США истребителя F-15. Однако по мере того, как наш самолет приближался к испытаниям и серийному выпуску, становилось ясно, что американские конструкторы, активно модернизировавшие свой самолет, достигли заметных успехов. F-15 приобрел новые качества, делавшие его более мощным, нежели первые его образцы. Об этом говорили даже материалы открытой печати — в американских журналах, например, было опубликовано, что на F-15 увеличены емкость баков, количество ракет на внешней подвеске и т. д.
М. П. Симонов понимал, что те требования, которые выдали военные при заказе самолета, устареют в первые год-два. В понимании противостояния тоже произошли перемены: соотношение 70/30 — процент дальних ракетных боев к ближним, по мнению науки, изменился на 30/70. Маневренность становилась приоритетом.
Состояние проекта, если решать дело капитально, а не «отбывать номер», согласившись на удовлетворительное выполнение задания, требовало «хирургического вмешательства». Список необходимых изменений по уже готовому самолету достиг у М. П. Симонова 21 пункта.
В ЦАГИ к идее переделки уже готового истребителя отнеслись, мягко говоря, прохладно. Помощь пришла издалека — из Новосибирска, где работал институтский товарищ Михаила Симонова Станислав Кашафутдинов, который слыл одним из самых грамотных аэродинамиков в СибНИА. Он согласился рассчитать и продуть новую модель самолета, привезенную ему М. П. Симоновым. Результаты новосибирских исследований показывали, что создатели нового Су на правильном пути.
Однако существует легенда о том, что Кашафутдинов и СибНИА были здесь ни причем. По просьбе Симонова аэродинамику Су-27 якобы пересчитали в ОКБ Микояна по образу и подобию МиГ-29. Так ли это было, история умалчивает, но истребитель Су-27 получился уникальным.
Вот что говорил Герой Советского Союза маршал авиации Иван Пстыго:
– Михаил Петрович при создании Су-27 смог пробить мощное неприятие и противодействие на самых разных уровнях: в КБ, НИИ, министерстве и т. д. Все они были против нового проекта. За время внедрения в серийное производство, когда многократно вносимые изменения в конструкцию самолета могли нарушить планы серийного завода, неоценимую помощь оказал руководитель КнААПО, генеральный директор этого предприятия Владимир Николаевич Авраменко.
Известно, что первый полет самолета Су-27 был выполнен шеф-пилотом ОКБ Владимиром Ильюшиным 20 мая 1977 года. В конструкторском бюро знали, что снимок первого выкатывания Су-27 на аэродроме Жуковского не остался незамеченным — американский спутник-шпион зафиксировал руление и взлет нового советского истребителя, но сейчас это было уже не страшно: это были данные по старой версии Су-27.
20 апреля 1981 года тот же Владимир Ильюшин поднял в воздух опытный образец самолета Су-27 в новой версии, на которой впоследствии будет установлена целая серия мировых авиационных рекордов.
Выпуск в свет нового варианта Су-27 произвел фурор в авиационном мире, и Государственная премия создателям чудо-машины вполне заслуженно увенчала их успех. Этот истребитель и по сей день продолжает удивлять специалистов все новыми возможностями, которые воплощаются во все новые модификации.
Су-27 значительно превосходит американский «аэродинамический эталон» — самолет F-16. Первые же попытки F-16 норвежских ВВС сопровождать над просторами Баренцева моря Су-27 оказались полностью несостоятельными. Они не смогли держать строй с Су-27, летящим в крейсерском режиме. Американскому самолету из-за худшей аэродинамики не хватает бесфорсажной тяги двигателя, и он резко отстает от Су-27. Включение же форсажа приводит к резкому увеличению расхода топлива. В итоге такие дерганые попытки держать строй заканчиваются быстрой выработкой топлива и срывом сопровождения «цели».
Су-27 — выдающийся истребитель, не имеющий себе равных по маневренности, дальности полета и боевой эффективности. Благодаря отличным летно-техническим и эксплуатационным характеристикам самолет по праву пользуется большой популярностью у летчиков и инженерно-технического состава. Все, кому хоть раз довелось поднимать в воздух Су-27, отмечают простоту управления им: в первом же полете пилоты все делают сами практически без вмешательства инструктора. Демонстрация пилотажа на Су-27 неизменно вызывает восхищение у зрителей.
Летом 1992 года звено Су-27 по договоренности с американской стороной совершило посадку на авиабазе Лэнгли, где базируются лучшие истребители США.
После знакомства наши летчики предложили провести учебный воздушный бой. Американцы заколебались — устраивать дуэль над аэродромом на виду у журналистов… Вызов был принят с условием, что бой состоится в 200 км от берега над Атлантическим океаном.
Схему учебного боя выработали достаточно простую. Для начала Су-27 должен удержаться на «хвосте» у F-15, затем самолетам предстояло поменяться местами. Американский F-15 на полном форсаже попытался оторваться от нашего истребителя, но ему это не удалось. На минимальном форсаже Су-27 легко «достал» американца. Поменявшись местами, Су-27 сразу же ушел от F-15 в развороте с набором высоты. Сделав несколько маневров, он пристроился американцу в «хвост».
Пилот F-15 потерял наш истребитель из виду. Он беспомощно обратился по радио к летчику самолета-наблюдателя: «Где „Флэнкер“ [кодовое название Су-27 по классификации НАТО]?» «Он за тобой», — последовал ответ. Все попытки американского аса оторваться окончились неудачей. Наш летчик надежно держал его на ракетном прицеле.
Прав был американский пилот, когда, увидев в 1989 году в Ле Бурже, как Виктор Пугачев делает «кобру» на Су-27, сказал: «Если эта „птичка“ встретится мне в бою, я вынужден буду катапультироваться».
Способность к риску, поиск неординарных решений, удивительное инженерное чутье всегда отличали творческий почерк конструктора Михаила Симонова. Эти воззрения Михаил Петрович очень четко сформулировал в своей докторской диссертации, где вывел три основных своих принципа. Во-первых, если ты взялся создавать самолет, то он должен быть лучшим в мире. Во-вторых, все его решения должны быть самыми лучшими. И, в-третьих, если мы имеем лучшие решения, то мы должны иметь решимость и волю их реализовать.
Симонов был не только гениальным конструктором, но и остроумным человеком. На одной из пресс-конференций он так ответил на вопрос западного журналиста о том, почему ОКБ Сухого проектирует и строит истребители, превосходящие по всем характеристикам западные военные самолеты:
– Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“…
Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в ОКБ Сухого с одной-единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора МиГа Ростислава Белякова…»
В 1998 году генеральный конструктор стал лауреатом премий правительства РФ в области разработки и создания новой техники. Однако любопытным является тот факт, что М. П. Симонов дважды (в 1997 году — по самолету Су-27 и в 2003 году — по самолету Су-26) удостоен Государственной премии РФ в области… литературы и искусства в номинации «Технический дизайн».
Заслуги доктора технических наук, академика Инженерной академии М. П. Симонова в развитии мировой авиации признаны не только у нас в стране, но и за рубежом: 8 апреля 1998 года ему присуждено почетное звание «Человек-легенда авиакосмической промышленности», его имя представлено в Галерее славы в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.
Генеральный конструктор ОКБ Сухого М. П. Симонов стал Героем России, и это высокое звание ему присвоено «за мужество и героизм, проявленные при создании и испытании современной авиационной техники».
Самолеты с маркой «Су» эксплуатируются во многих странах земного шара, и интерес к ним не уменьшается. Президент РФ В. В. Путин в августе 2002 года, интересуясь новыми разработками, посетил ОКБ Сухого. Он даже выполнил полет на самолете Су-27УБ. В 2009 году другой российский президент — Д. А. Медведев — совершил полет на новейшем боевом самолете Су-34.
М. П. Симонов умер от тяжелой болезни 4 марта 2011-го в возрасте 81 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На здании школы в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области была открыта мемориальная доска. Такая же доска была установлена и в Москве в Конаковском проезде, где с 1988 по 2011 год жил М. П. Симонов, и в Казани у главного входа в здание ОАО Научно-производственное объединение «Опытно-конструкторское бюро имени М. П. Симонова». Там же был установлен памятник конструктору.
По теме:
14.10.2024г. К 70-летию Героя России, директора по лётным испытаниям ПАО «Яковлев», лётчика-испытателя Романа Таскаева…
13.10.2024г. 80-Летию Олега Демченко. Жизнь, посвящённая авиации…
06.10.2024г. К годовщине первого полёта истребителя МиГ-29
01.10.2024г.У истоков гидроавиации. Легендарные люди и машины ТАНТК им. Г. М. Бериева