Мнение экспертов о семействе авиадвигателей ПД-14

Разработка нового отечественного авиационного двигателя ПД-14, для гражданских самолетов, начата ещё в далеком уже 2012 году. Изначально предполагалось оснастить этими силовыми установками транспортные самолёты ИЛ-76, а уже после начала проектирования пассажирского самолета МС-21, ПД-14 так же планировали устанавливать и на этот лайнер.

Авиадвигатель ПД-14 и его конкуренты

Авиадвигатель ПД-14
Авиадвигатель ПД-14

К сожалению на сегодняшний день(Источник: 15 ноября 2019 года) испытания и сертификация ПД-14 так и не завершены, и планируемая дата начала серийного выпуска не ранее 2021 года, тогда же и должен состоятся запуск в серию МС-21.

По теме с продолжением*:

Можно ли назвать ПД-14 принципиально инновационным авиационным двигателем? Возможно да, но только для России, и только при использовании полностью отечественных компонентов и технологий. Почему так? Да только по одной простой причине. Еще в 2015 году Американская корпорация Pratt & Whitney, запустила в коммерческую эксплуатацию свой новый двигатель PW1000G, который по своим техническим характеристикам точь в точь напоминает Российский ПД-14.

Авиадвигатель PW1100G, модификация PW1000G
Авиадвигатель PW1100G, модификация PW1000G

Силовая установка PW1000G в модификациях, быстро “пришлась по вкусу” специалистам из Airbus. И свой новейший Airbus 320 NEO, корпорация оснастила именно этими двигателями. К слову сказать, если у ПД-14 максимальная тяга на взлетном режиме предполагает 14000 кгс, то у PW1000G, она может достигать 16000 кгс. Но дело даже не в том, что у Американцев получился более мощный двигатель, а в том, что за четыре года с момента появления PW1000G, выпущено еще несколько модификаций, с уменьшенной тягой на взлетном режиме для региональных самолетов, таких как Bombardier и Embraer. Двигатели успешно прошли сертификацию и уже благополучно используются на этих лайнерах.

По теме с продолжением*:

Airbus 321 NEO с двигателем PW1100G
Airbus 321 NEO с двигателем PW1100G

Что касается ПД-14, то у нашей силовой установки так же предусмотрены варианты с меньшей тягой, которые в последствии можно будет применять на самолетах Ан-148 и SSJ-100. Вот только одна проблема, головной проект, т.е. флагман всей серии ПД-14, пока так и не готов для запуска в серию, а соответственно, модификации так же не могут выпущены, да и сколько ещё уйдет еще времени на их испытания и доработку, после серийного запуска ПД-14!

Факты и особенности семейства ПД-14

Проблема со срывом поставок ПД-14, скорее всего связанна из за санкций к России, которые появляются чуть ли не каждый день. Возможно на начальном этапе проектирования и производства ПД-14, были планы частично использовать компоненты и технологии западных корпорации в том числе и Pratt & Whitney, но после изменения политической ситуации, особенно в рамках отношений России и Украины, эти планы пришлось пересмотреть. И теперь стоит задача выпустить двигатель состоящий полностью из Российских комплектующих.

Что же, это очень не плохо, вот только стоит поторопиться пока на Западе не появились принципиально новые двигатели для гражданских самолетов, а в этом случае нам опять могут отказать в сертификации ПД-14 и отправить его на доработку, так мы и будем постоянно дорабатывать, а Штаты и Европа торговать своей продукцией!

Авиадвигатель ПД-35. Миф или реальность?

В СМИ не умолкает информация о том, что АО “ОДК Пермские моторы”, ведет проектные работы по авиационному двигателю нового поколения ПД-35, который в перспективном будущем сможет быть установлен на самолеты МС-21 и Ил-496, первый полет которого запланирован на конец 2020 года.

И действительно на сегодняшний день силовую установку с такими характеристиками, а именно тягой на взлетном режиме 35000 кгс, диаметром лопаток 3100 мм, длинной двигателя в районе 8 метров, а весом более 8 тонн, можно считать перспективной. Презентация этого Российского “монстра” запланирована не раньше чем в 2023 году.

И всё бы ничего, вот уже через пару месяцев на пороги наших домов вступит 2020 год, а там вроде не за горами и 2023. Но к сожалению работы по развитию гражданской авиации не стоят на месте и у наших западных конкурентов. А если учесть, что на сегодняшний день, Американские Boeing 777, комплектуются уже более мощными двигателями ( GE90-115B, с тягой на взлете 52000 кгс, диаметром 3400 мм, и длинной 7,5 метров), то ПД-35 автоматически становится уже устаревшей моделью и никаких инноваций в нем не будет, учитывая, что ждать его еще три года, если как обычно не сорвутся сроки.

Если двигатель позиционируется как перспективный, то при его проектировании необходимо учитывать уже существующие разработки наших конкурентов, и отталкиваясь от этих фактов создавать свою, более мощную и экономичную силовую установку, не забывая учитывать, что Boeing и Airbus, теоретически смогут сделать за это время, что бы опять не остаться на последних местах.

Cемейство авиационных двигателей ПД-35

Конечно такая гонка зачастую не приводит ни к чему хорошему, и ярким тому примером послужил Советский сверхзвуковой самолёт Ту-144. В погоне за “первым местом”, мы попросту выпустили из ангаров “сырой лайнер”. И совершив свой первый полет раньше на два месяца чем Англо – Французский Concorde, наш самолёт практически так и остался на земле, проведя все остальные годы в стадии испытания и доработки, но факт конечно остается фактом СССР стал первой мировой державой которая подняла в воздух сверхзвуковой пассажирский самолёт.

ПД-35 — самый амбициозный проект ОДК. Статус проекта

Но всё же возвращаясь к ПД-35, стоит отчетливо понимать, что авиационные двигатели с аналогичными и даже большими техническими возможностями уже существуют. Так может тогда не стоит вкладывать огромные бюджетные средства, а использовать существующий ПС-90 в модификациях, учитывая, что это весьма не плохая модель авиационного двигателя. Возможно ПС-90, требуется модернизация, но это явно будет дешевле, нежели начинать строить с нуля. Да и Ил-96-300 весьма не плохо показал себя с этими силовыми установками. Ну а что касается Ил-496 (если конечно самолёт пойдет в серию), то ему возможно будет достаточно ПС-90А-1. Всё же по плану у него должно быть 4 двигателя, а против двух GE90-115B как на Boeing 777, суммарная тяга на взлетном режиме будет близка по номиналу. Для МС-21 такие двигатели будут слишком мощные, ПД-14 ему будет вполне достаточно.

Ил-96-300 с авиационными двигателями ПС-90А
Ил-96-300 с авиационными двигателями ПС-90А

Так что объективных перспектив для разработки такой силовой установки пока что нет, если конечно Россия не решить создать пассажирский лайнер аналогичный Airbus 380.

По теме:

Авиационный двигатель ПД-14 и всё о нём

 

Авиадвигатель ПД-35. История создания

One thought on “Мнение экспертов о семействе авиадвигателей ПД-14

  1. Имеется мнение:
    Во-первых, статья автора написана с некоторой иронией на перспективы семейства ПД-14 и с этим трудно согласиться . Как мне представляется, любая озвученная программа или проект(событие) в теме статьи должно иметь продолжение, т.к имеет свою историю развития с конечным результатом…
    Во-вторых, из официальных источников известно, что средне статистическое время на разработку нового авиадвигателя требуется 8-10 лет, автор указал “Разработка нового отечественного авиационного двигателя ПД-14, для гражданских самолетов, начата ещё в далеком уже 2012 году”, значить есть ещё время для реализации(2022 г). Для разработки проекта ПД-35 с учётом новых ИТ технологий – это время сокращается в 2 раза(4-5 лет). Будем надеется на положительный результат…

Comments are closed.