Авиационно-космическая промышленность

ВКС – это оборона и безопасность страны в капиталистическом мире…

Значение Авиационно-космической промышленности

Это совокупность предприятий, занятых конструированием, производством и испытаниями самолетов, ракет, космических аппаратов и кораблей, а также их двигателей и бортового оборудования (электрической и электронной аппаратуры и др.).
Эти предприятия принадлежат государству или частным владельцам. Авиационно-космическая промышленность имеет важное политическое и экономическое значение. Ею в значительной мере определяются промышленный потенциал и престиж государства: ее предприятия поставляют свою продукцию на внутренний и внешние рынки, обеспечивают заказами другие отрасли хозяйства, предоставляют большое количество рабочих мест.

Сбыт авиационно-космической продукции осуществляется по пяти основным направлениям:

Военные самолёты и ракеты:

Военные самолеты различаются по назначению. Истребители перехватывают самолеты противника, атакуют воздушные и наземные цели, совершают дозорные и разведывательные полеты. Задачи бомбардировщиков – поражение отдаленных наземных объектов. Для поражения близких объектов применяются штурмовики; ни меньше бомбардировщиков и уступают им в бомбовой загрузке. Самолеты-корректировщики действуют совместно со штурмовиками.
Назначение транспортных и учебных самолетов ясно из их названий. Транспорты, истребители и штурмовики некоторых типов используются как самолеты-заправщики или носители средств радиоэлектронной войны. Вертолеты особенно эффективны как средства спасения, но есть их типы, которые выполняют функции штурмовиков и транспортных летательных аппаратов. Существуют военные самолеты для решения и многих других специальных задач…

Назначение боевых ракет связано с их размерами. Баллистические ракеты обычно тяжелы и велики по размерам; самые большие из них – межконтинентальные. Основная часть траектории таких ракет лежит за пределами земной атмосферы. Ракеты меньших размеров обычно рассчитаны на дальности до сотен километров и управляются на протяжении всего полета; самые малые из них относят к категории снарядов…

Космическая техника:

Заказы на космическую технику поступают, как правило, от правительств и их агентств. В США этими проблемами ведает НАСА (NASA – National Aeronautics and Space Administration) – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, в России – Российское космическое агенство(Роскосмос). Космический летательный аппарат может быть пилотируемым или беспилотным. Возвращаемые на Землю аппараты при входе в плотные слои атмосферы движутся сначала по баллистической траектории, а в плотных слоях атмосферы и перед посадкой используют парашюты или крылья. Примером крылатого аппарата является американский воздушно-космический корабль «Шаттл».

Космические аппараты выводятся в космос ракетами-носителями.В качестве ракет-носителей часто используются модифицированные баллистические ракеты. Для проведения научных исследований в космосе применяются и специальные исследовательские ракеты, размеры которых относительно невелики…

Космос может быть использован в различных целях – коммерческих, научных и военных.

В последние десятилетия активизировались военные программы, поэтому для защиты страны от нападения из космоса были созданы ЦУКОС МО РФ и Управление космических систем ВВС США с задачей использования и обслуживания искусственных спутников Земли. 

Создание воздушно-космической транспортной системы «Шаттл» должно было удешевить это обслуживание…

Воздушный транспорт:

Люди активно пользуются воздушными путями сообщения; потребность в крупных пассажирских самолетах в настоящее время продолжает возрастать.
Производство гражданских авиалайнеров осуществляется параллельно производству военных транспортов. Выпуск гражданских самолетов – своеобразная защитная реакция самолетостроительных компаний на капризы неустойчивых рынков военной и космической техники.
Авиалайнеры различаются по конструкции и размерам в зависимости от расчетного количества пассажиров и дальности полета. Обычно на более протяженных маршрутах используются более крупные машины. Небольшой самолет весит ~10 т и берет на борт до 10 пассажиров. «Боинг-747» берет от 331 до 550 человек и весит от 300 до 400 т. Дальность полета «Боинга-747-400» равна почти 13 000 км. Многие транспортные самолеты перевозят только грузы. Англо-французским консорциумом и Советским Союзом в свое время выпускались сверхзвуковые авиалайнеры. Англо-французский лайнер «Конкорд» до сих пор совершает полеты на линиях регулярного воздушного сообщения.

Академик Е.Федосов о военной авиации, а как обстоят дела с гражданской?

После распада Советского Союза, упразднения министерства гражданской авиации у нас создалась трагичная ситуация, мы практически потеряли собственный рынок отечественных гражданских самолетов и начали покупать “Боинги”, “Эрбасы“.
В итоге резко упал пассажиропоток. Если мы раньше перевозили в год порядка 100 -110 млн человек, то стали перевозить 25 млн, то есть пассажиропоток упал в четыре раза. Причем изменилась структура пассажиропотока. Если раньше основной объем приходился на выполнение рейсов внутри страны, то теперь стали летать в основном за рубеж в курортные зоны. “Аэрофлот” распался на триста компаний – на каждом аэродроме появилась своя авиакомпания. Сейчас их число немного сократилось, но все равно осталось довольно большое количество. Все эти авиакомпании неспособны покупать новые самолеты, у них ресурсы небольшие. Исключение составили компании Аэрофлот, “Трансавиа” – которую обанкротили, S7, то есть осталось 10-15 дееспособных компаний. Остальные – абсолютно недееспособные. Они специализируются только на чартерных перевозках. В итоге авиационная промышленность перестала получать заказы на новые самолеты. Ремонтировать, поддерживать ресурс, производить регламентные работы и прочие затратные операции стало невозможно, когда западные фирмы предложили за те же услуги цену в два раза меньше. Таким образом, получилось, что почти 20 лет мы ничего не делали в области гражданской авиации. Из-за неправильной политики, которая сложилась в государстве, вступления в ВТО наш внутренний рынок заполнили западные самолеты. Гор и Черномырдин подписали соглашение о том, что Боинги” идут в Россию практически беспошлинно. Эта льгота для “Боинга” существует до сегодняшнего дня. И все довольны. Перевозчики довольны, им дешевле обходятся самолеты. Продавцы тоже довольны. Кто проиграл? Государство. Оно создало обстановку, в которой у нас весь парк гражданской авиации на 98% состоит из “Боингов” и “Эрбасов”. И они почти все лизинговые. А если наступит какой-нибудь особый период, когда гражданская авиация превращается в транспортную авиацию для министерства обороны? Ведь все эти самолеты улетят. И мы лишимся авиации, которую можно было бы использовать для перевозки раненых и войск. Так что политика безобразна, и она до сих пор не изменилась…

Малые самолёты гражданской авиации:

К этой категории относятся самолеты, используемые в деловых и личных целях. Деловые самолеты – как правило, реактивные или турбовинтовые – имеют вместимость до 40 человек (вместе с экипажем) и грузоподъемность от 3 до 35 т. Личные самолеты меньше, и на них обычно устанавливаются поршневые двигатели. Полеты в личных целях дороги и приводят, в конечном счете, к потере времени; на больших расстояниях личные самолеты не выдерживают конкуренции с авиалайнерами, а на малых – с автомобилями.

Для успеха фирмы на рынке авиационно-космической техники необходимы:

Определенные условия, а именно:

  • техническая компетенция и постоянство кадрового состава;
  • достаточный опыт выпуска продукции по своим конструкторским разработкам;
  • умелая организация сбыта готовых изделий;
  • диверсификация производства;
  • эффективность затрат;
  • устойчивость финансового положения.

Перспективными для долгосрочного развития промышленности представляются авиалайнеры и космическая техника. Сокращение рынка вооружений, похоже, может быть скомпенсировано объемом продаж на других секторах рынка, достаточных для получения приемлемых прибылей. По темпам развития авиационно-космическая промышленность превзошла другие отрасли и приобрела определяющее значение для современной цивилизации.

Авиастроение, как и космос, находится на самом острие научно-технического прогресса. Каковы перспективы полного перехода на информационные технологии при разработке, производстве и последующей эксплуатации боевой авиационной техники?

Мнение: Академика Е.Федосова

Я всю жизнь борюсь за то, чтобы внедрялись современные цифровые технологии, поскольку работаем мы в области самолетного оборудования и весь интеллект он в этом оборудовании. Здесь прогресс идет невероятными темпами. Даже не от поколения к поколению. Боинг 737 и Эрбас А-320 это самолеты, которые имеют двадцатилетнюю и больше историю. Они созданы очень давно, но борт у них менялся почти каждые два три года. Вот сейчас идет Боинг -737 так называемой девятисотой серии. Там уже вся система самолетовождения другая. У них все это постоянно совершенствуется.
Действительно у нас есть прогресс в конструировании в плане планера самолета, но и тут все купленные пакеты тоже зарубежные. Проблемой сегодня становится кибербезопасность. Обеспечить кибербезопасность на производстве, где тысячи людей крайне сложно. Мы сейчас поставили себе задачу за три года создать отечественную операционную систему и создать отечественный программный продукт. Но у нас специалистов крайне мало. Здесь любой программист не годится. Тут нужен программист высшей квалификации. Они все работают на западных фирмах. В том числе и в России, но на западных фирмах. Мы таких специалистов ищем, но они на зарплату меньше 400 тысяч не соглашаются…