Переход к единому регулятору Гражданской Авиации

Началась долгожданная реформа российской гражданской авиации?

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин освободил от должности заместителя министра транспорта РФ Александра Юрчика, занимавшего этот пост с декабря 2017 года. Распоряжение об этом опубликованно на портале правовой информации. В нем сказано, что сделано это по просьбе самого** Александра Юрчика.

Имеется мнение**: на этот счёт имеются сомнения, т.к. он “отвечал” в министерстве за гражданскую авиация, которую до настоящего времени нельзя было назвать отечественной(в парке свыше 80% самолётов зарубежного производства), а также пять разобщённых ведомств отвечающих каждый за своё направление деятельности ГА…

Одновременно, несколькими днями ранее Михаил Мишустин подписал распоряжение о назначении руководителя Росавиации Александра Нерадько первым заместителем министра транспорта РФ – руководителем Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).

 

 

С чем связано повышение статуса госчиновника, отвечающего за авиационную составляющую в российском Минтрансе?

Читать также:
Правда и мифы о безопасности полетов в России

Может ли это быть связано с готовящимися переменами в авиаотрасли, о которых долгие годы без всяких надежд твердили специалисты? Пока об этом можно лишь догадываться. Официальных заявлений на этот счет никто не делал. Однако, как говорят наши эксперты, перемены обнадеживают.

«МК» уже на раз поднимал тему создания в нашей стране единого регулятора в области гражданской авиации, как того требует ИКАО (Международная организация гражданской авиации). Такие структуры есть и в Европе это — агентство (EASA), и в Штатах – FAA (Federal Aviation Administration). И только у нас в стране до сих пор нет такого единого органа. А потому вся ответственность за процессы в авиаотрасли тонким слоем размазана по пяти структурам: Минтрансу, Росавиации, Ространснадзору, МАКу и Минпромторгу. Причем, каждое из ведомств выполняет лишь свою часть функций и несет свою часть ответственности. Но, как известно, у семи (точнее, у пяти) нянек дитя без глазу.

Кроме того, Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации «Управление безопасностью полетов» требует, чтобы в стране был единый орган, отвечающий за безопасность полетов. У нас в стране его нет.

Подробнее: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).

Больше всего вопросами безопасности традиционно занималось Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), которое возглавляет Александр Нерадько, ныне повышенный в статусе до первого зама министра транспорта.

Однако до сих пор существовал некий правовой казус: Росавиация по закону не имела права выпускать каких-либо нормативных документов и не могла регламентировать требований по авиабезопасности. Эти функции были возложены на Минтранс, где в силу ряда причин, этим вопросом занимались люди, никогда не имевшие отношения к практической деятельности в области безопасности полетов.

Можно ли теперь надеяться на то, что нынешние перестановки в руководстве авиацией ведут к улучшению ситуации в отрасли в целом и с безопасностью полетов в частности?

На этот вопрос «МК» ответил известный авиационный специалист, долгие годы сам проработавший в руководстве авиаотрасли страны, лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники, Александр Книвель:

Мне кажется, что сделан шаг к созданию организации регулирования гражданской авиацией, аналогично той, что есть в США. Там где составе Министерства транспорта США первый заместитель министра транспорта возглавляет Федеральное авиационное агентство (FAA). Оно само разрабатывает нормы лётной годности воздушных судов (FAR), другие нормативные требования для поставщиков гражданской авиации, и само проводит их сертификацию и надзор, обеспечивая при этом на порядок лучшую безопасность полётов в условиях многократно большего количества авиаперевозок, чем в России.

Надеюсь, что и Россия, наконец-то, двинулась в сторону создания подобной структуры. И если теперь на Министерство транспорта России в лице его Первого заместителя Министра – руководителя Федерального агентства воздушного транспорта будет возложена ещё и координация деятельностью, входящего в состав Минтранса РФ Департамента государственной политики в области гражданской авиации, а также подразделением Государственного авиационного надзора, надзора за обеспечением транспортной безопасностью и еще семью подведомственных ему межрегиональных территориальных управлений, то мы получим уже настоящее ведомство гражданской авиации в том самом виде, в котором его и рекомендует иметь ИКАО.

Если это произойдёт, то именно на главу новой структуры правительством может быть возложена ответственность за безопасность полётов в России. Сейчас такое лицо в России отсутствует. Так что, думаю, правительство России движется в правильном направлении. Однако ему ещё только предстоит завершить создание полноценного единого Ведомства гражданской авиации в соответствие с требованиями ИКАО.

По теме:

Как выжить в нештатных ситуациях АП?