Авиапром России – правопреемник СССР

Авиационная промышленность России крупная отрасль российского машиностроения и имеет свою историю “как взлёт, так и падение”…

 

В сфере самолётостроения Россия выпускает, в частности, истребители, бомбардировщики, учебно-боевые, военно-транспортные, пассажирские самолёты, в сфере вертолётостроения — транспортные и боевые вертолёты.
По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находилась на 2-м месте в мире (более 100 самолётов за 2010 год, вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов).
Основными производителями авиационной техники в России являются «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Вертолёты России»
Говоря об авиационной промышленности России, нельзя не упомянуть о ее истоках, берущих начало с первого десятилетия 20 века. PS...

Зарождение авиапрома в России

Российская империя:

Первыми летательными аппаратами, производимыми авиапромом, являлись дирижабли. К изготовлению дирижаблей в Российской империи приступили в 1908 году. Позже возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов. Развитие авиации в 1911—1913 гг. шло медленно. В 1913 году в Российской империи насчитывалось 4 небольших завода и 2 мастерские по производству и сборке самолётов, и лишь в мае 1914 года военное министерство разместило на них заказ на производство 292 самолётов.

Развитие авиации сдерживала слабость материальной части и необходимость поставок из-за рубежа авиационных компонентов, особенно авиамоторов (производство авиационных моторов до начала Первой мировой войны в 1914 году в России отсутствовало, если не считать отделения французского завода Гнома в Москве, дававшего не более 5 авиадвигателей в месяц). Авиационная промышленность была развита слабо, в период до октября 1917 года в стране насчитывалось 15 самолётостроительных и 6 моторостроительных предприятий, которые в основном производили самолёты, спроектированные за рубежом.
• Завод «ПРТВ» Щетинина — первый в России (Петербург)
• Заводы В. А. Лебедева (Петербург, Ярославль, Таганрог)
• Завод В. В. Слюсаренко (Петербург)
• Завод Дукс (Москва)
• Русско-Балтийский вагонный завод (Рига, Москва)
• Завод аэропланов Анатра (Одесса)

В общей сложности, в период до октября 1917 года в стране было выпущено 5600 самолётов…PS…

В 2014 году происходит cмена власти на Украине, предприятия которой были глубоко интегрированы в авиационную промышленность России. В первую очередь это касалось вертолетных и авиадвигателей двигателей «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич». Новые власти Украины отказались от военно-технического сотрудничества и взяли курс на сворачивание производственной кооперации с предприятиями России. В связи с этими проблемами был интенсифицирован процесс импортозамещения украинских комплектующих. Под угрозой находятся совместные проекты, в частности Ан-148 и возобновление производства Ан-124.
В том же году США и ряд других стран вводят мораторий на кредитование резидентов России и санкции против отдельных промышленных предприятий…PS…

25 декабря 2015 года совершил первый полёт учебный самолёт СР-10. 30 декабря 2015 года был сертифицирован новый вертолёт Ми-38. 29 сентября 2016 года состоялся первый полёт учебного самолёта Як-152. 25 мая 2017 года состоялся первый полёт среднего вертолёта Ка-62. 28 мая 2017 года совершил первый полёт пассажирский самолёт МС-21. В августе 2017 года был сертифицирован модернизированный средний вертолёт Ми-171А2. 18 ноября 2017 года совершил первый полёт новый самолёт ДРЛО А-100. 21 декабря 2016 года Постановлением № 1408 Правительства РФ создана Авиационная коллегия при Правительстве России. Главной компетенцией которой является координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций авиационной промышленности и воздушного транспорта в области разработки, производства, эксплуатации и продвижения на рынках отечественной гражданской авиационной техники…PS…

Из отчётного доклада по итогам деятельности ОАО “Авиапром” генерального директора В.Д.Кузнецова. Москва, 4 июня 2018г приведены основные показатели предприятий авиационной промышленности в 2017г и прогноз на 2018г.:

*Численность работников приведена с учётом включения в состав авиационной промышленности авиаремонтных заводов из Минобороны России…

Из других источников приводятся показатели по поставкам заказчикам гражданских самолётов в сравнении с лидерами рынка и поставки боевых самолётов в 2008-2018 годах:

Самолеты в производстве:

Источник:  ОАК: “Обзор рынка гражданских авиаперевозок на период с 2018 по 2037 годы”твенная авиация специального назначения

• Ан-148
• Ту-204
• Ил-96
Боевая авиация
• МиГ-29
• МиГ-35
• МиГ-41 (ПАК ДП)
• Су-30
• Су-34
• Су-35
• Су-57 (ПАК ФА)
• Ту-95
• Ту-160
• Ту-изделие 80 (ПАК ДА)
• Як-130
• Як-152
Транспортная и специальная авиация
• Бе-200
• Ил-78МД-90А
• Ил-112В
• Ил-276

Выпускаемая и проектируемая авиатехника:

Экспорт

Значительная часть производимой в России авиатехники идёт на экспорт. Основу экспорта военных самолётов составляют истребители (Су-30, МиГ-29) и учебно-боевой самолёт Як-130. В экспорте гражданских самолётов в последние годы доминирует ближнемагистральный пассажирский самолёт Superjet 100. Экспортируемые вертолёты: Ми-8, Ми-35, Ка-32, Ка-226 и т. д.

По теме:

История отечественного авиапрома

Вехи истории Отечественного самолётостроения

Авиационная промышленность России.

Объединённая Авиастроительная Корпорация(ОАК)