Олег Гудков — лётчик-испытатель от Бога

8 октября 2023 года в Жуковском по адресу: улица Чкалова, дом 41, состоялось открытие мемориальной доски Герою Советского Союза, выдающемуся лётчику-испытателю Олегу Васильевичу Гудкову. На открытии присутствовали жители города, лётчики-испытатели, близкие Олега Гудкова. Доску открыл заслуженный лётчик-испытатель СССР Виктор Кирсанов.

Затем в Розовой гостиной ДК Жуковского прошло очередное заседание Клуба любителей авиации “Взлётная полоса”, посвящённое О.В.Гудкову. Историк авиации Андрей Симонов рассказал о жизненном пути Олега Васильевича, о проведённых им испытаниях и его героической гибели при испытаниях самолёта МиГ-25 4 октября 1973 года.

Своими воспоминаниями поделились коллеги и родственники Олега Васильевича. В заключении был показан 14-минутный документальный фильм “Олег Гудков” киностудии “Крылья России“.

Историк авиации Андрей Симонов / © Валерий Агеев

Олег Васильевич Гудков родился 13 февраля 1931 г. в Армавире. Рано остался без отца – Василия Ивановича Гудкова, погибшего на фронте Великой Отечественной войны.

Из семейного архива О. Гудкова

В суровом Олег 1943 году поступает в Ставропольское Суворовское училище, которое в 1949-м оканчивает с серебряной медалью. Успешное окончание Суворовского даёт ему право выбрать офицерское училище для продолжения учёбы. Олег, не задумываясь, выбирает лётное. В 1952 году он заканчивает Борисоглебское лётное училище и его в числе лучших выпускников оставляют там инструктором.

Из семейного архива О. Гудкова

Но у него мечта была – стать лётчиком-испытателем. С большим трудом (из училища не отпускали) ему удаётся поступить в Школу лётчиков-испытателей ЛИИ. По её окончании, в сентябре 1958 года, он поступает на работу в Лётно-исследовательский институт им. М.М.Громова.

Из семейного архива О. Гудкова

В 1966-м Олег Васильевич заканчивает ещё и Московский авиационный институт – к профессии лётчика добавляется профессия инженера.

В ЛИИ лётный талант О.В.Гудкова попадает на благодатную почву. Он быстро становится ведущим лётчиком-испытателем, а затем и руководителем лётного состава института. За 15 лет работы в ЛИИ он испытал более семидесяти типов самолётов. Поднял в воздух и блестяще испытал на различных режимах аэродинамический аналог Ту-144, проложив путь в небо этому огромному сверхзвуковому пассажирскому лайнеру.

Фото: лицензия Creative Commons

Он никогда не работал в полсилы, – учебе, работе отдавал всего себя. Ведущий лётчик-испытатель ЛИИ, он проводил испытания новой техники на особо сложных критических режимах: на штопор, на прочность, инерционное вращение. Когда его однажды встретили на аэродроме после одного из особо тяжёлых полётов, вспоминал Герой Советского Союза, заслуженный лётчик СССР Валентин Васин, то увидели, что перегрузки изменили его лицо до неузнаваемости, а глаза были залиты кровью и горели, как два рубина.

Вот как вспоминали о Гудкове его коллеги:

Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Игорь Петрович Волк:
– Равных ему я не видел тогда не только среди лётчиков ЛИИ, но и среди лётчиков-испытателей всей страны. Он был глыбой, не сравнимой ни с кем, был велик во всех проявлениях, не только как лётчик, но и как человек. У меня всегда было два чувства по отношению к нему: любовь и восхищение.

Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель ЛИИ Владислав Ильич Лойчиков:
– Он был не просто самым лучшим лётчиком-испытателем ЛИИ. Я преклонялся перед его мастерством… Он был лётчиком от Бога…

К Юбилею ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова»

Заслуженный штурман-испытатель Валерий Вячеславович Корсак:
– Я пришёл в ЛИИ в 1980 году, т.е. через семь лет после гибели Олега Васильевича и никогда не был знаком с ним. Однако все годы моей работы в ЛИИ, вплоть до увольнения в 2001 году, я постоянно слышал, что лучшего, чем Гудков, руководителя лётного состава Института не было.

Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель Валерий Меницкий:
– Для нас гибель Олега Васильевича стала сильнейшим потрясением. Мы потеряли замечательного лётчика – одного из лучших за всю историю Лётного института. Гудков был грамотным методистом и новатором, умелым воспитателем и командиром. Он взрастил целую плеяду лётчиков-испытателей, был одним из немногих, кто умел ненавязчиво заставить внимательно себя слушать и впитывать каждое его слово. Опыт его был колоссален.
Каким он парнем был!

Гудков был лёгким в общении с людьми человеком, скромным, никогда не жалующимся на трудности, он держался на равных со своими коллегами по работе, и в то же время был признанным лидером среди них. Рождённый летать, он был самым земным человеком – любил жизнь во всех её проявлениях: любил лес и музыку, был заядлым грибником, прекрасно танцевал, со вкусом одевался, любил попариться с березовым веником, хорошо водил катер и катался на водных лыжах.

Олег Васильевич любил своих друзей, семью (жену и дочь), мать, сестру. Алла Васильевна бережно хранила нарисованные им поздравительные открытки. Она вспоминала ещё об одной особенности брата, характеризующей его отношение к людям, – увидев с трудом идущую старушку, он мог остановить свою машину и подвести её до нужного места. Причём, делал это неоднократно.

Из семейного архива О. Гудкова

Наверное, Олег Васильевич был счастливым человеком. Он ярко, интересно и творчески прожил свою жизнь, быстро себя реализовал и занимался любимым делом, сделав исключительно большой вклад в развитие отечественной авиации, был любим и уважаем близкими, друзьями и коллегами, и за свои 42 года смог добиться очень многого. Ещё при жизни он был удостоен звания Героя Советского Союза и награждён высшими наградами Родины.

Из семейного архива О. Гудкова

Олег Васильевич Гудков был фигурой яркой и колоритной. У него был взгляд супермена: решительный и прямой. Лицо напоминало лицо крестьянина-кулака: мясистый нос, глубоко запавшие глаза, грубые черты лица. Его любили женщины, и он старался не обижать их равнодушием. Профессиональные качества оценивались по самой высокой шкале. На его счету было множество самых сложных лётных испытаний. Был талантливым и авторитетным руководителем коллектива лётчиков-испытателей ЛИИ.

© РСК “МиГ” / Предсерийный перехватчик МиГ-25П выпуска ГАЗиСО – один из самолётов, принимавших участие в Государственных испытаниях / Архивное фото

Он погиб 4 октября 1973 года при испытаниях истребителя МиГ-25П. Ценой жизни О.В.Гудкова и огромного труда учёных, инженеров и лётчиков-испытателей ОКБ имени А.И.Микояна, ЛИИ, ЦАГИ и ГК НИИ ВВСэтот истребитель был сохранён на вооружении ПВО СССР и стал одним из лучших истребителей в мире.

По теме:

В ЦИАМ обсудили проблемы и перспективы развития двигателестроения для малой и региональной авиации09.10.2017г. В ЦИАМ обсудили проблемы и перспективы развития двигателестроения для малой и региональной авиации

БЛА Ту-143 — история одного «Рейса»22.04.2016г. БЛА Ту-143 — история одного «Рейса»…

T-50 вернулся в Жуковский08.12.2015г. T-50 вернулся в Жуковский…