Военно-морской Флот получит экраноплан «Спасатель»

Как заявили в управленческом аппарате главнокомандующего Военно-морским флотом России, в нашей стране продолжается активная работа по созданию транспортно-десантного экраноплана «Спасатель»(на фото – модель) для использования при поисково-спасательных операциях в Арктике и Тихом океане, а также доставки грузов на удаленные военные базы.



Исполняет этот заказ военных Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева. Что же касается силовой установки к «Спасателю», то она разрабатывается в Самаре компанией «Кузнецов».

Если все будет происходить так, как планируется, то первые испытанные образцы «Спасателя» появятся уже в 2025 году (то есть в воздух они поднимутся в 2023-2024 годах). С учетом того, что до 2025 года еще достаточно много времени, понятно, что задача поставлена серьезная – и если она будет выполнена, российской военно-морской флот получит в итоге значительное усиление. По своим габаритам машина будет сопоставима со знаменитым в советское время «Каспийским монстром». Пока о «Спасателе» известно не много:

  • Вес – 600 тонн.
  • Длина – 93 метра.
  • Размах крыла – свыше 70 метров.
  • Грузоподъемность – до полутысячи солдат и офицеров с вооружением.
  • Скорость – до 550 километров в час.
  • Дальность полета
Предполагается, что дальность полета «Спасателя» составит несколько тысяч километров, при этом машина сможет садиться не только на воду, но и на ровную твердую поверхность. Для этого она будет оснащена колесным шасси и развитой механизацией крыла. Экранопланы советской постройки шасси не имели и садились только на воду, как гидросамолеты. Это сильно ограничивало их эксплуатацию. Новые машины могут найти активное применение в Арктике, а также в Тихом океане. Новый экраноплан будет оснащаться рампой, облегчающей погрузку и выгрузку бойцов и техники. Он сможет перевозить до 500 человек с вооружением со скоростью 550 км/ч. По мобильности «Спасатель» намного превзойдет обычные десантные корабли. К тому же экранопланам не страшны минные заграждения и торпеды противника, а из-за малой высоты полета их трудно обнаружить радаром. Экранопланы относятся к гибридным транспортным средствам. Благодаря воздушной подушке машина может скользить над поверхностью воды, ледяным или снежным полем, тундрой, степью или пустыней.

По мнению экспертов, такие машины могут стать идеальным средством доставки десанта. Они намного быстрее кораблей и катеров, малозаметны для радаров и неуязвимы для мин и торпед. Как сообщили «Известиям» в главкомате ВМФ, в государственную программу вооружений на 2018–2025 годы включены работы по созданию опытного образца 600-тонного экраноплана, который сможет решать различные задачи в интересах военных. Рассматривается возможность использования таких машин для поисково-спасательных работ в Арктике (вдоль Северного морского пути), а также для снабжения отдаленных гарнизонов. Разработкой экраноплана занимается АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева».  Решение в пользу крупногабаритного экраноплана было принято потому, что такие аппараты могут летать при волнении моря в 5–6 баллов. Уменьшенные макеты «Спасателя» уже прошли испытания в аэродинамической трубе ЦАГИ в подмосковном Жуковском, а также в специальном бассейне. Получено положительное заключение экспертов, защищен технический проект, сформирована производственная кооперация. В планах — создание полномасштабного макета с пилотской кабиной, местами операторов. Силовую установку для «Спасателя» разработает самарская компания «Кузнецов». Предстоит создать опытные образцы для статических и динамических испытаний. Как рассказал «Известиям» военно-морской эксперт Александр Мозговой, возвращение экранопланов на службу станет большим достижением для России. — Это можно только приветствовать. Экранопланы гораздо экономичнее самолетов, можно будет оперативно перебрасывать больше груза на большее расстояние, — отметил эксперт. — Если удастся оснастить их шасси на воздушной подушке, то они смогут садиться даже на снежные торосы. Александр Мозговой подчеркнул, что постройка такого большого экраноплана — исключительно амбициозный проект. — Машина по своей уникальности будет сопоставима со знаменитым «Каспийским монстром», — отметил специалист. — Для ее создания нужны высококлассные специалисты и производственные мощности. Потребуется задействовать очень значительные научно-технические и финансовые ресурсы.

Экраноплан проекта 903 «Лунь» с легкой руки иностранных разведок был прозван «Каспийским монстром». При взлетной массе в 380 т «монстр» был вооружен шестью противокорабельными ракетами «Москит».

В настоящее время проект «Лунь» законсервирован. Источник подробнее: Россия пробуждает «морских монстров».

Грузовой самолет 121М открывает новые горизонты авиации России…

В России построят новейший перспективный самолет-амфибию 121М «Стерх». Об этом сообщает ТАСС. Данный проект является плодом работы российского инженера-авиаконструктора Георгия Степанова. На днях за представленный проект 121М «Стерх» он получил премию «Новые горизонты» в рамках конференции «Молодость интеллекта» в Сочи. В данный момент инженер занимается оформлением патента на разработку. Новейший самолет-амфибия сможет перевозить более 150 человек на расстояние до 800 километров. Кроме того, рассматривается возможность создания грузовой версии 121М, способной брать на борт до 20 тонн различных грузов. По своей аэродинамической схеме проект представляет собой «летающее крыло». По заявлению самого Степанова, новый самолет сможет эффективно применяться в труднодоступных районах Крайнего Севера и на Дальнем Востоке…. По оценкам специалистов, Россия нуждается в наличии 300-320 подобных машин, поэтому за реализацией проекта государство очень внимательно следит и старается обеспечить все необходимые условия для планомерной работы. Кроме того, такая техника всегда популярна за рубежом, поэтому российский самолет-амфибия отечественного производства вызывает интерес зарубежных стран уже на стадии проектирования…. Источник:

По теме:

Экранопланы России – быть или не быть?