Лёгкий истребитель пятого поколения Checkmate, над созданием которого работает компания «Сухой», находится в стадии подготовки к производству первых образцов. Конструкторская документация уже передана на завод-изготовитель, и начата подготовка производства, рассказали в пресс-службе ГК «Ростех».
По итогам презентации Checkmate на Dubai Airshow 2021 и проведённых переговоров с потенциальными покупателями, были скорректированы стоимость проекта и отдельные технические решения. В проект внесены изменения на основе поступивших запросов, что позволило улучшить и адаптировать самолёт к требованиям потенциальных заказчиков, заявили в Ростехе.
На открывшемся 13 ноября 2023г. авиасалоне Dubai Airshow 2023 вице-премьер – глава Минпромторга РФ Денис Мантуров подтвердил наличие интереса к новому лёгкому тактическому самолёту. Он сообщил, что за прошедшие два года по замечаниям возможных будущих эксплуатантов были собраны требования и проект был откорректирован. Изменения касаются компоновки самолёта, системы управления и авиационного вооружения. Checkmate будет максимально адаптирован к потребностям клиентов, которые заинтересованы в однодвигательном самолёте.
«Много работы было проделано именно на основании представленного здесь [в ОАЭ] изначально Checkmate», – пояснил Мантуров. Также министр спрогнозировал сроки создания первого образца истребителя. По его словам это может произойти до конца 2025 года.
«Производство нового типа боевых самолётов, имеющих множество преимущественных характеристик, однозначно повысит боевой потенциал России, на фоне продолжающего роста мирового спроса на Су-35, Ка-52 и Т-90 в результате успешного их применения в СВО», – написал в своём тг-канале первый замглавы оборонного комитета Совета Федерации Виктор Бондарев. Он отметил, что установочную партию истребителей Checkmate планируется произвести в 2026 году.
Checkmate был впервые представлен на авиасалоне МАКС-2021 в России, а затем на авиасалоне Dubai Airshow 2021 в ОАЭ. Зарубежная премьера этого перспективного самолёта привлекла внимание специалистов и экспертов. Checkmate может стать конкурирующим продуктом на мировом рынке истребителей пятого поколения, учитывая, что он позиционируется существенно ниже по своей цене. Россия планирует предлагать самолёт странам, которые уже хорошо знакомы с советской/российской техникой и которые стремятся к обновлению парка своей боевой авиации, но единственный существующий на рынке однодвигательный истребитель пятого поколения F-35 США таким странам никогда не продадут. Конкуренцию американской машине Checkmate может составить по стоимости лётного часа, открытой архитектура, что позволяет заказчикам формировать облик самолёта по своим требованиям, а также по высоким показателям критерия «стоимость-эффективность».
Так, например, в ходе форума «Россия-Африка» представители Нигерии заявляли в ходе переговоров о заинтересованности в приобретении российских истребителей, в том числе пятого поколения Checkmate, сообщал в июле 2023 года директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Дмитрий Шугаев. Покупателями передового российского истребителя могут быть и другие страны Африки, например, Алжир, Египет, а также – Азии и Ближнего Востока.
В течение нескольких десятилетий основу тактической фронтовой авиации ВВС России составляют многофункциональные сверхманёвренные тяжёлые двухдвигательные машины: Су-27, Су-30, Су-35 и Су-57. Однако подход к истребительной авиации меняется, и помимо зарубежных покупателей Checkmate может заинтересовать и российское Министерство обороны, но для этого самолёт должен взлететь и начать лётные испытания, чтобы доказать военным, что такая машина им нужна и «Сухой» правильно определил вектор развития отечественной боевой авиации, потому что ведёт разработку Checkmate в инициативном порядке.
В октябре 2023 года заместитель управляющего директора – директор ОКБ Сухого, заместитель генерального конструктора ОАК по военной авиации Михаил Стрелец в интервью пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации рассказал, что концепция современных многофункциональных боевых самолётов уходит в прошлое из-за длительности разработки и роста стоимости к моменту начала серийного выпуска. В этой связи авиационные комплексы оперативно-тактической авиации (ОТА) в будущем должны из многофункциональных, как сейчас, стать специализированными по спектру решаемых задач. Это значит, что будет присутствовать несколько платформ, не являющихся многофункциональными в том понимании, которое есть сейчас для пятого поколения. Они будут решать более специализированные задачи, дополнять друг друга, что позволит сократить и стоимость каждой такой составляющей, и сроки разработки, чего от конструкторов требует сейчас государственный заказчик в лице Министерства обороны.
По теме:
16.08.2022г.В испытаниях будут участвовать четыре опытных самолёта Checkmate…
15.08.2022г. Первый полёт истребителя Су-75 Checkmate перенесён на более поздний срок…
04.08.2022г. Checkmate получит комплекс связи от Су-57…
04.08.2022г. ОАК защитила внешний вид ЛТС Checkmate…
1 ноября 2024 года в рамках работы научно-производственного форума «Золотая долина» СибНИА и Новосибирский государственный университет подписали соглашение о создании совместной лаборатории «Интеллектуальные системы испытаний авиаконструкций». Новая лаборатория начнет работать в НГУ в этом году, в 2025 году на базе СибНИА появится специально оборудованная площадка, которая позволит студентам и аспирантам НГУ проводить работу уже непосредственно … Новым генеральным директором ОДК станет Александр Грачёв, возглавлявший до этого петербургское подразделение «ОДК-Климов». Его предшественник Вадим Бадеха, который занимал этот пост с начала 2023 года, переходит в Объединённую авиастроительную корпорацию и сменит генерального директора Юрия Слюсаря, назначенного президентом РФ Владимиром Путиным временно исполняющим обязанности губернатора Ростовской области. «Александр Владимирович Грачев обладает более чем 30-летним опытом … Российская авиационная промышленность готовится к запуску серийного производства среднемагистральных и региональных самолётов с максимальным замещением иностранных комплектующих. В соответствии с программой развития авиационной отрасли, в 2025 году Иркутский авиазавод (ИАЗ) должен изготовить девять самолётов МС-21-310. На данный момент в монтажно-испытательном цехе завода находятся девять планеров на различных стадиях готовности. Одновременно, ведётся производство деталей ещё для …«Интеллектуальные системы испытаний авиаконструкций»
ОДК – в составе Ростех, объявила о смене руководства
Средне-магистральный лайнер МС-21 – дайджест за октябрь-2024