Самолет Су-35 создается на базе технических решений, используемых при разработке самолета пятого поколения, с учетом опыта эксплуатации семейства многоцелевых самолетов Су-27.
Су-35 предназначен для повышения боевого потенциала ВВС РФ и экспортного потенциала самолетов марки “Су“. Самолет имеет возможность применения всей номенклатуры существующих и перспективных образцов авиационного вооружения класса “воздух-воздух” и “воздух-поверхность“, включая высокоточное. 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова состоялся первый полет первого опытного самолета, а 2 октября
2008 года первый полет второго самолета с аэродрома ОАО “КнААПО”. В августе 2009 года с МО РФ заключен Госконтракт на изготовление и поставку самолетов Су-35С с 2010 года.
Су-35 предназначен:
- для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами на большой, средней и малой дальности, при ведении дальних и ближних маневренных боев, при автономных и групповых действиях,
- поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в любых метеоусловиях, а также объектов наземной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительных удалениях от аэродрома базирования.
Су-35 – это глубокая модернизация Су-27 с целью значительного повышения эффективности его боевого применения по воздушным, наземным и морским целям. В конструкции самолета Су-35 применены самые удачные технические решения, отработанные ранее на самолетах семейства Су-27/Су-30. Система технического обслуживания соответствует мировым стандартам.
- На Су-35 установлены новые двигатели с увеличенной до 14 500 кг тягой и поворотным всеракурсным соплом.
- Увеличен объем внутренних топливных баков, предусмотрено применение 2-х подвесных топливных баков емкостью по 2000 литров.
- На самолете установлена новая комплексная система управления, реализующая функции систем дистанционного и автоматического управления, систем ограничительных и воздушных сигналов, а также управления торможением колес.
- Установлен новый комплекс БРЭО с широким использованием мультиплексных каналов связи и БРЛС с ФАР.
- В системе индикации применены широкоформатные цветные многофункциональные индикаторы и широкоугольный цветной ИЛС.
- Светотехническое оборудование кабины обеспечивает работу пилота с очками ночного видения. Самолет оборудован вспомогательной силовой установкой для обеспечения электропитания и кондиционирования оборудования и кабины при наземном обслуживании, без применения аэродромных средств.
Самолет Су-35 разработан в «ОКБ Сухого», серийное производство ведется на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю.А. Гагарина .
Основные данные самолёта Су-35:
- Взлетный вес, кг: – нормальный (2 x РВВ-АЕ + 2 x Р-73Э) > 25300 – максимальный > 34500
- Двигатель ТРДД Ф :количество, шт > 2
- тяга, кг > 14500
- Максимальный запас топлива во внутренних баках, кг > 11500
- Максимальный вес боевой нагрузки, кг > 8000
- Практический потолок, км > 18
- Дальность полета с максимальной заправкой топлива, км: – Н=0, М=0,7 > 1580 – Нкр, Мкр > 3600
- Перегоночная дальность с 2 х ПТБ-2000, км > 4500
- Время разгона на высоте 1000 м при остатке топлива 50% от нормальной заправки, сек: – от 600 км/ч до 1100 км/ч > 13,8 – от 1100 км/ч до 1300 км/ч > 8,0
- Максимальная скороподъемность (Н=1000 м), м/с > 280
- Максимальная скорость полета: – H=200 м, км/ч > 1400 – H=11000 м , число М > 2,25
- Максимальная эксплуатационная перегрузка, g > 9
- Длина разбега при нормальной взлетной массе на полном форсаже, м > 400-450
- Длина пробега при посадке на бетонную полосу с использованием тормозного парашюта и колесных тормозов с нормальной посадочной массой, м > 650-700
- Длина самолёта, м > 21,9
- Высота самолёта, м > 5,9
- Размах крыла, м > 14,7
Основными особенностями самолета Су-35 являются:
- Высокие летно-технические характеристики, наличие режима сверхманевренности.
- Информационно-прицельные системы большого радиуса действия.
- Современная помехозащищенная зашифрованная система связи и информационного обмена как между самолетом и наземными пунктами управления, так и между самолетами.
- Высокоэффективное управляемое вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» большой, средней и малой дальности, размещаемого на 14 точках подвески
- Высокоэффективная система радиоэлектронного противодействия и обороны.
- Система радиотехнической разведки.
- Конструктивные мероприятия по снижению радиолокационной заметности.
- Новая система кабиной индикации на основе МФИ с повышением объема и качества представляемой информации.
- Система дозаправки топливом в полете.
Информационно-управляющее поле кабины
- Полное информационное обеспечение летчика по двум каналам (зрительный, звуковой);
- Автоматизация процессов боевого применения и управления самолетом с формированием подсказок в критических ситуациях;
- Полная информационная взаимозаменяемость индикаторов в кабине;
- Обеспечение управления комплексом бортового оборудования в напряженных фазах решения боевых задач без снятия рук с постов управления самолетом
Радиолокационная станция
Режим “воздух-воздух”
- Сопровождение 30 целей
- Одновременная атака 8 целей
Режим “воздух-поверхность”
- Сопровождение 4 цели
- Одновременная атака 2
Оптико-локационная станция
- Дальность обнаружения бесфорсажной воздушной цели (ППС/ЗПС) q<15°, км > 50/90
- Дальность измерения до наземной цели, км > 30
- Дальность измерения до воздушной цели, км > 20
- Количество одновременно сопровождаемых в ИК-диапазоне воздушных целей > 4
Информационное взаимодействие
Авиационный комплекс Су-35 в составе вооруженных сил может действовать автономно, в составе группы самолетов, а также в контуре управления (наведения) от воздушных, наземных и корабельных командных пунктов.
Комплекс средств радиоэлектронного противодействия
Аппаратура радиотехнической разведки.
Диапазон рабочих частот: >1,2…40 ГГц
Аппаратура активных помех.
Диапазон рабочих частот: > 4…18 ГГц
Контейнеры активных помех групповой защиты.
Диапазон рабочих частот: > 1…4 ГГц
Силовая установка
Силовая установка самолёта Су-35 состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей «117С» с агрегатами, обеспечивающими энергоснабжение самолётных потребителей. Работу силовой установки обеспечивают системы управления и контроля, охлаждения, пожаротушения, управления механизацией воздухозаборников.
Двигатель “117C”. Дальнейшее развитие двигателя АЛ-31Ф самолета Су-27. Имеет измененную конструкцию компрессора низкого давления, всеракурсное управляемое сопло, новую цифровую систему управления двигателем и воздухозаборником.
Характеристики двигателя:
Тяга, кгс:
- на режиме “полный форсаж” > 14500
- на режиме “максимал” > 8 800
Вспомогательная силовая установка
Обеспечивает автономность применения самолета, снабжение электроэнергией и работу системы кондиционирования без применения аэродромных средств.