Выдающийся авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин

 

Выдающийся советский авиаконструктор. Трижды Герой Социалистического труда Сергей Владимирович Ильюшин – разработчик самого массового боевого самолёта в истории – штурмовика Ил-2, единственный лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР, за что бы ни брался Ильюшин Сергей Владимирович — за штурмовик или бомбардировщик, пассажирский лайнер или транспортный самолет, — у него каждый раз получалась уникальная машина. Основатель школы самолётостроения.

Сергей Владимирович родился 30 марта 1894 года в деревне Диляево Вологодской губернии, в бедной крестьянской семье. Сергей был самым младшим, 11-м ребёнком. Впервые увидев полеты на аэропланах, Сергей на всю жизнь полюбил авиацию. Однако жизненные трудности в те годы далеко уводили будущего конструктора от его мечты.  Лишь в 1914 году после мобилизации в армию он отправился по собственной просьбе в команду Северного района авиации в Петербург на Комендантский аэродром, где смог, наконец-то, приблизится к своей мечте. Сначала Сергей Владимирович работал ангарным, потом помощником авиамоториста, затем мотористом. В 1917 году он окончил солдатскую школу летчиков Всероссийского императорского аэроклуба и успешно сдал экзамен на права пилота. В 1918 году команду аэродрома расформировали, и Ильюшин стал работать заведующим отделом промышленности народного хозяйства в Вологде.

В следующем году Сергея Владимировича призвали в Красную Армию и назначили авиамехаником ремонтного поезда Северного фронта, а в 1920 году — механиком и комиссаром авиационного парка Кавказского фронта, где занимались ремонтом и испытанием самолетов перед отправкой на фронт.

В 1921 году Ильюшин поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (с 1922 года — Военно-воздушная Академия имени профессора Н. Е. Жуковского) и спроектировал свой первый планер «Мастяжарт» (1923), с которым участвовал в Первом Всесоюзном слете планеристов в Коктебеле. Впоследствии им были созданы планеры «Рабфаковец», «Мастяжарт-2» и «Москва». С последним Ильюшин участвовал на состязаниях планеристов в Германии в 1925 году и получил первый приз за продолжительность полета.

После окончания института Сергею Владимировичу было присвоено звание военного инженера-механика Воздушного Флота (1926). В период с 1926 по 1931 год Ильюшин занимался изучением мирового опыта в области самолетостроения и разрабатывал технические требования к новым самолетам. В те годы он занимал пост председателя самолетной секции Научно-технического комитета ВВС. А в 1931—1933 годах Ильюшин возглавлял конструкторское бюро Центрального аэрогидродинамического института.



Вехи истории ОКБ “Ил”, самолеты «Ильюшина»

В 1933 году Сергея Владимировича назначили начальником Центрального конструкторского бюро авиазавода имени В. Р. Менжинского, где он одновременно руководил конструкторской бригадой, которая в 1935 году была преобразована в Опытное конструкторское бюро, а Ильюшин являлся его Главным конструктором вплоть до 1970 года. Самым первым самолетом, выпущенным

конструкторским бюро Ильюшина, стал первый двухмоторный бомбардировщик ЦКБ-26 (впоследствии ДБ-3).

В 1936 году самолет поступил на вооружение Красной Армии, и на нем был установлен первый советский авиационный мировой рекорд (летчиком-испытателем В. К. Коккинаки). На гражданском варианте ДБ-3 были совершены 2 дальних беспосадочных перелет из Москвы в Северную Америку и на Дальний Восток (1938—1939 которые являлись выдающимися для своего времени. В дальнейшем по приказу наркома авиационной промышленности самолеты назывались в честь своего изобретателя Ильюшина «Ил…».

 Самолеты Ил-4 прославились бомбардировками Берлина вначале Великой Отечественной войны, осуществившие ряд налётов на Берлин в августе-сентябре 1941 года. Варианта конструкции этого самолета стали торпедоносцы, фоторазведчики и самолеты сопровождения. Самым известным и массовым штурмовиком в годы войны стал самолет Ил-2 — результат огромной работы выдающегося русского конструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Этих штурмовиков было выпущено больше, чем самолетов других марок в отдельности за всю историю боевых самолетов человечества! Кроме того, обладая высокими техническими и боевыми характеристиками, Ил-2 наносил сокрушительные удары по войскам фашистов, которые боялись его и называли «летающим танком» и «черной смертью».

Принципиальная новизна самолёта состояла в том, что слоёная броня не просто защищала экипаж и жизненно важные органы самолёта, но также и входила в состав силовой конструкции планера. Очень значительным достоинством самолёта было то, что на него устанавливался один мотор (Ам-38, 1720 л.с.). Таким образом Ильюшин сэкономил для страны огромное количество ресурсов и времени. Изначально предполагалось выпускать двухместный вариант штурмовика, но в это дело вмешался Сталин, всегда во всём разбиравшийся лучше любого специалиста, и на конвейер поставили одноместный самолёт. Отсутствие стрелка привело к огромным потерям: на беззащитные с задней полусферы «Илы» охотились даже огромное количество ресурсов и времени. Изначально предполагалось выпускать двухместный вариант штурмовика, но в это дело вмешался Сталин, всегда во всём разбиравшийся лучше любого специалиста, и на конвейер поставили одноместный самолёт. Отсутствие стрелка привело к огромным потерям: на беззащитные с задней полусферы «Илы» охотились даже бомбардировщики, а звание Героя Советского Союза пилоты-штурмовики получали за 10 боевых вылетов (обычно за 100).

Только к 1942 году спину лётчика прикрыл стрелок с пулемётом УБТ. После установки 23-мм пушки, Ил-2 смогли бороться с немецкими лёгкими танками, а новая пушка НС-37 «прошивала» даже верх танков Pz.Kpfw.VI, знаменитых «Тигров». Существовала и торпедоносная модификация штурмовика,

За всю войну Германия так и не смогла создать самолёт, способный сравниться по боевым и эксплуатационным характеристикам с «Илами». Немцы называли советские «летающие танки» «чёрной смертью», а Геринг заявил, что Ил-2это «главный враг германской армии». Ил-2 стал самым массовым самолётом в мире. Построили их около 40000. Ил-2 стал родоначальником нового класса боевой авиации, современными представителями которого являются самолёты Су-25, Су-39, А-10 «Тандерболт II».

С 1943 года ОКБ Ильюшина приступает к разработке пассажирских самолётов. Серия гражданских Илов началась с Ил-12, предназначенный для замены Ли-2. Во время конструирования следующего самолёта, Ил-14, развития Ил-12, КБ приступило к решению сложной и совершенно новой в практике мирового самолетостроения того времени проблемы обеспечения взлета двухдвигательного самолета после отказа одного мотора на взлете, в процессе разбега, или сразу после отрыва от земли. Ил-14 оказался на редкость удачным лайнером, неприхотливым и надёжным, он долгое время совершал рейсы на линиях малой протяжённости.

 За ним последовали Ил-18, Ил-62. Последним самолётом, разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал Ил-62 — флагман Аэрофлота 1960-х — 1970-х годов. Он создал свою школу в самолётостроении.

Талант конструктора Ильюшина проявился и при создании модели самолета Ил-18 с газотурбинными двигателями, на котором советскими летчиками было установлено 20 мировых рекордов дальности полета и высоты с различной полезной нагрузкой. Проектирование Ил-18 началось в 1954 году, а уже с 1959 года после испытаний самолет начал эксплуатироваться. В зависимости от созданных впоследствии вариантов Ил- 18 вместимость пассажиров составляла от 75 до 120 человек.

На базе Ил-18 под руководством Ильюшина созданы патрульные, служебные, грузовые, противолодочные (Ил-38) самолеты, самолет ледовой разведки (Ил-24), воздушный командный пункт (Ил-22) и др. Самолеты Ил-18 участвовали в спасательных операциях, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Спитаке (Армения).

Ил-18 прославился во всем мире своей безопасностью, повышенным уровнем комфорта и экономичностью. Поэтому более 100 самолетов было специально построено для 17 зарубежных компаний. В России активная эксплуатация Ил-18 прекратилась только в начале 2000-х годов, хотя отдельные самолеты еще числятся в правительственном авиаотряде ГТК «Россия» и используются в странах Африки, Индии и Казахстане.

В 1960 году Сергей Владимирович изобрел первый в России реактивный самолет для беспосадочных межконтинентальных перелетов, который получил название Ил-62. На нем были установлены мировые рекорды по дальности полета и скорости.

В конце 1960-х годов Ил-62 был модифицирован. В новой конструкции самолета (Ил-62М) имелся более мощный и экономичный двигатель, усовершенствована система управления и поставлен дополнительный топливный бак. Самолет использовался на протяженных маршрутах. Так, в 1975 году на нем был совершен перелет по маршруту Москва-Сиэтл через Северный полюс. Позднее, в 1978 году, появился самолет, в котором количество пассажирских мест было увеличено до 186 человек, а максимальная взлетная масса возросла до 167 т.

На протяжении долгого времени на Ил-62 совершали перелеты руководители не только нашей страны, но и зарубежья. Третья часть всех выпускаемых самолетов этой модели экспортировалась на Кубу, в Чехословакию, Польшу, Венгрию, Германию и другие страны. Последний такой самолет в 2004 году построили специально для правительства Судана. На 2010 год в России эксплуатируется 21 самолет Ил-62 и 13 самолетов за рубежом. Кроме того, 10 самолетов Ил-62 располагаются в музеях.

Ил-62 стал последним самолетом, выпущенным под руководством Ильюшина. В связи с болезнью в 1970 году Сергей Владимирович ушел с поста руководителя конструкторского бюро, но все же оставался консультантом и членом Научно-технического совета.

Сергей Владимирович Ильюшин умер 9 февраля 1977 года в Москве. Сергей Владимирович увековечил свое имя в истории самолетостроения России и всего мира. Авиазавод, на котором работал Ильюшин, до сих пор выпускает новые самолеты, которые по-прежнему с гордостью носят имя знаменитого конструктора.

 

Настоящее и будущее ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»

С 1935 года Сергей Владимирович стал Главным конструктором ОКБ, которое в настоящее время носит его имя. В настоящее время авиационный комплекс имени Ильюшина С.В. — одно из ведущих предприятий России в области разработки авиационной техники.

 ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»

В 1970 году, после ухода С.В.Ильюшиным на пенсию, коллектив ОКБ продолжал выпускать самолеты Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, Ил-96М.

Первый советский широкофюзеляжный самолёт Ил-86 считается одним из наиболее безопасных в мире. Особенностью конструкции является поразительное для самолётов этого класса качество – неприхотливость к аэродромному покрытию, а также относительно короткое время предполётной подготовки.

ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»

Руководство:

  • Генеральный директор – Рогозин Алексей Дмитриевич
  • Председатель Совета директоров – Демидов Алексей Владимирович

Акционеры ПАО «Ил»:

  • ПАО «ОАК» (34,46% акций)
  • ОАК-ТС (56,52 % акций)

 Филиалы ПАО «Ил»:

  • Филиал ПАО «Ил» в г. Жуковском
  • Центр подготовки кадров (ЦПК ПАО «Ил»)
  • Филиал ПАО «Ил» в г. Ульяновске
  • Филиал ПАО «Ил» в г. Воронеже
  • Филиал ПАО «Ил» в г. Рязани

Сфера деятельности:

  • Разработка, испытания, сертификация гражданской и военной авиационной техники;
  • Серийное производство, модернизация, техническое и послепродажное обслуживание самолетов марки «Ил».

Проекты последних лет:

  • Ил-76 – семейство тяжёлых транспортных самолетов;
  • Ил-78М/МК – военно-транспортные самолёты-заправщики;
  • МТС (многофункциональный транспортный самолёт) совместно с индийской авиастроительной корпорацией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и Корпорацией «Иркут»;
  • Ил-114 – региональный пассажирский самолет;
  • Ил-112 – легкий транспортный самолет.

В настоящее время в КБ Ильюшина идут работы над перспективными гражданскими самолётами Ил-96, Ил-114, Ил-103.

АО «ОАК – Транспортные самолёты»(сокращенное наименование: АО «ОАК-ТС»): 

Руководство:

  • Единоличный исполнительный орган –  Публичное акционерное общество «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (управляющая организация).
  • Управляющий директор АО «ОАК-ТС» – Семенов Владимир Иванович.

Акционеры АО «ОАК-ТС»:

ПАО «ОАК» (100 % акций) 

Сфера деятельности: 

Управление проектами производства и поставками рамповых транспортных самолетов для военно-транспортной и гражданской авиации.

Текущие проекты:

  • Многоцелевой транспортный самолет (МТС);
  • Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А;
  • Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МФ;
  • Тяжелый транспортный самолет Ил-76ТД-90ВД;
  • Самолет радиолокационного дозора и наведения А-50;
  • Самолет топливозаправщик Ил-78М-90.

Филиал ПАО «Ил» в г.Воронеже:

ПАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество»(Сокращенное наименование: ПАО «ВАСО»

Руководство:

  • Единоличный исполнительный орган – управляющая организация Публичное акционерное общество “Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина”.
  • Управляющий директор ПАО «ВАСО» – Пришвин Дмитрий Сергеевич
  • Председатель Совета директоров – Исаенко Сергей Васильевич

Акционеры ПАО “ВАСО”:

  • ПАО «ОАК» (98,13 % акций)
  • АО «ОАК-ТС» (0,67 % акций)
  • ОАО «Ил» (0,61 % акций)

Сфера деятельности:

Производство, ремонт и послепродажное обслуживание авиационной техники.

Проекты последних лет:

  • Производство агрегатов для региональных самолетов SSJ100;
  • Региональный самолёт Ан-148.

За 85 лет конструкторским бюро разработано более 200 и создано более 120 типов самолетов разных модификаций. За всю историю существования КБ «Ильюшин» на серийных заводах было выпущено более 60 тыс. самолетов марки «Ил». Их отличает простота конструкции, технологичность производства, высокая надежность, большой ресурс, удобное пилотирование и техобслуживание.

Сегодня один из крупнейших отечественных авиастроительных концернов носит имя своего основателя — Сергея Ильюшина: имя человека, который был и остается одним из символов российской авиации, одним из основателей отечественной школы авиастроения и создателем уникальных, легендарных самолетов-рекордсменов, названия которых знает и помнит весь мир.

Источник: 

По теме:

>”Летающие танки” Сергея Ильюшина…

> Космические проекты авиаконструкторов…

Выдающиеся авиаконструкторы СССР и России

Легенды Отечественной Авиации, всех времён и народов России