Порадуемся и огорчимся за наших соседей АО “Мотор-Сич”

Как сообщили украинские СМИ, АО “Мотор-Сич” (Запорожье) подписало контракт на поставку в Китай еще 400 двухконтурных турбореактивных двигателей АИ-322, используемых на китайских учебно-боевых самолетах семейства L-15 (JL-10). Ориентировочная стоимость контракта составляет около 800 млн долл.

Двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-322 разработки запорожского ГП “Ивченко-Прогресс” и серийно производимый запорожским АО “Мотор-Сич”, и используемый на китайских учебно-боевых самолетах семейства L-15 (JL-10) (с) Укринформ.


Двухдвигательный учебно-боевой самолет L-15 (обозначение в ВВС НОАК JL-10) был разработан при участии ОКБ Яковлева китайской авиапромышленной группой Hongdu Aircraft Industry Group (HAIG, входит в состав китайской государственной авиастроительной корпорации AVIC) в Наньчане и представляет собой китайскую деривацию самолета Як-130, первый полет первого протипа L-15 состоялся в 2006 году. Самолет L-15 (JL-10) серийно производится HAIG с 2013 года и сейчас становится основным учебно-тренировочным и учебно-боевым самолетом повышенной подготовки ВВС и ВМС НОАК. К настоящему времени создана и с 2018 года серийно производится также его сверхзвуковые модификации L-15А и L-15B (JL-10H), используемые в ВВС НОАК в качестве “переходного” учебно-боевого самолета, а на экспорт продвигаемые в качестве легкого истребителя (были закуплены Замбией).

Самолет L-15 (JL-10) – китайский «клон» Як-130

С самого начала L-15 (JL-10) оснащался аналогичными применяемым на Як-130 двигателями серии АИ-222 разработки запорожского ГП “Ивченко-Прогресс” и серийно производимыми запорожским АО “Мотор-Сич”. На серийных самолетах L-15 (JL-10) установливаются двигатели АИ-222К-25.

В 2011 году HAIG заключила с АО “Мотор-Сич” контракт на поставку 250 двигателей АИ-222К-25 для серийного производства самолетов L-15 (JL-10), который, видимо, был реализован полностью к середине десятилетия.

В последующем ГП “Ивченко-Прогресс” разработало специально для поставок HAIG для применения на серийных самолетах L-15А и L-15B модифицированный двигатель АИ-222К-25Ф с форсажной камерой, который затем после 2014 года был превращен в двигатель АИ-322 (АИ-322Ф), представляющий собой тот же же АИ-222К-25Ф, но с полной украинской локализацией (до того “холодная” часть двигателя АИ-222К-25/К-25Ф производилась по кооперации российским НПЦ газотурбостроения “Салют”).

Характеристики:  АИ-222-25Ф/АИ-322Ф

Полный форсажный режим (H=0; Мп=0; MCA, σвх=1,0 ):

Тяга, кгс (поддерживается до tн=+30°C), не менее 4200
Удельный расход топлива, кг/кгс•ч 1,9
(H=11000 м; Мп=1,4; MCA, σвх=0,97 ):
Тяга, кгс 2760
Максимальный режим (H=0; Мп=0; MCA; σвх=1,0 ):
Тяга, кгс 2500
Удельный расход топлива, не более, кг/кгс•ч 0,66
Расход воздуха, кг/с 49,7
Степень повышения давления 15,3
Степень двухконтурности 1,18
Максимальная температура газа перед турбиной, К 1471
Размеры и масса двигателя:
Диаметр вентилятора, мм 624
Длина двигателя, мм 3138*
Масса сухая (по ГОСТ 17106-90), не более, кг 560

Для справки>> 

В настоящее время компания «Хонду» предлагает потенциальным заказчикам два варианта L-15: дозвуковой учебно-тренировочный самолет L-15AJT с двигателями АИ-222К-25, для основной и повышенной подготовки, и сверхзвуковой учебно-боевой самолет для подготовки летчиков-истребителей L-15LIFT с форсажными двигателями АИ-222К-25Ф. При этом оба могут нести до 3000 кг (а по некоторым данным, даже до 4000 кг) боевой нагрузки на шести узлах внешней подвески. В состав вооружения могут входить УР «воздух – воздух» малой дальности, обычные и управляемые авиабомбы, блоки неуправляемых ракет, пушечные контейнеры.

В 2016 году АО “Мотор-Сич” заключило неафишировавшийся контракт на поставку в Китай серийных двигателей АИ-322 (предположительно, 200 двигателей), поставки велись с 2017 года. В частности, сообщалось, что в 2019 году АО “Мотор-Сич” было отправлено в КНР в адрес AVIC International Holding Corporation 45 двигателей АИ-322 (на сумму около 84 млн долл), а в 2020 году88 двигателей АИ-322 (на сумму 165 млн долл), что сформировало значительную часть загрузки и выручки запорожского предприятия. Теперь заключен новый контракт на поставку в КНР еще 400 двигателей АИ-322.

Последняя битва за «Мотор Сич»

Холодное противостояние вокруг запорожского предприятия переходит в горячую фазу

Конец этого месяца может стать точкой невозврата для номинальных и реальных акционеров ведущего моторостроительного предприятия Украины – ПАО «Мотор Сич». 31 января 2021 года запланировано собрание акционеров, которое собирает китайский держатель акций предприятия с помощью украинского партнера-олигарха. Менеджмент «Мотор Сич» во главе с почетным председателем правления завода Вячеславом Богуслаевым уже назвал предстоящее собрание попыткой рейдерского захвата единственного украинского производителя авиационных и вертолетных двигателей.

«Битва титанов» идет за едва ли не единственный продуктивно работающий объект машиностроения на Украине. Цена вопроса – от нескольких сотен до почти миллиарда долларов (при удачной конъюнктуре) ежегодной прибыли от поставок авиационных моторов украинского производства и технического сопровождения ранее произведенной продукции.

Атака «обманутых китайских вкладчиков»

С 2016 года блокирующий пакет ПАО «Мотор Сич» – 56% акций китайской компании Skyrizon. За это время счастливый акционер в лице владельца компании Ван Цзиня так и не смог осуществить свои корпоративные права. После сделки по продаже акций СБУ через суд заблокировала весь реестр акционеров и занялась изучением обстоятельств вывоза части оборудования «Мотор Сич» в Китай на строящийся в Чунцыне завод, что было квалифицировано как «возможная подготовка диверсии и государственная измена на предприятии» со стороны руководства компании.

А китайскому акционеру не помогла и попытка сделать пакет акций «украинским». В 2019 году украинский миллиардер Александр Ярославский стал совладельцем 25% «китайских» акций «Мотор Сич». По такому случаю независимый украинский суд на целые на сутки дал ценным бумагам запорожского актива свободное хождение. Но вслед за этим на реестр акций опять был наложен арест. Помимо СБУ с критикой продажи акций китайцам выступили США. Именно с подачи Госдепа Ярославский, как и Цзинь, лишь номинально владеет 25% акций «Мотор Сич».

В итоге собрание акционеров, запланированное на 31 января, проходит в интересных условиях. Акции, принадлежащие не только Цзиню и Ярославскому, но также и компаниям из Панамы, Кипра, Белиза и Британских Виргинских Островов, арестованы по решению суда.

 

Кроме того, сделка по продаже акций Ярославскому не одобрена Антимонопольным комитетом Украины. В ноябре 2019 года АМКУ в третий раз оставил без рассмотрения заявку DCH Ярославского и Skyrizon о получении согласования концентрации контрольного пакета акций.

Прибыльный арест

Несмотря на формальное блокирование механизма управления ПАО – собрание акционеров не проводилось с 2017 по 2020 год, – работа «Мотор Сич» в последние годы была довольно успешной.

Формально отгрузка двигателей для военной техники в адрес питерского АО «ОДК-Климов» остановлено. «Мотор Сич» продолжает экспорт своих изделий для техники гражданской и, начиная с 2014 года, активно осваивает резко выросший государственный оборонный заказ. Согласно отчетам, только реализация вертолетов силовым структурам Украины в 2015–2020 годах принесла «Мотор Сичи» почти 6 млрд грн. (около 300 млн долл.).

Однако мировой экономический кризис, санкции в отношении традиционных партнеров и чисто украинские проблемы сократили показатель реализованной продукции до 40% от значений даже не слишком удачного 2017 года.

Если же сравнить нынешний общий доход «Мотор Сичи», который в 2019 году составил около 350 млн долл., с прежней прекрасной порой 2011 года, когда предприятие получило 1,2 млрд долл., картина становится еще более грустной. При этом следует учесть, что за последние 10 лет цены на продукцию «Мотор Сич» в валюте выросли в 2–3 раза. Поэтому подлинным спасением для запорожской компании стал Китай, спустя три года не только заказавший создание двух двигателестроительных предприятий на своей территории, но и предоставивший фактически беспроцентный кредит, а затем выкупивший акции, принадлежавшие лично Богуслаеву, а также контролируемым его семьей офшорам.

В результате основными получателями новой продукции запорожского завода по-прежнему остаются Россия и Китай. Первая в этом году, по всей видимости, уже получила через Гонконг 48 ВК-2500 без покупных деталей, а второй – около 60 самолетных АИ-322 для боевых самолетов. Большие надежды возлагались на совместный проект тяжелого вертолета AHL, который планировался этими же странами, но о готовности нового двигателя АИ-136 для него из Запорожья ничего не слышно.

В течение 2019 года «Мотор Сич» экспортировал в Китай 45 турбореактивных двигателей АИ-322 и 22 АИ-25ТЛК на общую сумму около 98 млн долл. Импортером АИ-322 выступала компания AVIC International Holding Corp. (39F, AVIC Center, Huafu Road 1018, Futian District, Shenzhen). Также поставлялись комплектующие агрегаты для авиадвигателей АИ-222К-25 и АИ-322 и возвращались отремонтированные ранее поставленные двигатели АИ-222К-25 и АИ-322… Читать далее:

Война Украины с китайцами

Гражданин КНР Ван Цзин, владелец китайских компаний Beijing Xinwei Technology Group и Beijing Skyrizon, получивший контроль над АО “Мотор-Сич” (Запорожье), и против которого введены персональные санкции указом президента Украины Владимира Зеленского (с) АО “Мотор-Сич”

Как известно, украинское руководство после долгих мучений разрешило вопрос с неугодными Соединенным Штатам китайскими инвесторами АО “Мотор-Сич” (Запорожье), попросту ограбив китайцев путем введения против них прямых санкций. Президент Украины Владимир Зеленский 29 января 2021 года подписал указ о введении в действие принятых 28 января изменений в решение Совета национальной обороны и безопасности Украины от 14 декабря 2020 года. Указ сводится к применению персональных специальных экономических санкций против китайских инвесторов “Мотор Сичи” по конкретному списку. В дополнении к указу отмечается, что санкции сроком на три года вводятся против гражданина КНР Ван Цзина – ключевого акционера компаний Beijing Xinwei Technology Group и Beijing Skyrizon. Также указываются юридические лица против которых вводятся санкции, – те же китайские компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited, Hong Kong Skyrizon Holdings Limited, Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd и Beijing Xinwei Technology Group Co., Ltd.

31 января 2021 года Служба безопасности Украины (СБУ) силой воспрепятствовала проведению в Запорожье собрания акционеров АО “Мотор-Сич”, созванного представителями китайского инвестора.

В ответ китайская компания Beijing Skyrizon распространила заявление, в котором говорится:

“После вступления в силу санкций, компания Skyrizon как акционер компании “Мотор Сич” будет незаконно лишена своих законных прав и вынуждена прервать общепринятые деловые отношения с украинской компанией “Мотор Сич”, что повлечет за собой огромные необратимые убытки. Со стороны государства Украина такие действия – это варварский грабеж и серьезное нарушение законных прав и интересов китайских компаний, работающих за рубежом, беспрецедентное неуважение к принципам и правилам международной торговли”.

“Во избежание дальнейшего ухудшения условий ведения бизнеса компании “Мотор Сич”, акционеры ПАО “Мотор Сич”, владеющие более 80% акций, планировали провести общее собрание акционеров 31 января 2021 года. Именно в этот момент украинское руководство издало санкционные указы против компании Skyrizon, которые незаконно, необоснованно и грубо лишили компанию Skyrizon ее законных прав. Государство Украина отказалось от результатов предыдущих переговоров и полностью исключило любую возможность примирения между двумя сторонами”.

Заявлено, что китайский акционер АО “Мотор Сич” намерен использовать все возможные юридические средства, включая международный арбитраж, для решительной защиты своих законных прав и интересов.

1 февраля по данному вопросу последовала реакция министерства иностранных дел Китайской Народной Республики. Официальный представитель МИД Китая Ван Вэньбинь заявил:

“Мы категорически против, чтобы правительство другого государства применяло односторонние санкции в отношении китайских предприятий. Надеемся, что украинская сторона в соответствии с юридическими нормами обеспечит защиту законных прав компаний и инвесторов КНР”.

Китай разорит Украину за дружбу с США

Китайцы стремятся стать своими для далекой Украины

Зеленский внезапно сделал дружелюбный жест в адрес Китая – главного противника своих американских покровителей. Хотя Пекин и Вашингтон ведут холодную войну, признал он, для Украины Китай – вовсе не враг. Но всего за пару дней до этого Зеленский своим указом ввел на Украине антикитайские санкции. И это решение Киева может обойтись Украине в миллиарды долларов.

Президент Владимир Зеленский в понедельник в интервью американским телеканалам сделал неожиданное заявление. Зеленский по сути признался, что разочарован в Америке. “Мы привыкли считать, что в США идеальные демократические институты, где власть передается мирно, без войн, революций, от одного президента к другому”, – сказал Зеленский, однако после погрома в Капитолии “миру будет трудно воспринимать Соединенные Штаты как символ демократии”.

В том же интервью прозвучало еще одно показательное заявление – киевский лидер отказался назвать Китай “геополитической угрозой № 1”, как о том его попросили американские репортеры. Как известно, установка Вашингтона считать Китай своим главным соперником или “вызовом” не изменилась даже после смены власти в Белом доме и Конгрессе.

“Между Китаем и Соединенными Штатами наблюдается нечто наподобие холодной войны”, – процитировал Зеленского ТАСС. Но на Украине, подчеркнул он, китайская угроза не ощущается. Зеленский, похоже, решил продемонстрировать самостоятельность своей внешней политики. “Мы знаем, что на Украине представлены предприятия из Соединенных Штатов, но в то же время у нас представлен и китайский бизнес”, – подчеркнул он…Далее подробнее:

Дело «Мотор Сич». Сколько китайские компании хотят взыскать с Украины

Вошла в активную фазу борьба с китайскими инвесторами украинского АО «Мотор Сич», она началась сразу же после инаугурации нового президента США.

Украина опять стала местом, где схлестнулись интересы мировых гигантов США и Китая. Украина и США вводят санкции против китайских компаний, которые хотят установить контроль над предприятием «Мотор Сич». Почему это событие вызывает такой интерес в мире и что за иск на $3,5 миллиарда выставила китайская сторона Украине? Попробуем это выяснить.  Для этого приведем хронологию событий, которые происходили в последние годы вокруг АО «Мотор Сич».

 

Год 2021-й

14 января 2021 Министерство торговли США ввело санкции против Skyrizon Aircraft Holdings Limited. В Вашингтоне заявили, что как сама компания, так и и ее попытки приобрести иностранных военных технологий угрожают национальной безопасности США, и связали Skyrizon с вооруженными силами КНР.  

29 января 2021 Украина ввела санкции в отношении китайских акционеров АО «Мотор-Сич», которые на три года предусматривают блокировку активов, ограничение торговых операций, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины. Среди других ограничений – предотвращение вывода капиталов за пределы Украины, полный запрет совершения сделок с ценными бумагами, эмитентами которых они являются, запрет на покупки предприятий в Украине. В перечне санкций также запрет на увеличение размера уставного капитала хозяйственных обществ, в которых подсанкционные лица владеют 10% и более, и аннулирование официальных визитов, заседаний, переговоров по вопросам заключения договоров или соглашений.

В интервью, опубликованном 1 февраля, Президент Украины Зеленский пообещал, что пока остается у власти, он не позволит получить контрольный пакет акций «Мотор Сичи» ни одной иностранной компании. «Вопрос не в Китае. Мы не имеем права продавать контрольный пакет управления стратегическими оборонными предприятиями Украины любой стране», – отметил он.

2 февраля 2021 года Министерство иностранных дел Украины получило от Китая ноту в связи с введением Украиной санкций против китайских акционеров «Мотор Сич».

Что дальше?

«Мотор Сич» — единственное в Украине частное предприятие подобного профиля, которое действует в паре с государственным конструкторским бюро. КБ Ивченко-Прогресс (Запорожье) специализируется на проектировании, производстве, сертификации и постановке в серийное производство газотурбинных авиационных и других двигателей. Его основной партнер — частная Мотор Сич. С середины 1990-х годов основным акционером стал президент и главный конструктор предприятия Вячеслав Богуслаев. Другие предприятия подобного типа вроде Зоря Машпроект (Николаев), Южмаш (Днепр), бронетанковый кластер в Харькове — все остались в государственной собственности как на уровне конструкторского бюро, так и на уровне непосредственно завода.

Скорее всего Украина попытается вернуть предприятие оборонно-промышленного комплекса в государственную собственность.  Новый собственник уже пригрозил подать иск в международный арбитраж, который может поставить окончательную точку в истории. Если это произойдет, то дело «Мотор Сич» будет иметь сокрушительные последствия для государства Украина, как с репутационной, так и финансовой точки зрения. Актив был фактически продан несколько лет назад одним частным собственником другому (иностранному). И государство не имеет никакого права вмешиваться в эту сделку.

 

Приняв решение о полной приватизации предприятия много лет тому назад, государство фактически подтвердило, что оно не имеет дальнейшего интереса контролировать судьбу этого актива, по аналогии с иными „стратегическими“ активами, которые остались полностью или частично в государственной собственности. Китай и китайские инвесторы уже сделали свои выводы и ставят на паузу существующие масштабные проекты с Украиной, которые были анонсированы совсем недавно. Все признаки указывают на то, что Украина слишком поздно осознала стратегическую важность «Мотор Сичи». Но даже это произошло, скорее всего, после подсказки западных партнеров. А точнее США, которые увидели угрозу в том, что украинские военные технологии достанутся их стратегическому противнику.

Пока ситуация патовая. Будем отслеживать!

По теме: