Гениальный авиаконструктор М.Л.Миль

Михаил Леонтьевич Миль. Выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, основатель вертолётостроения.   

Михаил Миль родился в Иркутске 22 ноября 1909 года в семье еврейского происхождения. Как и многие другие советские авиаконструкторы своего времени, Миль рос в семье, не имевшей никакого отношения к зарождавшейся тогда авиации: отец будущего авиаконструктора был железнодорожным служащим, мать — зубным врачом. Семья жила в далёком от столицы Иркутске, и ничто не предвещало, что Миша станет одним из самых известных авиаконструкторов мира.
С детства мальчик проявил множество различных талантов: он прекрасно рисовал, увлекался музыкой, с легкостью изучал иностранные языки. Он мог бы стать блестящим художником или музыкантом, а стал ученым-конструктором.
Возможно, выбор Миля объяснялся тем, что его юность пришлась на 20-е годы XX века — время, когда все увлекались авиацией.
В двенадцатилетнем возрасте Михаил сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске.
В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт. В планерной студенческой секции он построил легкий одноместный планер и совершил на нём свой первый полёт. Однако во время учёбы на втором курсе студента исключили из института по доносу «за непролетарское происхождение».
Учёба в Новочеркасске стала для Миля судьбоносной. Кроме того, что ему удалось получить великолепное авиационное образование (например, лекции по аэродинамике читал Владимир Левков, конструктор первых в мире судов на воздушной подушке), здесь он встретил свою будущую жену, с которой прожил всю оставшуюся жизнь.

Определяющее значение в судьбе будущего конструктора имело письмо Н.И. Камову, который в то время заведовал отделением автожиров в ЦАГИ. Прочитав его, земляк Миля и уже состоявшийся инженер Камов счел возможным привлечь студента из Новочеркасска к созданию первого отечественного автожира КАСКР-1 – в рамках летней практики.

Стоит отметить, что, несмотря на мягкость характера, Миль умел добиваться своего. Например, окончив в 1931 году институт, он по распределению попал на Таганрогский авиазавод, однако смог убедить комиссию в том, что сможет принести больше пользы государству, занимаясь автожирами в ЦАГИ.

Автожир КАСКР-1 и его создатели. Крайний справа – Н. И. Камов

Позже Миль работал в отделе особых конструкций Центрального аэрогидродинамического института ЦАГИ, что дало ему огромный опыт. Именно в этом институте был собран весь свет российской авиации, лучшие теоретики и практики, которые занимались передовыми исследованиями.

Миль возглавлял отдел автожиров, занимался исследованием катастроф, а позже разработал собственный проект бескрылого истребителя.

Уже тогда, в 1930-е годы, в воздух поднялся первый советский вертолёт ЦАГИ 1-ЭА, который обладал лучшими в мире характеристиками (смог продержаться в воздухе более 20 минут и подняться на высоту более 600 м). Однако безопасность первых вертолётов оставляла желать лучшего.

В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1943 годах, Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, на Южном Урале, ставшем фактически авиационной столицей СССР. Здесь работали лучшие авиаконструкторы — С.А.Лавочкин, Н.И.Камов.

При эвакуации Милю было поручено уничтожить архив отдела особых конструкций, чтобы он не достался врагу. Но этот архив содержал в себе итог многих лет работы, и уничтожить его Миль так и не решился. Более того, он сумел вынести документы из лаборатории и увез их с собой.
Впоследствии спасенные документы пригодились при проектировании вертолетов.

Результатом этих работ стала кандидатская диссертация и награждение Михаила Миля боевым орденом Красного Знамени.

В 1942 году М.Л.Миль совместно с С.А.Пасхиным разрабатывают противотанковое ружье оригинальной конструкции, которое должно было вести огонь по танкам и ДОТам реактивными снарядами РС-82. Это необычное оружие в серию не пошло, а Миль, лично участвовавший в испытаниях, чуть не получил тяжелые увечья от раскаленной реактивной струи. В тот момент будущего создателя первого советского серийного вертолета спас кем-то наброшенный на него полушубок.

М. Л. Миль и С.А.Пасхин со своим изобретением:

И всё же ни во время войны, ни после неё Миль не отступался от своей мечты. Так, 1945 году он отправил Сталину письмо с предложением о создании вертолёта, но ответа из Кремля не получил.

Продолжая работу в ЦАГИ, он тайком занимался разработкой прототипа первого массового советского вертолёта Ми-1, и поэтому, когда в 1947 году советские власти обратили внимание на винтокрылые машины в связи с тем, что в США они получали всё большее распространение, у Миля уже был готовый проект.

Стоит отметить, что создателем первого в мире серийного вертолёта в США был Игорь Сикорский, который был вынужден покинуть стану после Октябрьской революции.

Испытания Ми-1шли с большим трудом:
Первая катастрофа произошла во время испытания вертолёта на практический потолок полёта: на высоте 5200 метров в подшипниках системы управления замёрзла смазка. Лётчик успел покинуть машину, выпрыгнув с парашютом.
Вторая катастрофа произошла на глазах самого Миля и государственной комиссии ВВС. У самой земли вертолёт начал вращаться вокруг своей оси. Лётчик-испытатель Матвей Байкалов погиб.

Причину трагедии определили довольно быстро: в дальнейшем карданный вал хвостовой трансмиссии вертолётов Ми-1 стали выполнять из точеных стволов артиллерийских орудий. Их после войны было предостаточно, и больше подобных катастроф с «Ми-1» не было.

Потолок машины главный конструктор определил в 3000 м, для трансмиссии был подобран незамерзающий сорт смазки.

Испытания третьей машины должно было решить судьбу КБ и самого конструктора. Их вызвался провести известный лётчик В. В. Винницкий, к которому присоединились М.Галлай и Г.Тиняков. Машина успешно прошла испытания, на ее базе в 1949 году был создан первый советский вертолёт Ми-1. Впоследствии на нем было установлено 27 абсолютных мировых рекордов.

В начале 1950 года вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1.

Ми-1 – Легкий многоцелевой вертолет. Первый полет – 20 сентября 1948 года. Первый серийный отечественный вертолет.
В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ.
Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12,Ми-14, Ми-24 и др.

На разработанных в КБ машинах было установлено 60 официальных мировых рекордов.

  • Ми-2 – Легкий многоцелевой вертолет. Первый полет – 22 сентября 1961 года. На протяжении многих лет являлся основным учебно-тренировочным и спортивным вертолетом в СССР, стал учебной машиной, на которой учились летать целые поколения вертолетчиков. 
  • Ми-4 –Транспортный и многоцелевой вертолет. Первый полет – 3 июня 1952 года. Положил начало серийной отечественной вертолетной авиации, первый военно-транспортный вертолет вооруженных сил СССР.
  • Десантный Ми-6 —Тяжелый транспортный вертолет. Первый полет – 5 июня 1957 года. Созданием Ми-6 заложены основы советского, а затем и российского приоритета в области мирового тяжелого вертолетостроения, первый вертолет с двумя двигателями и газотурбинной силовой установкой грузоподъемностью 12 т.

  • Ми-8 – Средний многоцелевой вертолет. Первый полет – 24 июня 1961 года. Самый массовый серийно производимый вертолет в мире. С 1960-х годов построено более 12 тысяч этих машин. Их производство продолжается как в России, так и за рубежом.
  • Ми-10К – называли «летающим краном»: он доставлял на места разработки нефти целые дома для рабочих на внешней подвеске, перевозил нефтяные вышки в сборе. Первый полет – 14 января 1965 года. Высокотехнологичное средство для ведения монтажно-строительных и погрузочно-разгрузочных работ.
  • Ми(В)-12 – самый тяжелый вертолет в мире – мог поднимать груз свыше 30 тонн и был сконструирован для перевозки баллистических ядерных ракет. Сверхтяжелый транспортный вертолет. Первый вылет – 27 июня 1967 года. Двухвинтовой гигант Ми-12 поднял рекордный вес в 40 т. и получил прозвище “слон“. Он совершил первый удачный вылет при жизни конструктора, установил множество мировых рекордов грузоподъёмности, которые до сих пор никем не повторены. Длина вертолета – 37 м, максимальная взлетная масса – 105 000 кг.
  • Ми-14 – Вертолет-амфибия. Первый полет – 1 августа 1967 года. Самый большой в мире вертолет-амфибия. Способен осуществлять взлет/посадку и базирование на водной поверхности.

  • Ми-24 –«Крокодил» один из самых массовых боевых вертолетов в мире – принимал активное участие в войне в Афганистане. Транспортно-боевой вертолет. Первый полет – 19 сентября 1969 года. Самый «воюющий» вертолет в мире. Стоит на вооружении более чем в 50 государствах мира. До сих пор он остается одним из основных боевых вертолетов российских ВВС: всего в строю 620 машин.

Вместе с учениками Михаил Леонтьевич разработал теорию современного вертолёта.

В 1958 г. Миль был награжден Ленинской премией, в 1968 г. — Государственной премией СССР, в 1966 г. ему было присвоено звание Героя социалистического труда.

Триумфом работы конструктора стал показ его уникальных машин на авиационной выставке 1965 года в Париже.
Сын основателя вертолётостроения Игоря Сикорского, Сергей, признал: в области тяжелых вертолетов Миль не только догнал США, но по ряду параметров ушел далеко вперед.

Вертолёты Ми эксплуатируются в более чем 100 странах мира.

Миль увлекался живописью, уделяя своему хобби немало времени, если учитывать его плотный рабочий график.
Персональные экспозиции Миля нередко устраивались в заводском доме культуры, а в 1981 году, уже после смерти конструктора, в Москве прошла выставка «Ученые рисуют», и картина Михаила Миля «Нарциссы. Угол кабинета», признанная художниками вполне профессиональной работой, стала ее эмблемой.

Интересно и то, что в конструкторском бюро Миля работал целый штат художников, создававших рисунки, призванные наглядно показать потенциальным заказчикам боевое или хозяйственное применение проектируемых машин.

М. Л. Миль скончался 31 января 1970 года в возрасте 60 лет, менее чем через полтора года после первого полета его самого известного детища – ударного вертолета Ми-24.

Конструктор не дожил до начала эксплуатации и триумфа первого советского и второго в мире вертолета этого класса.

Произведенная в количестве более 3500 экземпляров, машина приняла участие в десятках конфликтов, состоя на вооружении многих стран мира. Знаменитый «Крокодил» можно по праву считать самым воюющим вертолетом в мире.

Прошлое, настоящее и будущее ОКБ М.Л. Миля

АО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» ведет свою историю от ОКБ, основанного конструктором М.Л. Милем, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 12 декабря 1947 году.

  • В 1946 году авиаконструктор Михаил Миль продемонстрировал экспертной комиссии Министерства авиационной промышленности свой первый экспериментальный вертолет – ЭГ-1. После формирования в декабре 1947 года конструкторскому бюро Миля было присвоено название “Союзное ОКБ №4 Минавиапрома”. Оно располагалось в здании вертикальной аэродинамической трубы 5-й лаборатории ЦАГИ в Жуковском, затем переехало в сборочный цех авиазавода №82 в Тушино (Московской обл., ныне – Тушинский машиностроительный завод).

 20 сентября 1948 года в воздух поднялся первый прототип ГМ-1 (“геликоптер Миля – 1”), впоследствии ставшим первым серийным советским вертолетом под обозначением Ми-1.

  • В 1951 году советское руководство ликвидировало Государственный союзный завод №3 (бывшее ОКБ-3) Ивана Братухина, занимавшегося разработкой автожиров и вертолетов с 1930-х годов, ни один из которых так и не удалось запустить в серию. Производственные мощности ГСЗ-3 в Сокольниках и испытательная площадка в Измайлово были переданы ОКБ Миля. В июне 1953 года ГСЗ-3 был переименован в завод №329. В 1950-х годах завод разработал и запустил в серию многоцелевые вертолеты Ми-4 (первый полет в 1952 году), Ми-6 (1957) и транспортный Ми-10 (1960).
  • 30 мая 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве нового комплекса для завода №329 в подмосковных Люберцах, близ железнодорожной платформы Панки. Первые корпуса были сданы в 1963 году. Завод стал прежде всего конструкторской площадкой, массовое серийное производство новых моделей “Ми” разворачивали на других предприятиях – в Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Удэ, а легкий вертолет Ми-2 выпускали в Польше на заводах в Свиднике и Жешуве.
  • В 1967 году завод №329 был переименован в Московский вертолетный завод (МВЗ). В 1970 году, после смерти Михаила Миля, МВЗ и ОКБ было присвоено его имя.
  • 28 января 1993 года завод был акционирован в соответствии с планом приватизации, 8 февраля 1993 года было зарегистрировано акционерное общество “Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля“. В 2007 году компания вошла в состав холдинга Вертолеты России” госкорпорации “Ростехнологии” (ныне – “Ростех”).

Штаб-квартира завода находится в городском поселении Томилино (Люберецкий район Московской области)

Руководство:

Романенко Сергей Николаевич

Исполнительный директор АО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля»

Г-н Романенко назначен на должность Исполнительного директора АО «МВЗ им. М.Л. Миля» c 1 ноября 2017 года.

Ранее, с июня 2017 занимал должность Первого заместителя исполнительного директора АО «МВЗ им. М.Л. Миля». В период 2003 по 2017 – заместитель управляющего директора по внешним связям – директор представительства АО «Улан-Удэнский авиационный завод».

С 1987 по 2003 год проходил службу на офицерских должностях в военном представительстве Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля.

Сергей Романенко родился 9 марта 1958 года в городе Ивано-Франковск, Украина.

В 1979 году окончил Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище по специальности «Инженер-механик», в 1987 – Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского, кафедра «Вертолеты и авиадвигатели, летательные аппараты и силовые установки».

Акционеры «МВЗ им. М.Л. Миля»:

  • АО “Вертолеты России”(83,84% акций)
  • ПАО “Роствертол”(2,39% акций)
  • Прочие владельцы(13,77% акций)

Подразделения:

  • Конструкторское бюро
  • Опытное производство
  • Экспериментально-исследовательский комплекс
  • Инженерно-инновационный центр
  • Летно-испытательная база
  • Штатная численность работников по состоянию на 31 декабря 2016 года – 3 тыс. 117 человек.

Сфера деятельности:

  • МВЗ – один из ведущих мировых разработчиков вертолетной техники гражданского и военного назначения. Спроектированные коллективом бюро воздушные суда эксплуатируются в более чем 100 странах мира, составляют основу вертолетной авиации РФ и ряда государств СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.
  • Завод занимается опытно-конструкторской и научно-исследовательской работой, проектированием, постройкой и испытанием опытных образцов вертолетов. Специалисты Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля курируют внедрение в серийное производство новых моделей и модификаций вертолетной техники марки «Ми», ведут сопровождение эксплуатации вертолетов гражданского и военного назначения.
  • За годы существования КБ завода спроектировало 13 основных моделей вертолетов различных классов, от легкого до тяжелого. Наиболее массовыми стали вертолеты семейств Ми-4, Ми-6, Ми-2 (1961), Ми-8/17 (1961; в 2016 году занимали порядка 45-50% от общего парка гражданских вертолетов в РФ) и Ми-24 (1969).
  • В КБ Миля был разработан самый тяжелый и грузоподъемный вертолет в мире – Ми-12 (совершил первый полет в 1968 году, всего построено два экземпляра).
  • На МВЗ было спроектировано и построено более 15 базовых моделей вертолётов, выпускавшихся в более чем 200 модификациях.

Участие в объединениях:

Проекты последних лет:

  • В 2016-2017 годах бюро вело работы по целому ряду новых проектов – перспективного скоростного вертолета, среднего многоцелевого вертолета Ми-38 (включая его грузовую модификацию Ми-38Т), среднего многоцелевого вертолета Ми-171А2, тяжелого вертолета Ми-26Т2, модернизации ударного вертолета Ми-28Н. Ожидается, что до конца 2017 года завершатся испытания многоцелевого вертолета Ми-171Е для государственных заказчиков разных стран мира. В феврале 2018 года вертолеты Ми-171А2 получит стартовый заказчик – российская авиакомпания “Ютэйр“. В соответствии с межправительственным соглашением, подписанным Россией и Китаем, в 2016 году началась работа по созданию совместного перспективного тяжелого вертолета.
  • Вертолеты разработки МВЗ им. Миля серийно строятся на предприятиях холдинга “Вертолеты России” – “Роствертол” (Ростов-на-Дону), Улан-Удэнском и Казанском вертолетных заводах.
  • Сегодня ОКБ является частью основной интеллектуальной площадки холдинга «Вертолеты России» – Национального центра вертолетостроения (НЦВ), в котором ведутся научные исследования и проводятся испытания новой вертолетной техники.
  • В интересах российского военно-промышленного комплекса и иностранных заказчиков ведется работа по улучшению характеристик боевых вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник» и Ми-35М, разрабатываются новые модификации этих машин, в частности, в 2013 году создан учебно-боевой вертолет Ми-28УБ предназначенный для подготовки военных пилотов.

Краткая характеристика семейства “Ми”

Ми-8/17 – Средние многоцелевые вертолёты:

Вертолеты типа Ми-8/17 разработки Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля являются одной из самых удачных разработок российской вертолетостроительной школы. Высокие летно-технические характеристики, надежность, возможность применения в широком диапазоне условий и температур (от -50 до +50 градусов по Цельсию), многофункциональность, простота в эксплуатации и обслуживании – вот те качества, которые позволили завоевать доверие операторов к этим вертолетам во всем мире.
Сферы применения вертолетов типа Ми-8/17 расширяются за счет постоянной модернизации и возможности оснащения вертолета широким набором дополнительного оборудования для выполнения различных задач.

  • Грузовой вариант вертолета Ми-8/17 является базовым и позволяет перевозить различные грузы массой до 4000 кг внутри грузовой кабины или на внешней подвеске.
    Пассажирский вариант позволяет перевозить до 26 пассажиров. Вертолет отличается низким уровнем шума и вибрации, оборудован системой управления внутрикабинным климатом, имеет аварийные выходы в соответствии с современными правилами безопасности. В нем все продумано, чтобы обеспечить пассажирам комфорт и безопасность во время полета. VIP-вариант вертолета Ми-8/17 предназначен для перевозки от 7 до 14 пассажиров в условиях повышенной комфортности.

Интерьер вертолета разрабатывается по индивидуальным эскизам в соответствии с желаниями заказчика. Вертолет отличается самым большим салоном в данном классе и идеально подходит для размещения оборудования класса люкс. VIP-вариант может быть оснащен системами развлечения, аппаратурой спутниковой связи, специальным связным и другим оборудованием по желанию заказчика.

  • Поисково-спасательный вариант вертолета Ми-8/17 позволяет эффективно выполнять поиск и спасение пострадавших круглосуточно в любую погоду. Вертолет оснащается специальным оборудованием: прожекторами, лебедками, громкоговорителями и радиолокационными комплексами. Поисково-спасательный вариант используется специалистами Министерств по чрезвычайным ситуациям в разных странах по всему миру.

Противопожарный вариант вертолета Ми-8/17 обеспечивает тушение пожаров с помощью водосливного устройства на внешней подвеске, которое позволяет доставить до 4000 л воды и осуществить сброс на очаг возгорания с высокой точностью. Вертолет способен доставить в зону тушения пожарные бригады и спецтехнику.

Памятник Ми-8 на территории Московского вертолётного завода. Вертолеты типа Ми-8/17 производятся на Улан-Удэнском авиационном заводе и Казанском вертолетном заводе холдинга «Вертолеты России». По состоянию на 2014 г. произведено более 12 тысяч таких машин, что является рекордным показателем в мире среди двухдвигательных вертолетов. Они были поставлены более чем в 100 стран мира, их общий налет насчитывает около 100 миллионов часов.

В настоящее время выпускаются следующие модели гражданского назначения типа Ми-8/17:

  • Ми-8АМТ,
  • Ми-8МТВ-1,
  • Ми-171,
  • Ми-171А1
  • и Ми-172.

Ми-171А2 – новейший многоцелевой вертолет среднего класса, сочетающий уникальный опыт эксплуатации вертолетов типа Ми-8/17 и новейшие технические решения. Ми-171А2 предлагает высочайший уровень надежности, безопасности и комфорта. Данный вертолет устанавливает новые стандарты для вертолетов среднего класса.

Ми-171А2 предоставляет широкие возможности для бизнеса и уверенность в том, что задача будет выполнена при любых условиях. Многоцелевой вертолёт среднего класса Ми-171А2 – совершенная классика.

Ключевые особенности Ми-171А2:

  • Высокие летно-технические характеристики
  • Широкий спектр выполняемых задач
  • Оборудование и системы нового поколения
  • Высокий уровень безопасности
  • Сертификация
  • Современная система эксплуатации и обслуживания
  • Сниженная стоимость летного час
  • Мощная силовая установка
  • Модернизированная несущая система и трансмиссия
  • Модифицированный фюзеляж
  • Широкий набор специального оборудования
  • Интегрированный пилотажно-навигационный комплекс, стеклянная кабина
  • Современная авионика
  • Новый уровень безопасности и комфорт

Первый опытный образец вертолета Ми-171А2 приступил к летным испытаниям в ноябре 2014 года.

Ми-26:

Тяжелый транспортно-десантный вертолет. Первый полет – 14 декабря 1977 года. Ми-26 является самым грузоподъемным вертолетом в мире.

Самый грузоподъемный в мире серийный вертолет Ми-26Т по технико-экономическим показателям не имеет себе равных. Вертолеты этого типа активно используются для выполнения самых разных задач – транспортных, эвакуационных, противопожарных и прочих. Ми-26Т способен перевозить внутри фюзеляжа или на внешней подвеске до 20 тонн груза. Самый грузоподъемный в мире серийный вертолёт Ми-26 по технико-экономическим показателям не имеет себе равных. Вертолёты этого типа уникальны по своим транспортным возможностям и используются для мобильной переброски десантных подразделений, в том числе крупногабаритной техники. Ми-26 предназначен для выполнения самых разных задач – транспортных, эвакуационных, противопожарных и др. Ми-26 способен перевозить до 82 десантников с полным комплектом вооружения или до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Модификации:

  • Ми-26ТС – Сертифицированная версия вертолета Ми-26Т, (сертификат типа валидирован в КНР)
  • Ми-26Т2 – модернизированная версия Ми-26Т. Имеет новый бортовой комплекс авионики БРЭО-26 «стеклянную кабину» с пятью многофункциональными ЖК-индикаторами, а также новый цифровой автопилот и навигационный комплекс с поддержкой NAVSTAR/ГЛОНАСС. Бортовое оборудование Ми-26Т2 обеспечивает работу вертолета в любой точке мира и позволяет выполнять полеты по приборам в соответствии с международными правилами.

Применение современной авионики также позволяет уменьшить количество экипажа вертолета с 5 до 3 человек, к которым при работе с внешней подвеской присоединяется бортоператор.

Ми-28Н «Ночной охотник»:

Боевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» – это современный ударный вертолет, который предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей. Вертолет способен действовать днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.  Первый полет – 14 ноября 1996 года. Выбран в качестве основного ударного боевого вертолета Минобороны РФ.

Ми-28Н «Ночной охотник» официально принят на вооружение Министерством обороны России. «Ночной охотник» соответствует современным международным требованиям к боевым ударным вертолетам, в экспортном варианте имеет обозначение Ми-28НЭ (Mi-28NE Night Hunter).

Задачами частей (подразделений) боевых вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник» являются:

  • огневая поддержка передовых частей сухопутных войск;
  • действия в составе противотанкового резерва;
  • сопровождение и поддержка тактических воздушных десантов и подразделений десантно-штурмовых соединений;
  • борьба с тактическими воздушными десантами противника;
  • борьба с малоскоростными низколетящими воздушными целями.

Основными объектами действий вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» являются:

  • танки, САУ и средства войсковой ПВО;
  • боевые машины пехоты, бронетранспортеры и автомашины;
  • отдельные орудия (пусковые установки), батареи полевой и атомной артиллерии;
  • легкая боевая техника (отдельные огневые точки);
  • не укрытые пехотные подразделения;
  • вертолеты и низколетящие малоскоростные самолеты в воздухе.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования вертолета обеспечивает:

  • решение пилотажных и навигационных задач в простых и сложных метеорологических условиях на малых и предельно малых высотах с облетом и обходом препятствий в автоматизированном режиме;
  • применение оружия днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, как при визуальной видимости целей, так и с помощью технических средств;
  • эффективное применение средств связи.

Вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник» демонстрируют высокие летно-технические характеристики, которые позволяют выполнять фигуры высшего пилотажа. Легендарная вертолетная пилотажная группа «Беркуты» с 2012 года включила в свой состав вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник».

Учебно-тренировочные и многоцелевые вертолеты: МИ-28УБ и МИ-34С  в военном и гражданском вариантах:

Основным отличием Ми-28УБ от оригинала Ми-28Н является двойная гидромеханическая система управления, которая позволяет управлять машиной как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора (во время учебных полетов там будут размещаться инструкторы-наставники). На Ми-34С первый полет – 17 ноября 1986 года, единственный в мире легкий вертолет, выполняющий все фигуры вертолетного высшего пилотажа.

Визуальные отличия вертолёта Ми-35М от Ми-35 (Ми-24В):

Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М является глубокой модернизацией вертолета Ми-24В. Ми-35М разработан Московским вертолетным заводом имени М.Л. Миля и серийно выпускается на «Роствертоле» с 2005 года.

Вертолет Ми-35М круглосуточно обеспечивает:

  • боевое применение управляемого и неуправляемого вооружения вертолета в простых и ограниченно сложных метеоусловиях;
  • выполнение полета на высотах 10–25 м. днем и не менее 50 м. ночью над поверхностью земли с выходом на цель.

Для круглосуточного боевого применения Ми-35М оснащен современным комплексом навигации и электронной индикации с многофункциональными цветными дисплеями, обзорно-прицельной системой, включающей в себя тепловизионный и телевизионный каналы, лазерный дальномер и пеленгатор.

  • Ми-35М отличает усовершенствованная конструкция. Он оснащается новыми мощными двигателями ВК-2500 производства «Климов», имеет стеклопластиковые лопасти несущего винта, втулку несущего винта с эластомерными шарнирами, новый автомат перекоса и Х–образный рулевой винт. Фюзеляж вертолета Ми-35М обладает укороченным крылом, имеет неубирающееся шасси.

Ми-35М отличается высокими летными характеристиками, в частности, он может эффективно применяться в условиях высоких температур и высокогорья. Конструкция Ми-35М обеспечивает вертолету низкую акустическую заметность, повышение боевой живучести, а также снижает трудоемкость технического обслуживания.

Помимо выполнения ударных функций вертолет Ми-35М может использоваться как:

  • десантно–транспортный – для перевозки до 8 десантников с личным вооружением в транспортной кабине;
  • транспортный – для перевозки боеприпасов или других грузов общим весом до 1500 кг внутри грузовой кабины. Ми-35М оборудован также системой внешней подвески, позволяющей перевозить груз весом до 2400 кг;
  • санитарный – для перевозки больных и раненых в сопровождении медицинского работника.

В течение многих лет вертолеты типов Ми-24/25/35 доказали свою высокую эффективность. Ми-35М – это машина, в которой уникальный опыт длительного боевого применения соединен с последними достижениями и разработками в области вертолетостроения.

Ми-35М стоит на вооружении России, Венесуэлы, Бразилии и Азербайджана.

Ми-38:

Новый многоцелевой вертолет повышенной грузоподъемности. Первый полет – 22 декабря 2003 года. Многоцелевой вертолёт Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолета и летающего госпиталя, для полетов над водной поверхностью.
Вертолёт Ми-38 может эксплуатироваться в широком диапазоне климатических условий, включая морской, тропический и холодный климаты.
Благодаря использованным техническим решениям вертолет Ми-38 превосходит другие вертолеты своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и основным летно-техническим характеристикам.
Вертолёт Ми-38 оснащён силовой установкой с двумя двигателями ТВ7-117В производства ОАО «Климов».

Летающая лаборатория на базе боевого вертолета Ми-24К экспериментальный летательный аппарат, предназначенный для проведения летных экспериментов.

“Это высокотехнологичная продукция, она подразумевает развитие технологий. У нас в среднем вертолеты сейчас летают со скоростями максимум 250 км/ч. Пусть не достигнет этот проект заявленных 500 км/ч, но достигнуть скорости 350–400 км/ч — это уже великолепно. Ради экспериментальных целей хорошо создавать такие опытные образцы. Для вертолета это больше дело — достичь высокой скорости», — считает Заслуженный летчик РФ, генерал-лейтенант Александр Дубасов.“По его мнению, главный приз в этой гонке — развитие перспективных технологий.
Современный рекорд скорости для вертолета составляет немногим больше 400 км/ч, установлен он на доработанном вертолете Westland Lynx еще в 1986 году. Уэстленд «Линкс» — британский многоцелевой вертолёт. Работы по созданию многоцелевого вертолёта начались в 1967 году. Это был совместный проект английской фирмы Westland и французской Aérospatiale.

Источник: Выдающиеся авиаконструкторы СССР и России

По теме: