Статус программ “Малой” авиации местных авиалиний

Летом 2019 года Министерство промышленности и торговли объявило конкурс на разработку лёгкого многофункционального самолёта на девять пассажиров, отказавшись от практически готового к серийному производству цельнокомпозитного ТВС-2ДТС, разработанного в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. Чаплыгина.

 

 

Общие сведения о программах

Победителем конкурса было объявлено ООО “Байкал-инжиниринг” – дочернее предприятие Уральского завода гражданской авиации. По условиям заключённого договора, разработчик должен к концу 2020 года передать на статические испытания первый прототип самолёта ЛМС-901 (“Байкал”), которые пройдут в МАИ. Ещё через год выполнить первый полёт и приступить к лётным испытаниям. 2020 год близится к завершению. Давайте посмотрим, что нам известно об этом самолёте и сведём все известные факты воедино.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - %D0%9C%D0%A0%D0%90%D1%85760.jpg

Региональный ТВРС-44: пойдёт в серию – через четыре года

Для справки:
 
Президент России Владимир Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос о проектировании и запуске серийного производства самолёта «Байкал» на основе прототипа ТВС-2ДТС, а также его сертификации с учётом реализации проекта по созданию лёгкого многоцелевого самолёта. Доклад президенту должен быть сделан 31 января. Это следует из списка поручений, размещённого на сайте Кремля Бочаров уточнил, что по заданию Минпромторга выбрана версия цельнометаллического моноплана, одномоторный самолет. Он отметил, что, по заданию для разработчика, стоимость самолета “Байкал” не должна превышать 120 млрд руб., а летного часа – 30 тыс. руб. “Мы понимаем, что платежеспособность населения низкая, к сожалению, высокие требования к региональным субсидиям не позволяют в долгосрочной перспективе обеспечивать этим малым региональным авиационным компаниям достаточно стабильное экономическое существование”, – добавил замминистра.
Ранее глава Минпромторга РФ Денис Мантуров говорил, что серийный выпуск самолета должен начаться в Улан-Удэ в 2023 году. “Байкал” будет оснащен отечественным двигателем ВК-800, который проектировщик самолета – Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) – разрабатывает совместно с “ОДК-Климов”. “Байкал” создается для повышения транспортной доступности отдаленных регионов России и развития местных воздушных линий. В январе 2020 года президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о проектировании и запуске его в серийное производство[…]
 
 
 
Для справки:
 
Из Журнала “NEWS24pro”@ от Ru-aviation.livejournal.com. Борьба за место незаменимого Ан-2 приобретает форму гонки по спирали: и новый виток, и выше предыдущего. После того, как было принято решение начать производство ТВС-2ДТС, имеющий размерность “Аннушки”, а затем не запускать его в серию и появился проект ЛМС (легкий многоцелевой самолет). В сети, на профильных форумах появились ветки, посвященные данному проекту. Они стали местом не просто обсуждения всех “за” и “против” данного проекта. Они стали местом настоящих баталий. Эти баталии можно разделить на два больших направления. Первое – экономическое: здесь обсуждается, главным образом, тема “распила” государственных денежных средств, направленных на создание очередного проекта. Тематика публикаций на страницах моего Живого Журнала неэкономическая, поэтому я не буду касаться и комментировать экономическую тему. А вот второй теме – чисто технической – пожалуй посвящу эту публикацию, тем более в широком доступе появилась презентация данного самолета, которая и стала основой предлагаемых вам иллюстраций. К сожалению, не все технические моменты здесь видны. Вот почему я позволю себе в комментариях к скриншотам дать описание некоторых технических моментов, которые мне удалось выудить среди толстого слоя около авиационного флуда, которым пропитаны вышеуказанные форумы[…]
 
 
В материале Каким будет и когда полетит самолёт «Байкал»” в прошлом году уже были рассмотрены причины отказа от ТВС-2ДТС. Одними из них были названы использование в качестве силовой установки двигателя Honeywell TPE331-12UAN и винта производства компании Hartzell Propeller Inc. (США). Но теперь выясняется, что не это стало главным.
 

Как рассказал в интервью изданию АвиаПорт главный конструктор УЗГА по самолётостроению Вадим Дёмин, на первом этапе на ЛМС-901 будет устанавливаться двигатель General Electric H80-200, это обновленный Walter M601 чешского производства. Такой же ставится на Л-410, ЛМС-901 получит модификацию для однодвигательных самолётов. В дальнейшем импортный двигатель должен быть заменён на отечественный ВК-800. Также на первом этапе будет применяться импортное БРЭО типа Garmin или Honeywell с последующей заменой на российское оборудование. “Воздушный винт Hartzell, четырёхлопастной, диаметром 2,6 метра. Имеет европейский сертификат, но в России сертификат не валидирован. С Hartzell предварительные переговоры уже проведены, и я не вижу проблем его валидации в России”, – рассказал Вадим Дёмин. Он добавил, что на втором этапе планируется установка отечественного воздушного винта.

12.jpg

Для справки:

О компании «Байкал-Инжиниринг». УЗГА начал работы в сфере малой авиации в 1993 году совместно с Московским авиационным институтом (МАИ). На базе КБ МАИ создан Инженерный центр АО УЗГА – сегодня он насчитывает более 300 конструкторов и сертифицирован как Разработчик. ИЦ УЗГА обладает уникальными для России компетенциями разработки легких и региональных самолётов, поскольку во времена СССР компетенции разработки и производства лёгких самолётов и вертолётов находились не в России, а на Украине, в Польше, Чехословакии и Румынии. Сегодня на счету коллектива разработка (в том числе совместно с МАИ) самолетов «Авиатика-МАИ-890У» и МАИ-223, МАИ -411, Viscount V-100, различные модификации учебных самолетов ДА-42 и 19-местных региональных самолетов Л-410. В части разработки «Байкал-Инжиниринг» будет опираться на ресурсы ИЦ УЗГА – ключевые специалисты уже перешли в состав вновь образованной компании…[/il_note]

ЛМС-901

По теме: Решение по облику самолёта на замену Ан-2 примут до конца сентября

Таким образом можно говорить, что ТВС-2ДТСне устроил Минпромторг не только из-за импортных комплектующих и агрегатов, но и по массе планера, и наличием зарубежных композиционных материалов, из которых самолёт должен был изготавливаться. Масса пустого ТВС-2ДТС составляет 3180 кг, максимальная взлётная – 7400 кг. Пустой ЛМС-901 весит 1980-2040 кг, а максимальный взлётный вес – 4800 кг.

Аэродинамическая схема “биплан” имеет избыточную площадь крыла для установленного размера и веса ЛМС-901, поэтому для нового самолёта принята схема подкосного высокоплана. Применение обтекаемого подкоса позволяет избавиться от центроплана и оптимизировать массу самолёта. Его расчётный вес будет в 2,4 раза меньше, чем у биплана ТВС-2ДТС, соответственно в разы снизится трудоёмкость и стоимость изготовления.


По теме:
16.11.2020г. ЛМС-901 за год до подьёма

Новый самолёт будет эксплуатироваться при температуре воздуха от -55 до +50 градусов с расчётом на безангарное хранение, поэтому в качестве основного материала решено использовать алюминиевые сплавы. Применение композиционных материалов ограничено несиловыми агрегатами, это зализы, двери, капоты, обтекатели и механизация крыла.
В соответствии с ТЗ, взлётно-посадочные характеристики ЛМС должны быть не хуже, чем у Ан-2. За счёт того, что самолёт меньше, легче и имеет более высокое аэродинамическое качество, чем Ан-2, скорость на высоте 3000 метров на максимальном продолжительном режиме работы двигателя составит 300 км/час.

По действующим авиационным правилам однодвигательный самолёт не может перевозить более девяти человек, если это не поиск и спасение, авиалесоохрана или выброска парашютистов. Задача соответствия требованиям ТЗ решается путём максимального уменьшения массы пустого самолёта, которая у ЛМС-901 почти на 1400 кг меньше, чем у Ан-2. При этом с такой же загрузкой, как у Ан-2, самолёт имеет взлётный вес 3700 кг, с которым он может легко взлететь с дистанции 200-220 метров.

Самолёт “Байкал” преимущественно будет эксплуатироваться на грунтовых аэродромах, поэтому требования к прочности грунта у него такие же, как у Ан-2. В базовом варианте с колёсами 720 мм самолёт может эксплуатироваться на грунтовых ВПП с несущей способностью 4 кг на квадратный сантиметр. С колесами 880 мм максимальная прочность грунта может быть 3,5 кг/см². Шасси для ЛМС-901 будет поставлять НАО “Гидромаш”.

Сравнение лётно-технических характеристик  с аналогами ЛМС-901, Ан-2 и ТВС-2ДТС:

10.jpg

11.jpg

Незначительно большая посадочная скорость, как указывают разработчики ЛМС-901, выбрана из условия обеспечения возможности посадки с большим боковым ветром за счёт увеличенной нагрузки на крыло. При этом значительная энерговооружённость и наличие реверса воздушного винта позволяют иметь дистанцию разбега/пробега близкую к Ан-2.

Шасси самолёта трёхстоечное, неубирающееся, выполнено по схеме с хвостовой опорой. Основным преимуществом такого шасси является возможность совершать взлёт/посадку с плохо подготовленных аэродромов. Для улучшения характеристик устойчивости при выполнении разбега и пробега при поднятом хвостовом колесе планируется установка системы стабилизации курсовой устойчивости с помощью дифференциального торможения.

Рассматриваются два варианта конструкции основных опор шасси:

  • Пневмогидравлические, телескопической схемы, закреплёны на концах поперечной балки, установленной в нижней части фюзеляжа.
  • Рычажные – балка с размещённым внутри фюзеляжа вынесенным амортизатором.

Хвостовая опора – пневмогидравлическая, выполнена по полурычажной схеме. Для свободного ориентирования хвостового колеса при движении по земле в процессе рулёжки своим ходом или буксировании наземными средствами стойка имеет возможность поворота на 360 град. Хвостовое колесо размером 400х150 мм представляет собой пневматик низкого давления.

13.jpg

Еще одно отличие от Ан-2 – расположение входной двери – она находится в хвостовой части фюзеляжа, где пол ориентирован в одной плоскости поверхности земли на стоянке и под углом в полёте. По мнению разработчиков, это будет более удобно для пассажиров – при входе они попадают на ровный горизонтальный пол, а затем уже продвигаются вверх по салону на свои места. Также такая компоновка позволяет производить механизированную погрузку.

Пол кабины при входе ориентирован на стоянке в горизонтальной плоскости
Пол пассажирской кабины в полёте

По теме: Самолёт «Байкал» будет разрабатывать ООО «Байкал-Инжиниринг»

Высота салона ЛМС-901 – 160 см – такой же, как у Л-410, это почти на 20 см меньше, чем в Ан-2. Учитывая средний рост взрослого человека, габариты самолёта, компоновку салона и наклон пола кабины на стоянке, нельзя сказать, что пробираться к своему креслу будет удобно. Основной вариант компоновки салона – пассажирский, на девять кресел – четыре вдоль левого борта, пять – вдоль правого. В варианте на 14 мест часть кресел сдваивается, при этом несколько уменьшается ширина прохода.

16.jpg

С точки зрения безопасности одномоторной машины, существуют ограничения, установленные Федеральными авиационными правилами ФАП-128, которые обязывают пилота одномоторного самолёта строить маршрут таким образом, чтобы при отказе двигателя иметь возможность совершить вынужденную посадку. Это значит, что при высоте полёта 3000 м и аэродинамическом качестве 15 по всему маршруту в пределах 45 километров должны быть посадочные площадки. Чтобы обойти эти ограничения, в УЗГА планируют использовать гибридную силовую установку.

На самолете возможна установка быстродействующей парашютной системы:

19.jpg

Еще о повышении безопасности. Для последующих этапов разработки проекта возможно применение дополнительной электрической силовой установки:

Как рассказал Вадим Дёмин, рассматриваются варианты размещения на крыле дополнительной силовой установки (ДСУ) – двух малоразмерных электродвигателя со складывающимися винтами или установить электромотор на свободную турбину под капотом, чтобы, в случае отказа маршевого двигателя, вращать свободную турбину вместе с воздушным винтом.

Схема расположения дополнительной силовой установки

Два электромотора ДСУ по 100 КВт и аккумуляторные батареи массой 200 килограмм дают возможность совершать полёт в течение примерно 45 минут. Для электромотора, интегрированного в двигатель, будет необходимо провести полный цикл испытаний.

“В моём понимании, установка “долётных” двигателей на крыло, до тех пор, пока они не открылись и не заработали, не влияет ни на аэродинамику, ни на прочность, поэтому их установку хорошо было бы проводить как неглавное изменение конструкции. И дальше надо только доказать, что в аварийном режиме самолёт способен выполнять горизонтальный полёт без снижения”, – пояснил главный конструктор.

К середине ноября 2020 года разработаны аванпроект и эскизно-технический проект ЛМС-901, подготовлен комплект рабочей-конструкторской документации. Заканчивается изготовление образца для статических испытаний, который представляет собой каркас планера без шасси, обтекателей, люков и дверей.

Как пояснил Вадим Дёмин, в УЗГА хотят изготовить лётный образец на базе статобразца, а сами статические испытания провести на третьей машине. “С точки зрения получения разрешения на первый полёт это проблем не вызовет. Единственное – на начальном этапе лётных испытаний будут ограничения по характеристикам. Главное – чтобы самолёт поднялся, начал летать и проявлять свои детские болезни”, – добавил он.

По словам главного конструктора, первый лётный образец будет готов во второй половине 2021 года. Также в 2021 году будут готовы планеры второго и третьего экземпляров самолёта, а вторая лётная машина появится не раньше февраля 2022 года. С учётом использования двух машин вся программа сертификационных лётных испытаний, включая заводские и контрольные испытания, рассчитана на один год. За это время должно быть выполнено от 500 до 700 зачётных полётов. В базовой версии самолёта по правилам визуального полёта, без автопилота и с рядом других ограничений сертификат типа может был получен до конца 2022 года.

Сборка самолёта “Байкал” будет производиться на Улан-Удэнском авиационном заводе, туда уже отправлена документация для оценки возможности изготовления, у разработчиков есть опасения, сможет ли У-УАЗ уложится в целевую стоимость изготовления. Цена ЛМС-901 для эксплуатирующей авиакомпании не должна превышать 120 млн рублей в ценах 2020 года, стоимость лётного часа без учёта лизинга – 40 тысяч рублей.

Самолет планируется строить в широкой кооперации, в том числе с производствами в странах ближнего зарубежья:

21.jpg

В заключение

Заинтересованность в этих самолётах выразили авиакомпании «Полярные авиалинии» (Якутия), «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» (Ненецкий автономный округ), «2-ой Архангельский объединённый авиаотряд» (Архангельская область), «Аэросервис» (Забайкальский край) и другие. В течение 5 лет с момента сертификации самолёта эксплуатанты РФ готовы приобрести в финансовый лизинг не менее 110 самолётов. Опцион по приобретению включает около 50-70 самолётов в РФ и не менее 50 единиц на рынке СНГ. Таким образом ближайшая рыночная перспектива этого самолета оценивается в 230 единиц.

Для информации: Фактически на базе «Байкал-инжиниринга» совместно с МАИ, ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ и целой группой авиационных предприятий складывается центр компетенций по развитию малой авиации в России. Мы стремимся интегрировать в этот процесс все коллективы, обладающие компетенциями в данном направлении - отметил главный конструктор ЛМС-901 «Байкал» Вадим Дёмин.

По теме:

 

 

Энциклопедия программ:

One thought on “Статус программ “Малой” авиации местных авиалиний

  1. Есть сомнения: с дополнительными силовыми электрическими установками, да и уж больно характеристики(площадь, вес) планера занижены, для скорости 300км/ч может быть и нормально, а на малых скоростях(взлёт, посадки) с мах полётным весом?
    И напрашивается вопрос, кто вообще в ответе за срывы проектов и программ гражданского авиастроения, если судить по результатам, как не крути-западные санкции и бездарность руководителей авиапрома. Если военное авиастроение(государственное) как-то подстёгивает заказчик МО, то в гражданском полнейшая бездарность, лоббизм и только экономическая выгода ориентированная не на внутренний, а на внешний рынок…

Comments are closed.