В 1922 году в Москве на пересечении с Нижней Масловкой образовалось предприятие, действующее и поныне. Сегодня оно называется МПО им. И. Румянцева, входит в составхолдинга «Технодинамика», который в свою очередь входит в “Ростех”. Здесь создают сложнейшую аппаратуру для турбореактивных и турбовинтовых двигателей.
Высокотехнологичное оборудование стоит на самолетах, наземных газоперекачивающих и энергетических установках, а сто лет назад все начиналось с передвижной мастерской, занимавшейся ремонтом моторов в полевых условиях.
От мастерской на колесах до ведущего предприятия страны
История предприятия начинается в 1922 году, когда в Москву был переведен так называемый «Авиапоезд №11». В то время авиапоездами назывались передвижные мастерские на железной дороге, которые в период гражданской войны ремонтировали авиадвигатели в полевых условиях.
Вид завода «Авиапоезд №11» от основных ворот предприятия. Фото: Архив МПО имени им. Румянцева
«Авиапоезд №11» обосновался на улице Нижняя Масловка, где ранее находилась шорно-седельная фабрика Циммермана. В первые годы здесь занимались ремонтом моторов и других авиационных изделий: компасов, высотомеров, тахометров, привязных ремней для летчиков. Позже мастерская была преобразована в завод №33, который перепрофилировали на конкретную тематику – производство топливорегулирующей аппаратуры. В 1931 году здесь был создан первый авиационный карбюратор. До начала Великой Отечественной войны завод был единственным в стране предприятием, выпускавшим карбюраторы, которыми оснащались все отечественные авиационные моторы и, соответственно, все самолеты.
В начале войны завод был эвакуирован в Пермь. До конца войны предприятие обеспечивало карбюраторами все авиационные двигатели Микулина, которые устанавливались на знаменитые штурмовики Ил-2. Кроме того, серийно выпускались разработанные уникальные агрегаты, к примеру, регулятор постоянного давления РПД1М для управления двигателем на истребителе Ил-16.
Сборка штурмовика Ил-2
После эвакуации в Пермь производственная площадка в Москве также не пустовала. В запустевшие цехи оставшиеся работники привезли старое оборудование из Дмитрова и наладили производство мин. Многие работники Московского карбюраторного завода №33 ушли на фронт в качестве ополченцев. «Наше предприятие и его работники внесли свой, и немалый, вклад в разгром врага. В победах советских летчиков-асов была и частица труда нашего завода, продукция которого стояла на тысячах боевых самолетов. На заводе тогда трудились в основном женщины и подростки, многие из которых впервые встали к станку. Это была их линия фронта – у каждого рабочего места, у каждого станка. Настоящим трудовым подвигом было то, что они не только справлялись с производственными заданиями, но и перевыполняли их», – отметил нынешний генеральный директор предприятия Леонид Халфун.
После войны завод, получивший номер 315, начал освоение топливной аппаратуры для первых отечественных реактивных двигателей. Здесь налаживали производство первых плунжерных насосов, которые подают топливо в систему, управляющую реактивным соплом двигателей истребителей. В последующие годы завод осваивал все более сложную топливную аппаратуру для двигателей Климова, Люльки, Кузнецова, Ивченко, которые устанавливались на самолеты Микояна, Сухого, Туполева, Ильюшина, Бериева.