Первый серийный военно-транспортный самолёт Ил-76

5 мая 1973 года на Лётно-испытательной станции Ташкентского авиационного завода им. Чкалова совершил первый полёт серийный военно-транспортный самолёт Ил-76 разработки ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела» (сейчас ПАО «Ил» в составе Дивизиона транспортной авиации ОАК). Поднял машину в небо экипаж лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина.



Разработка нового турбореактивного военно-транспортного самолёта началась в соответствии с приказом Министра авиационной промышленности СССР от 28 июня 1966 года, которым предписывалось провести исследовательские работы по определению возможности создания среднего военно-транспортного самолёта с четырьмя турбовентиляторными двигателями, предназначенного для выполнения задач военно-транспортной авиации с посадочным и парашютным десантированием войск, боевой техники и военных грузов.

На основании проведённых специалистами ОКБ и ЦАГИ проектно-исследовательских работ было подготовлено техническое предложение по созданию военно-транспортного самолёта с двигателями Д-ЗОКП конструкции ОКБ П.А. Соловьева. 27 ноября 1967 года Совет Министров СССР принял Постановление о создании военно-транспортного самолета Ил-76. Выполняя Постановление Совмина СССР от 27 ноября 1967 года, коллектив ОКБ приступил к разработке конструкторской документации на самолёт. Все работы по созданию самолёта проходили под руководством заместителя Генерального конструктора Генриха Новожилова.

96 – летию со дня рождения Генриха Новожилова

С 12 по 31 мая 1969 года в ОКБ проходила Макетная комиссия, одним из разделов работы которой было проведение натурных примерок размещения в самолёте военной техники, предназначенной для транспортировки на будущем Ил-76. Пол макета был построен силовым, с силовой рампой, что позволило полностью провести загрузку, швартовку и разгрузку самоходной и несамоходной техники в макет самолёта. Кроме того, были проведены примерки размещения личного состава войск в вариантах посадочного и парашютного десантирования. Акт работы Макетной комиссии был утверждён через пять месяцев, 20 ноября 1969 года.

В конструкции Ил-76 была реализована концепция базирования тяжёлого реактивного транспортного самолёта как на бетонированных, так и на грунтовых аэродромах ограниченных размеров. Самолёт обеспечивает десантирование людей и техники, но способен перевозить крупногабаритные грузы весом более 40 тонн и различные самоходные машины. Загрузка самолёта осуществляется внутрисамолётной механизацией погрузочно-разгрузочных работ. Возможно использование контейнеров и поддонов международного и отечественного образцов.

В 1971 году на площадке опытного завода в Москве был построен первый опытный образец. Центральный аэродром на Ходынке располагался всего в шести километрах от Кремля, но первый полёт предстояло выполнить именно отсюда. 25 марта 1971 года экипаж во главе с Заслуженным лётчиком-испытателем Э. И. Кузнецовым выполнил первый полёт на первом опытном самолёте Ил-76, перелетев практически из центра Москвы на аэродром Раменское. Второй опытный самолёт, также построенный в Москве, взлетел в 1973 году.

К годовщине первого полёта «Илюшина 76»

Первый серийный самолёт Ил-76, построенный уже на Ташкентском авиазаводе, стал третьим опытным самолётом. На нём проводились лётные испытания по боевому применении: отработка посадочного и парашютного десантирования личного состава, грузов и техники. На второй серийной машине отрабатывалось вооружение Ил-76. 15 декабря 1974 года Государственные испытания самолёта были завершены. Всего на четырёх опытных машинах было выполнено 964 полёта общей продолжительностью 1676 часов.

21 апреля 1976 года вышло Постановление Правительства СССР о принятии на вооружение военно-транспортной авиации военно-транспортного самолёта Ил-76 с четырьмя турбовентиляторными двигателями Д-30КП. На последующие десятилетия Ил-76 прочно занял нишу тяжёлых транспортных самолётов. Впоследствии он поступил в «Аэрофлот», где решал задачи доставки габаритных и тяжёлых грузов в интересах народного хозяйства.

Первые модификации Ил-76 имели взлётную массу 170 т, грузоподъёмность – 28 т и дальность полёта с максимальной нагрузкой 4 200 км. В ходе модернизации взлётная масса возросла до 190 т, грузоподъёмность – до 43 т, а дальность с этой нагрузкой составляла 4 000 км.

Ил-76 вмещает до 145 солдат, в двухпалубном варианте, модификации -М, -МД, – до 225. В грузовой кабине можно разместить три боевые машины десанта БМД-1, которые транспортируются как в варианте посадочного десантирования, так и в варианте парашютного в платформенном или бесплатформенном виде. Самолёт может десантировать четыре груза массой по 10 т или два моногруза массой по 21 т.

Существенно, по сравнению с турбовинтовыми самолетами, расширился диапазон скоростей полета – с 260 до 825 км/ч. Это позволило сократить сроки выполнения задач, поднять возможности преодоления ПВО противника, а также улучшить условия десантирования личного состава и боевой техники.

Наряду с основными летно-техническими характеристиками новой авиационной техники существенно возросли качество и возможности радиосвязного, навигационного, пилотажного, десантно-транспортного оборудования и вооружения самолёта. ПНПК-76 позволил осуществить автоматический полёт по маршруту, выход в точку десантирования, прицеливание, десантирование и заход на посадку в автоматическом или деректорном режиме. Оборудование самолёта обеспечивает полностью автоматизировать полёт в боевых порядках.

В 1975 году на Ил-76 был установлен ряд мировых рекордов, в том числе по подъёму груза более 70 тонн на высоту 11 тыс. 875 метров, по скорости полёта с грузом в 70 тонн на дальность 1000 и 2000 километров, а также по скорости полёта с грузом в 40 тонн на дальность 5 тыс. км – всего 25 рекордов. Ещё несколько рекордов связаны с высотным десантированием – советские парашютисты покинули борт самолёта на высоте более 15 км.