Экранопланы России – быть или не быть?

Дискуссии о возрождении в составе ВМФ экраноплана продолжаются последние четыре года. Одним из первых о необходимости восстановить его производство для военных нужд заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев в августе 2014 года.




В июле 2017-го вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарёв сообщил о готовности отечественной промышленности начать разработку экраноплана для ВМФ.

Преимущество и недостатки 

С 1990-х годов российские предприятия производят только гражданские суда. Одним из прорывных проектов считается экраноплан нового поколения «Чайка» А-050 водоизмещением 54 т и полезной нагрузкой 15 т.

Многоцелевой экраноплан «Чайка», по словам исполнительного директора компании-создателя «Радар ММС» Ивана Анцева, появится в России в 2019-2020-х годах.

Данный аппарат обладает амфибийностью и способен выходить на необорудованное побережье с уклоном до 5 градусов. Предусмотрено базирование на воде и на аэродроме 2 класса.

«Россия создает нового летающегоморского монстра”» – таким образом американский научно-популярный информационный портал PM отреагировал на обнародование фотографии финальной версии разрабатываемого экраноплана Чайка А-050. По словам автора, новый агрегат воплотит в себе лучшие качества судна и самолета.

Данный аппарат представляет собой высокоскоростное транспортное средство, летящее в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой высоте от поверхности воды. Стоит отметить, что при анонсировании экраноплана представители компании-производителя заявляли, что агрегат предназначен для перевозки пассажиров и грузов в морских прибрежных районах, поскольку обладает более высокими гидроаэродинамическим качеством и мореходностью, чем другие скоростные суда.

Однако военный эксперт уверен, что российские разработчики хотят возродить советскую программу ударных экранопланов-ракетоносцев, создав уменьшенную версию «Каспийского морского монстра» проекта «Лунь», который до сих пор является самым крупным из когда-либо созданных судов подобного типа.

Как известно, «Лунь» был оснащен шестью сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами П-270 «Москит». Специалист считает, что в вопросе боевого потенциала «Чайка» не будет уступать своему предшественнику. А-050 будет летать слишком низко, чтобы быть замеченным на наземных радарах потенциального противника.

«При скорости 250-350 миль в час (402-563 км/ч) [«Чайка» – прим.ред.] сможет очень быстро уничтожить войска на береговом плацдарме, что может оказаться очень полезным для российских военных и других вооруженных сил по всему миру», – заявил представитель PM, восхитившись разрабатываемым экранопланом для ВМФ России.

 «Экранный эффект»

Экраноплан — многоцелевое судно на динамической воздушной подушке. Как правило, аппарат летит на высоте около метра от водной поверхности со скоростью до 500 км/ч. Такой режим создаёт «экранный эффект», при котором сжатие воздуха увеличивает подъёмную силу.

Используя энергию набегающего потока, экраноплан способен преодолевать расстояния без существенных затрат топлива, оказываясь более экономичным средством передвижения, чем самолёт и вертолёт. Кроме того, полёт на столь малой высоте делает судно практически незаметным для радиолокационной аппаратуры противника.

«Экраноплан — это нечто среднее между самолётом и кораблём. Аппарат передвигается намного быстрее любого судна, максимальная скорость которого редко превышает 30 узлов (55 км/ч).

При этом он даже визуально менее заметен, чем самый современный самолёт», — отметил в беседе с RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

Как пояснил эксперт, в ВМФ экраноплан может использоваться для нанесения неожиданных ударов по авианосным группировкам или для доставки десанта. Возможности судна позволяют ему скрытно подобраться к противнику и после пуска боеприпасов намного быстрее корабля покинуть огневую позицию и зону поражения.

Достоинства собственно экранопланов и экранолётов (экранолёт отличается от экраноплана тем, что может отрываться от экрана и подниматься на большие высоты):

  • высокая живучесть,
  • достаточно высокая скорость,
  • у экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность по сравнению с самолётами, так как подъемная сила складывается с силой, образующейся от экранного эффекта,
  • экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях,
  • для военных немаловажна малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на высоте нескольких метров, быстроходность, невосприимчивость к противокорабельным минам,
  • для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана — они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем и т. д.; как следствие, они могут перемещаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги и т. д.,
  • современные экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов:

– в случае обнаружения неисправности в полёте амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении. Причём это не требует совершения каких-либо предпосадочных манёвров и может быть осуществлено просто сбросом газа (например, в случае неисправности двигателей). Также и сама неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы.

  • экранолёты относятся к безаэродромной авиации — для взлёта и посадки им нужна не специально подготовленная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши.

К недостаткам экранопланов относят ограничения,:

  • связанные с волнением на море, и недостаточную манёвренность,
  • распространённой проблемой экранопланов является продольная неустойчивость:

– она выражается в том, что при смене высоты центр приложения подъёмной силы смещается. Нос судна ведёт себя нестабильно и может задеть водную поверхность или, наоборот, слишком резко подняться вверх.

  • одним из серьёзных препятствий регулярной эксплуатации экранопланов является то, что место их предполагаемых полётов (вдоль рек) очень точно совпадает с зонами максимальной концентрации птиц,
  • управление экранопланом отличается от управления самолётом и требует специфических навыков,
  • экраноплан «привязан» к поверхности и не может лететь над неровной поверхностью; этого недостатка лишён экранолёт,
  • хоть полет «на экране» и связан с меньшими энергетически затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооруженности, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и соответственно применению дополнительных стартовых двигателей, незадействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведет к дополнительному расходу топлива.

Конструкции экранопланов

В конструкциях экранопланов можно выделить две школы:

  • советскую (Ростислав Алексеев) с прямым крылом,
  • и западную (Александра Липпиша) с треугольным крылом (углом назад, то есть с обратной стреловидностью) с выраженным обратным поперечным V.

Схема А. Р. Алексеева требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.

Схема Липпиша включает средства снижения избыточной устойчивости (крыло с обратной стреловидностью и обратное поперечное V), что позволяет снизить недостатки балансировки экраноплана в условиях небольших размеров и скоростей.

Третьей предложенной схемой стала тандемная схема Г.Йорга (ФРГ) [1], однако несмотря на ряд преимуществ (автоматическая стабилизация) последователей пока не имеет.
Также идею экранного эффекта используют суда с динамической воздушной подушкой. В отличие от экранопланов высота их полета ещё ниже, но по сравнению с судами на подводных крыльях и на воздушной подушке они могут иметь большую экранопланы скорость при меньших затратах энергии. Корпус ударного экраноплана «Лунь» был разделен на десять водонепроницаемых отсеков и имел три палубы. Под днищем корпуса расположили гидролыжное устройство, которое предназначалось исключительно для посадки. В то же время амортизаторы снижали ударные нагрузки.

Проекты воплощенные в короткую жизнь

Экранопланы: А-90 “Орлёнок” и проект 903 “Лунь”

Работы над экранопланами начались в Советском Союзе в 1950-е годы. Флагманом конструкторской мысли было ЦКБ им. Алексеева (Нижний Новгород). Более 65 лет предприятие создаёт суда на воздушных подушках и подводных крыльях.

В 1979 году на вооружение ВМФ был принят десантный корабль-экраноплан проекта 904 «Орлёнок». В общей сложности было построено четыре судна. Минобороны СССР рассчитывал вооружить флот 120 «Орлятами», но позже эти планы были пересмотрены.

Основные тактико-технические характеристики экраноплана «Орленок»:

  • Нормальная взлетная масса – 125 тонн
  • Длина – 58,1 м
  • Ширина по крылу – 31,5 м
  • Размах горизонтального оперения – 26,2 м
  • Высота – 16 м
  • Высота полета вблизи поверхности экрана – 0,5-10 м
  • Дальность полета – до 1500 км
  • Масса пустого снаряженного – 120000 кг
  • Масса максимальная взлетная – 140000 кг
  • Тип двигателя:
    -стартовые – 2х ТРД НК-8-4К
    -маршевый – 1хТВД НК-12МК
  • Максимальная скорость – 400 км/ч
  • Крейсерская скорость – 350 км/ч
  • Практический потолок – 3000 м
  • Полезная нагрузка: до 20000 кг
  • Вооружение: установка «Утёс» с двумя пулемётами калибра 12,7 мм
  • Штурманское вооружение:
    -малогабаритный навигационный комплекс «Сплав».
    -авиационный автоматический радиокомпас АРК-11,
    -система мембранных приборов.
    -отдельные навигационные приборы,
    -радиосвязное оборудование,
    -радиотехническое оборудование.
  • Экипаж – 9 человек
  • Десантовместимость: рота морских пехотинцев (150-170 человек) с полным вооружением или две бронемашины (БТР, БМП, БМД, БРДМ).

Кабина пилотов экраноплана «Орленок»:

Созданный под эти требования «Орленок» вышел на испытания в 1975 году. Во время одного из испытательных полетов, при котором на борту ЛА находилась комиссия во главе с министром судостроения, из-за неосторожности пилота в момент отрыва корпуса от воды оторвалась хвостовая часть экраноплана с оперением и укрепленным на нем двигателем. Алексеев взял управление на себя и сумел привести изуродованную машину на работающих носовых (поддувных) двигателях в бухту завода «Дагдизель». Никто из находившихся на борту не пострадал. Комиссия записала в качестве причин аварии применение в конструкции корпуса материалов, не рассчитанных для работы в условиях высоких нагрузок. А ведь на применении этих материалов ранее настоял НИИ технологии судостроения.

Экраноплан А-90 «Орленок» в Музее ВМФ, Москва:

Тем не менее, был построен новый «Орленок», который 3 ноября 1979 года приняли на вооружение ВМФ СССР. Он стал первым в составе вновь образованного дивизиона кораблей-экранопланов. В 1981 и 1983 годах были построены и сданы ВМФ еще два «Орленка», а в 1984 году на испытания вышел ударный ракетный экраноплан «Лунь», вооруженный шестью противокорабельными ракетами «Москит».                 

Подробнее: Каспийский монстр-КМ-1

Предполагается, что первая машина будет собрана в 2019—2020 годах. Экраноплан может использоваться в том числе силовыми ведомствами РФ для доставки грузов и перевозки личного состава.

Как полагает Дрозденко, ЦКБ им. Алексеева сохранило научный и технологический потенциал для создания ударного экраноплана. По его словам, нижегородским инженерам под силу удовлетворить требования Минобороны к проекту оснащённого ракетным вооружением «Орлана».

  • «С учётом современных технологических возможностей рискну предположить, что российский экраноплан по габаритам будет уступать советскому собрату и однозначно превосходить его по боевой мощи. На вооружении «Орлана» могут быть гиперзвуковые ракеты «Циркон». Судно станет грозой американских ВМС и послужит России прежде всего в деле  защиты арктических пространств», — отметил Дрозденко.

16 июля 1986 года был спущен на воду опытный образец ракетного корабля-экраноплана проекта 903 «Лунь». Судно проходило испытания в Каспийском море. Восьмимоторный аппарат мог разгоняться до 500 км/ч и действовать в шестибалльный шторм.

«Лунь» был совершенно не похож ни на один из видов воздушной и морской техники. Судно поражало причудливыми очертаниями и размерами (длина — 73 м, высота — 19 м). Для нанесения ударов по противнику экраноплан оснащался управляемыми противокорабельными ракетами ЗМ-80 «Москит» дальностью 120—250 км.

ПКР «Москит» входит в состав подробнее:  ракетных комплексов, предназначенных для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и   воздушной подушке в условиях огневого и  радиоэлектронного противодействия современными и перспективными средствами противника. Дальность стрельбы — от 10 до 120 км по маловысотной траектории, 250 км при высотном профиле полёта.

Но это происходило уже после смерти Ростислава Евгеньевича, которого не стало 9 февраля 1980 года. 14 января 1980 года, находясь на испытаниях модели новейшего пассажирского экраноплана, который требовали сдать к московской Олимпиаде, конструктор получил тяжелые травмы. Произошло это при спуске модели на воду. Две экстренные операции пользы в итоге не принесли.

  • В 1990 году ВМФ начал опытную эксплуатацию «Луня», однако пополнить состав флота уникальными самолётами-кораблями не удалось. Необычная машина, как и любая новейшая техника, нуждалась в устранении «детских болезней» (военные жаловались на слабую надёжность) и в дополнительных испытаниях.
  •  Казалось, что ударному экраноплану «Лунь» принадлежит будущее, но распад СССР и начавшаяся конверсия производства вынудили конструкторов перейти на мирную продукцию. Проект 903 был списан не только по экономическим причинам, но из-за неопределенности заказчика в вопросах его боевого применения.   
  • «После распада СССР Военно-морской флот вступил в полосу сокращения. Россия отказывалась от крупных надводных кораблей, и средств на доработку ударного экраноплана, естественно, не было. Однако «Лунь» мог принести пользу обороноспособности страны. В США не скрывали радости от закрытия проекта «Каспийского монстра», — констатировал Дрозденко.

Советский ударный экраноплан «Лунь»

Основное предназначение машины – уничтожение авианесущих группировок противника. Разработка в 1983 году была поручена Ростиславу Алексееву, который являлся главным конструктором судов на подводных крыльях. С момента начала работы над проектом до создания готовой модели прошло 3 года. Полученный прототип по своим возможностям превзошел ожидания.

Какие характеристики имел проект экраноплана?

Согласно замыслу выдающегося советского инженера, боевая машина должна была обладать следующими параметрами:

  • силовая установка – за движение отвечали 8 двигателей НК-87;
  • вооружение – 6 ракетных установок обеспечивали радиус поражения 100 км;
  • размах крыльев – 44 м;
  • длина – 73 м;
  • высота – 19 м;
  • высота полета – 2 тысячи метров.

Главное преимущество – необыкновенно высокая скорость, за счет которой техника может подойти к противнику на расстояние пуска ракет и скрыться, избежав ответного удара. Живучесть боевой машины обеспечивалась еще и незаметностью, из-за которой радары противника не могли засечь судно. Крылья обеспечивали эффект экранирования и служили местом для хранения топлива (внутри находились встроенные баки для керосина). Кроме того, боевая машина имела общие для всех экранопланов преимущества – свойства амфибии (способность передвигаться по воде, воздуху, снегу), экономичность и безопасность.

«Экраноплан имеет ограничения по массе вооружения, которое он может взять на борт. Очевидно, что на подобный аппарат невозможно разместить, например, комплекс «Калибр». Однако современная промышленность в состоянии создать для него лёгкое и достаточно мощное оружие», — рассказал Дрозденко.



Вспоминают очевидцы:


(по классиф. НАТО «истребитель авианосцев»). В настоящее время, Морской Ракетный Экраноплан пр.903 «ЛУНЬ», по-прежнему, стоит в г. Каспийке и ржавеет. Опытный и последний полет, повторяю последний, состоялся летом 1989 года с опытными боевыми стрельбами в полете и на плаву. Больше, он вряд ли еще раз поднимется в воздух. Шансы=0.
Из трех Морских Десантных экранопланов пр.904,,ОРЛЕНОК,,1)-порезали на металлом.2)Разбился в 1991 г., чисто по вине командира К.К.,экраноплан не причем, я знаю все мелкие детали этого случая, ну это отдельный разговор.3)К счастью остался жив и по инициативе Мэра г. Москвы, Лужкова Ю.М.,МДЭ, по Волге, по рекам и каналам, перетащили в Москву, на Химкинское водохранилище(метро Сходненская),в музей ВМФ, он там и нашел свое последнее пристанище. В настоящее время, он гордо стоит там, рядом с подводной лодкой и патрульным катером на воздушной подушке.


Об этом знают буквально несколько человек, но в году, примерно 1983-85 г.г., мы ,,в режиме тайны и секретности,, на свой страх и риск, без какого-либо согласования, и разрешения, несколько раз, ,,втихаря ,,поднимали ,,ОРЛЕНОК,,С-21, чисто визуально и ориентировочно, примерно на высоту 300-500 метров,(но,
перед каждым таким вылетом К.К., Ю.Г., отдельно и персонально, один на один, всегда спрашивал согласие каждого члена экипажа на такой опасный полет, каждый имел право отказаться, от такого полета, но никто не отказывался),погода и видимость была прекрасная, летали так по 20-30 минут. По словам ,КК, он же ком.в/ч (Ю.Г.-очень грамотного и опытного летчика),экраноплан, на такой высоте, плохо слушаются рулей, особенно элерон-закрылков и совершенно неустойчив в ГП, его постоянно куда-то тянет, есть постоянная угроза сваливания на бок или в штопор,  баранку надо держать крепко , постоянно ,,бороться,, и парировать рулями эти отклонения и возмущения.
Но зато, он был устойчив и красив при полете вблизи экрана.


Проект ,,ЛУНЬ,, тем более не мог подняться на такую высоту.
Ну…об этом знают чуть больше, чем “буквально несколько человек”))))))
Об этих “экспериментах” и мне рассказывали, но цифра была чуть меньше – 100 метров…..
Но, не в цифрах дело, высотомера там действительно нет, а над морем поди на глаз определи – 100 это метров или 300))))


НЕ согласен с Вами и собой тоже, вполне можно использовать как морской и океанский спасатель, в зависимости от погодных условий водной поверхности, доработав и усилив некоторые посадочные узлы, агрегаты и элементы механизации крыла. Особенно-закрылков. При посадке на большую волну, их выворачивало на изнанку.

Вот именно, расходы, минимальные, не требуется постройка дорогостоящих ВПП и все связанное с этим. Предпосадочная подготовка к посадке и сама посадка, с 1-5 метровой высоты полета на воду, занимает, считаные минуты. На воде, в режиме глиссирования, можно подойти спокойно к любому объекту, приблизившись, практический, вплотную. И тут же, рядом, взлететь, не теряя не секунды времени. Время взлета с воды, занимает, 65-75 сек., V отрыва с воды=225-230 и ты уже летишь.


У “Орленка” мореходность 2-3б, а вот у “Луня“(соответственно и у “Спасателя” тоже) 5-6б.

Современные радары может быть. Но, В 80-х годах, мы работали по этой теме, пробовали. В Махачкале на вершине горы Тарки-Тау, дислоцировался специальный ракетный дивизион по низколетящим целям. Мы тесно и долго работали вместе. Пролетали по разному, В зоне работы радиуса радара .Бывало, что они визуально, и через оптические средства , видят нас, а на радаре нет.


Я Вас уверяю, если МДЭ ,,ОРЛЕНОК,, мог брать на борт 150-200 человек(1984 г. Лично сам грузил).
Но ,Если бы у ,,КМ,, задача стояла, на предмет сколько конкретно ,,КМ,, может брать на борт людей ,то он бы ,при его 8 движках, взял бы столько сколько надо. Я вам, докладываю, что рабочие, целый день грузили мешки с песком для установки грузоподъемности. И после каждого полета все грузили и грузили. Так он и все время и летал и с мешками.

Кстати, основным отличием и преимуществом экранопланов перед самолетами, является большое аэродинамическое качество. У Иволги оно равняется 25 (что-то аналогичное ей – Ан-2 – имеет качество всего 10, у Ан-124 Руслан – 18) Судя по всему, у более крупных экранопланов оно должно быть еще больше!

«ОРЛЕНОК»-на экране, обычно после взлета, 2- носовых-стартовых двигателя сразу на МГ или 1- МГ,1-вырубаем. И так до посадки. Или на 0.4, другой МГ .Иногда их полностью вырубали.


Маршевый, кормовой двигатель,( маршевый, э.л.с. 1 х 15000 ),в полете, на режим N=085 или 0.8.
Из 2-х ВСУ,(В полете)один тоже ,вырубали.
Практический в полете, работает один маршевый двигатель и один ВСУ, весь керосин только им. Чуть-чуть отрицательный полетный тангаж,-01-02 град. И супер. Это самый экономичный режим.


Прошу учесть время выпуска и конструкции самих ТРД,ТВД,70-80 годы. Не современные не экономичные, не доработанные, после 5-8 ремонта.


КМ-на предмет полного полезного веса, до конца не был исследован. Имеющиеся исследования показывают что, около 200 т. полезного веса.(Также прошу учесть, время выпуска ТРД, и всего оборудования-,микросхем не было ,,лампы и транзисторы ,,70 г.г.).Все было тяжелее на порядок.


А ,МРЭ,,ЛУНЬ,,..-это вообще, внутри как подводная лодка, с тремя внутренними палубами , переборками и трюмами, все напичкано аппаратурой.(Все таки ракетоносец).
В некоторых местах,2 навстречу идущих человека не могут разойтись. Тут речи о полезной нагрузке нет.


ЛУНЬ

Опытный филиал з-да Волга ,ЦКБ по СПК на , МРЭ ,,ЛУНЬ,,,1988-89 г.г. неоднократно проводил успешные исследовательские пуски ракет ,в полете и на плаву. Характеристики был прекрасные. Пуски проводили на морском спец. полигоне. И не против кого, они были не нацелены.

ОРЛЕНОК
мог брать пехоты около 150 чел. или 2 БМП.

На экраноплане ,,ОРЛЕНОК,, пр. 904.., был автопилот система :,,СМЕНА-4,, делали ребята из ПИТЕРА…конструктор ДИОМИДОВ…их же завод, выпускал ,лезвие для бритья:(кто бреется, те должны знать, лезвие СМЕНА).т.к. авиация нам ничего, путного ,не давала. Вот ребята и смастерили  АВТОПИЛОТ, под названием СМЕНА.


Но, не смотря на это, ТТД автопилота, в полете, в режиме (САУ) относительно, были , неплохие: это…КУРС, ВЫСОТА, ТАНГАЖ ,КРЕН, но, за КУРСОМ, необходимо, было следить ,повнимательнее, т.к. он , иногда, в режиме САУ, чуть-чуть, куда-то уходил. И необходимо было уточнятся…(штурман+АРК+б/радист и все прочее……).

Источник: взято и отсортировано на >>>

Проекты  экранопланов заслуживающие внимания

История морской авиации России насчитывает более века. За это время технический прогресс и наука двинули возможности отечественной техники до небес. Все начиналось с примитивных летающих лодок времен Российской Империи. Во времена новой эпохи – в СССР создавались самые грандиозные в мире проекты гидросамолетов и даже летающих кораблей. Разработка передовой техники продолжаются и теперь.

Концепт атомного авианесущего экраноплана «Смелость»:

Воздушные потоки под экранопланом

Одной из новинок новой эпохи стали экранопланы. По принятой классификации, они считаются кораблями, способными летать. Правда, в полете машину от воды отделяет всего несколько метров. Хоть внешне эти машины и похожи на летающие лодки, к обычному полету на большой высоте они зачастую не способны. Основной режим – именно движение на воздушном экране, создающемся под крыльями и фюзеляжем. Для чего нужны такие сложности? Использование экранного эффекта позволяет увеличить дальность полета в 1,5 раза при таком же количестве топливе.

ВВА-14 конструкции Бартини:

Машина проекта ВВА-14 была экранолётом – могла летать и на «воздушной подушке» экрана, и на большой высоте. У нее было 14 двигателей: два маршевых и 12 взлетных. Аппарат вооружался двум торпедами и развивал максимальную скорость 760 км/ч.

Изначально ВВА-14 проектировался с возможностью вертикального взлета и посадки.

Экраноплан А-90 «Орленок»:

Десантный экранолёт «Орленок» был разработан как средство доставки 200 морских пехотинцев или двух БТР. Как и судна на воздушных подушках, экранопланы могут выходить на ровный берег и на арктический лед.

«Орленок» и Ан-225 «Мрия»: проект спасательной системы, которая может выполнить задачу в любой точке мира:

Появление нового аппарата КМ, прозванного «Каспийский монстр», потрясло американцев. Спутник-шпион передал снимки громадины длиной 92 метра, массой 540 тонн, летящей со скоростью 500 км/ч над Каспийским морем. Первый полет этой машины в 1966 году сделал СССР морской супердержавой.

«Каспийский монстр» – не самолет, а летающий корабль:

Экраноплан «Каспийский монстр» на берегу:

На основе проекта КМ был построен ударный экраноплан «Лунь». Это была машина, задачей которой было уничтожение авианосцев США. Благодаря высокой скорости и полету над самой водой она была незаметна для корабельных и самолетных радаров и могла подбираться очень близко к цели. На ее крыше стояли шесть пусковых контейнеров крылатых ракет «Москит». Их залп гарантированно уничтожал авианосец противника.

Гордость СССР – ракетоносец экраноплан «Лунь»:

Российский проект экраноплана «Спасатель», способного оказывать помощь на удалении до 3000 км.:

В настоящее время боевые возможности экранопланов несколько уменьшились вследствие развития радиолокационной техники. Даже незаметно подобравшись к вражеским кораблям, в момент запуска ракет он будет замечен и быстро погибнет вследствие малой маневренности.

Проект российского пассажирского экраноплана на 550 человек:

Использование этой техники остается незаменимым в морских спасательных операциях вдали от берега. Медленные корабли не успевают прийти на помощь, быстрые самолеты не могут приводниться, а вертолеты имеют малую грузоподъемность.

Проект самого большого в мире транспортного самолета-амфибии Бе-2500 «Нептун» с возможностью экранного полета над водой:

Прогноз потребности применения  экранопланов водных перевозок

  • Экономическая выгода от вложений в экраноплан при его эксплуатации:

Разработки за рубежом

Разработки в области экранопланного транспорта ведутся во многих странах мира; при этом интерес к ним постоянно увеличивается.

  • Опытные образцы экранопланов разработаны в Китае. Согласно данным Шанхайского инженерно-строительного университета, в 2016–2018 годах на регулярные транспортные перевозки в КНР планируется вывести более 200 экранопланов.
  • Самым громким зарубежным проектом стал Boeing Pelican — военный экраноплан с возможностью переброски 1200 тонн за раз. Дальше разработок он не пошёл, концепция оказалась слишком огромной и малореализуемой даже по меркам не особо считающих деньги американских военных.

Аппарат должен был совершать полёт на высоте около десяти метров над морем, имея возможность подниматься на высоту в 6000 метров для полётов над сушей или обхода штормов. За один раз Pelican смог бы поднять до 17 танков M1 Abrams или почти 200 морских 20-футовых контейнеров. Однако с 2013 года об этом проекте ничего не слышно.

  • С 2007 года ведется программа разработки и запуска серийного производства крупных экранопланов в Южной Корее; на реализацию программы корейским правительством выделяются серьезные финансовые ресурсы. Была информация о постройке крупного экраноплана Южной Кореей, однако и этот проект в настоящее время заморожен.

Начало массового производства экранопланов может обеспечить загрузку как предприятий-разработчиков, так и серийных судостроительных заводов

При этом есть потребность не только в крупных транспортных средствах, но также и в экранопланах меньшей вместимости. Так, коммерческие экранопланы малой вместимости (до 8 пассажиров) в настоящее время не только разработаны, но и уже выпускаются и эксплуатируются в Австралии, в рамках совместного предприятия с компаниями Германии и Сингапура. Экранопланы пассажировместимостью от 40 человек и более могут появиться на мировом рынке по крайней мере в ближайшие 8–10 лет.

Таким образом, в мире чрезвычайно высок интерес к экраноплану как транспортному средству, способному эффективно удовлетворить потребности как частного сектора, так и государственных и международных организаций. Поэтому хотелось бы не упустить возможности реализовать сохраняющийся пока приоритет России в создании экранопланов и занять лидирующие позиции в мировых транспортных высокоскоростных перевозках на их основе.

Новости

 С другой стороны, документ подписал Президент компании Seaplane Global Air Services Патрик Массарди.

В России решили возобновить производство самолёта-амфибия. Об этом сообщили РИА Новости в Объединенной авиастроительной корпорации, которая работает над этим проектом. 

А-40 “Альбатрос” (Бе-42, изделие “В”, по кодификации НАТО: Mermaid) — крупнейший в мире самолет-амфибия. Его разработали как замену Бе-12 (советский противолодочный самолет-амфибия). Максимальная взлетная масса А-40 — 90 тонн, чем не может похвастаться ни один самолет такого класса. 

Подробнее: В России решили возобновить производство самого большого самолета-амфибии.

Госкорпорация Ростех представила на выставке «Гидроавиасалон-2018» самолет Т-500А на поплавковом шасси для водного базирования. Данная модификация может быть использована для выполнения патрульных и поисково-спасательных работ в прибрежных зонах, а также для доставки грузов. Т-500А за счет наличия поплавкового шасси значительно расширил сферу и географию применения. Для эксплуатации новой модификации легкого цельнокомпозитного самолета не требуется наличие взлетно-посадочных полос, он может базироваться на гидродромах, в речных и морских портах. Технологии, по которым изготовлен планер, делают машину пригодной для эксплуатации в любом климате. 

Подробнее: Ростех представил композитный самолет на поплавковом шасси.

Самолет авиации местных воздушных линий L-410UVP-E20, сборку которого локализуют сейчас на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), появился в варианте гидроплана на поплавковом шасси, построенном на курганском предприятии «Стрела».

По имеющимся в отечественных СМИ данным, новый вариант «элки-гидроплана» создан в Отраслевом специальном конструкторском бюро экспериментального самолетостроения Московского авиационного института (МАИ). 

Подробнее: Российский L- 410 на поплавках.

Материалы по теме:

Каспийский монстр – КМ1 “Убийца авианосцев”

Экраноплан – это корабль или самолет?