Боевой авиационный комплекс 6-го поколения “Программа NGAD”

Глава боевого авиационного командования ВВС США генерал Марк Келли в интервью порталу Defense News рассказал о секретной программе создания истребителей шестого поколения под названием Next Generation Air Dominance (Воздушное превосходство нового поколения, NGAD). В сентябре прошлого года представитель ВВС США уже сообщал, что полномасштабный демонстратор NGAD совершил первый полет, при этом якобы «программа продвинулась значительно дальше, чем предсказывали многие аэрокосмические аналитики».



Справочно >>Боевой авиационный комплекс 6-го поколения – программа NGAD (Next Generation Air Dominance – «самолет господства в воздухе следующего поколения»)…

«NGAD» — американский проект стелс-истребителя 6-го поколения

Программа NGAD, по словам генерала, включает в себя развертывание целого «семейства связанных систем» для ведения боевых действий в воздушном пространстве, которые могут включать истребители, беспилотные летательные аппараты, спутники в космосе и платформы в киберпространстве. В этой связи NGAD иногда называют «системой систем». Генерал Марк Келли – главный сторонник программы в Пентагоне.

По теме: NGAD: страсти по американскому истребителю 6-го поколения

«Я стремлюсь раскрыть как можно больше информации по программе NGAD с учетом требований по сохранению военной и государственной тайны. Честно говоря, я думаю, что чем больше людей узнают о наших возможностях, тем лучше мы будем выглядеть с точки зрения реализации данной программы», – объяснил генерал Келли.

Ранее на бюджетных слушаниях в Конгрессе начальник штаба ВВС США генерал Чарльз Браун раскрыл некоторые детали проекта NGAD:

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - ngad-750.jpg

В частности, истребители должны быть способны заходить в так называемые районы A2/AD – Anti-Access/Area-Denial (зоны повышенной опасности, в которую войска НАТО не могут проникнуть без неприемлемого для них ущерба даже при превосходящих силах), прорывая любые системы ПВО, уничтожая авиацию и важнейшие цели противника.

В апреле 2021 года портал Defense News писал, что истребитель пятого поколения F-35A Lightning II не способен без воздушной дозаправки преодолевать значительные расстояния над Тихим океаном, потому в последних военных играх ВВС США оказался бесполезным для проникновения вглубь воздушного пространства Китая.

Издание отмечало, что как раз эту задачу и должен выполнить самолет, создаваемый в рамках программы NGAD, тогда как F-35A Lightning II должен лишь «атаковать китайские береговые объекты и надводные корабли, защищать американские и тайваньские объекты от китайских самолетов и обеспечивать защиту от крылатых ракет».

История создания. Особенности

Разработка истребителя шестого поколения «NGAD» (Next Generation Air Dominance/Воздушное доминирование нового поколения) началась в США в 2000-х годах. Работы проходят в компании «Боинг» в условиях строгой секретности.

Общий облик истребителя шестого поколения «NGAD»

На Шанхайской выставке «Экспо» в 2010 году был показан макет самолёта масштабом 1 к 16 — был представлен облегчённый вариант со взлётной массой в 18 тонн. Затем были созданы «средняя» и «тяжёлая» вариации со взлётной массой в 27 и 42 тонны соответственно. Самолёт выполняется с широким использованием стелс-технологий. Он имеет приплюснутую форму, а хвостовое оперение отсутствует. Аппарат имеет 3 внутренних отсека для ракет «воздух-поверхность» и «воздух-воздух».

Истребитель можно будет эксплуатировать и на авианосцах. Для этого американские инженеры создали и испытали электромагнитную катапульту и подъёмник, рассчитанные на 45 тонн. Предполагается использовать как пилотируемую, так и беспилотную версию. Самолёт будет иметь два турбореактивных агрегата и воздухозаборники по бокам от кабины. Приплюснутые сопла с экранированием должны уменьшить заметность машины для вражеских радаров.

Источник:  «NGAD» — американский проект стелс-истребителя 6-го поколения 

Уже построен первый опытный образец, который сейчас проходит лётные испытания. Малосерийное производство истребителя планируется начать не раньше 2022 года. Самолёт заменит F-22, который эксплуатируется уже 15 лет.

В США публикуются некоторые подробности применительно к данным о том, почему командование ВВС планирует к началу 2030 годов отказаться от эксплуатации истребителей F-22. Ранее «Военное обозрение» сообщало о такого рода планах ВВС США, в которых отмечалось, что в итоге выбор будет сделан в пользу реализации программы NGAD – Next Generation Air Dominance. Теперь представители американского командования в некотором роде конкретизировали то, что касается этой программы.

Генерал-лейтенант Клинтон Хиноут, находящийся в должности замначальника штаба военно-воздушных сил США по стратегии, заявил, что акцент при отказе от истребителей F-22 будет сделан на программу создания истребителя уже 6-го поколения. Этой программой и является указанная NGAD. Программа, как отмечено, предполагает внедрение новых принципов ведения воздушного боя.

Американский генерал, который ранее пилотировал самолёты F-16 и F-117, не смог сказать, когда именно такая программа в США будет реализована. При этом он заявил, что демонстрационная платформа, создаваемая в рамках NGAD, уже поднималась в воздух. Данные о тестовых полётах прототипа истребителя 6-го поколения в США публиковались и в сентябре 2020 года. Генерал Хиноут подтверждает те публикации.

Клинтон Хиноут:

Да, мы проектируем новую платформу. Будут отличие по системе программного обеспечения, реализованные комплексные сенсорные технологии.

Новая программа, как отмечается, предусматривает модульную конструкцию и возможность применения в беспилотном варианте, а также при взаимодействии с БПЛА. В пример приводится американский дрон Valkyrie.

Источник: Американский дрон XQ-58A Valkyrie

Справочно >> дрон XQ-58A Valkyrie

Программа LCASD. На июнь 2018 году существует в виде демонстратора технологии. Аппараты XQ-58A не нуждаются во взлетно-посадочной полосе, могут получить стелс-покрытие, несут на борту до 270 кг вооружения (2 небольшие бомбы или 2 ракеты воздух-воздух), разгоняются до 0.72 Маха, а их радиус действия достигает 3 тысячи морских миль.

При условии закупок партий из сотни Валькирий, один дрон обойдется американцам в $2 млн – для сравнения, Турция предлагает тихоходные и хорошо заметные на радарах дроны Anka по цене в $30 млн за аппарат. Автономная Valkyrie не требует ни постоянной тренировки пилотов, ни комплексного техобслуживания. Kratos разрабатывает технологию, которая позволит размещать Валькирии в стандартных грузовых контейнерах – в отличие от F-35, эти дроны смогут стартовать не только с заранее известных баз, но и практически из любой точки мира. Самым удивительным показателем является цена – все затраты на приобретение, эксплуатацию и обслуживание одного F-35A обойдутся в ту же сумму, в которую выйдет закупка и эксплуатация трех сотен дронов X-58A. Американские “Валькирии” втрое превосходят “турков” по скорости, способны поражать как наземные, так и воздушные цели, могут получить стелс-покрытие и стоят в 15 раз меньше заявленной TAI экспортной цены аппаратов Anka…

Генерал Хиноут:

Мы изучаем наиболее оптимальные варианты для NGAD. Пока рассматриваются как пилотируемая, так и беспилотная версии.

Дополнительно отмечается, что важнейшим отличием истребителя 6-го поколения станет наличие системы искусственного интеллекта, которая смогла бы сама выбирать оптимальные варианты не только по пилотированию, но и по ведению воздушного боя.

Проект NGAD на текущий момент дошел до той стадии, когда уже летает полноразмерный демонстратор. И в процессе испытаний он побил множество рекордов», – заявил 15 сентября 2020 г. в видеопрезентации, записанной для организованной Ассоциацией ВВС США конференции Air, Space & Cyber Conference помощник министра ВВС США по закупкам, технологиям и логистике Уильям Роупер.

Мировые истребители c первого по шестое поколение

Несмотря на то, что более конкретной информации по проекту NGAD – например, какие компании участвуют в проекте, когда выполнен первый полет, что собой представляет машина и т.п. – «главный по закупкам» в ВВС США не сообщил, сославшись на секретность, его слова про уже ведущиеся летные испытания для многих стали буквально громом среди ясного неба.

«Цифровая инженерия снижает накладные расходы на производство и сборку, поэтому нам не нужно иметь огромные мощности, много рабочих силу и дорогостоящую оснастку, – отметил в Уильям Роупер. – Это позволяет нам вернуться в вопросе производства самолетов на позиции, где мы были в 1970-е гг. и раньше, когда у нас было 10 или даже больше компаний, которые могли строить самолеты для ВВС США, поскольку это можно было делать в ангарах с небольшими, но очень хорошими командами инженеров и механиков. Мы к этому еще вернемся

Именно тем, что в наши дни боевой самолет может быть полностью спроектирован и испытан в виде цифрового прототипа в виртуальном мире еще до того, как он появится в мире реальном, т.е. будет воплощен в виде полноценного летного прототипа, высокопоставленный чиновник частично объяснил тот факт, что он решился вообще рассказать о таком сверхсекретном оборонном проекте. В качестве примеров такого «цифрового подхода» он привел работы Boeing и Saab по новому учебно-тренировочному самолету повышенной подготовки Т-7А Red Hawk и Northrop Grumman по новой шахтной межконтинентальной баллистической ракете GBSD.

Источник: Программа NGAD: Генерал ВВС США подтвердил, что прототип истребителя 6-го поколения уже поднимался в воздух

Многие, будучи шокированными услышанным, сразу восприняли слова Роупера всерьез, посчитав, что американцы и правда втихаря создали некий полноценный летающий прототип истребителя 6-го поколения. Причем сделали они все это в условиях такой повышенной секретности, что даже вездесущие журналисты ничего об этом не узнали. Хотя повод проявить рвение в этом направлении у последних был, поскольку еще в 2019 г. стало известно о том, что ВВС США сформировали новый отдел, который будет отвечать за реализацию проекта Next Generation Air Dominance и инициированной Роупером в прошлом году специальной стратегии Digital Century Series, в рамках которых ведутся работы по теме истребителя нового поколения.

Справочно >>

Напомним, что в свое время неофициальное название Century Series («сотая серия») закрепилось за линейкой американских реактивных истребителей F-100, F-101, F-102, F-104, F-105, F-106 и др., созданных в 1950–1960-е гг. в интересах ВВС США разными компаниями-разработчиками и позволивших Пентагону сделать качественный рывок в области истребительной авиации. Сегодня подобного рода рывок, судя по всему, американским ВВС должна обеспечить стратегия Digital Century Series, которая, если говорить кратко, подразумевает более активное использование при создании новых боевых авиационных комплексов цифровых двойников (digital twin). Такие двойники давно используются в коммерческом секторе для ускорения и повышения эффективности процесса создания различных образцов продукции, а теперь эту технологию решили масштабно применить в своих целях и американские военные.

В конечном итоге реализация положений стратегии Digital Century Series позволит ВВС США более оперативно проводить обновление парка своей истребительной авиации за счет ускоренной разработки и принятия на вооружение новых моделей в противовес сегодняшней стратегии, когда каждый новый самолет разрабатывается годами и затем десятилетиями находится в серийном производстве и на вооружении. Таким образом, в будущем можно вести речь о меньших партиях самолетов, и служить они будут меньший период времени.

Естественно, создавать так, с широким использованием цифровой инженерии, за океаном планируют не только истребители, но и боевые авиационные комплексы другого назначения, а также различное вооружение и оборудование. Причем в руководстве ВВС и Космических войск США уже придумали новое обозначение для образцов вооружения и военной техники, разработанных по такой схеме: им будет присваиваться литера «e», которая будет подставляться перед традиционным буквенно-цифровым обозначением. Об этом в выступлении на упомянутой сентябрьской конференции рассказала министр ВВС США Барбара Баррет:

«Все 73 года  истории наших ВВС главные технологические инновации представляли самолеты серии «Х» (X-planes). Сегодня они уступают место е-самолетам (e-plane) и е-спутникам (e-sat), которые обеспечат нам самые современные средства для защиты нации».

По теме:  Испытан американский сверхсекретный самолёт шестого поколения

Стоит заметить, что литера «е» будет применяться временно – на период разработки нового образца, а после его принятия на вооружение будет сниматься. Первым таким образцом в США считают учебно-тренировочный самолет Т-7А Red Hawk, создаваемый по программе Т-Х, который в американских источниках часто обозначали eT-7A.

При этом в США рассчитывают при помощи NGAD стимулировать оборонную промышленность.

«Поскольку передовые производственные технологии, которые имеют решающее значение для создания NGAD, были впервые применены в коммерческом секторе, то программа могла бы открыть дверь новым подрядчикам для серийного производства этого самолета», – заявлял помощник министра ВВС США по закупкам, технологиям и логистике Уилл Ропер на конференции по воздуху, космосу и киберпространству, проведенной Ассоциацией ВВС США.

Ропер даже предлагал «дать шанс» Илону Маску поучаствовать в разработке этого самолета.

«Я могу себе это вообразить! Что будет много инженеров, возможно, с хорошо известными именами, с миллиардами долларов для инвестиций, которые решат основать крупнейшую в мире авиастроительную компанию для создания величайших самолетов в мире», – рассказал тогда Ропер.

По теме: 

F/A-XX

«NGAD» — российский проект стелс-истребителя 6-го поколения

Источник: «США опередили нас навсегда. Мы даже не понимаем, что они делают»

«В России, к сожалению, программа NGAD не обсуждается в публичном поле. Нам непонятны цели, которые поставили перед собой американцы. Непонятно, насколько они далеко продвинулись в их реализации, к примеру, в области той же радиофотоники, то есть в изучении оптического излучения и ВЧ/СВЧ сигналов для целей радиолокационного слежения. То есть мы не знаем, можем ли мы видеть американцев, и не знаем, что видят они», – рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный представитель российского авиапрома.

Эксперт считает, что тема NGAD в России не обсуждается по причине «незнания фактуры».

«Остается только надеяться, что на некоем секретном уровне у нас в стране подобное обсуждение все же идет. Однако на экспертном уровне по поводу NGAD – практически полное молчание. За исключением озвучивания некоторых самых общих фраз. И это большая проблема. США тут нас опередили навсегда. Мы сейчас даже не понимаем, что они делают», – заключил собеседник «Газеты.Ru».

Мнение: *К чему “трещать” на каждом углу про наши успехи, “секретное дело” любит тишины и конечного результата, вот чего нам не хватает, так это конечного результата, особенно в гражданской авиаотрасли!

В России также ведутся работы по созданию самолёта шестого поколения: «Голубь»«МиГ-41» и «Чёрная чума».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - %D0%9F%D0%90%D0%9A-%D0%94%D0%9F-880x250.jpg

МиГ-41 может начать поступать в войска в середине 20-х годов
Новый высотный перехватчик — перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП, МиГ-41) российские военные могут получить в середине 2020-х годов, сообщил в интервью «Интерфаксу» глава российской самолётостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Илья Тарасенко. «Мы разрабатываем авиационный комплекс дальнего перехвата на замену МиГ-31. При получении заказа от министерства обороны мы готовы начать … Читать далее:

Россия, судя по всему, намерена также продолжать работу над своим ударным беспилотником, который уже в ближайшее время будет использоваться вместе с российским истребителем Су-57. Стремление как можно быстрее реализовать этот проект можно считать отражением ситуации на земле. Россия планирует ускорить разработку ударного малозаметного беспилотника С-70 «Охотник», тогда как США с аналогичными шагами не торопятся. Автор приводит характеристики российского БПЛА и ищет — но не находит — аналогии среди американских аппаратов.

По теме: Россия пытается добиться превосходства в области малозаметных беспилотников

Справочно >> Ударный беспилотник С-70″Охотник”

Новый временной план был раскрыт 3 августа во время встречи российского президента Владимира Путина с Юрием Слюсаревым, главой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Беспилотник «Охотник» разрабатывается на фирме «Сухой», дочернем предприятии ОАК, а свой первый полет он совершил в августе прошлого года. Это довольно большой летательный аппарат: по данным российского агентства «Интерфакс», он способен взять на борт 6 тысяч тонн (13 тысяч фунтов) бомбовой нагрузки, а радиус его действия составляет почти 5 тысяч километров (3 тысячи миль). Помимо авиационных бомб и ракет воздух-поверхность, этот беспилотник может быть оснащен ракетами класса воздух-воздух, а также разведывательным оборудованием.

По теме: 

Технологии “Стелс” на заре и в будущем авиации. Часть1

Топ-5 лучших беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) мира

One thought on “Боевой авиационный комплекс 6-го поколения “Программа NGAD”

  1. Мнение: В чём мы отстаём и нагнать штаты будет сложно? В то время как, Менеджмент России занят оптимизацией-утилизацией авиапрома, то в штатах для выполнения программы NGAD из слов помощника министра ВВС США по закупкам, технологиям и логистике Уильям Роупер: «Цифровая инженерия снижает накладные расходы на производство и сборку, поэтому нам не нужно иметь огромные мощности, много рабочих силу и дорогостоящую оснастку, – отметил в Уильям Роупер. – Это позволяет нам вернуться в вопросе производства самолетов на позиции, где мы были в 1970-е гг. и раньше, когда у нас было 10 или даже больше компаний, которые могли строить самолеты для ВВС США, поскольку это можно было делать в ангарах с небольшими, но очень хорошими командами инженеров и механиков. Мы к этому еще вернемся…”

Comments are closed.