Авиационная промышленность королевской Великобритании

Авиационная промышленность Великобритании является одной из старейших в мире – она ведет свою историю со времен Первой мировой войны.



Первые шаги в самолетостроении. Особенности исторического развития

В период с 1914 по 1918 год на британских заводах было построено  свыше 56 тыс. летательных аппаратов различного назначения, включая многомоторные бомбардировщики и летающие лодки, являвшиеся верхом инженерной мысли того времени.

Во время Второй мировой войны авиапром обеспечивал национальные вооруженные силы современными боевыми самолетами собственной разработки, которые по своим тактико-техническим характеристикам находились на уровне лучших мировых образцов.

За пять лет войны в стране было построено около 125 тыс. боевых самолетов, в том числе более 16 тыс. бомбардировщиков “Стирлинг”, “Галифакс” и “Ланкастер”, а также почти 300 истребителей “Метеор”. В послевоенный период британские самолетостроители одними из первых освоили выпуск реактивной техники, в частности магистральных авиалайнеров и бомбардировщиков. По­сле 1945 ак­тив­но раз­вива­ет­ся ре­ак­тив­ная авиатехника.  

Для справки:

Великобритания включает в свой состав области: Уэльс, Северную Ирландию, Англию и Шотландию. Также, стоит знать, что слово Великобритания — это некое сокращение. Такое же, как Беларусь вместо Республика Беларусь. Полное название Великобритании звучит, как: Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Можно еще говорить: Соединенное Королевство. Именно в это соединенное королевство и входят страны.

В настоящее время авиационная промышленность Великобритании является высокоразвитой и высокотехнологичной отраслью промышленности и располагает мошной научно-технической и производственной базой. По объему выпускаемой авиапромом продукции (годовой объем продаж отрасли составляет более 21 млрд фунтов стерлингов) Великобритания занимает третье после Франции и Германии место среди европейских стран.

Состав отрасли неоднороден. Наряду с основными компаниями-производителями, такими как “БАэ системз“, британские отделения консорциумов ЕАДС, “Финмекканика” и “Роллс-Ройс“, выпуск авиационной техники обеспечивают более 3000 предприятий. Доля малых и средних компаний, осуществляющих поставки авиадвигателей, элементов планера и бортового оборудования, достигает 70 %

Распределение занятости по секторам авиационного производства
 
Структура производства по направлению деятельности
 
Структура выпускаемой продукции по назначению

Численность занятых в отрасли около 100 тыс. человек, что составляет примерно 3,5 % всех занятых в обрабатывающей промышленности страны. Кроме того, авиапромышленность обеспечивает еще более 220 тыс. рабочих мест в смежных отраслях. Распределение занятости по секторам авиационного производства представлено на рисунке.

Высокая наукоемкость выпускаемой продукции определяет квалификационный состав занятых в отрасли. Так, на долю инженерно-технического состава приходится до 65 % занятых, из которых около 60 – это специалисты с высшим образованием.

На предприятиях, расположенных на территории Великобритании, разрабатываются и производятся двигатели, различное авиационное оборудование и системы, а также проводится ремонт и модернизация авиатехники. Номенклатура выпускаемой продукции включает в себя технику как гражданского, так и военного назначения.

Следует отметить, что в настоящее время все большая доля в общем объеме выпускаемой авиационной промышленностью Великобритании продукции приходится на производство узлов и агрегатов в рамках программы межгосударственной кооперации. Это связано прежде всего с повышением сложности разработки и, как следствие, увеличением расходов на создание самолетов нового поколения как военного, так и гражданского назначения.

Сложившаяся ситуация характерна и для других государств Европы. Для решения данной проблемы в авиастроении уже с 70-х годов XX столетия практикуется формирование консорциумов (“Панавиа”, “Сепекат“, “Эрбас” и др.).

Британские авиастроительные компании в рамках европейской кооперации активно сотрудничают с другими производителями. Однако, несмотря на участие в разработке и выпуске современной авиатехники, страна постепенно вышла из состава производителей летательных аппаратов гражданского назначения, за исключением вертолетов, и специализируется в основном на выпуске узлов и агрегатов. Так, формирование консорциумаЭрбас“, целью которого было снижение влияния американских компаний на рынках магистральных авиалайнеров, привело к тому, что конечная сборка средне- и дальнемагистральных гражданских самолетов в настоящее время сконцентрирована на французских и германских заводах, принадлежащих консорциуму ЕАДС (в который входит и “Эрбас”), а на британских предприятиях производится конечная сборка только региональных самолетов.

Похожим образом складывается ситуация и в военном секторе самолетостроения. Например, из-за мирового финансового кризиса министерство обороны Великобритании было вынуждено сократить закупки многоцелевого истребителя “Тайфун” (его сборка для национальных ВС осуществляется на заводе в г. Уортон).

Однако с целью содействия развитию авиационной промышленности правительство Великобритании предпринимет на государственном уровне комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление позиций британских компаний, участвующих в авиастроении, на европейском и мировом рынках. В частности, правительством была разработана и принята стратегия развития отрасли до 2020 года, согласно которой намечено укреплять британские позиции по таким направлениям деятельности, как двигателестроение, тренажеры, авиационные средства поражения, навигационные системы и др. Кроме того, на законодательном уровне предусматривается льготное налогообложение деятельности компаний, работающих в данной отрасли.

Еще одним направлением по укреплению позиций британского авиапрома является привлечение иностранных инвесторов, особенно на этапах НИОКР. Собственные расходы на НИОКР в Соединенном Королевстве составляют около 1,6 млрд фунтов стерлингов в год.

Следствием принятых правительством мер стало также решение для “БАэ системз” и “Роллс-Ройс” о снижении порога, ограничивающего долю акций, принадлежащих иностранным владельцам, до 50,1 % (ранее этот показатель составлял 49,5 %). По мнению британского руководства, принятые меры способны повысить конкурентоспособность авиационной продукции страны на мировом рынке и смягчить для национальных производителей последствия кризисных явлений в экономике.

Несмотря на то что Великобритания не обладает возможностями по реализации всех этапов жизненного цикла самолетов, на ее заводах в рамках международной кооперации налажены разработка, производство и конечная сборка летательных аппаратов гражданского и военного назначения, проводится также модернизация и ремонт AT, выпускаются узлы, агрегаты и авиационное оборудование.

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП)

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) – одна из отраслей международной специализации В. (ок. 13% занятых в машиностроении, 2013). По объёму продаж (свыше 25 млрд. ф. ст., 17% мирового рынка, 2013) и числу занятых (ок. 100 тыс. чел.) АРКП В. занимает 1-е место в Европе и 2-е – среди стран НАТО (после США). Экспорт 16,6 млрд. долл. (60-70% продукции отрасли, 2014). Структура производства характеризуется высокой долей продукции военного назначения (50% стоимости, 2013). В. занимает 2-е место среди стран НАТО по производству боевых самолётов (25% общего выпуска), авиационных двигателей (18%) и авионики (13%), 4-е место – гражданских самолётов (после США, Франции и Канады) и 5-е место – ракетно-космической техники (после США, Франции, Германии и Италии).

Великобритания производит пассажирский самолёт-аэробус «Airbus», пассажирский самолёт «ВАE-146» (аналог «Boeing 737»), многоцелевой боевой самолёт «Tornado», истребители «Hawk» и «Eurofighter» («Typhoon»), истребитель с вертикальным взлётом «Harrier», военно-транспортные самолёты, вертолёты, ракеты, космические аппараты, авиационные двигатели и др. Выпуск значительной части продукции происходит в рамках международной кооперации: аэробусы «Airbus» (крылья для А-380 и двигатели для А-350 и А-380) – совместно с Францией, Германией и Испанией, самолёты «Tornado» – с Германией и Италией, истребитель «Eurofighter» – с Германией, Италией и Испанией.

АРКП насчитывает 634 предприятия (2013) и большое число компаний (главным образом британских), основная часть которых специализируется на производстве комплектующих. Ведущие компании:

  • «BAE Systems» (1999; штаб-квартира – в Лондоне и г. Фарнборо, регион Юго-Восточная Англия; выпуск военных самолётов, вертолётов и ракет, также боевых транспортных средств, надводных и подводных кораблей для ВМФ, и др.; 3-е место в мире по производству вооружения; объём продаж 26 млрд. долл., 2014),
  • «Rolls-Royce Holdings» (ведёт историю с 1906, современные название и статус с 2003; штаб-квартира – в г. Вестминстер, Большой Лондон; 2-й в мире производитель авиационных двигателей; объём продаж 24 млрд. долл.) и британско-итальянская «AgustaWestland» (вертолёты).
  • Среди прочих компаний – «Britten-Norman» (1954; штаб-квартира – в посёлке Бембридж, остров Уайт, регион Юго-Восточная Англия; производство самолётов),
  • «Cobham» (1934; г. Уимборн-Минстер, Юго-Западная Англия; приборы для авиационно-космической и военной техники),
  • «Guest, Keen and Nettlefolds» (GKN; ведёт историю с 1759; г. Реддитч, Западный Мидленд; военная и авиационно-космическая техника),
  • «Meggitt» (1947; г. Борнмут, Юго-Западная Англия; авиационно-космическое оборудование),
  • «QinetiQ Group» (2001; г. Фарнборо) и «Ultra Electronics Holdings» (1920; район Гринфорд, Большой Лондон; обе – электронные и электромеханические узлы и оборудование для обороны и безопасности).
  • Также действуют иностранные компании: американские «Boeing Company», «General Electric Company» и «Lockheed Martin», канадская «Bombardier», европейские «Airbus Group» и «Matra BAE Dynamics Alenia» (MBDA), итальянская «Finmeccanica», французские «Safran» и «Thales Group».

Около 40% персонала отрасли (2013) заняты на юге Англии, из них в регионах Юго-Западная Англия (прежде всего в районе Бристоля) и Юго-Восточная Англия (включая южную часть региона Восточная Англия и Большой Лондон) – по 20%, в центре Англии – 26% (в Восточном Мидленде, г. Хакнолл и др. – 19%, в Западном Мидленде – 7%), в Северо-Западной Англии (производство авиационных двигателей компании «Rolls-Royce Holdings» в г. Барнолдсуик) – 17%, в Уэльсе – 11%, в прочих районах (Северо-Восточная Англия, Йоркшир и Хамбер, Шотландия и Северная Ирландия) – 5%.

Выпуск и испытание летательных аппаратов осуществляется в основном на юге Англии (районы Большого Лондона, Бристоля, побережье пролива Ла-Манш), сборка самолётов «Tornado» – в городах Манчестер, Престон и Уортон в Северо-Западной Англии. Авиационные двигатели производят на заводах компании «Rolls-Royce Holdings» в Восточном Мидленде (г. Дерби) и Западном Мидленде (города Ковентри и Солихалл), а также в Шотландии (г. Глазго), комплектующие – на многочисленных мелких специализированных предприятиях, тяготеющих к крупным городам (Лондон, Бирмингем, Ливерпуль и др.).

Сектор военного и гражданского самолетостроения

Самолеты военного назначения разрабатываются и выпускаются главным образом на предприятиях, входящих в крупнейшую британскую компанию “БАэ системз“. Ее отделение, отвечающее за самолетостроение, кораблестроение и системы вооружения, насчитывает более 31 тыс. человек, что составляет 41 % общего числа занятых в компании. Непосредственно на самолетостроительных заводах задействовано более 8 тыс. человек. 

В секторе военного самолетостроения на заводе компании, расположенном в г. Уортон (графство Ланкашир), проводятся работы по сборке учебно-боевого “Хок” Т2, многоцелевого истребителя “Тайфун“, истребителя-бомбардировщика “ТорнадоGR.4 и др. Кроме того, на ее предприятиях выпускаются узлы и агрегаты для авиационной техники. В частности, в рамках общеевропейской программы “Еврофайтер” завод в г. Престон (графство Ланкашир) производит носовую и хвостовую секции фюзеляжа, элементы крыла, узлы и агрегаты для истребителя “Тайфун”. Предприятие в г. Самлсбури (графство Ланкашир) выпускает хвостовые секции фюзеляжа и хвостовое оперение для тактического многоцелевого истребителя F-35.

В секторе гражданского самолетостроения работают такие компании как “ЕАДС Ю-Кей“, “Шорт бразерс” (дочерняя компания канадской “Бомбардье”) и “Бриттен Норманн“. Заводы британских компаний занимаются ремонтом, модернизацией и производством комплектующих для гражданских самолетов компании “Эрбас“. Наиболее крупным производителем AT гражданского назначения в Великобритании является отделение компании “Эрбас“, входящей в консорциум ЕАДС.

На территории страны расположено два крупных центра: в городах Филтон и Броутон (Северный Уэльс). В первом находится подразделение конструкторского бюро компании “Эрбас” с числом занятых около 4,5 тыс. человек. Здесь ведутся разработка, продувка и испытания крыла, топливных систем и шасси. Имеется цех по сборке крыла для ВТС А.400М. Кроме того, центр в г. Филтон разрабатывает композиционные материалы, используемые в элементах конструкций. На заводе, расположенном в г. Броутон, осуществляется сборка крыла для гражданских самолетов, в том числе для А.380. Число занятых составляет 5 тыс. человек.

Для справки:

Командование ВС Великобритании для сохранения лидирующих позиций в военной сфере в Европе и мире продолжает наращивать боевую мощь военно-воздушных сил. В соответствии с концептуальными установками, изложенными в национальной “Воздушно-космической доктрине”, организационно-штатная структура ВВС должна включать оптимальное количество частей и подразделений, способных в короткие сроки выполнить поставленные задачи в районе конфликта. При этом боевой и численный состав привлекаемых сил и средств должен определяться возлагаемыми на них задачами. В связи с этим формирования британской тактической авиации, в зависимости от поставленных задач, подразделяются на силы постоянной боевой готовности и силы быстрого реагирования. Подразделения, которые не входят в эти две категории, относятся к учебным и резервным.

Силы постоянной боевой готовности, предназначенные для обеспечения безопасности и суверенитета Великобритании и ее зависимых территорий, включают формирования противовоздушной обороны и контроля воздушного пространства, оснащенные тактическими истребителями “Тайфун” и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) E-3D “Сентри”. Эти подразделения формируют единое разведывательно-информационное пространство и благодаря имеющимся на вооружении бортовым радиолокационным станциям, управляемым ракетам класса “воздух – воздух” и интегрированной системе управления могут осуществлять своевременный перехват воздушных целей на безопасном расстоянии без необходимости приближения к нарушителю контролируемой зоны.

Силы быстрого реагирования (СБР) отвечают на вызовы национальным интересам, при необходимости оказывая помощь гражданским властям, а также предназначены для проведения операций по поддержанию мира и стабильности. В состав СБР выделяются подразделения, на вооружении которых находятся тактические истребители “Тайфун” и “Торнадо”, разведывательные самолеты “Сентинел” и “Шэдоу”, самолеты ДРЛО и У “Сентри”, а также самолеты тактической военно-транспортной авиации (ВТА) С-130 “Геркулес” и А.400М “Атлас”.

Модернизация имеющихся и закупка новых образцов вооружения и военной техники

Обусловлена принципами универсальности применения и возможности задействования в различных географических и метеорологических условиях. При этом основными характеристиками летательных аппаратов рассматриваются скорость, радиус действия и высота, которые, в свою очередь, могут обеспечить необходимую концентрацию военных усилий во времени и пространстве в любых условиях обстановки. Точность современного оружия позволяет считать, что желаемый эффект может быть достигнут за счет согласованности воздействия независимо от количества средств поражения.

На современном этапе основным самолетом ВВС Великобритании является тактический истребитель (ТИ) “Тайфун”, который имеет следующие модификации: Т.3 – двуместный учебно-боевой самолет; FRG.4 – одноместный многоцелевой, оборудованный для выполнения функций истребителя ПВО, самолета разведки и РЭБ, а также штурмовика. Закупка ТИ “Тайфун” проводится с середины 2009 года в соответствии с контрактом, оценочная стоимость которого составляет около 3 млрд фунтов стерлингов. Всего британские ВВС получили более 100 таких самолетов, оснащенных обновленным бортовым радиоэлектронным оборудованием производства компании “Селекс Галилео” и аппаратурой опознавания “свой – чужой” типа Mk-XII(S). Всего к 2025 году в боевом составе ВВС Великобритании планируется иметь до восьми эскадрилий и одно отдельное звено, оснащенные самолетами “Тайфун” различных модификаций, а общее число последних составит около 140 единиц.

Кроме того, британская авиация продолжает эксплуатацию многоцелевых истребителей “Торнадо” GR.4, которые хорошо зарекомендовали себя в ходе воздушных операций последнего десятилетия.

При этом номенклатура вооружения многоцелевых истребителей станет шире. В частности, все истребители будут располагать возможностями запуска управляемых ракет класса “воздух – воздух” типа “Метеор” и класса “воздух – земля” типа “Сторм Шэдоу”.

Наряду с модернизацией авиационной техники британское командование продолжает проводить комплекс мероприятий по оснащению частей и подразделений истребителями пятого поколения F-35 “Лайтнинг-2”.

В ходе реформирования военно-воздушных сил предпринимаются также шаги по совершенствованию военно-транспортной авиации. Так, с целью продления сроков эксплуатации на 10 лет продолжается модернизация имеющихся в ВВС самолетов С-130 “Геркулес” различных модификаций. Проводятся работы по установке на них современных средств связи и передачи данных, а также совершенствуется топливная система самолетов.

Наряду с этим Великобритания активно участвует в программе разработки и производства транспортных самолетов А.400М “Атлас”.

В рамках концепции “Объединенные силы-2025” на вооружении британских ВВС будут находиться: ТИ “Тайфун” (до 140 единиц) и F-35 (138), оснащенные высокоточными комплексами оружия, включая ракеты “Сторм Шэдоу” и “Бримстоун”, которые будут состоять на вооружении по крайней мере до 2040 года; модернизированные самолеты разведки и целеуказания (срок службы самолетов “Сентинел” будет продлен на десять лет, “Шэдоу” – до 2030 года, “Сентри” – до 2035 года); девять новых самолетов базовой патрульной авиации Р-8 “Посейдон”(разработан для ВМС США на базе авиалайнера Боинг-737-800ERX) с задачей обеспечения деятельности стратегических ядерных сил и британских авианосных ударных групп; 14 транспортно-заправочных самолетов “Вояджер”, 22 транспортных самолета А.400М “Атлас” большой грузоподъемности, а также модернизированные самолеты С-130, которые останутся в составе ВВС до 2030 года.

Реформа британских ВВС проводится благодаря реализации целого ряда программ и проектов, направленных на экономию выделяемых средств.

Таким образом, проводимые командованием ВС Великобритании мероприятия по модернизации тактической авиации военно-воздушных сил будут способствовать оптимизации расходов оборонного сектора, повышению боеспособности ВВС к защите национальных интересов как на национальной территории, так и за ее пределами.

Сектор вертолетостроения

Сектор вертолетостроения, который также является достаточно развитым и конкурентоспособным на мировом рынке вертолетной техники, представлен в Великобритании компанией “Агуста-Уэстленд”, входящей в корпорацию “Финмекканика” (штаб-квартира расположена в Риме). На ее долю приходится около 20 % мирового рынка вертолетной техники военного назначения. На предприятиях компании, находящихся на территории Великобритании, занято около 4 тыс. человек. Общий штат “Агуста-Уэстленд” более 70 тыс. человек.

В настоящее время британское отделение компании выпускает многоцелевые вертолеты типов AW-119Ке, AW-159 “Линкс Уайлдкэт”, “Супер Линкс”, AW-101 “Мерлин”, в рамках международного сотрудничества участвует в программах по созданию и производству вертолетов типов NH-90 и AW-139, самолета с коротким или вертикальным взлетом и посадкой ВА-609, а также занимается модернизацией, ремонтом и техобслуживанием вертолетной техники.

Сборка военных вертолетов осуществляется на заводе, расположенном в г. Йовел (графство Сомерсет). Здесь же находится научно-исследовательский центр по разработке вертолетной техники и академия, готовящая специалистов в области вертолетостроения.

Многоцелевые вертолеты AW-159 “Линкс Уайлдкэт”, “Супер Линкс” и AW-101 “Мерлин” различных модификаций также приняты на вооружение ВМС Бразилии, Дании, Франции, Германии, Республики Кореи, Нидерландов, ВВС Норвегии, Омана и других стран. Для национальных вооруженных сил вертолет AW-159 “Линке Уайлдкэт” производится в двух модификациях: легкого разведывательного вертолета – для СВ, а также патрульного и ударно-разведывательного -для ВМС. Вертолет AW-101 “Мерлин” тоже выпускается: для СВ Великобритании (военно-транспортная версия) и для ВМС (противолодочная).

Авиационное двигателестроение

Одним из мировых лидеров в области авиадвигателестроения является компания “Роллс-Ройс”, основанная в 1906 году, со штаб-квартирой в г. Дерби (графство Дербишир). Объем ее продаж в 2011 году превысил 11,3 млн фунтов стерлингов, портфель заказов на конец 2011-го составил 62,2 млрд, прибыль- 1,2 млн. Численность персонала компании более 40 тыс. человек.

Авиационные двигатели “Роллс-Ройс” используются как на гражданских, так и на военных самолетах и вертолетах в более чем 100 странах мира. Номенклатура продукции включает в себя турбореактивные, турбовинтовые и турбовальные двигатели. Партнерами компании являются фирмы “Боинг“, “Эрбас“, “Еврофайтер“, “Локхид-Мартин” и “Еврокоптер“.

Кроме авиадвигателей “Роллс-Ройс” разрабатывает и производит: силовые установки и движители для торговых судов, моторных лодок и яхт, кораблей ВМС; системы автоматизации для судов и кораблей; газовые турбины; центробежные насосы и компрессоры; топливные ячейки и другое оборудование.

Авиационное оборудование

В Великобритании существует также ряд фирм, специализирующихся на разработке и выпуске авиационных систем различного назначения: систем бортового и наземного оборудования, радионавигационных систем, систем управления и энергоснабжения, светотехнической аппаратуры и т. д. Основными компаниями – производителями данной продукции являются: “Смите групп“, “Кобхэм“, “Месье Доути“, “Айкор интернэшнл“, “Итон аэроспейс” и др.

Беспилотные летательные аппараты вооруженных сил Великобритании

Анализ парка беспилотных летательных аппаратов западноевропейских стран показывает, что, несмотря на высокий научно-технический потенциал, они закупают для своих вооруженных сил в основном аппараты американского производства. Не является исключением и Великобритания. Значительная часть находящихся на вооружении страны БЛА была приобретена в период с 2006 по 2012 год. Основная причина этого – необходимость выполнения большого объема разведывательных задач для обеспечения действий подразделений своих ВС в “горячих точках”, в особенности в составе сил коалиции в Афганистане и Ираке.

В 2017 году в британских военно-воздушных силах имелось до десяти аппаратов MQ-9 “Рипер” (“Предатор В”), в сухопутных войсках – “Гермес-450” (до десяти единиц), “Уотчкипер” (до 54), “Ти-Хок” (15-18), “Дезерт Хэк-З” (270), RQ-11 “Равен” и “Блэк Хорнет” (около 300) и в военно-морских силах -“Скэн Игл” (три)1.

  • Многоцелевой БЛА с большой продолжительностью полета MQ-9A “Рипер” (компании “Дженерал атомикс”) принят на вооружение британских ВВС в 2007 году. В составе силовой установки (СУ) аппарата используется турбовинтовой двигатель (ТвД) ТРЕ-331-10Т мощностью 708 кВт с трехлопастным толкающим воздушным винтом. БЛА оснащен убирающимся в полете трех-опорным шасси.
    Великобритания – единственная европейская страна (из закупивших БЛА MQ-9), где ВС применяют эти боевые средства не только для ведения воздушной разведки, но и для нанесения ударов. Вооружение, которое располагается на шести узлах подвески (максимальная масса боевой нагрузки на внешних пилонах по 70 кг, средних – по 160 и внутренних – по 680), включает до 12 ПТУР AGM-114 “Хеллфайр”, четыре УАБ GBU-12 “Пэйву-эй-2” или GBU-38 “Джей-дам” и GBU-39/B.
  • Основной беспилотной разведывательной системой сухопутных войск Великобритании является комплекс с БЛА “Уотчкипер”. Он начал поступать в войска в 2011 году и в дальнейшем заменил эксплуатируемые аппараты “Гермес-450” израильской компании “Элбит системз”, которые были закуплены в 2007-м.
    Комплекс с БЛА “Уотчкипер” разработан английским подразделением компании “Талес” совместно со специалистами израильской фирмы “Элбит системз“. Его воздушный компонент создан на базе хорошо знакомого английским военным, отличающегося простотой конструкции, высокими лет-но-техническими характеристиками и надежностью аппарата “Гермес-450”. В отличие от него в состав разведывательного оборудования включены оптико-электронная система CoMPASS IV (компании “Элоп”) и малогабаритная радиолокационная станция с синтезированием апертуры антенны и селекцией движущихся целей “Ай-мастер” (“Талес”). Особенность этой станции в том, что она конструктивно выполнена в массо-габаритных размерах поворотной турели, аналогичной оптико-электронной системе. Данное исполнение позволяет использовать ее в качестве сменного датчика полезной нагрузки для большинства беспилотных летательных аппаратов аналогичной размерности. СУ аппарата “Уотчкипер” – один роторный двигатель AR 801 мощностью 44,2 кВт с двухлопастным толкающим винтом.
  • Для повышения возможностей артиллерийских подразделений по уничтожению целей за пределами дальности прямой видимости специалистами европейской корпорации MBDA в конце 2000-х годов был разработан боевой БЛА одноразового применения “Файр Шэдоу”. Аппарат запускается с пусковых направляющих, затем происходит сброс ускорителя, раскрытие крыла, и он осуществляет полет как обычный БЛА с толкающим винтом. Во время выполнения полетного задания “Файр Шэдоу барражирует в заданном районе, ведя разведку бортовыми оптико-электронными средствами видимого и ИК-диапазонов, и передает полученные изображения в реальном масштабе времени на наземную станцию управления.

  • Остальные находящиеся на вооружении сухопутных войск страны БЛА “Ти-Хок“, “Дезерт Хок-3“, “Равен” и “Блэк Хорнет” тоже были закуплены в период с 2006 по 2011 год. Основное их предназначение – обеспечение действий малочисленных подразделений, групп специального назначения и отдельных военнослужащих (БЛА “Блэк Хорнет”), а также решение задач по обеспечению охраны мест дислокации подразделений. СУ всех этих аппаратов, кроме “Ти-Хок” (поршневой двигатель мощностью 3-4 кВт), включает электродвигатель, что значительно снижает уровень акустической заметности и упрощает их применение при проведении спецопераций. Для использования этих средств в любое время суток в состав сменных комплектов полезной нагрузки (ПН) входят телевизионные и инфракрасные камеры. Комплексы с такими БЛА включают два-три летательных аппарата, станцию управления, сменные комплекты ПН и дополнительные источники питания.

Наибольший интерес из вышеперечисленных аппаратов представляет БЛА PD-100 “Блэк Хорнет”. В настоящее время этот микроминиатюрный беспилотный вертолет – самая маленькая в мире летающая боевая машина. На 2020 год известно несколько модификаций нано-дрона, включая Black Hronet 3

  • В рамках программы “Зефир” компания разрабатывает высотный беспилотный летательный аппарат (БЛА) на солнечных батареях, который может выполнять беспосадочный полет в течение 30 сут на высоте до 20 км. Его летные характеристики существенно улучшены благодаря измененной форме законцовки крыла и хвостового оперения, а также доработанной авионике и системе энергосбережения. Размер крыла при массе 53 кг составляет 22,5 м.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что для авиационной промышленности Великобритании, как и для большинства европейских стран, характерно ее активное участие в интеграционных и кооперационных процессах на национальном и международном уровне с европейскими и американскими производителями авиатехники. Это позволяет британским производителям повысить конкурентоспособность своей продукции, сократить затраты на НИОКР, а также решить ряд финансовых и материально-технических проблем, в частности неполного цикла производства. Одной из особенностей авиапрома страны является то, что предприятия, входящие в отрасль, специализируются в основном не на конечной сборке, а на выпуске и поставке на мировой рынок узлов и агрегатов авиационной техники.

Новости мирового авиапрома