“Буран” – это  крайний и самый грандиозный проект СССР

«Буран» — это советский космический корабль многоразового использования. Он  превзошёл, по техническим характеристикам,  американский  корабль многоразового  использования – «Шатл». Буран космический корабль – это  крайний и самый грандиозный проект, осуществлённый в СССР.



Буран на орбите

В СССР такие проекты могли осуществляться только с ведома и согласия высшего руководства страны. До того момента пока не полетел первый Шатл, советское правительство было совершенно уверено, что такой проект создать, в то время — в принципе невозможно! Поэтому мощный толчок на создание Бурана космического корабля был получен только после 12-го апреля 1981 года, когда первый раз взлетел первый Шатл! Это был Шатл «Колумбия». Первый Шатл взлетел точно в День Советской Космонавтики, в 20-ю Годовщину полёта Первого Космонавта нашей планеты,  Ю.А.Гагарина.   Скорее всего, дата полёта первого челнока была выбрана не случайно.

Ракета-носитель Энергия с космическим кораблем Буран Мощность Энергии-170 000 000 л.с.

Советское правительство принималось за осуществление проектов такого масштаба  только с точки зрения – что, данный проект может дать в военном смысле.

Что такое космос в военно-политическом аспекте – это возможность совершить сокрушительный удар по противнику, не получив при этом ответного удара.

 В конце 70-х, начале 80-х годов 20-го века гонка  вооружений стала перемещаться в космос. Вперёд вышла   ИСТИНА – КТО ВЛАДЕЕТ КОСМОСОМ – ТОТ ВЛАДЕЕТ МИРОМ

А это предполагает, прежде всего, создание Бурана космического корабля многоразового использования.

Система Энергия — Буран на взлёте:

Система Энергия - Буран Взлёт Мощность Энергии - 170 000 000 л.сВ самом начале космической гонки, СССР ВЫРВАЛСЯ ВПЕРЁД! Первый спутник Земли. Первый полёт человека в  космос. Первая фотография обратной стороны луны. Первая женщина в космосе и т. д. и т. п.

Лидерство СССР в космосе продолжалось  12 лет – с 1957 года по 1969 год. Лидерство СССР в космосе было переломлено  американцами  в 1969 году —  приземлением  человека на луну! А также запуском в 1981-м году космического корабля многоразового использования,  Шатла, который был подобен, созданному в последующем космическому кораблю, Буран! Кстати сказать, что прямой репортаж по высадке человека на Луну  показывался по телевидению на весь мир, в то время, в режиме как, сейчас говорят «ON LINE».

  Этот прямой репортаж не смотрели только две страны в Мире – это были СССР и  Китай. Правда, в СССР прямой репортаж  по высадке человека на Луну всё-таки несколько человек смотрели – это были только советские космонавты в Центре Управления Космическими Полётами.

Буран в плотных слоях атмосферы при посадке.

В СССР освоение космоса рассматривалось в основном только в военном аспекте. Даже  Ю.А.Гагарин полетел на боевой ракете, переделанной под полёт человека в космос.

Но у ракет есть один очень серьёзный и  существенный недостаток – она используется только один раз. Соответственно, это очень дорого.

Поэтому появилась идея создать Буран космический корабль многоразового использования, который будет после полёта в космос благополучно возвращаться на Землю — на аэродром. Сразу скажем, что ресурс космического корабля Буран около 100 запусков.

Спираль Космический истребитель:

Первая попытка создать многоразовый космический корабль –это был советский проект под названием «Спираль» (смотри статью  «Неизвестные самолёты»). Он был так назван потому, что он приземлялся по спирали. Спираль – это был космический истребитель. Его главное предназначение было уничтожение на орбите Земли космических объектов противника и возвращение на Землю. Для того, чтобы начать производство нового образца военной техники, необходимо было получить разрешение, в том числе и министра обороны. Тогда министром обороны СССР был А.А.Гречко. Он, не разобравшись в деталях этого проекта, отказал в производстве Спирали, сказав дословно:  «Фантастикой мы заниматься не будем???» Так одним росчерком пера была уничтожена  перспективная разработка Спираль! Если бы Спираль не была так просто зарублена, то ещё неизвестно, чей бы челнок взлетел первым – американский или советский! Правда, надо сказать, что после смерти А.А. Гречко в 1976 году самолёт-аналог Спирали всё-таки, был построен и начал проходить лётные испытания. Первый полёт прошёл успешно, но будущего у Спирали уже не было – было принято решение по созданию Бурана космического корабля.       

Буран в начале входа в атмосферу при посадке.

Мы всё больше и больше отставали от американцев. В США в это время уже полным ходом шло строительство Шатлла. Шатл был основным элементом программы СОИ – «Стратегической Оборонной Инициативы». СОИ – это размещение лазерного оружия в космосе для уничтожения спутников и баллистических ракет противника. В СССР об этих работах знали и, проведя исследования, пришли к неутешительным выводам. Шатлл мог сделать «НЫРОК» из космоса на высоту 80 километров, сбросить ядерную бомбу и затем опять уйти на орбиту. В это время пост министра обороны СССР занял Д.Ф.Устинов. Принять решение –делать или не делать советский Шатлл, предстояло ему. В январе 1976 года вышло постановление о начале работ по созданию Бурана космического корабля. Вопрос – получится или не получится, Буран космический корабль, даже не стоял. После проигрыша в лунной гонке, была цель создать аппарат, превосходящий по техническим характеристикам Шатл.

Буран — это общее название многоразовой космической системы. Она состоит из ракеты-носителя и космического самолёта.

Буран космический корабль — это совсем не копия Шатла, при его внешней схожести. Основа американской системы – это сам орбитальный корабль, установленный на топливном баке. Топливный бак, после сгорания топлива, отделяется от корабля и сгорает при падении в атмосфере. Все основные тяговые двигатели, для выхода на орбиту на Шатлле, находятся на самом орбитальном корабле. На системе Буран, основные тяговые двигатели, для выхода на орбиту, находятся на ракете-носителе «Энергия». После сгорания топлива, ракета-носитель Энергия отделяется от корабля и сгорает при падении в атмосфере. На самом Буране космическом корабле есть не только  основные тяговые двигатели. Преимущество системы «Энергия-Буран» в том, что ракета-носитель Энергия может выносить на орбиту не только космический самолёт, но и любую другую полезную нагрузку. Получается, что и ракета-носитель Энергия имеет большую мощность и соответственно способность выносить на орбиту большие веса и отдельно сам Буран космический корабль имеет большую грузоподъёмность.

Система Энергия – Буран выход на старт.

Энергия — это ракета-носитель сверхтяжёлого класса. Стартовая масса около 3 000 тонн. Масса выносимой на орбиту полезной нагрузки до 140 тонн. Высота ракеты на стартовом столе 70 метров. Суммарная  мощность двигателей на старте 170 000 000  лошадиных сил. Ракету-носитель  Энергию  создавало Министерство Общего  машиностроения – это  ракетная   промышленность.  Буран космический корабль создавало Министерство Авиационной  промышленности. Космический самолёт должен уметь летать  и  приземляться на аэродром и должен не сгорать в атмосфере, при сходе с орбиты на скорости 8 км/сек. Буран космический корабль краткая техническая характеристика:

  • масса пустого корабля 90 тонн,
  • масса полезного груза 30 тонн,
  • длина 35 метров,
  • размах крыла 24 метра,
  •  высота 16 метров.

Буран на глиссаде.

Для проверки аэродинамики и отработки посадки Бурана космического корабля был построен аналог – полная копия  настоящего корабля, только ещё плюс дополнительные двигатели для взлёта с  аэродрома. Как его только не называли:  «Летающий булыжник», «Утюг», «Чемодан с крыльями». С трудом верилось, что этот угловатый объект высотой с пятиэтажный дом,  вообще может взлететь. В то, что он сядет, верили ещё меньше. Специально для взлёта и посадки Бурана космического корабля была построена полоса длиной 5 500 метров – самая длинная в Европе. Первый взлёт с аэродрома, Буран совершил 10-го ноября 1985-го годаВопреки опасениям Буран легко оторвался от земли. Траектория снижения космического самолёта очень крутая. Непосвящённый человек может подумать, что Буран космический корабль камнем падает вниз, но при приближении к земле – на определённой высоте самолёт выравнивается и мягко касается полосы. Всего аналог Бурана летал 24 раза.

Система Энергия — Буран на стартовом комплексе.

Помимо задачи научить Буран летать, нужно было решить задачу не менее важную – теплозащита космического самолёта. Весь Буран космический корабль покрыт теплозащитной плиткой сделанной из специального кварцевого песка определённого состава. Степень теплозащиты этой плитки такова, что после полного разогрева до температуры 1 700°С, она  остывает буквально за несколько секунд и её можно брать голыми руками. А если  теплозащитную плитку Бурана космического корабля положить на ладонь и направить на плитку огненную струю синего цвета от паяльной лампы, то ладонь ощутит всего лишь тепло. Температура огненной струи синего цвета паяльной лампы около 3 000°С. Всего теплозащитных плиток около 40 000 штук. Стоимость каждой плитки 500 рублей –это когда средняя зарплата была 130 рублей в месяц! Соответственно вся только теплозащита Бурана космического корабля обошлась в 20 000 000 рублей – это в то время, когда цена рубля была сравнима с ценой доллара! В истории создания космического корабля Буран интересен ещё и такой факт. Во времена СССР должность президента  называлась  «Генеральный Секретарь ЦК КПСС». Когда правительство СССР приняло решение создать  космический корабль многоразового использования Буран, Генеральным Секретарём ЦК КПСС являлся Л.И. Брежнев. Брежнева пытались отговорить строить космический корабль Буран,  мотивируя отказ тем, что —это буквально  фантастически дорогой проект! Также говорили, что в стране и без этого куча проблем, что в стране нет денег на такие разработки! Тогда, для того, чтобы дело не остановилось, Брежнев сказал всего два слова! Это были такие слова: «ДЕНЬГИ НАЙТИ!» И ДЕНЬГИ НАШЛИ!!!

Буран вход в атмосферу при посадке.  

Некоторые цифры температур нагрева различных  поверхностей Бурана космического корабля, при сходе с орбиты: нос корабля и «брюхо» – 1 700°С «спина» —менее 370°С , передняя кромка крыла,  сделанная из сплава на основе вольфрама – около 3 000 °С. Указанные температуры нагрева возникают при спуске с орбиты Бурана космического корабля на высоте примерно   57   километров. Интересно, что при сходе Бурана космического корабля с орбиты и при входе его в атмосферу допуск отклонений по тангажу составляет всего 0,5 градуса! В противном случае, при меньшем угле тангажа корабль рискует сгореть в атмосфере, а при большем угле тангажа он может отскочить от атмосферы, как блинчик от воды! Для испытания теплозащитной плитки в реальных условиях вспомнили о проекте Спираль. Сделали уменьшенную копию Спирали и запустили её в космос. Испытания прошли успешно!

Система Энергия — Буран на стартовом комплексе.

С самого начала запуск Бурана космического корабля в космос планировался как беспилотный –полностью автоматический.

Обустройство  автоматического полёта во много раз  сложнее,  чем полёт в ручном режиме.

 К слову заметим, что ни одного полёта Шатла не было в автоматическом режиме.

Наступило 15 ноября 1988 года день старта Бурана космического корабля. Погода портилась на глазах. Накануне поступило штормовое предупреждение.

Буран после посадки.

Скорость ветра достигала 20 м/с. После совещания главных конструкторов всё, таки было дано разрешение на старт. Буран космический корабль вышел на орбиту. Ему предстояло сделать 2 витка вокруг Земли. Многим уже тогда было ясно, что первый полёт Бурана космического корабля будет последним. Во время посадки Буран боролся с сильным боковым ветром. Самолёт коснулся полосы почти в центре расчётной точки, отклонившись от осевой линии  меньше, чем на 1 метр. Пробежал по полосе и замер.

Это была наивысшая точка развития советской космонавтики!!!

Последующие события

В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года программа окончательно закрыта Решением Совета главных конструкторов при НПО «Энергия».

При этом, существует мнение, что официального закрытия как такового не было — якобы, прекратить эту программу может только президент РФ.

В 2002 году единственный летавший в космос «Буран» (изделие 1.01) был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

После катастрофы космического корабля «Колумбия», и в особенности с закрытием программы «Спейс шатлл», в западных СМИ неоднократно высказывалось мнение о том, что американское космическое агентство NASA заинтересовано в возрождении комплекса «Энергия-Буран» и предполагает сделать соответствующий заказ России в ближайшее время.

Между тем, по сообщению агентства «Интерфакс», директор ЦНИИМаш Г. Г. Райкунов заявил, что Россия может вернуться после 2018 года к этой программе и созданию ракет-носителей, способных выводить на орбиту груз до 24 тонн; испытания её будут начаты в 2015 году.

В дальнейшем предполагается создание ракет, которые будут доставлять на орбиту грузы весом более 100 тонн.

На отдалённое будущее имеются планы по разработке нового пилотируемого космического корабля и многоразовых ракет-носителей.

Подробнее: 

По теме:

Самые засекреченные космопланы: от советских истоков к X-37B

Были первыми в космической отрасли, а сейчас “догоняющие”