Среднемагистральный лайнер МС-21– дайджест за апрель-2024

В апреле 2024 года в результате реорганизации ПАО «Яковлев» в его состав вошёл Лётно-испытательный и доводочный комплекс ОКБ им. Яковлева в Жуковском, а все сотрудники ОКБ, ранее трудившиеся в ЛИиДК, стали работниками «Яковлева».



«Изменение структуры общества позволит выстроить более гибкую и оперативную систему управления лётными испытаниями, сам ЛИиДК теперь подчиняется первому заместителю генерального директора Анатолию Гайданскому. Заместителями начальника ЛИиДК назначены Николай Фонурин, который курирует проект МС-21, и Дмитрий Панчугин, отвечающий за военную авиационную технику и авиацию общего назначения, также он будет исполнять обязанности начальника ЛИиДК», – прокомментировали в ПАО «Яковлев».

В Инженерном центре «Яковлева» начались работы по проекту самолёта МС-21-210. Об этом 24 апреля заявил генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский во время встречи с руководителями подразделений предприятия в ходе представления коллективу Инженерного центра его нового руководителя Андрея Барбина, который получил это назначение в связи с выходом на пенсию директора Инженерного центра имени Яковлева, главного конструктора самолётов Як-130 и МС-21 – Константина Поповича (Мнение* по всей вероятности – пенсионный возраст не является причиной его ухода?)  .

МС-21-210 будет представлять собой среднемагистральный самолёт вместимостью от 132 до 165 пассажиров с двигателями тягой 12500 кгс и дальностью полёта до 6400 км. Индекс -210 показывает, что машина является импортозамещённой версией ранее разработанного самолёта МС-21-200.

В июле 2021 года генеральный директор «Иркута» Равиль Хакимов рассказал о планах корпорации по дальнейшему развитию самолётов семейства МС-21. «На МС-21-200 и МС-21-400 разработана конструкторская документация. Как только версия МС-21-300 начнёт летать в авиакомпаниях, в зависимости от спроса мы с большой долей вероятности возьмёмся прежде всего за проект МС-21-400, то есть это среднемагистральный самолёт, который сможет перевозить до 260 пассажиров. И в зависимости от спроса будем смотреть, как запускать МС-21-200», – сказал тогда гендиректор «Иркута». Он пояснил, что это произойдёт не ранее 2024-2025 годов.

* * *

На Иркутском авиазаводе поставлен под ток опытный образец самолёта МС-21-310 б/н 73055 (МС.0012). На этом этапе проверяется корректность подключения распределительных устройств к бортовым аккумуляторам и наземному источнику электропитания, по окончании этих проверок специалисты цеха окончательной сборки продолжат отработку систем самолёта. По результатам их успешного завершения машину передадут на лётно-испытательную станцию, где самолёт пройдёт подготовку к возобновлению полётов.

По словам Анатолия Гайданского, первый полёт борта 73055 в частично импортозамещённом облике состоится до 30 июня. В настоящее время машина основные работы развернуты по системе электроснабжения, идёт доработка программного обеспечения в части взаимодействия системы электроснабжения с бортовым оборудованием. Планируется, что в мае, по завершении доработок, на авиазавод в Иркутске будет отправлена делегация конструкторов для подготовки машины к предъявлению независимой инспекции и передаче её на лётно-испытательную станцию.

Другой опытный самолёт МС-21-310 б/н 73057 первый полёт после замены импортного оборудования выполнит до конца ноября текущего года. Это будет полностью импортозамещённая машина. Сейчас с самолёта демонтированы иностранные системы и ряд агрегатов конструкции, по мере поступления на завод идёт его оснащение российскими комплектующими, на ИАЗ для этого борта уже прибыли два двигателя ПД-14. Коллективу «Яковлева» и поставщикам оборудования предстоит выполнить большой объём работ по комплектации самолёта отечественными системами, чтобы довести его до лётного состояния.

В цеху окончательной сборки ИАЗ, помимо двух опытных машин, находятся планеры ещё четырёх серийных самолётов МС-21. Как пояснили в редакции журнала «Взлёт», на первой и четвёртой машинах ведётся доработка конструкции в соответствии с документацией на импортозамещённый вариант самолёта, на восьмом – в апреле выполнена состыковка крыла с фюзеляжем, а у девятого идёт сборка фюзеляжа.

«Ещё пять уже готовых планеров серийных самолётов временно покинули сборочный цех и в ожидании оснащения их отечественными бортовыми системами, которые сейчас проходят испытания, чтобы не останавливать линию сборки, переведены в недавно возведённый новый ангар лётно-испытательного подразделения завода, предназначенный для наземной отработки и кастомизации МС-21. После поступления комплектации от поставщиков эти планеры будут возвращены в цех окончательной сборки для оснащения их российскими системами, а начиная с 14-го борта все самолёты будут изготавливаться, последовательно передвигаясь по технологической линии сборки», – рассказал журнал в своём ТГ-канале.

Генеральный директор Иркутского авиазавода Александр Вепрев пояснил «Взлёту», что имеющиеся сегодня мощности и оснащение агрегатно-сборочного производства и цеха окончательной сборки рассчитаны на изготовление до 36 самолётов МС-21-310 в год. Производственный такт перемещения будущих лайнеров между станциями поточной сборочной линии составляет десять дней. Для обеспечения такого объёма выпуска в настоящее время ведутся работы по расширению и модернизации заготовительно-штамповочного, механообрабатывающего и гальванического производства.

* * *

Авиационный учебный центр (АУЦ) РАТА в Сколково завершил подготовку первой группы из 22 специалистов ТОиР для эксплуатации самолётов МС-21-310. Слушатели преимущественно были отобраны из сотрудников авиационно-технического комплекса «Яковлева» в Жуковском, которые в настоящее время занимаются обслуживанием самолётов SSJ100. Также обучение прошли сотрудники авиакомпании Red Wings и авиационного учебного центра «Академия 033». Подготовка технического персонала ведётся на опережение, чтобы к моменту сертификации МС-21-310 в российском облике специалисты были подготовлены для обслуживания новой российской авиатехники.

На Каменск-Уральском металлургическом заводе (ОАО «КУМЗ») идёт подготовка к переходу с 2025 года к крупносерийному производству обшивочных широких листов из алюминиевых сплавов, применяемых в конструкции самолётов. В рамках этой программы КУМЗ получил от Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) одобрение на выпуск обшивочных листов для самолётов МС-21.

Одобрение со стороны ВИАМ производства калёных листов из алюминиевого сплава серии 2ххх на линии непрерывной термообработки открыло перед предприятием перспективные возможности на рынке продукции для гражданского авиастроения. Ожидаемый рост производства отечественной авиатехники в ближайшие годы возможен только при условии удовлетворения спроса на калёные листы из сплавов алюминия.

* * *

Авиакомпания «Ижавиа» до конца 2032 года намерена пополнить свой парк самолётами МС-21-310, заявил гендиректор перевозчика Александр Синельников. Сейчас парк компании представлен ВС типа Як-42Д и Boeing 737-800. «Наконец-то подписали соглашение о намерениях между АО “Ижавиа” и ПАО “Яковлев” по поставке восьми самолётов МС-21-310 в период с 2029 по 2032 год. Соглашение о намерениях или LOI (Letter of Intent) декларативная, но вместе с тем обязательная часть», – написал Синельников в своем ТГ-канале.

В Жуковском продолжаются сертификационные испытания систем по программе сертификации версии самолёта МС-21-310рус. В апреле 2024 года борт 73053 (МС.0003) выполнил шесть полётов общей продолжительностью 21 час 25 минут. Проверялись импортозамещённые элементы БРЭО и новое программное обеспечение комплекса в целом.

По теме:

Статус программы ближне-среднемагистрального МС-21

МС-21 – дайджест за март-202401.04.2024г. Лайнер МС-21 – дайджест за март-2024

МС-21 — дайджест за февраль-202401.03.2024г. Лайнер МС-21 — дайджест за февраль-2024

МС-21 – дайджест за январь-202401.02.2024г. Лайнер С-21 – дайджест за январь-2024