К 85 летию неклассического героя Валерию Чкалова

В советские времена в честь летчика Валерия Чкалова называли населенные пункты, микрорайоны и улицы. Даже остров в Охотском море и планета Солнечной системы носят его имя. 15 декабря исполнилось 80 лет со дня смерти выдающегося летчика-испытателя.


Пример для подражания  

Герой – слово многозначное. Одно из значений: человек исключительной смелости и доблести, человек, на которого равняются. Сколько мальчишек прыгали со шкафа, воображая себя Бэтменом или Суперменом? Целое поколение мечтало “быть как Гагарин” и покорять неизведанные дали. Кстати, первый человек, побывавший в космосе, когда-то сам вдохновился примером Валерия Чкалова.  Прочитав в детстве слова летчика “Если быть, то быть первым”, Юрий Гагарин старался им соответствовать всю жизнь. Будущий покоритель космоса родился в 1930-е годы, а тогда все мальчишки мечтали стать Чкаловыми.

Валерий Чкалов родился 20 января 1904 года. Теперь его родное село Василёво в Нижегородской губернии стало городом Чкаловск Фото: topwar.ru

В 1941-м на экраны вышел художественный фильм “Валерий Чкалов”. На тот момент прошло всего 3 года с момента гибели летчика. Киноленту выпустили вовремя – как раз чтобы вдохновлять шедших на фронт. И советские летчики действительно брали в полеты фотокарточку Валерия Чкалова – на удачу. Интересно, что бывали случаи, когда его снимки обнаруживали даже в вещах сбитых немецких пилотов. Так, один позже объяснял: “Чкалов не только ваш. Немецкие летчики тоже считают его своим учителем. Наверное, все летчики мира мечтают летать так, как он”.

Одна из последних фотографий Валерия Чкалова. 1938 год Фото: img.gazeta.ru

А поучиться было чему. Валерий Чкалов разработал много сложных фигур, в том числе высшего пилотажа. Летчик считается автором восходящего штопора и замедленной управляемой бочки. Он же довел до совершенства выход из перевернутого штопора, перевернутую петлю Нестерова и другие маневры. В ноябре 1927 года в возрасте всего 23 лет Чкалов перед членам правительства демонстрировал 15 фигур высшего пилотажа собственного изобретения. В тот же день вечером он написал жене: “Лелик, представь себе, то, за что я сидел на гауптвахте, здесь отмечено денежной премией!”. А на гауптвахте герой мальчишек того времени сидел частенько.

Воздушный хулиган

10 суток – за полет вниз головой, столько же – за эксперимент с мертвыми петлями. Позже он объяснял командиру эскадрильи: “Сглупил я, Батя. Заключил пари, что непрерывно прокручу 50 петель. А вошел во вкус и сделал лишние 200”. За пролет под Троицким мостом в Ленинграде дали 15 суток.

Когда Валерию было 15 лет, он увидел самолет впервые – и тут влюбился. Уволился с парохода, где работал кочегаром, и ушел в армию. Через 2 года Чкалов добился направления в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС Фото: xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Дважды Валерий Чкалов попадал в тюрьму. Первый раз, когда в 21 год захотел лететь пьяным. А второй – через 4 года. Летчик вел за собой звено и в какой-то момент нырнул под провода телеграфной линии. Сам-то виртуоз проскочил, а вот остальные не смогли правильно прижаться к земле, и проволока резанула по хвостам.

В Брянской тюрьме Чкалов даже успел сделать карьеру – стал контролером на кухне. А еще перечитал все книги скудной тюремной библиотеки, а в отведенное на прослушивание радио время изучал оперный репертуар театров. Сохранились и тогдашние его записи в дневнике о гнетущей тоске и жестокости человечества к слабым.

В тюрьме летчик успел отсидеть … всего 19 дней. Таким Чкалов был во всем: успевал столько, сколько другим и не снилось. Будто бы спешил жить.

То, что во время учебы сокурсники Чкалова усваивали за 10–12 полетов, он схватывал за 4 Фото: upload.wikimedia.org

С 1933 года Валерий Чкалов становится летчиком-испытателем. При чем летает на всех типах самолетов: гражданских, истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках. Его задачей было “выжать” из машины все, доказать, что она пригодна к дальнейшей эксплуатации. Всего Чкалов летал на 70 видах самолетов, совершив более 800 испытательных полетов.

Дальние перелеты  

Карьера Чкалова развивалась стремительно. Несмотря на все нарушения, он был любимчиком. Пиком его летной карьеры стали рекордные перелеты. Первым стал маршрут Москва — Петропавловск-Камчатский. Полет начался 20 июля 1936 года, продолжался 56 часов и успешно завершился на острове Удд в Охотском море. За этот перелет на Дальний Восток всему экипажу присвоили звания Героев Советского Союза.

Валерий Чкалов стал 9-м по счету человеком, получившим звание Героя Советского Союза

Всенародная известность вскоре превратилась во всемирную. Чуть меньше чем через год экипаж в том же составе стартовал из Москвы, чтобы без посадок, пролетев Северный полюс, достигнуть Америки. Старт самолёта АНТ-25 Валерия Чкалова по маршруту Москва — Северный полюс — США состоялся 18 июня 1937 г. У экипажа был кислородный голод, но больше всего они переживали за мотор и самолет, а не за себя.Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра.

За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. А 1 декабря 1938 года Чкалов был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.  Последняя запись в бортовом журнале: “20 июня 1937 года. Всего пробыли в воздухе 63 часа 16 мин. Израсходовано горючего 5658 килограммов, остаток горючего – 77 килограммов. Средняя скорость полета – 200 километров в час”. 200 километров в час… Звучит смешно. С такой скоростью сегодня передвигаются разве что автомобили, и все же никто особо Чкаловским маршрутом летать не отваживается…

Рекордные перелеты

Попытки достичь Северного полюса были неразрывно связаны с историей изучения и освоения Арктики. С развитием воздухоплавания и авиации открылись совершенно новые возможности в достижении Северного полюса.
В августе 1935 года Герой Советского Союза полярный летчик Сигизмунд Леваневский, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Виктор Левченко предприняли попытку перелета на самолете АНТ-25 по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско. Но летчиков постигла неудача — неисправность в маслопроводе заставила их вернуться назад. Тогда самолет едва не сгорел на земле из-за случайной искры. Леваневский в сердцах заявил, что вся беда в самолете и он больше в него никогда не сядет.

Осенью 1935 года другой известный летчик М. Громов предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс, но лететь двумя самолетами почти одновременно. И, конечно, просить об этом Сталина, так как в подобных вопросах последнее слово оставалось всегда за ним.

Вот именно здесь и проявился непростой характер Чкалова: если быть, то всегда быть первым! Не предупредив Громова, он подал заявление И. В. Сталину с просьбой разрешить ему одному полет через Северный полюс в Америку и получил согласие. Узнав об этом, Громов также подал заявление с просьбой о разрешении такого же полета. И тот же Сталин после встречи с летчиком дал свое добро.

Оба самолета начали готовить к полету, вспоминал Громов. Испытания подходили к концу. Но однажды утром, войдя в ангар, мы вдруг увидели, что наш самолет стоит без мотора: его передали, как нам сказали, на самолет Чкалова для замены менее надежного. Можно представить себе наше состояние. Но духом мы не упали, а продолжали работать: ведь на вновь поставленном моторе предстояло налетать двадцать пять часов.
А тем временем Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки С. Леваневского.

Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала борьбы с культом личности Сталина.

За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям.

Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске). Об исключительной пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

Июль 1937-го года. Теплоход “Нормандия” следует из Америки в Европу. На его борту – блистательная Марлен Дитрих и экипаж советских летчиков, только что совершивших рекордный перелет. Фото: styleinsider.com.ua

В английском порту, куда прибыл теплоход, собралась толпа встречающих. Каково же было удивление и негодование кинодивы, когда она узнала, что все эти люди ждут совсем не ее.  Цветы преподнесли летчику Валерию Чкалову. Он же не растерялся: галантно вытащил розу из букета и вручил опешившей Дитрих.

Последний полёт

15 декабря 1938 года Валерий Чкалов с утра отвез в поликлинику беременную жену (она ждала третьего ребенка) и поехал на Центральный аэродром, чтобы провести испытание нового истребителя И-180. Было холодно – минус 25 °C. Задание заключалось в пробном полете по кругу без уборки шасси в течение 10–15 минут.

28 июня 1937 года. После приема у Рузвельта в Белом Доме Фото: topwar.ru

Все было хорошо, но когда летчик начал заходить на посадку, он понял, что нужно увеличить скорость. Однако сделать этого не смог, так как заглох двигатель. Вокруг – жилые здания, Чкалов увидел какой-то хозяйственный двор и направился туда… Версии о том, как именно погиб летчик расходятся. По одной из них, он врезался в склад досок. Ударился об металлическую арматуру… или железнодорожную стрелку. Скончался через 40 минут… или 2 часа в Боткинской больнице.

Расходятся версии и о причинах смерти. Мало кто верит в несчастный случай. Винят НКВД, лично Сталина, немецких шпионов… Никому не хочется верить, что великий летчик погиб по собственной халатности. Валерию Чкалову было всего 34 года. По разным данным, на его похороны пришли около полумиллиона человек, под артиллерийские залпы урну с прахом замуровали в нише Кремлевской стены.

Валерий Чкалов с женой и детьми. Самая младшая дочка Ольга родилась через несколько месяцев после смерти своего знаменитого отца Фото: stuki-druki.com

Валерий Чкалов не был классическим героем – до приторности положительным и правильным, у него были свои слабости и страсти. Но он был человеком исключительной смелости и доблести, вдохновителем многих, решивших покорять небо.

И.Сталин, К.Ворошилов, Л.Каганович, В.Чкалов, А.Беляков