Су-80 для местных и региональных авиалиний-забытый проект

Су-80 (С-80)— двухдвигательный турбовинтовой самолет для местных и региональных авиалиний разработки ОКБ Сухого. Предназначался для замены Ан-24 и Як-40.
Данный самолёт был спроектирован в двух вариантах: грузовой и пассажирский, позволяющие перевозить 30 пассажиров и грузы массой до 3,3 тонны. Дальность полета позволяет преодолевать расстояние в 1300 километров. Особенностью данной машины является то, что ее можно быстро переоборудовать из пассажирского варианта в грузовой и наоборот, отличается от своих предшественников экономичностью при полете, а также великолепными характеристиками…

История Су-80

Разработки самолета Су-80 начались с 90-х годов прошлого века по инициативе конструктора М.П. Симонова. Первоначально самолет проектировался для военных потребностей. За два года был сформирован первоначальный облик машины. Данный аппарат должен был совершать перевозку грузов и пассажиров на линиях местного значения. Главной задачей конструкторов было изготовление качественно новой версии самолета, который мог вытеснить старые, менее качественные модели аналогичного типа.

С 1993 года данным проектом заинтересовались в КнААПО, что в Комсомольске. За счет этого финансирование изготовления Су-80 производилось данным объединением и конструкторским бюро Сухого. Данная модель была включена во всероссийскую федеральную программу, которая должна была производить полное финансирование, но средства практически не поступали. Из-за этого изготовление машины несколько раз было отложено…

При определении назначения самолета в 1996 году сделан крен на военное использование — самолет создавался под требования ВВС РФ, Федеральной пограничной службы, МЧС РФ и Федеральной службы поиска, и спасения, которым был необходим самолет для выполнения патрульных и патрульно-транспортных воздушных операций.
При поставках на внешний рынок на самолете планировалось установить бортовое оборудование фирмы Collins. На модификации Су-80ПТ планировалось установить базовый комплекс бортового оборудования Стриж разработки НПО Ленинец (см. Ил-114П), систему управления оружием, спецоборудование в соответствии с решаемыми задачами.

Первый 26-минутный испытательный полет Су-80 совершил 4 сентября 2001 года на подмосковном аэродроме Летно-исследовательского института имени Громова…

Особенности конструкции и оборудования

Основная концепция самолета была продумана изначально за счет маркетинговых исследований на рынке авиационной техники на территории нашей страны и за ее пределами. Кроме того, был проведен тщательный анализ парка самолетов, чтобы сделать вывод о том, какая именно машина нужна на данный момент. Вся проделанная работа должна была привести к тому, что данный самолет будет востребован как в нашей стране, так и за границей...

Особенностью самолёта является его конвертируемость, то есть возможность быстрого переоборудования из пассажирского варианта в грузовой и обратно. Наличие грузовой рампы позволяет транспортировать автомобильную технику и стандартные авиационные контейнеры. Взлетно-посадочные характеристики и шасси с пневматиками низкого давления позволяют эксплуатировать самолёт на небольших аэродромах, в том числе на грунтовых, ледовых и заснеженных. Крылья самолета разработаны по кессонному типу с одним лонжероном. За счет продуманной работы конструкторов удалось достичь отличной аэродинамики даже на больших скоростях. Крылья оснащены закрылками, которые поделены на три секции. Большинство деталей крыла машины выполнено из композиционных материалов. В средине кессона крыла размещены топливные баки. Кроме этого, в крыло вмонтированы опоры шасси, и, что самое главное, на них размещены двигатели турбовентиляторного типа. Все погрузки производятся через хвостовую рампу, даже посадка пассажиров. У самолёта герметичный салон. Присутствие грузовой рампы дает возможность транспортировать стандартные авиационные контейнеры и автомобильную технику…

Что касается силовой установки, тот тут следует отметить, что первую модель планировалось оснастить двигателем отечественного производства ТВД-1500С Рыбинского КБМ (2х1104 кВт, 2х1500 л.с.) с реверсивными малошумными винтами или двигателей ТВД-20. Диаметр шестилопастных воздушных винтов АВ-36 равен 2,65 м.

Но разработка данного двигателя затянулась на долгое время. Именно по этой причине силовая установка самолета Су-80 состоит из двух двигателей типа СТ7-9В, которые производит иностранная компания. При взлете эти двигателя выдают мощность в 1750 лошадиных сил каждый. Выбор именно такого двигателя был правильным решением, поскольку он отличается своей надежностью и высокой экономичностью, что немаловажно в наше время. На данный момент двигатели данного типа изготовляются на территории России, на совместном предприятии в Рыбинске.

Данный вид двигателя отвечает всем стандартам качества и приспособлен к работе на отечественном топливе и масле. Силовая установка оснащена системой автоматической подачи топлива и анализа состояния всех топливных устройств. Все двигатели самолета СУ-80 оснащены винтами, которые имеют по четыре лопасти. Они изготовлены по реверсивному типу, а также предусмотрена система, которая обеспечивает флюгирование при аварийных ситуациях. Система синхрофазирования обеспечивает снижение шумовых явлений при полете на крейсерской скорости…

Оборудование навигации самолета было специально разработано для модели Су-80 по специальному заказу на предприятии «Электроавтоматика». Данное оборудование имеет возможность поддерживать связь со спутником, что сильно упрощает работу пилотов. Отечественное оборудование имеет высокое качество, но по желанию заказчика машину можно оснастить более совершенными навигационными устройствами иностранного изготовления.

Кроме стандартных машин типа Су-80, на сегодняшний день изготовители готовы предложить новые модификации данного самолета, которые предназначены для выполнения более конкретных задач. Новыми машинами поколения Су-80 могут быть такие специальные машины, как медицинская, десантная, патрульная (с оборудованием типа «Стриж»), учебная, а также множество других модификаций:

В перспективе самолёт прорабатывался под различные варианты для разных заказчиков:
• изделие Су-80ГП — опытный легкий грузопассажирский самолет
• изделие Су-80ГР — геологоразведочный самолет
• изделие Су-80М — медицинский самолет
• изделие Су-80П — легкий пассажирский самолет
• изделие Су-80ПТ — патрульно-транспортный самолет
• изделие Су-80Р — рыбопоисковый самолет
• изделие Су-80ТД — легкий транспортно-десантный самолет

Была запланирована сертификация по стандартам летной пригодности АП-25. Она не была завершена ввиду фактического завершения программы…

Лётно-технические характеристики:

Экипаж: три человека;
• Пассажировместимость: 30 человек в базовой компоновке;
• Длина: 18,26 метров;
• Размах крыла: 23,18 метров;
• Грузоподъёмность: 3300 килограмм;
• Ширина пассажирской кабины: 2,17 метров;
• Высота пассажирской кабины: 1,82 метров;
• Ширина грузовой кабины: 2,17 метров;
• Высота грузовой кабины: 1,82 метров;
• Длина грузовой кабины: 7,75 метров;
• Диаметр фюзеляжа: 2,4 метров;
• Площадь крыла: 44,36 квадратных метров;
• Стреловидность крыла: 30 градусов
• Максимальная посадочная масса: 14050 килограмм;
• Взлётная максимальная масса: 14200 килограмм (для SuperJet100-95LR 49450 килограмм);
• Платная нагрузка: 12245 килограмм;
• Масса пустого самолета 8350 килограмм;
• Масса топлива в баках: 3660 литров;

Силовая установка: СТ7-9В Дженерал Электрик (два экземпляра)
• Тяга: 2 × 1750 лошадиных сил;
• Максимальная скорость: 470 километров в час;
• Крейсерская скорость: 430 км. в час;
• Перегоночная дальность: 1300 километров;
• Практический потолок: 7600 метров;
• Длина разбега: 930 метров;
• Длина пробега: 640 метров;
• Пассажирский салон:
Кол-во кресел (эконом) 30
Ширина салона (м) 2.17

Система технического обслуживания

Система технического обслуживания самолета Су-80 разработана с учетом следующих особенностей его эксплуатации:

  • Обеспечение автономной эксплуатации в течении 50 летных часов или 15 суток при базировании на необорудованных аэродромах;
  • Использование самолета как с высокой интенсивностью, так и при небольших годовых налетах;
  • Постоянная готовность самолета к вылету и малое время реагирования на вызов.

Для самолета принята стратегия технического обслуживания и ремонта по состоянию, обеспечивающая высокую оперативную готовность самолета и снижение затрат на эксплуатацию. Система технического обслуживания предусматривает выполнение оперативного и периодического обслуживания:

  • Оперативное обслуживание производится непосредственно перед вылетом и после посадки самолета (форма А), а также включает в себя базовое обслуживание (форма Б – через 125 часов налета или 30 суток эксплуатации).
  • Периодическое техническое обслуживание выполняется на базовых аэродромах в процессе эксплуатации по формам Ф1(500 часов налета, но не реже раза в год), Ф2 (1000 часов налета или через два года эксплуатации) и Ф3 (5000 часов налета или по истечении 7 лет эксплуатации).

Идеология эксплуатационного контроля ориентирована на использование в максимальной степени бортовых средств контроля, основу которых составляют средства встроенного контроля.

Для сравнения АН-38 с Су-80

Ан-38 – это небольшой двухмоторный многоцелевой самолет,
который разработали в ОКБ Антонова для эксплуатации на местных авиалиниях. Воздушная машина способна перевозить 27 пассажиров или 2500 кг различного груза на расстояние в 1000 км. Ан-38 спроектирован как продолжение самолета Ан-28. В сравнении с базовой моделью 38-й имеет удлинённый на 2,5м фюзеляж, более мощную силовую установку, более удобное и комфортабельное размещение внутри салона. Готовую версию самолета с новыми моторами американского производства назвали Ан-38-100. 23 июня через два года он совершил свой первый полет.

Специально применённая компоновка давала возможность комплектации самолета под пассажирский отсек на 27 человек или под грузовой отсек. На тестовых испытаниях Ан-38 продемонстрировал способность развивать скорость до 400 км/ч и способность транспортировки груза весом в 2 тонны. Новые двигатели увеличили дальность полета благодаря повышенной экономичности. Ан-38 перенял очень много хороших качеств от своей базовой модели, в частности надежность конструкции, простоту эксплуатации и отличный показатель на больших углах атаки. А еще получил ту же способность к совершению взлетов и посадок на неподготовленных ВПП и аэродромах…

Готовую версию самолета с новыми моторами американского производства назвали Ан-38-100.

  • Ан-38-120 – модификация с увеличенным комплексом оборудования, установленным речевым регистратором ОПАЛ-Б и механизмом СППЗ-2000, предупреждающим о приближении к земле.
  • Ан-38-200 грузо-пассажирский конвертируемый самолет с двигателями ТВД-20-03 российского производства и винтами АВ-36. Набор оборудования схож с Ан-38-120, но с дополнением в виде системы предупреждения воздушного столкновения TCAS-2000.
  • Ан-38К – увеличена грузоподъёмность до 3200 кг.
  • Ан-38Д – десантная модификация, рассчитанная на 22 человека.
  • Ан-38С – вариант самолёта санитарного плана, в который помещаются 6 человек на носилках и 9 на сиденьях.

По официальным данным на начало 2006 года было произведено 11 самолетов Ан-38. Первый полет Ан-38: 23 июня 1994 года Годы производства: c 1994 г. по сегодняшний день???

Основные лётно-технические характеристики:

  • Экипаж: 1-2 человека
  • Длина: 15,54 м. Высота: 4,30 м.
  • Вес пустого: 5000 кг.
  • Площадь крыла: 39,72 кв.м. Размах крыла: 22,06 м.
  • Крейсерская скорость: 380 км./ч.
  • Максимальная скорость: 405 км./ч.
  • Потолок: 9000 м.
  • Дальность полета: 1400 км.
  • Длина разбега: 500 м. Длина пробега: 330 м.
  • Двигатели: 2 турбовинтовых двигателя ТРЕ331-140Д-801Е или ТВД-20-03

По теме: