Эксклюзив с авиаконструктором Михаилом Погосян

Погосян Михаил Асланович. Российский Авиаконструктор. Доктор технических наук.   Академик РАН. Михаил Погосян родился 18 апреля 1956 года в городе Москва. Корни Погосяна из Нагорного Карабаха – родители матери оказались в Москве в 1924-1925 годах, после революции, а отец – во время Великой Отечественной войны, после ранения.



В 1979 году Михаил с отличием окончил факультет самолетостроения Московского авиационного института и был направлен для работы на Московский машиностроительный завод им. П. О. Сухого:

 С 1992 года по 1998 год прошел путь от инженера-конструктора до первого заместителя генерального конструктора.

В 2002 г. присвоена учёная степень доктора технических наук (тема диссертации — «Разработка и реализация перспективных технологий для создания авиационных комплексов новых поколений»).

С 1995 года по 1999 год был председателем Совета директоров ОКБ, а с мая 1999 года по июль 2007 года был генеральным директором ОАО «ОКБ Сухого».

С марта 1998 года Погосян генеральный директор ФГУП «АВПК Сухой». В 2000 году вошел в состав Совета по предпринимательству при председателе правительства России.

  • В сентябре 2003 года распоряжением Правительства Российской Федерации был назначен генеральным директором ОАО «Компания Сухой».
  • С декабря 2008 года – генеральный директор ОАО «РСК МиГ». В настоящее время является председателем Советов директоров ОАО «ОКБ Сухого» и ОАО «КнААПО».
  • До 16 января 2015 года являлся президентом ОАО «ОАК».
  • В 2007-2011 годах Погосян Михаил первый вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации, объединяющей основные самолетостроительные компании России.
  • В 2009-2011 годах – генеральный директор ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ».
  • В феврале 2011 года президент России Дмитрий Медведев назначил Погосяна исполняющим обязанности президента ОАК, в том же месяце совет директоров ОАК избрал его президентом корпорации сроком на 5 лет, до февраля 2016 года.
  • В июне 2011 года Михаил Асланович был избран председателем совета директоров авиастроительного холдинга ОАО Корпорация «Иркут», вошел в состав наблюдательного совета некоммерческого партнерства «Союз авиапроизводителей» и был избран председателем совета директоров ОАО Компания «Сухой», в связи с чем покинул пост ее генерального директора. В марте 2011 года был введен в совет директоров ОАО «Роснано» как независимый директор.
  • В 16 июня 2016 года Погосян Михаил Асланович  собранием трудового коллектива избран   ректором Московского авиационного института(национального исследовательского университета), является председателем Учёного совета МАИ

Подробнее: Ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего   образования «Московский авиационный институт».

О традициях и современных задачах Московского авиационного института (национального исследовательского университета), его деятельности в области инноваций и научных исследований, новейших трендах образования, а также отечественном самолетостроении и его позиционировании на мировых рынках рассказывает его ректор Михаил Погосян, академик РАН.

Михаил Погосян: Мы должны готовить специалистов, которые смогут решать задачи будущего
– Михаил Асланович, избрание ректором Московского авиационного института стало для Вас новым вызовом?
  • Я всю свою жизнь работал в промышленности, поэтому для меня это назначение стало новым этапом. Хотя МАИ – для меня родное место: я не просто закончил этот университет, но и уже более 10 лет заведую здесь кафедрой самолетостроения.

– МАИ – всемирно известный бренд, марка качества обучения, традиций и инновационных исследовательских разработок. Какие задачи Вы ставите перед собой как его ректор?

Мы стремимся создать в университете такую среду, которая позволит активно вовлекать и студентов, и преподавателей в атмосферу творчества и двигаться вперед. При этом не только развивать традиции, но и превращать МАИ в инновационный образовательный и исследовательский центр. Мы планируем развивать университет в соответствии не только с сегодняшними требованиями, но и требованиями будущего, прежде всего в области проведения научных исследований, современных методов подготовки кадров, развития принципиально новых направлений, как, например, строительство беспилотных летательных аппаратов. А подготовка инженеров была и остается одним из ключевых факторов стремительного технологического прогресса.

– Каковы новейшие тренды в области образования, науки и инноваций МАИ Вы могли бы отметить?

Сегодня происходит трансформация университетов. Она связана прежде всего с переходом от чисто образовательных структур к научно-исследовательским центрам. В ХХ веке мы наблюдали тенденцию формирования на базе университетов центров научных исследований, которые активно взаимодействуют с различными отраслями промышленности. Сейчас ведущие мировые университеты формируют тренды развития, определяют перспективы экономической и научно-технологической повестки.

Современный университет должен готовить специалистов, которые смогут решать задачи будущего. Внедрение инноваций в активную жизнь связано с реализацией большого количества вопросов – разработкой технологий, созданием новых стартапов и компаний, которые эти технологии смогут развивать. Это уже новая среда, формирующаяся на стыке университета, бизнеса и общества.

Жизнь меняется быстро, технологии обновляются стремительно, и университет должен быть вовлечен в эти процессы.

Михаил Погосян: Мы должны готовить специалистов, которые смогут решать задачи будущего

– Образование связано с экономикой?

Да, и напрямую. Если уровень образования будет высоким, а экономика отставать, то лучшие умы будут уезжать из страны. Мы наблюдаем такую картину в Армении. В республике появилось много хороших школ – например, международная школа UWC?Dilijan?College в Дилижане, созданная Рубеном Варданяном, школа Айб в Ереване и другие – а рабочих мест, которые требовали бы высокого уровня специалистов, недостаточно.

Если говорить о российском образовании, за последние годы, по моему мнению, сделано очень много, в том числе в плане внедрения современных подходов, вовлечения российских вузов в международную кооперацию. Международный характер инновационных проектов – еще один важный тренд. Мы должны не только дать будущему специалисту знания, воспитать патриота страны, но и научить его работать в системе широкой международной кооперации – это требование современности. И поэтому образование должно стать мультидисциплинарным. Современному инженеру необходимо прекрасно владеть английским языком, знать экономику, потому что обособленных, чисто инженерных задач, не связанных с экономическими результатами деятельности, сегодня практически не существует.

– Утечка мозгов – это актуальная проблема?

 Наука в общем и авиация и космонавтика в частности не могут развиваться в изоляции. МАИ участвует в плотной международной кооперации с зарубежными партнерами. Все больше студентов из других стран едут учиться к нам. Студентка из Южной Африки, например, приехала учиться в МАИ, чтобы стать космонавтом. При этом мы сами приветствуем, когда наши ребята едут на стажировки в другие страны.

– Каковы перспективы выпускников МАИ?

Самые широкие. Мы даем навыки, которые позволяют выпускникам становиться успешными в разных сферах. Прежде всего это, конечно, авиастроение и космос. В руководстве всех крупнейших российских профильных предприятий в области авиастроения, космоса, двигателестроения доминируют выпускники МАИ. Если посмотреть, какие университеты заканчивали сотрудники организаций авиакосмической отрасли, то МАИ будет лидировать в этом списке с большим отрывом. Московский авиационный готовит не только инженеров и управленцев, но и специалистов, которые себя прекрасно проявляют в самых разных областях. Посол СССР в США Анатолий Добрынин был выпускником МАИ. И таких примеров очень много. Многие работники творческих профессий – выпускники нашего университета. В МАИ всегда была особая среда, вуз готовил активных граждан страны, которые могли себя проявить в совершенно разных областях.

Выпускники МАИ востребованы и сегодня, в том числе в перспективных направлениях, таких как создание беспилотных летательных аппаратов, которые со временем могут изменить расклад на рынке перевозок грузов и людей, а также композитных материалов, доля которых уже сейчас в новейших моделях самолетов превышает половину. МАИ готовит инженеров для научных исследований в области медицины – создание искусственного сердца, аппаратов для искусственной вентиляции легких. Многие выпускники активно работают в IТ-отрасли и даже в банковской сфере.

– Есть ли сегодня у молодых российских ученых возможность заниматься научными разработками, двигать науку вперед? Как обстоит дело с финансированием?

Возможности есть. Важно, чтобы финансирование позволяло выводить эти исследования на новый уровень. Молодые ученые могут сегодня проявить свои творческие способности во многих направлениях. МАИ является уникальной площадкой, где одновременно ведутся исследования по самому широкому спектру областей – авиастроение, космос, ракетостроение, двигателестроение, медицина, энергетика. Наш университет – один из признанных центров перспективной науки о сверхпроводимости, по созданию беспилотных летательных аппаратов. Это дает нам возможность в условиях трансфера технологий из одной отрасли в другую создавать в МАИ инновационные площадки. Одно из студенческих конструкторских бюро МАИ подготовило и запустило в космос 7 спутников. Сейчас молодые ученые вуза завершили работу по созданию очередного спутника – МАИ-85, и к концу текущего года, мы надеемся, он будет запущен в космос. Это та практическая работа, которая позволяет нашим студентам стать не только учеными, но и практиками.

Михаил Погосян: Мы должны готовить специалистов, которые смогут решать задачи будущего

– Вы возглавляли «Объединенную авиастроительную корпорацию», участвовали в создании самолетов СУ-35, Т-50, гражданского самолета SSJ 100, сверхзвукового многофункционального самолета СУ-47 «Беркут», как развивается российское военное самолетостроение сегодня?

Самолетостроение – одно из высокотехнологичных направлений, в котором мы занимаем на мировом рынке прочные позиции. Устойчивые позиции российской авиационной техники в мире обеспечивают семейства самолетов «Сухого» и «Микояна». Доля российской техники на мировом рынке составляет около 15%, это высокий показатель, учитывая, что большую часть мирового рынка занимают рынки США и стран НАТО, которые для нас закрыты.

Мы предлагаем, причем по конкурентной цене, самые современные авиационные комплексы, которые по своим возможностям не только сопоставимы, но и превосходят зарубежные аналоги. Научно-технический уровень наших разработок соответствует самым передовым на сегодняшний день технологиям. Кроме того, это не отдельные решения, а комплексные программы, под различного рода задачи предлагаются различные варианты решения. И у нас есть хороший задел по созданию самолетов пятого поколения, что позволит в дальнейшем еще более укрепить позиции на мировом рынке.

– Кто покупает у России самолеты?

 Традиционные рынки российской авиационной техники – это страны Юго-Восточной Азии. Крупнейшие заказчики – Китай, Индия, Вьетнам, Индонезия и целый ряд других стран. Также страны Ближнего Востока, в первую очередь Алжир. Государства Латинской Америки активно используют наши самолеты.

– Отечественный парк гражданских самолетов укомплектован «Боингами» и аэробусами, ведутся ли работы в направлении создания отечественных машин? Некоторые СМИ пишут, что гражданский Sukhoi SuperJet 100 на 80% состоит из импортных комплектующих, программа импортозамещения затронула самолетостроение?

Если в 70-е годы прогресс определялся уровнем развития военного самолетостроения, то сегодня он в большей степени определяется уровнем развития гражданской авиации. Доля гражданской авиации в общем объеме авиационной техники составляет в мире больше 70%. Военный сегмент по-прежнему важен, он обеспечивает обороноспособность и стабильность, но в общем объеме уже не превышает 30%.

И в этом ключе программа гражданского SuperJet 100 очень важна. Sukhoi SuperJet 100 не состоит на 80% из импортных комплектующих. Названная цифра явно завышена, на деле она составляет около 60% и постепенно снижается. Конечно, необходимо увеличивать долю российских составляющих там, где мы можем предложить конкурентоспособную продукцию мирового уровня.

Сегодня есть ряд совместных проектов с Китаем, например по строительству широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Подобные проекты имеют для дальнейшего развития отрасли системное значение.

– Как член президентского Совета по науке и образованию какие задачи Вы решаете?

Совет при президенте Российской Федерации по науке и образованию занимается самым широким кругом вопросов. Одна из основных задач сегодня – рассмотрение и выработка стратегии научно-технологического развития страны. Мы активно участвуем в ее разработке, потому что важно не упустить новые рынки, новые направления, обеспечить баланс между фундаментальными и прикладными исследованиями, сосредоточиться не только на исследованиях в новых, но и обеспечить прогресс в традиционных областях экономики. Найти этот баланс и обеспечить его – одна из задач совета.

– Вы поддерживаете связи с Арменией? Насколько часто посещаете свою историческую родину?

В Армению я езжу регулярно. Мои корни из Нагорного Карабаха. Отец и родители матери родились в Карабахе. Бабушка из Шуши, дедушка из Гадрута, где сегодня ведутся археологические раскопки и найдены следы древних поселений. В Нагорном Карабахе был два раза – первый раз в детстве, второй раз вместе с отцом, когда он поехал поклониться могиле матери.

В прошлом году я несколько раз приезжал в Армению. Меня принимал президент, мы обсуждали возможности реализации различных проектов. Мое убеждение, что главный потенциал Армении – ее люди. Уровень образования достаточно высок: очень хорошая математическая школа, развивается IT-направление. Поэтому модель экономического развития страны, цели и задачи экономики должны быть сосредоточены на развитии и удержании людей интеллектуального труда, создании условий для развития высокотехнологичных отраслей промышленности, IT-компаний. Хорошим ориентиром здесь может быть Индия, ее программисты работают по всему миру, правительство создало хорошие условия для развития сферы.

– Что бы Вы пожелали нашим читателям, соотечественникам, которые проживают за пределами Армении?

Я хочу пожелать им успехов и возможности максимально себя реализовать. Это важно для всех – и для армян, и для людей других национальностей. Успехи армян, которые живут за пределами Армении, могут стать позитивным импульсом для республики и воспроизводиться другими на благо Армении. Важно также сохранять свою идентичность, связь с исторической родиной.

Приезжать в Армению всегда очень приятно: красивая природа, доброжелательные люди, богатые исторические традиции, большое количество культурных памятников. Но при всем этом хочется видеть инновационно развивающуюся страну, что позволяло бы всем нам не только гордиться прошлыми достижениями, но и быть уверенными в будущем.

Источник: подробнее: 

Заслуги:

Погосян  имеет 76 публикаций, из них 4 учебных издания и 72 научных труда, включая объекты интеллектуальной собственности, используемые в образовательном процессе. Михаил Асланович активно участвует в научной и научно-педагогической деятельности кафедры и факультета, является научным руководителем аспирантов кафедры, членом Ученого совета МАИ, членом Совета по науке и образованию при Президенте РФ, Академиком Российской академии наук, а также является почётным профессором Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева.

  • Награжден Орденом Почета «За личный вклад в создание палубного истребителя Су-33».
  • Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолетов Су-27, премии Правительства РФ.
  • Кавалер ордена «Почетного легиона» за вклад в развитие российско-французского сотрудничества в области авиастроения.

One thought on “Эксклюзив с авиаконструктором Михаилом Погосян

  1. Учитывая заслуги и профессиональные качества, патриотические чувства к авиации как авиаконструктора, Михаил Асланович заслуживает глубочайшего уважения со стороны авиационного сообщества. Моё личное убеждение, что корпоративный подход и назначение руководителями в авиапроме “эффективных менеджеров”, “сынков продюсеров” и им подобных “карманных послушак” и “личным бизнесом” только принесёт вред авиапрому, да и в целом всей стране “хотели как лучше, а получится как всегда”…преданность ни к отдельным личностям, а к профессии, своей стране и “работяге”народу, вот мне кажется главная ценность в назначениях руководителей…

Comments are closed.