Развитие малой и региональной авиации России

Общие сведения о программах развития “малой авиации” + АОН?

На развитие малой авиации до 2025 года потребуется 10,36 млрд рублей, а дополнительные бюджетные доходы от её использования должны составить за это время свыше 12 млрд рублей. Такие данные фигурируют в проекте профильной подпрограммы, которую предлагается включить в государственную программу «Развитие транспортной системы России», пишут «Известия».

Проект разработали Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан — владельцев воздушных судов (АОПА-Россия) и Strategy Partners Group при участии Министерства транспорта, Минэкономразвития, Минвостокразвития и Росавиации.



Для справки:

АОПА-Россия (полное название – Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов, другие названия: РАОПА, AOPA Russia) — российская общественная организация, защищающая интересы частных пилотов и занимающаяся совершенствованием авиационного законодательства России, а также популяризацией АОН. 1 апреля 1998 года Министерством юстиции РФ официально зарегистрирована РАОПА — Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов.

Самарское региональное отделение АОПА-Россия руководитель Алафинова Сергея, его компания AeroVolga производитель самолетов-амфибий Borey получила сертификацию Avion Ultra Light Advanced (AULA) в министерстве транспорта Канады и может работать в канадских лётных школах! И теперь Borey – это первый амфибийный самолёт в классе AULA и это первый Российский самолёт, получивший данную сертификацию.

По теме:

Существенно снизить бюджетные расходы на развитие коммерческой малой авиации возможно за счет ресурсов авиации общего назначения (АОН), которые пока задействованы лишь частично, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. АОН — это малые самолеты и вертолеты, которые предназначены в основном для частных полетов и не используются для осуществления коммерческих воздушных перевозок.

В реестре Росавиации на конец декабря 2018 года числилось 66 эксплуатантов АОН, в свидетельства которых включено более 260 воздушных судов. С их учетом общий парк составляет порядка 4,4 тыс. машин, владельцами которых помимо включенных в реестр являются физлица или организации без свидетельств эксплуатанта.

— В российском законодательстве нет определения малой авиации, в отличие от термина «легкое воздушное судно». Отчасти этим объясняется расхождение по количеству ВС в проекте программы и данных Росавиации. Кроме того, вероятно, больше тысячи самолетов и вертолетов, таких как Ан-2 и Ми-2, всё еще в реестре, но реально уже не летают, — пояснил Владимир Тюрин. Он добавил, что при разработке проекта программы оценивали количество реально летающих легких воздушных судов — 3,3 тыс. штук, а еще 1 тыс. фактически не эксплуатируются.

АОН интенсивно развивается в России, начиная с 2006 года — за 12 лет число зарегистрированных вылетов увеличилось в 45 раз. Вместе с тем, растет и количество авиапроисшествий с участием легкой авиации: с 2006 по 2017 год погибли 248 человек. 

Основные положения программы: 

1. Характеристика реализации Подпрограммы, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Подпрограммы:

– Деловая авиация
– Сельхозавиация
– Санитарная авиация
– Патрулирование объектов
– Аэрофотосъемка
– Учебные полеты
– Туристические и развлекательные полеты

2. Прогноз развития сферы реализации Подпрограммы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Подпрограммы: …

3. Прогноз ожидаемых результатов подпрограммы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере…

4. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроков
и контрольных этапов реализации Подпрограммы

5. Характеристика целей, задач, мероприятий приоритетного национального проекта, а также сведения об их ресурсном обеспечении:
Не предусмотрено.

6. Перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях Подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации…

7. Перечень и характеристика основных мероприятий и ведомственных целевых программ Подпрограммы…

8. Информация об инвестиционных проектах, исполнение которых полностью или частично осуществляется за счет средств федерального бюджета в случае их реализации в соответствующей сфере социальноэкономического развития Российской Федерации…

9. Основные меры правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы, направленные на достижение цели и (или) ожидаемых результатов Подпрограммы с указанием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов…

10. Описание мер и обоснование необходимости применения налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов для достижения цели и (или) ожидаемых результатов подпрограммы с финансовой оценкой ее реализации…

11. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Подпрограммы (при оказании федеральными государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках Подпрограммы)… 

Расходы государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов на реализацию Подпрограммы не предусмотрены.

12. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы…

13. Информация по финансовому обеспечению подпрограммы за счет средств федерального бюджета Подпрограммы:

  • 2019 год – 1 367 097 тыс. рублей;
  • 2020 год – 1 451 927 тыс. рублей;
  • 2021 год – 1 601 207 тыс. рублей;
  • 2022 год – 1 773 515 тыс. рублей;
  • 2023 год – 1 974 663 тыс. рублей;
  • 2024 год – 2 186 769 тыс. рублей.

14. Обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию Подпрограммы, а также оценка степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на показатели (индикаторы) государственной Подпрограммы, в том числе сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий Подпрограмм

Приложение 1. Показатели достижения целей и решения задач Подпрограммы с целевыми значениями на 2025 год:

Показатель2018 год2021 год2025 год
1. Совокупная выручка от деятельности малой авиации, млрд руб19,434,344,5
2. Количество рабочих мест малой авиации, тыс. ед10,317,821,0
3. Количество воздушных судов малой авиации, тыс. шт.3,34,48
4. Количество выданных пилотских удостоверений в год, шт.73523203000
5. Количество аэродромов и посадочных площадок, регулярно используемых малой авиацией, шт.280340430
6. Количество часов полетов малой авиации, тысяч часов в год159,5376,3520,8
7. Количество происшествий с участием малой авиации на 100 тысяч часов полетов, ед.18,210,18.1

Приложение 2. Паспорт подпрограммы:    

Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель подпрограммы)Министерство транспорта Российской Федерации
Участники подпрограммыФедеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) Министерство транспорта Российской Федерации Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерство просвещения Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации
Программно-целевые инструменты подпрограммы
Цели подпрограммыЦелью подпрограммы является развитие в России отрасли малой авиации
Задачи подпрограммы
Целевые индикаторы и показатели подпрограммыСовокупная выручка от деятельности малой авиации Количество рабочих мест малой авиации Количество воздушных судов малой авиации Количество выданных пилотских удостоверений в год Количество аэродромов и посадочных площадок, регулярно используемых малой авиацией Количество часов полетов малой авиации
Этапы и сроки реализации подпрограммыПервый этап – 2019-2021 гг. Второй этап – 2021-2024 гг
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы2019 год – 1 367 097 тыс. рублей; 2020 год – 1 451 927 тыс. рублей; 2021 год – 1 601 207 тыс. рублей; 2022 год – 1 773 515 тыс. рублей; 2023 год – 1 974 663 тыс. рублей; 2024 год – 2 186 769 тыс. рублей;
Ожидаемые результаты реализации подпрограммыСовокупная выручка от деятельности малой авиации — 44,5 млрд руб Количество рабочих мест малой авиации — 21 тыс. Количество воздушных судов малой авиации — 8 тыс. шт. Количество выданных пилотских удостоверений в год 3000 шт. Количество аэродромов и посадочных площадок, регулярно используемых малой авиацией 430 шт. Количество часов полетов малой авиации — 520,8 тысяч часов в год Количество происшествий с участием малой авиации на 100 тысяч часов полетов — 8,1 ед

Подпрограмма развития малой авиации:

Документ призван легализовать работу частных пилотов и владельцев воздушных судов, чья деятельность частично или полностью не урегулирована. Кроме того, подпрограмма прописывает создание условий для притока частных инвестиций, а также внедрения для органов исполнительной власти показателей эффективности работы по развитию малой авиации.

Как отмечают в АОПА, по уровню развития малой авиации в расчёте на объём ВВП Россия отстаёт от европейских стран в 3,5 раза, а от США — в 4,5 раза.

Стране в настоящее время требуется база для обучения частных пилотов, отмечается в документе. В условиях острой нехватки учебных центров (АУЦ) и потенциально высокого спроса на квалифицированные кадры требуется «создание широкой сети АУЦ на территории всей России: ожидаемый темп роста отрасли составит 33% в год, к 2025 потребуется увеличить объём оказываемых услуг примерно в 10 раз».

Реализация программы, как считают её авторы, позволит к 2025 году увеличить совокупную выручку малой авиации с 19,4 до 44,5 млрд рублей, количество воздушных судов — с 3,3 до 8 тысяч, рабочих мест — с 10,3 до 21 тысячи. Кроме этого, документ предполагает снижение показателей аварийности в малой авиации — с 18,2 на 100 тысяч часов полётов до 8,1.

Для справки:

Ранее принятая Государственная  программа «Развитие транспортной системы» на период до 2020 года не была выполнена, в каком  объёме, судите сами в местах проживания? 

Государственная программа «Развитие транспортной системы» подготовлена во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», в соответствии с которым Правительству Российской Федерации поручено утвердить до 31 декабря 2012 года основные государственные программы Российской Федерации, в том числе государственную программу «Развитие транспортной системы».

Государственная программа подготовлена с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Государственная политика Российской Федерации в сфере транспорта на долгосрочный период определена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Концепции развития аэропортовой сети Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации.

В соответствии с долгосрочными приоритетами государственной транспортной политики, направленными на создание инфраструктурных условий для решения задач модернизации экономики и общественных отношений, а также с учетом комплексной оценки текущего состояния транспортной системы определены цели и задачи государственной программы.

Цели государственной программы отражают конечные результаты решения транспортных проблем социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года:

  • Цель 1 – Ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике.
  • Цель 2 – Повышение доступности транспортных услуг для населения.
  • Цель 3 – Повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг.
  • Цель 4 – Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Далее последовало Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 303 Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие авиационной промышленности”*(с изменениями на 20 марта 2020 года), в которой ни слова не сказано про малую и региональную авиацию (МРА) и не включена в Подпрограмму развития МРА[…]

Концепция развития малой авиации в Российской Федерации(Проект):

Целевые показатели
и Подпрограмма развития малой авиации:

История разработки Подпрограммы развития малой авиации

[il_button url=”https://aopa.ru/assets/files/Koncepciya-razvitiya-maloj-aviacii.Celevie-pokazateli.pdf” target=”blank” style=”3d” background=”#6592f3″ color=”#ffffff” size=”4″ center=”yes” icon=”https://ilsvik.ru/wp-content/uploads/2020/07/minpromtorgх50х36.png” icon_color=”#ffffff” text_shadow=”15px 9px 0px #000000″ class=”ilsvik”]Источник: Концепция развития малой авиации в Российской Федерации[/il_button]

Проблематика малой и региональной авиации(МРА)в сфере деятельности. Технологической платформы:

Общие сведения

История создания:

Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» – способ объединения государства, бизнеса и научного сообщества для модернизации системы воздушных перевозок России на основе внедрения отечественных технологий

Имею мнение: Очередная некоммерческая организация. Для отмывания денежных средств через членские взносы и т.д. Это же сколько прихлебателей (дармоедов), а «воз по ныне там» и никаких подвижек в МРА…, но лучше было бы – если это ошибочное мнение – время покажет…

На начальном этапе своего развития (2010-2015 гг.) Технологическая платформа внесла существенный вклад в разработку и согласование ключевых документов стратегического развития отрасли – государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг.», проекта Национального плана развития и науки и технологий в авиастроении; было проведено более 50 тематических мероприятий по актуальным вопросам развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации, рассмотрено более 200 проектов по созданию научно-технического задела и перспективных ВС; наработан значительный опыт проведения экспертизы

В целях объединения организаций для содействия авиационному развитию и обеспечения функционирования Технологической платформы 1 декабря 2015 г. на базе Платформы была создана Ассоциация организаций по содействию авиационному развитию «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии»(Ассоциацию «ТП «АМиАТ»). Создание и начало функционирования Ассоциации открывает новый этап в развитии Технологической платформы за счет более высокого уровня организации и координации взаимодействия между участниками и членских взносов. Образование юридического лица позволяет обеспечить не только техническую поддержку функционирования Платформы, но и дает возможность перейти к реальной проектной работе.

Деятельность Технологической платформы

Стратегически деятельность Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» ориентирована на достижение целей и решение задач, установленных в Меморандуме об образовании Технологической платформы.

Основные направления деятельности Технологической платформы

Развитие малой и региональной авиации в Российской Федерации является одним из ключевых направлений деятельности Технологической платформы. В 2012-2017 гг. по данному направлению Платформой было организовано и проведено 17 тематических мероприятий; сформирована база экспертов (всего – около 150 чел.); внесены ряд инициатив, направленных на повышение эффективности функционирования отрасли. Несколько проектов, поддержанных Технологической платформой, получили дополнительное бюджетное софинансирование.

В целом, развитию малой и региональной авиации в России в последние годы уделяется достаточно большое внимание, в т.ч. на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые приняли ряд организационных решений и поручений. Предпринимаемые Правительством Российской Федерации и отдельными субъектами Российской Федерации меры по субсидированию местных и региональных авиаперевозок, местных аэропортов (аэродромов), развитию (реконструкции) аэропортов (аэродромов) в определенной степени обеспечивают решение задач транспортной доступности отдельных территорий (регионов) Российской Федерации. В то же время динамика изменения показателей (объемов) местных и региональных авиаперевозок, осуществления авиационных работ, развития авиации общего назначения(АОН) свидетельствует о крайне низком уровне развития данных сегментов рынка; устойчивых позитивных тенденций пока, к сожалению, не наблюдается.

Основные проблемы в области развития малой и региональной авиации в нашей стране связаны:

  • Прежде всего, с отсутствием комплексного подхода к решению имеющихся проблем и поставленных (сформулированных) задач.
  • Безусловно, субсидирование стоимости местных и региональных авиаперевозок, включая затраты на содержание и развитие наземной инфраструктуры, является одним из важнейших элементов государственной политики в области транспортного обеспечения и социальной поддержки населения.
  • В то же время, большой нереализованный потенциал повышения доступности авиаперевозок на местных и региональных авиалиниях, увеличения объемов авиаработ, развития авиации общего назначения (как частной, так и деловой) – имеется в проведении организационно-технических мероприятий, связанных с устранением избыточных требований, предъявляемых к участникам рынка,
  • Оптимизацией (совершенствованием) нормативно-правовой базы. Это касается, как правил осуществления полетов и функционирования объектов наземной инфраструктуры, так и правил допуска ВС к эксплуатации, а также условий и порядка сертификации авиационной техники.

Необходима разработка специальных мер, стимулирующих привлечение частного бизнеса в данную сферу. Для этого должны быть разработаны четкие и прозрачные правила, стабильные на долгосрочную перспективу и не допускающие двояких толкований. К числу основных вопросов, требующих решения, следует также отнести наличие механизмов государственного субсидирования расходов на НИОКР и сертификацию авиационной техники малой авиации. Абсолютный приоритет должен уделяться вопросам обеспечения безопасности полетов и недопущения незаконного вмешательства в деятельность авиационных предприятий и авиационного персонала. Для этого необходимо максимально широко информировать общественность и авиационных специалистов о причинах авиационных происшествий и катастроф, привлекать к разработке (совершенствованию) нормативно-правовых актов всех заинтересованных организаций и лиц. Важнейшим направлением развития малой и региональной авиации является развитие (совершенствование) конструкции и технологий ВС, авиационных двигателей, систем и оборудования ЛА, а также объектов системы управления воздушным движением и наземной авиационной инфраструктуры. Улучшение летно-технических, экономических и эксплуатационных характеристик авиационной техники может дать существенный импульс к развитию данного сегмента рынка. С момента создания Технологической платформы вопросам развития малой и региональной авиации в Российской Федерации уделялось особое внимание. В качестве одного из первоочередных комплексных проблемно-ориентированных проектов был предложен проект «Малая и региональная авиация». Большие надежды связывались с принятием государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», в состав которой была включена подпрограмма «Малая авиация». Так, например, в 2015 году аппаратом и экспертами Платформы были разработаны предложения по проекту «Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части понесенных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых конкурентоспособных воздушных судов в рамках подпрограммы «Малая авиация» государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». К сожалению, в 2016 году в связи с бюджетными ограничениями было принято решение исключить данную подпрограмму из состава государственной программы, сконцентрировав государственную поддержку на проведении научно-исследовательских работ по разработке нового самолета малой авиации. С этого момента ситуация практически не изменилась, динамика развития данного сегмента отрасли остается отрицательной, возможности участия имеющихся в стране конструкторских и производственных коллективов в реализации государственных и федеральных целевых программ крайне ограничены. В настоящее время участниками и экспертами Платформы предложено активизировать работу по данному направлению. В числе первоочередных мероприятий запланировано актуализировать состав Рабочей группы; провести анализ нормативно-правовой базы и текущей ситуации, складывающейся на рынке, с выявлением ключевых проблемных вопросов, в т.ч. в области сертификации и вывода на рынок перспективных разработок. Рассматривается возможность организации и проведения серии экспертно-аналитических мероприятий с привлечением ведущих экспертов отрасли, а также международных экспертов. Важнейшей задачей является разработка, согласование и продвижение государственной программы по развитию малой и региональной авиации в Российской Федерации.

Основные текущие события по теме МРА:

Нормативно-правовая база по МРА

Вопросам развития нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области разработки, производства и эксплуатации летательных аппаратов, уделяется большое внимание при обсуждении проблематики развития малой и региональной авиации(МРА) в Российской Федерации. В то же время практических результатов в данном направлении, на наш взгляд, пока не достаточно для того, чтобы существенно изменить ситуацию в плане развития рынка и вывода на него перспективных российских разработок. Опыт деятельности Платформы в предыдущие годы позволил сформулировать основные направления совершенствования нормативно-правовой базы в области малой и региональной авиации в Российской Федерации[…] Далее подробнее

 19 февраля 2020 г. В Ассоциацию «ТП «АМиАТ» обратилось АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» с просьбой оказать содействие в продвижении разработанной компанией системы мониторинга и обработки полетных данных для применения на российских воздушных судах, в том числе на самолете SSJ-100 (RRJ-95). В соответствии с поступившим обращением, размещаем на сайте Платформы информацию о проекте, предлагаемом АО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» и его партнерами[…]

1 января 2020 г. Вступил в действие Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», которым внесены изменения в параметры финансирования государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности». Учитывая значимость данного документа для развития отрасли, аппаратом и экспертами Платформы подготовлен аналитический обзор распределения расходов федерального бюджета по основным мероприятиям и статьям расходов государственной программы, включая их сравнение (сопоставление) с редакцией, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г. № 376[…] Далее подробнее:

 28 ноября 2019 г. состоялось годовое Общее собрание членов Ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии». На Собрании был рассмотрен и утвержден Отчет о деятельности Технологической платформы и бухгалтерская (финансовая) отчетность Ассоциации за 2018 год; обсуждены основные мероприятия и результаты деятельности Технологической платформы за прошедший период 2019 года, планы и направления работы на 2020 год; выбраны новые составы органов управления Ассоциации – Наблюдательного совета и Правления, а также Ревизионной комиссии Ассоциации.

Решением Общего собрания были прекращены полномочия предыдущего состава органов управления Ассоциации – Наблюдательного совета и Правления, а также Ревизионной комиссии Ассоциации и выбраны новые органы управления ТП. Подробная информации о состоявшемся Собрании и рассмотренных на нем вопросах, включая презентационные и аналитические материалы, представлена в обзоре мероприятия, который размещен в разделе «Кабинет ТП».

27 ноября 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в заседании Научно-технического совета АО «ОДК» по вопросу «Состояние и перспективы развития проекта сверхзвукового пассажирского самолета. Технический облик СПС и его СУ. Научно-технический задел в области создания двигателей для СПС».

Заседание было посвящено обсуждению перспектив проекта создания сверхзвукового пассажирского самолета, прежде всего, с точки зрения требований и возможных конструктивно-технологических решений разработки (создания) двигателей для самолета данного класса. В заседании приняли участие специалисты АО «ОДК» и входящих в его состав конструкторских организаций, а также представители ПАО «ОАК», ПАО «Туполев», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ФГУП «ЦАГИ», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», других научных и конструкторских организаций[…] Далее подробнее:

Развитие региональных аэропортов и авиационных перевозок

26 ноября 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в заседании «круглого стола» в Совете Федерации на тему «Законодательное обеспечение реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части развития региональных аэропортов и маршрутов».

Развитие региональных аэропортов, региональных и местных авиаперевозок в субъектах Российской Федерации является одним из важнейших направлений развития малой и региональной авиации в нашей стране и соответствует общей направленности и целевым установкам создания и функционирования Технологической платформы. Принятый в 2018 году Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р), разработанный в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является основным документом, предусматривающим реализацию поставленных Президентом Российской Федерации задач в сфере повышения уровня экономической связанности территории страны путем расширения и модернизации соответствующей инфраструктуры.

Непосредственно развитию региональных аэропортов, региональных и местных авиаперевозок в субъектах Российской Федерации посвящен Федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», являющийся одним из 9-ти проектов транспортной части Плана. Учитывая то, что Технологическая платформа заинтересована в развитии наземной авиационной инфраструктуры в регионах Российской Федерации, включая региональные и местные аэропорты, и региональных авиаперевозок, мы приняли участие в состоявшемся 26 ноября 2019 г. в Совете Федерации специальном мероприятии («круглом столе»), посвященном реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части развития региональных аэропортов и маршрутов.

Заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров проинформировал о мерах поддержки по выведению на рынок авиационной техники:

Он перечислил направления, на которых сосредоточилось министерство в части поддержки региональной авиации. Это авиационный парк для местной авиации – самолеты L-410, в 2023-2024 годах – «Байкал», который придет на смену Ан-2, а также перспективные L-610 и Ил-114. «Мы видим, что плановое развитие этого парка через субсидии возможно только с государственной лизинговой компанией. Банковским лизинговым компаниям этот сегмент не особенно интересен», – пояснил замглавы. Минпромторга. Следующее направление – лизинг двигателей, а в перспективе – лизинг салонов, чтобы эксплуатанты из-за узости своего сегмента могли использовать воздушные суда в разных вариантах. «Особенно это важно для региональных авиакомпаний, которые получат L-410 с тремя вариантами салона. У них должна быть возможность или купить салон, или взять в управление. Взять, например, медицинский салон в лизинг и через три года его отдать», – добавил Олег Бочаров. Кроме того, министерство прорабатывает комплексные подходы по рынку вторичных самолетов так, чтобы он, с одной стороны, не деноминировал инвестиции государства в инфраструктуру, с другой – дал рынку экономически обоснованное предложение. Наконец, в рамках развития послепродажного обслуживания разрабатывается возможность предоставления услуг для малой авиации по льготным расценкам.

Подводя итоги заседания, Максим Акимов отметил:

Что через развитие инфраструктуры и субсидирование цели, заложенные Указом Президента и обозначенные в Комплексном плане, будут достигнуты, но «есть более масштабная задача, связанная с формированием модели региональных перевозок». «У нас нет необходимости воссоздавать аэродромную сеть образца 1970-х годов, если аэродромы при этом будут стоять пустыми, когда летать не на чем и, тем более, некому. А именно этот риск пока существует в нашей программе – она не связана с воздушными судами и с подготовкой летного состава», – обратил внимание вице-премьер. Заместитель Председателя Правительства дал поручение Минтрансу проработать комплексную модель авиационных перевозок, которая предусмотрит потребности во флоте и экипажах во взаимосвязи с перспективной маршрутной сетью.

Замминистра транспорта РФ Александр Юрчик рассказал корреспонденту «ТР» о ключевых проблемах развития отечественной гражданской авиации: (Юрчик А.А. Программный тренд авиаотрасли. Региональный вектор – новые рабочие места и миллиарды экономии)… 

Имею мнение: за его трёп и бездеятельность, вероятней всего и был снят с должности Юрчик А.А.  Председателем Правительства Российской Федерации Михаил Владимировичем Мишустиным

В заседании приняли участие представители Совета Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, заинтересованных компаний и организаций. Участники мероприятия обсудили текущую ситуацию и наиболее проблемные вопросы реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части федерального проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов»[…] Далее подробнее

Развитие экспериментальной и полигонной базы

10 ноября 2019 г. Ассоциация «ТП «АМиАТ» завершила выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка обосновывающих материалов и проекта комплексной программы развития экспериментальной и полигонной базы авиастроения» (шифр «ЭПБ-3 – Ассоциация»). Заказчиками НИР выступили ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и ФГУП «ЦАГИ». Данная работа явилась продолжением аналитической и экспертной деятельности Технологической платформы по мониторингу ситуации с формированием и реализацией государственной политики и планов (программ) предприятий и организаций по развитию экспериментальной и полигонной базы в сфере авиастроения и в смежных отраслях.

Договор, заключенный с ФГУП «ЦАГИ» в рамках соответствующего задания ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» – стал первым коммерческим договором Ассоциации по данному направлению. Основной целью выполнения НИР являлась разработка проекта Комплексной программы развития экспериментальной и полигонной базы авиастроения, предусмотренного Планом реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 376).

Данная программа развития экспериментальной и полигонной базы может стать ключевым элементом в процессе обеспечения эффективного функционирования и дальнейшего развития авиастроения Российской Федерации и важным фактором повышения эффективности реализации авиастроительных программ (проектов), осуществляемых с участием средств федерального бюджета.

В числе наиболее значимых элементов (блоков), разработанных Ассоциацией, следует отметить: основные целевые установки Программы, основанные на выявлении и определении роли экспериментальной и полигонной базы в процессе разработки, изготовления и эксплуатации авиационной техники, а также на оценке состояния экспериментальной и полигонной базы авиастроения Российской Федерации; общую методологию формирования и реализации Программы, дифференцированную в зависимости от назначения объекта ЭПБ и его роли в процессе разработки, изготовления и эксплуатации авиационной техники; предложения по мерам правового регулирования, необходимым для реализации Программы[…] Далее подробнее:

12 октября 2019 г. Представители Технологической платформы приняли участие в совещании, состоявшемся в Инженерном центре АО «УЗГА» по рассмотрению конструктивно-технологических решений и аэродинамической схемы легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий, разрабатываемого по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Совещание проводил Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочаров. На совещание были приглашены представители федеральных органов исполнительной власти, ведущих научных организаций, а также отдельных компаний отрасли, включая региональные авиакомпании[…]

16 сентября 2019 г. Представители ТП побывали в компании «АэроВолга», занимающейся разработкой, производством и послепродажным обслуживанием легкой авиационной техники, а также располагающей собственной взлетно-посадочной полосой и ангаром для хранения летательных аппаратов. Основная продукция компании – самолеты – амфибии LA-8 и Borey. В рамках посещения предприятия мы подробно познакомились с результатами и текущим состоянием дел в компании по сравнению с нашим предыдущим визитом в 2016 г., а также обсудили актуальные проблемы развития малой и региональной авиации в Российской Федерации[…] 

16 октября 2018 г. по приглашению организаторов (АО «РВК») представители Технологической платформы приняли участие в мероприятии на тему «Полетит ли «воздушное такси»?», состоявшемся в рамках Форума «Открытые инновации». В плане технологической направленности данная тематика непосредственна связана с деятельностью Технологической платформы, прежде всего, с точки зрения повышения авиационной мобильности в Российской Федерации; поэтому подготовка к участию в Форуме «Открытые инновации» стала отличным поводом для более подробного рассмотрения технологических аспектов развития данного направления[...]

20 сентября 2018 г. в г. Жуковском Московской области состоялось торжественное мероприятие, посвященное открытию Выставки авиационной техники малой авиации. Мероприятие проходило в Доме ученых ЦАГИ, на площади перед которым и непосредственно в фойе конференц-зала были размещены выставочные экспонаты. В мероприятии приняли участие представители компаний, расположенных в г. Жуковском и занимающиеся разработкой и производством авиационной техники малой авиации, а также представители заинтересованных организаций и эксперты[…]

12 сентября 2018 г. Самолет МВ-500 (коммерческое наименование – Т-500) разработки ООО «Фирма «МВЕН» получил сертификат типа, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта. Данное событие носит исторический характер, так как впервые за долгие годы самолет российской разработки прошел сертификацию. Также, это – первый самолет малой авиации, сертифицированный российскими авиационными властями (Росавиация). Данный самолет предназначен для проведения авиационных химических работ[…]

Как сообщал News.ru, в 2018 году научно-производственное предприятие «Цифровые радиотехнические системы» (ЦРТС) разработало цифровую систему, позволяющую беспилотникам и малой авиации беспрепятственно и безопасно летать с пассажирскими и военными воздушными судами. Новая разработка основана на функции мониторинга системы «Альманах», автоматические сенсоры наблюдения которой создают поле непрерывного слежения за воздушными участниками на высоте до 20 км.[…] Далее подробнее:

“Малая авиация” – Авиация общего назначения(АОН) России?