Сверхманёвренный истребитель Су-35

Самолет Су-35 создается на базе технических решений, используемых при разработке самолета пятого поколения, с учетом опыта эксплуатации семейства многоцелевых самолетов Су-27.

Су-35 предназначен для повышения боевого потенциала ВВС РФ и экспортного потенциала самолетов марки “Су“. Самолет имеет возможность применения всей номенклатуры существующих и перспективных образцов авиационного вооружения класса “воздух-воздух” и “воздух-поверхность“, включая высокоточное. 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова состоялся первый полет первого опытного самолета, а 2 октября

2008 года первый полет второго самолета с аэродрома ОАО “КнААПО”. В августе 2009 года с МО РФ заключен Госконтракт на изготовление и поставку самолетов Су-35С с 2010 года.

Су-35 предназначен:

  • для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами на большой, средней и малой дальности, при ведении дальних и ближних маневренных боев, при автономных и групповых действиях,
  • поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в любых метеоусловиях, а также объектов наземной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительных удалениях от аэродрома базирования.

Су-35 – это глубокая модернизация Су-27 с целью значительного повышения эффективности его боевого применения по воздушным, наземным и морским целям. В конструкции самолета Су-35 применены самые удачные технические решения, отработанные ранее на самолетах семейства Су-27/Су-30. Система технического обслуживания соответствует мировым стандартам.

  • На Су-35 установлены новые двигатели с увеличенной до 14 500 кг тягой и поворотным всеракурсным соплом.
  • Увеличен объем внутренних топливных баков, предусмотрено применение 2-х подвесных топливных баков емкостью по 2000 литров.
  • На самолете установлена новая комплексная система управления, реализующая функции систем дистанционного и автоматического управления, систем ограничительных и воздушных сигналов, а также управления торможением колес.
  • Установлен новый комплекс БРЭО с широким использованием мультиплексных каналов связи и БРЛС с ФАР.
  • В системе индикации применены широкоформатные цветные многофункциональные индикаторы и широкоугольный цветной ИЛС.
  • Светотехническое оборудование кабины обеспечивает работу пилота с очками ночного видения. Самолет оборудован вспомогательной силовой установкой для обеспечения электропитания и кондиционирования оборудования и кабины при наземном обслуживании, без применения аэродромных средств.

Самолет Су-35 разработан в «ОКБ Сухого», серийное производство ведется на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю.А. Гагарина  .

Основные данные самолёта Су-35:

  • Взлетный вес, кг:                                                                                                                                                          – нормальный (2 x РВВ-АЕ + 2 x Р-73Э) > 25300                                                                                                      – максимальный > 34500
  • Двигатель ТРДД Ф :количество, шт > 2
  • тяга, кг > 14500
  • Максимальный запас топлива во внутренних баках, кг > 11500
  • Максимальный вес боевой нагрузки, кг > 8000
  • Практический потолок, км > 18
  • Дальность полета с максимальной заправкой топлива, км:                                                                                   – Н=0, М=0,7 > 1580                                                                                                                                                    – Нкр, Мкр > 3600
  • Перегоночная дальность с 2 х ПТБ-2000, км > 4500
  • Время разгона на высоте 1000 м при остатке топлива 50% от нормальной заправки, сек:                                – от 600 км/ч до 1100 км/ч > 13,8                                                                                                                                 – от 1100 км/ч до 1300 км/ч > 8,0
  • Максимальная скороподъемность (Н=1000 м), м/с > 280
  • Максимальная скорость полета:                                                                                                                                – H=200 м, км/ч > 1400                                                                                                                                                 – H=11000 м , число М > 2,25
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка, g > 9
  • Длина разбега при нормальной взлетной массе на полном форсаже, м > 400-450 
  • Длина пробега при посадке на бетонную полосу с использованием тормозного парашюта и колесных тормозов с нормальной посадочной массой, м > 650-700
  • Длина самолёта, м > 21,9
  • Высота самолёта, м > 5,9
  • Размах крыла, м > 14,7

Основными особенностями самолета Су-35 являются:

  • Высокие летно-технические характеристики, наличие режима сверхманевренности.
  • Информационно-прицельные системы большого радиуса действия.
  • Современная помехозащищенная зашифрованная система связи и информационного обмена как между самолетом и наземными пунктами управления, так и между самолетами.
  • Высокоэффективное управляемое вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» большой, средней и малой дальности, размещаемого на 14 точках подвески
  • Высокоэффективная система радиоэлектронного противодействия и обороны.
  • Система радиотехнической разведки.
  • Конструктивные мероприятия по снижению радиолокационной заметности.
  • Новая система кабиной индикации на основе МФИ с повышением объема и качества представляемой информации.
  • Система дозаправки топливом в полете.

Информационно-управляющее поле кабины

  • Полное информационное обеспечение летчика по двум каналам (зрительный, звуковой);
  • Автоматизация процессов боевого применения и управления самолетом с формированием подсказок в критических ситуациях;
  • Полная информационная взаимозаменяемость индикаторов в кабине;
  • Обеспечение управления комплексом бортового оборудования в напряженных фазах решения боевых задач без снятия рук с постов управления самолетом
НСЦ – нашлемная прицельная система, обеспечивающая оперативное целеуказание ГСН ракет в широком диапазоне углов визирования.
Большие цветные индикаторы обеспечивают отображение всей полетной и тактической информации летчику в реальном масштабе времени с возможностью выбора типа индицируемой информации.

Радиолокационная станция

Режим “воздух-воздух”

  • Сопровождение 30 целей
    • Одновременная атака 8 целей

 

Режим “воздух-поверхность”

  • Сопровождение 4 цели
  • Одновременная атака

Оптико-локационная станция

  • Дальность обнаружения бесфорсажной воздушной цели (ППС/ЗПС) q<15°, км > 50/90
  • Дальность измерения до наземной цели, км > 30
  • Дальность измерения до воздушной цели, км > 20
  • Количество одновременно сопровождаемых в ИК-диапазоне воздушных целей > 4

Информационное взаимодействие

Авиационный комплекс Су-35 в составе вооруженных сил может действовать автономно, в составе группы самолетов, а также в контуре управления (наведения) от воздушных, наземных и корабельных командных пунктов.

Комплекс средств радиоэлектронного противодействия

Аппаратура радиотехнической разведки.
Диапазон рабочих частот: >1,2…40 ГГц

Аппаратура активных помех.
Диапазон рабочих частот: > 4…18 ГГц

Контейнеры активных помех групповой защиты.
Диапазон рабочих частот: > 1…4 ГГц

Силовая установка

Силовая установка самолёта Су-35 состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей «117С» с агрегатами, обеспечивающими энергоснабжение самолётных потребителей. Работу силовой установки обеспечивают системы управления и контроля, охлаждения, пожаротушения, управления механизацией воздухозаборников.

Двигатель “117C”. Дальнейшее развитие двигателя АЛ-31Ф самолета Су-27. Имеет измененную конструкцию компрессора низкого давления, всеракурсное управляемое сопло, новую цифровую систему управления двигателем и воздухозаборником.

Характеристики двигателя:

Тяга, кгс:

  • на режиме “полный форсаж” > 14500
  • на режиме “максимал” > 8 800

Вспомогательная силовая установка

Обеспечивает автономность применения самолета, снабжение электроэнергией и работу системы кондиционирования без применения аэродромных средств.

Источник: