Летом 2019 года Министерство промышленности и торговли объявило конкурс на разработку лёгкого многофункционального самолёта на девять пассажиров, отказавшись от практически готового к серийному производству цельнокомпозитного ТВС-2ДТС, разработанного в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. Чаплыгина.
Общие сведения о программах
Победителем конкурса было объявлено ООО “Байкал-инжиниринг” – дочернее предприятие Уральского завода гражданской авиации. По условиям заключённого договора, разработчик должен к концу 2020 года передать на статические испытания первый прототип самолёта ЛМС-901 (“Байкал”), которые пройдут в МАИ. Ещё через год выполнить первый полёт и приступить к лётным испытаниям. 2020 год близится к завершению. Давайте посмотрим, что нам известно об этом самолёте и сведём все известные факты воедино.
Читать подробнее: Проекты программ развития малой и региональной авиации России
Региональный ТВРС-44: пойдёт в серию – через четыре года
Как рассказал в интервью изданию “АвиаПорт“ главный конструктор УЗГА по самолётостроению Вадим Дёмин, на первом этапе на ЛМС-901 будет устанавливаться двигатель General Electric H80-200, это обновленный Walter M601 чешского производства. Такой же ставится на Л-410, ЛМС-901 получит модификацию для однодвигательных самолётов. В дальнейшем импортный двигатель должен быть заменён на отечественный ВК-800. Также на первом этапе будет применяться импортное БРЭО типа Garmin или Honeywell с последующей заменой на российское оборудование. “Воздушный винт Hartzell, четырёхлопастной, диаметром 2,6 метра. Имеет европейский сертификат, но в России сертификат не валидирован. С Hartzell предварительные переговоры уже проведены, и я не вижу проблем его валидации в России”, – рассказал Вадим Дёмин. Он добавил, что на втором этапе планируется установка отечественного воздушного винта.
О компании «Байкал-Инжиниринг». УЗГА начал работы в сфере малой авиации в 1993 году совместно с Московским авиационным институтом (МАИ). На базе КБ МАИ создан Инженерный центр АО УЗГА – сегодня он насчитывает более 300 конструкторов и сертифицирован как Разработчик. ИЦ УЗГА обладает уникальными для России компетенциями разработки легких и региональных самолётов, поскольку во времена СССР компетенции разработки и производства лёгких самолётов и вертолётов находились не в России, а на Украине, в Польше, Чехословакии и Румынии. Сегодня на счету коллектива разработка (в том числе совместно с МАИ) самолетов «Авиатика-МАИ-890У» и МАИ-223, МАИ -411, Viscount V-100, различные модификации учебных самолетов ДА-42 и 19-местных региональных самолетов Л-410. В части разработки «Байкал-Инжиниринг» будет опираться на ресурсы ИЦ УЗГА – ключевые специалисты уже перешли в состав вновь образованной компании…[/il_note]
По теме: Решение по облику самолёта на замену Ан-2 примут до конца сентября
Таким образом можно говорить, что ТВС-2ДТСне устроил Минпромторг не только из-за импортных комплектующих и агрегатов, но и по массе планера, и наличием зарубежных композиционных материалов, из которых самолёт должен был изготавливаться. Масса пустого ТВС-2ДТС составляет 3180 кг, максимальная взлётная – 7400 кг. Пустой ЛМС-901 весит 1980-2040 кг, а максимальный взлётный вес – 4800 кг.
Аэродинамическая схема “биплан” имеет избыточную площадь крыла для установленного размера и веса ЛМС-901, поэтому для нового самолёта принята схема подкосного высокоплана. Применение обтекаемого подкоса позволяет избавиться от центроплана и оптимизировать массу самолёта. Его расчётный вес будет в 2,4 раза меньше, чем у биплана ТВС-2ДТС, соответственно в разы снизится трудоёмкость и стоимость изготовления.
Новый самолёт будет эксплуатироваться при температуре воздуха от -55 до +50 градусов с расчётом на безангарное хранение, поэтому в качестве основного материала решено использовать алюминиевые сплавы. Применение композиционных материалов ограничено несиловыми агрегатами, это зализы, двери, капоты, обтекатели и механизация крыла.
По действующим авиационным правилам однодвигательный самолёт не может перевозить более девяти человек, если это не поиск и спасение, авиалесоохрана или выброска парашютистов. Задача соответствия требованиям ТЗ решается путём максимального уменьшения массы пустого самолёта, которая у ЛМС-901 почти на 1400 кг меньше, чем у Ан-2. При этом с такой же загрузкой, как у Ан-2, самолёт имеет взлётный вес 3700 кг, с которым он может легко взлететь с дистанции 200-220 метров.
Самолёт “Байкал” преимущественно будет эксплуатироваться на грунтовых аэродромах, поэтому требования к прочности грунта у него такие же, как у Ан-2. В базовом варианте с колёсами 720 мм самолёт может эксплуатироваться на грунтовых ВПП с несущей способностью 4 кг на квадратный сантиметр. С колесами 880 мм максимальная прочность грунта может быть 3,5 кг/см². Шасси для ЛМС-901 будет поставлять НАО “Гидромаш”.
Сравнение лётно-технических характеристик с аналогами ЛМС-901, Ан-2 и ТВС-2ДТС:
Незначительно большая посадочная скорость, как указывают разработчики ЛМС-901, выбрана из условия обеспечения возможности посадки с большим боковым ветром за счёт увеличенной нагрузки на крыло. При этом значительная энерговооружённость и наличие реверса воздушного винта позволяют иметь дистанцию разбега/пробега близкую к Ан-2.
Шасси самолёта трёхстоечное, неубирающееся, выполнено по схеме с хвостовой опорой. Основным преимуществом такого шасси является возможность совершать взлёт/посадку с плохо подготовленных аэродромов. Для улучшения характеристик устойчивости при выполнении разбега и пробега при поднятом хвостовом колесе планируется установка системы стабилизации курсовой устойчивости с помощью дифференциального торможения.
Рассматриваются два варианта конструкции основных опор шасси:
Хвостовая опора – пневмогидравлическая, выполнена по полурычажной схеме. Для свободного ориентирования хвостового колеса при движении по земле в процессе рулёжки своим ходом или буксировании наземными средствами стойка имеет возможность поворота на 360 град. Хвостовое колесо размером 400х150 мм представляет собой пневматик низкого давления.
Еще одно отличие от Ан-2 – расположение входной двери – она находится в хвостовой части фюзеляжа, где пол ориентирован в одной плоскости поверхности земли на стоянке и под углом в полёте. По мнению разработчиков, это будет более удобно для пассажиров – при входе они попадают на ровный горизонтальный пол, а затем уже продвигаются вверх по салону на свои места. Также такая компоновка позволяет производить механизированную погрузку.
Высота салона ЛМС-901 – 160 см – такой же, как у Л-410, это почти на 20 см меньше, чем в Ан-2. Учитывая средний рост взрослого человека, габариты самолёта, компоновку салона и наклон пола кабины на стоянке, нельзя сказать, что пробираться к своему креслу будет удобно. Основной вариант компоновки салона – пассажирский, на девять кресел – четыре вдоль левого борта, пять – вдоль правого. В варианте на 14 мест часть кресел сдваивается, при этом несколько уменьшается ширина прохода.
С точки зрения безопасности одномоторной машины, существуют ограничения, установленные Федеральными авиационными правилами ФАП-128, которые обязывают пилота одномоторного самолёта строить маршрут таким образом, чтобы при отказе двигателя иметь возможность совершить вынужденную посадку. Это значит, что при высоте полёта 3000 м и аэродинамическом качестве 15 по всему маршруту в пределах 45 километров должны быть посадочные площадки. Чтобы обойти эти ограничения, в УЗГА планируют использовать гибридную силовую установку.
На самолете возможна установка быстродействующей парашютной системы:
Еще о повышении безопасности. Для последующих этапов разработки проекта возможно применение дополнительной электрической силовой установки:
Как рассказал Вадим Дёмин, рассматриваются варианты размещения на крыле дополнительной силовой установки (ДСУ) – двух малоразмерных электродвигателя со складывающимися винтами или установить электромотор на свободную турбину под капотом, чтобы, в случае отказа маршевого двигателя, вращать свободную турбину вместе с воздушным винтом.
Два электромотора ДСУ по 100 КВт и аккумуляторные батареи массой 200 килограмм дают возможность совершать полёт в течение примерно 45 минут. Для электромотора, интегрированного в двигатель, будет необходимо провести полный цикл испытаний.
“В моём понимании, установка “долётных” двигателей на крыло, до тех пор, пока они не открылись и не заработали, не влияет ни на аэродинамику, ни на прочность, поэтому их установку хорошо было бы проводить как неглавное изменение конструкции. И дальше надо только доказать, что в аварийном режиме самолёт способен выполнять горизонтальный полёт без снижения”, – пояснил главный конструктор.
К середине ноября 2020 года разработаны аванпроект и эскизно-технический проект ЛМС-901, подготовлен комплект рабочей-конструкторской документации. Заканчивается изготовление образца для статических испытаний, который представляет собой каркас планера без шасси, обтекателей, люков и дверей.
Как пояснил Вадим Дёмин, в УЗГА хотят изготовить лётный образец на базе статобразца, а сами статические испытания провести на третьей машине. “С точки зрения получения разрешения на первый полёт это проблем не вызовет. Единственное – на начальном этапе лётных испытаний будут ограничения по характеристикам. Главное – чтобы самолёт поднялся, начал летать и проявлять свои детские болезни”, – добавил он.
По словам главного конструктора, первый лётный образец будет готов во второй половине 2021 года. Также в 2021 году будут готовы планеры второго и третьего экземпляров самолёта, а вторая лётная машина появится не раньше февраля 2022 года. С учётом использования двух машин вся программа сертификационных лётных испытаний, включая заводские и контрольные испытания, рассчитана на один год. За это время должно быть выполнено от 500 до 700 зачётных полётов. В базовой версии самолёта по правилам визуального полёта, без автопилота и с рядом других ограничений сертификат типа может был получен до конца 2022 года.
Сборка самолёта “Байкал” будет производиться на Улан-Удэнском авиационном заводе, туда уже отправлена документация для оценки возможности изготовления, у разработчиков есть опасения, сможет ли У-УАЗ уложится в целевую стоимость изготовления. Цена ЛМС-901 для эксплуатирующей авиакомпании не должна превышать 120 млн рублей в ценах 2020 года, стоимость лётного часа без учёта лизинга – 40 тысяч рублей.
Самолет планируется строить в широкой кооперации, в том числе с производствами в странах ближнего зарубежья:
Заинтересованность в этих самолётах выразили авиакомпании «Полярные авиалинии» (Якутия), «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» (Ненецкий автономный округ), «2-ой Архангельский объединённый авиаотряд» (Архангельская область), «Аэросервис» (Забайкальский край) и другие. В течение 5 лет с момента сертификации самолёта эксплуатанты РФ готовы приобрести в финансовый лизинг не менее 110 самолётов. Опцион по приобретению включает около 50-70 самолётов в РФ и не менее 50 единиц на рынке СНГ. Таким образом ближайшая рыночная перспектива этого самолета оценивается в 230 единиц.
В соответствии с ТЗ, взлётно-посадочные характеристики ЛМС должны быть не хуже, чем у Ан-2. За счёт того, что самолёт меньше, легче и имеет более высокое аэродинамическое качество, чем Ан-2, скорость на высоте 3000 метров на максимальном продолжительном режиме работы двигателя составит 300 км/час.
По теме: Владимир Барсук: авиакомпании оказались не готовы к эксплуатации цельнокомпозитного самолётаВ заключение
По теме:
Энциклопедия программ:
Есть сомнения: с дополнительными силовыми электрическими установками, да и уж больно характеристики(площадь, вес) планера занижены, для скорости 300км/ч может быть и нормально, а на малых скоростях(взлёт, посадки) с мах полётным весом?
И напрашивается вопрос, кто вообще в ответе за срывы проектов и программ гражданского авиастроения, если судить по результатам, как не крути-западные санкции и бездарность руководителей авиапрома. Если военное авиастроение(государственное) как-то подстёгивает заказчик МО, то в гражданском полнейшая бездарность, лоббизм и только экономическая выгода ориентированная не на внутренний, а на внешний рынок…