Отец транспортной авиации Олег Константинович Антонов выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук (1960), профессор (1978), академик АН СССР. Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Ленинской премии (1962) и Сталинской премии второй степени (1952). “Все восхищались его знаниями, – говорит Дмитрий Семенович Кива, исполняющий обязанности Генерального конструктора АНТК им. О.К.Антонова, – огромным опытом, удивительной интуицией с редким сочетанием чисто человеческих качеств – умением притягивать к себе сердца людей, увлечь их, сплотить, вдохнуть уверенность, что им по плечу любые сложные задачи”. Эта уверенность остается в коллективе и сегодня. И когда в небо поднимается очередной самолет с буквами “Ан” на борту, мы понимаем – Олег Константинович с нами.
Олег Константинович Антонов родился 7 февраля (25 января по старому стилю) 1906 года в селе Троицы, Подольского уезда, Московской губернии. Его прадед, Дмитрий Антонов, был декабристом, близким к Кондратию Федоровичу Рылееву и поэту Волкову, а дед Константин Антонов был связан с передовыми художниками своего времени.
С 1912 года мальчик жил в городе Саратове. В 1915—1922 годах учился в Саратовском реальном училище, в котором окончил два класса и средней школе (ныне — СШ № 23). С юных лет увлекался авиацией, занимался в школьном кружке любителей авиации.
Опасаясь препятствий при поступлении в институт, Олег вынужден был скрыть свое дворянское происхождение.
С 1923 года работал ответственным секретарем планерной секции при Саратовском губернском отделе Общества друзей Воздушного флота. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-1 “Голубь” и ОКА-1.
В 1925 году поступил на отделение гидроавиации корабельного факультета Ленинградского политехнического института, где стал секретарем технического комитета планерной секции Ленинградского аэроклуба. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-3 и “Стандарт”.
В 1930 году после окончания Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина Антонов работал инженером, а с января 1931 года — главным конструктором Московского планерного завода, где им были созданы планеры “Упар”, “Рот фронт”, “Стандарт”.
В 1932-1938 годах — главный конструктор Тушинского планерного завода. В этой должности сконструировал:
- планеры-парители РФ-5, РФ-6, РФ-7;
- учебные планеры УС-3, УС-4, УС-5, УС-6, ПС-1, ПС-2, БС-3, БС-4, БС-5, М-1, М-2, М-3, М-4, М-5, М-6;
- экспериментальные планеры РЭ-1, РЭ-2, РЭ-3, РЭ-4, РЭ-5, РЭ-6, РФ-1, РФ-2, РФ-3, РФ-4, ИП-1, ИП-2, БА-1;
- экспериментальный мотопланер ЛЕМ-2.
С 1938 года работал в КБ им. А.С. Яковлева. Здесь под его непосредственным руководством был разработан пассажирский самолёт Я-19. Сегодня это АНТК — научно-технический комплекс, начальные буквы которого начертаны на десятках тысяч машин, ныне летающих на всех континентах.
В 1940-1941 годах — Олег Константинович был главным конструктором авиазавода №23 (город Ленинград, ныне Санкт-Петербург). Построил самолёт связи ОКА-38 (копия немецкого самолёта Физелер Fi-156 «Шторх»). Весной 1941 года назначен главным конструктором авиационного завода в городе Каунас (в Литве), где должен был наладить серийный выпуск самолёта ОКА-38. Работа над внедрением самолёта в серию была прервана начавшейся Великой Отечественной войной.
В начале Великой Отечественной войны конструктор разработал ряд десантных планеров.
В июне-июле 1941 — главный инженер Планерного управления Наркомата авиационной промышленности СССР. С июля 1941 — главный конструктор планерного авиазавода (город Москва, с осени 1941 года в эвакуации в городе Тюмень). Сконструировал и построил десантный планер А-7, двухместный учебный планер А-2, планер А-40 «Крылатый танк» (предназначенный для перевозки танка по воздуху). Планер А-7 вовремя Великой Отечественной войны широко использовался для снабжения партизан. В 1942 году был испытан созданный им планер для переброски легкого танка Т-60.
В январе 1943 — мае 1946 — заместитель главного конструктора ОКБ А.С. Яковлева. Одновременно в 1945-1946 годах был директором Филиала ОКБ на авиазаводе №153 (город Новосибирск). Участвовал в модернизации истребителей Як-7, Як-9 и Як-3.
С мая 1946 — главный конструктор Опытно-конструкторского бюро по гражданским и транспортным самолётам в Новосибирске. В эти годы сконструировал самолёты Ан-2, Ан-6, планер-паритель А-9, двухместный планер-паритель А-10. Многоцелевой самолёт Ан-2, совершивший первый полёт в 1947 году, стал лучшим в мире бипланом и летает до сих пор.
Вехи истории ОКБ «Ан», самолеты «Антонова»
Первенец и любимец Олега Константиновича одномоторный биплан Ан-2 был создан в 1947 году. Какие только прозвища ему ни придумывали: “Аннушка”, “Воздушный хлебороб”, “Крылатый санитар”, “Старик Антонов”.
Летом 1952 года ОКБ О.К. Антонова было переведено в Киев и получило наименование ОКБ-473 (в 1965-1966 годах — Опытный завод №473, с апреля 1966 года — Киевский механический завод, далее — АНТК имени О.К. Антонова и в настоящее время— ГП “Антонов”).
В 1962 году Олег Константинович был назначен Генеральным конструктором ОКБ. За годы его руководства в ОКБ были сконструированы и построены:
- голубь, Рот Фронт-1, Рот Фронт-2, Рот Фронт-3, Рот Фронт-4, А-11, А-13, А-15;
- транспортные самолёты Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124 «Руслан», Ан-74, Ан-140;
- пассажирские самолёты Ан-10, Ан-14 «Пчёлка» и Ан-24, Ан-148;
- не реализованные проекты Ан-140, Ан-158, Ан-180;
- многоцелевые самолёты Ан-2, Ан-14 «Пчёлка», Ан-30, Ан-28, Ан-3;
Самолёт Ан-22 «Антей» до сих пор является самым грузоподъёмным в мире турбовинтовым самолётом (поднимает до 100 тонн груза), а самолёт Ан-124 «Руслан» являлся для своего времени самым грузоподъёмным реактивным самолётом (поднимает до 170 тонн груза). На самолётах, разработанных под непосредственным руководством О.К.Антонова, было установлено 244 мировых авиационных рекорда.
Среди преимуществ самолётов ОКБ О.К. Антонова профессионалы признают возможность взлёта с малых аэродромов, способность перевозить крупногабаритную тяжёлую технику, высокую манёвренность, относительную дешевизну и экономичность.
В 1955 году совершил первый полет транспортный самолет Ан-8 с двумя турбовинтовыми двигателями. Затем Антонов разработал самолеты Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-24 грузоподъемностью до 80 тонн. В 1964 году создан воздушный гигант конструкции Антонова — Ан-22, известный также под названием “Антей”. На этом самолете 26 октября 1967 года было установлено 15 мировых рекордов. Более поздние образцы — транспортировщик боевой техники “Руслан” (Ан-124) и уникальный грузовик космических систем “Мрия” (Ан-225). “Руслан” перевозит вагоны метро.
Одновременно с конструкторской работой с 1977 года Антонов был заведующим кафедрой конструкций самолётов Харьковского авиационного института.
Член Центрального Комитета Компартии Украины с 1960 года. Депутат Верховного Совета СССР 5-11-го созывов (с 1958 года).
15 марта 1984 года в Москве, в Президиуме АН СССР в торжественной обстановке Олег Константинович принял Золотую медаль им. А.Н. Туполева, присуждаемую за работы в авиакосмической науке и технике.
За 60 лет непрерывного труда Олег Антонов написал 200 научных трудов, 4 книги, ему принадлежат 72 авторских свидетельства на изобретения, десятки журнальных и научных статей.
Выдающийся российский авиаконструктор был известен не только как создатель серии самолетов “АН”, но и как большой любитель спорта, особенно тенниса. По инициативе Олега Антонова в конструкторском бюро построен специализированный теннисный комплекс “Антей”, создана школа юных теннисистов. В свое время для международных теннисных турниров, которые проводились в Советском Союзе, конструктор учредил традиционный приз “Джентльмен корта”.
Олег Константинович умер в Киеве в результате инсульта 4 апреля 1984 года.
7 февраля 1991 года, в день 85-летия выдающегося авиаконструктора, на доме по улице Огарева Киеве, где Олег Антонов прожил 27 лет, была установлена мемориальная доска.
- За большие успехи в конструировании новой авиационной техники и в связи с 60-летием со дня рождения Олегу Константиновичу Антонову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1966 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина;
- Три ордена Ленина (12 июля 1957, 5 февраля 1966, 3 апреля 1975);
- Орден Октябрьской революции (26 апреля 1971), Отечественной войны 1-й степени (2 июля 1945), Трудового Красного Знамени (2 ноября 1944);
- Награжден различными медалями: «Партизану Отечественной войны» 2-й степени (1944), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945), «20 лет победы над гитлеровской Германией» (1965), «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970);
- Сталинская премия второй степени (1952) — за самолёт «Ан-2»;
- Ленинская премия (1962) — за самолёт «Ан-12»);
- Академик АН УССР (1968);
- Академик АН СССР (1981);
- Заслуженный деятель науки и техники УССР;
- Золотая медаль имени А. Н. Туполева АН СССР (1979);
- Грамота Центрального Исполнительного Комитета за создание учебных и рекордных планеров (1933);
- Почетный гражданин города Саратова (1981).
Прошлое и настоящее ОКБ «О.К. Антонова» по-украински
Госпредприятие «Антонов» — крупнейшая авиастроительная корпорация Украины.
О компании
Нынешнее динамичное время требует внедрения в жизнь передовых идей и технологий. Именно такую продукцию производит и поставляет на рынок ГП «Антонов». Оно названо в честь его основателя – знаменитого на весь мир авиаконструктора О.К. Антонова.
За время своего существования в стенах ОКБ им. Антонова (позже − ГП «Антонов) было разработано и построено более сотни типов транспортных, гражданских и специализированных самолетов. Марка «Ан» получила общий тираж более чем 22 000 экземпляров. Особая гордость предприятия – это создание и постройка самолетов невиданных ранее размеров – «Руслан» и «Мрия», которые установили 270 рекордов в истории мировой авиации. Теперь эти самолеты стали визитной карточкой госпредприятия. Всего же самолетами «Ан» было установлено свыше 500 мировых рекордов.
История авиастроителя насчитывает более 60 лет плодотворной деятельности. На сегодняшний день это одна из немногих фирм-авиапроизводителей с полным циклом производства – от предпроектных лабораторных исследований до проектирования, разработки, сооружения, проведения испытаний, серийного выпуска и послепродажного обслуживания.
Еще одна гордость компании – высококвалифицированные кадры. На ГП «Антонов» работают около 12 000 сотрудников, а это 198 специальностей и профессий. Научный персонал проводит исследования в 35 направлениях, в частности редких, таких как материаловедение, авионика, теплотехника, гидравлика, механика, прочность самолетов и аэродинамика.
Сфера деятельности и филиалы ГП «АНТОНОВ»:
- Опытно-конструкторское бюро, занимающееся проектированием, исследованием, сертификацией, сопровождением серийного производства воздушных судов.
- Опытное производство, главная задача которого заключается в изготовлении опытных экспериментальных экземпляров авиатехники.
- Доводочная и летно-испытательная база, на которой проходят летные испытания, доводка и сертификация самолетов. Также ее применяют для обучения летного и инженерного персонала.
- Служба передовых специалистов по проектам.
- Авиаперевозчик «Авиалинии Антонова» − компания, обеспечивающая грузовые доставки во все регионы мира.
- Филиал, находящийся в серийном заводе «Антонов», где проводится сборка самолетов марки «Ан».
Комплекс всех этих подразделений позволяет качественно воплотить в реальную авиатехнику идею конструктора.
Поэтому ГП «Антонов» поставляет на рынок достаточно качественную конкурентоспособную продукцию, в том числе и разработки, что позволяет партнерам компании модернизировать собственное авиастроение.
Компания имеет широкую географию зарубежных фирм-партнеров в 76 странах мира и делает шаги к улучшению условий сотрудничества.
История по-украински
Дата основания опытно-конструкторского бюро №153 – 31.05.1946. Согласно постановлению СМ ССРР и ЦК ВКП(б) оно было образовано на авиационном заводе в Новосибирске и было возглавлено Антоновым Олегом Константиновичем, который получил должность Главного конструктора.
ОКБ сразу получило задание на разработку сельскохозяйственного самолета. Ему дали название Ан-2 и впервые подняли в воздух 31.08.1947.
Летом состав ОКБ-153 передислоцировали в г. Киев.
В 1953 г. предприятию поручили очень сложное задание – создать военно-транспортный самолет с двумя турбовинтовыми моторами. В результате ОКБ Антонова представило самолет Ан-8. На нем был впервые совершен полет 11.02.1956.
Разработку моделей Ан-10 и Ан-12 предприятие начало в 1955 году. 7.03.1957 был впервые поднят в воздух пассажирский Ан-10, а 16.12.1957 над иркутским аэродромом подняли в небо транспортный Ан-12.
Создание самолета Ан-14 силами ОКБ-153 началось в 1956 г. Первый полет на этом самолете был выполнен 14.03.1958.
За 1957-1959 гг. ОКБ Антонова выпустило пассажирскую модель Ан-24, на которой впервые совершили полет 20.10.1959.
В 1959 г. в поселке Гостомель, который находится в Киевской области, началась постройка базы для проведения летных испытаний и доводок самолетов. Спустя 30 лет был получен комплекс, который по техническому оснащению ничуть не уступал именитым мировым авиапроизводителям.
В 1960 г. в ОКБ-153 начались работы по созданию Ан-22 «Антей». Это была первая практика в истории мировой авиации по постройке широкофюзеляжного самолета. Впервые «Антей» подняли в небо 27.02.1965.
В 1962 г. за разработку Ан-12 конструкторы были удостоены Ленинской премии, а О.К. Антонову присвоили звание Генерального конструктора.
Коллектив предприятия в начале 1970-х годов разработал проект многоцелевого самолета Ан-28, который совершил свой первый полет 29.01.1973.
Также в эти годы в стенах ОКБ-153 начались работы по проектированию первого самолета с турбореактивной двухконтурной силовой установкой – Ан-72. Самолет подняли в небо 31.08.1977. Он стал основой для разработки самолета Ан-74, который впервые взлетел 29.09.1983. В 1971 г. коллектив бюро начал проводить работы по созданию транспортного дальнего тяжелого самолета Ан-124 «Руслан», а 24.12.1982 эту машину удалось поднять в воздух.
4.04.1984 умер основатель бюро О.К. Антонов. 15.05.1984 должность Генерального конструктора получил П.В. Балабуев. 19.10.1984 предприятие стало носить имя О.К. Антонова.
В 1984 г. стартовали работы по созданию универсального транспортного сверхтяжелого самолета Ан-225 «Мрия». Первый полет «Мрии» состоялся 21.12.1988. В мае 1989 г. Ан-225 с «Бураном» на внешней подвеске провел полеты над Байконуром, а в июне этого же года побывал на авиасалоне в Ле-Бурже. В нынешнее время самолет выполняет заказы по коммерческим грузоперевозкам в составе авиакомпании «Авиалинии Антонова». Данный авиаперевозчик был основан как подразделение АНТК им. О.К. Антонова в 1989 г.
Завершив создание Ан-225, коллектив начал разработку транспортной модели Ан-70. Первый полет этого аппарата состоялся 16.12.1994. В это же время удалось соорудить легкий самолет многоцелевого назначения Ан-38.
В 1993 г. на АНТК Антонов начались работы по региональному авиалайнеру Ан-140. Первый его полет был проведен 17.09.1997.
В 2000-х годах предприятием создавался новый пассажирский региональный самолет Ан-148, который впервые подняли в воздух 17.12.2004.
После распада Советского Союза завод стал украинским предприятием «АВИАНТ». А 30 октября 2008 года завод «АВИАНТ» вошел в состав украинского Государственного предприятия(ГП) «Антонов».
В нынешнее время ведутся работы по модернизации модели Ан-158 в Ан-178 и разработка других воздушных судов.
Непрофильная продукция
АНТК «Антонов» в разное время занимался и разработкой непрофильной продукции. Наиболее значимыми стали работы в сфере наземного транспорта. Конструкторы авиапредприятия реализовали свои идеи в постройке серии спортивных автомобилей на базе моделей ГАЗ М-21 «Волга» и «Москвич-407». Новые авто обрели название «Киев-Спорт». Автомобиль оснащался пространственной рамой, материалом для которой служили тонкостенные стальные трубы. Кузовные панели авто сделали из авиационного дюралюминия. В разной комплектации всего были построены 3 машины «Киев-Спорт». Один из автомобилей, оснащенный двигателем Газ-21, удалось сохранить до нынешнего времени.
В 1980 г., имея большие познания в области аэродинамики, специалисты предприятия разработали бобслейные углепластиковые бобы, которые применялись спортсменами СССР и Украины на зимних олимпиадах в 1984 и 1994 годах.
Также отдельные подразделения принимали участие в разработке углепластиковых перспективных велосипедных рам. Именно на велосипедах с рамами от АНТК украинские спортсмены взяли золото чемпионата мира в 1996 г.
Также в начале 1990-х годов предприятие проводило разработки по созданию городского транспорта. На завод «Авиант» от АНТК была передана техническая документация на троллейбус К12 «Киевский», который там стали серийно производить до 2002 г.
В совместном проекте ГП «Антонов» и луганского тепловозостроительного завода построен опытный вариант низкопольного трамвая с применением алюминиевого кузова ЛТ-10А, однако высокая себестоимость не позволила начать серийное изготовление данной модели.
В 2014 г. АНТК «Антонов» построил бронеавтомобиль, который был отправлен в зону проведения АТО.
Самолеты Антонова, семейство :
Ан-2 | Ан-14 | Ан-40 | Ан-148 |
Ан-3 | Ан-24 | Ан-70 | Ан-158 |
Ан-4 | Ан-26 | Ан-71 | Ан-168 |
Ан-6 | Ан-28 | Ан-72 | Ан-178 |
Ан-8 | Ан-30 | Ан-74 | Ан-180 |
Ан-10 | Ан-32 | АН-74ТК-300 | Ан-218 |
Ан-22 | Ан-34 | Ан-124 | Ан-225 |
Ан-12 | Ан-38 | Ан-140 | Ан-714 |
По теме:
Украинский авиапром прошел точку не возврата…