Проект HEXAFLY-INT— на далекое будущее

Век высоких скоростей — так часто называют время, в которое мы живем. Современный ритм ставит перед нами новые все более сложные задачи. Это касается и специалистов авиационного сообщества. В наши дни, когда мы говорим о пассажирской авиации, трудно представить себе самолет, способный летать со скоростью порядка … 7 000 — 8 000 км/ч! Тем не менее в настоящее время ученые Европейского Союза, России и Австралии работают над этой задачей.

Общие сведения о программе:

Гиперзвук и сверхзвук – это две темы, которые разрабатывают сегодня ученые ведущих стран. Но если говорить о пассажирской сверхзвуковой авиации, то главной проблемой здесь является преодоление звукового удара. Как рассказал “РГ” генеральный директор ЦАГИ академик РАН Сергей Чернышев, исследования сверхзвукового самолета никогда не прекращались. Главным технологическим вызовом здесь является обеспечение высокой аэродинамической и весовой эффективности самолета при соблюдении жестких ограничений на шум и звуковой удар. Результатом исследований явился концептуальный облик самолета, воплощающий в себе компромиссные решения по его интегральной аэродинамической компоновке.

Ожидается, что лайнер сможет долететь из Брюсселя в Сидней за 2 часа 47 минут (слева), а из Брюсселя в Токио – за 2 часа 13 минут (справа). Иллюстрация с сайта www.esa.int:

Модель высокоскоростного гражданского самолета в экспозиции ЦАГИ на МАКС-2017:

 «Возможность быстрого перемещения на дальние расстояния — естественная потребность человека XXI века. Например, перемещение из Москвы в Сидней сегодня занимает больше суток суммарного „чистого времени“ полета. И, поверьте, это очень тяжело — я несколько раз летала в Австралию. Непростое испытание для организма. Поэтому идея создания летательного аппарата, который преодолеет такое расстояние, скажем, за три часа, очень заманчива», — считает Нина Воеводенко, начальник сектора отделения летательных аппаратов ФГУП «ЦАГИ».

Нина Владимировна Воеводенко — руководитель рабочего пакета расчетных исследований и численного моделирования международного проекта HEXAFLY-INT с российской стороны. (Название проекта является аббревиатурой полного наименования High-SpeedEXperimental FLY Vehicles — INTernational (Высокоскоростной экспериментальный летательный аппарат)):

  • Координатором проекта HEXAFLY-INT выступает ESA — ESTEC (Нидерланды).
  • Помимо ЦАГИ, нашу страну в этой работе представляют ЦИАМ им. П.И. Баранова, ЛИИ им. М.М. Громова и ФАЛТ МФТИ.

Целью проекта, стартовавшего в 2014 году, является исследование концепции высокоскоростного гражданского самолета. Предполагается, что перспективное воздушное судно будет летать на крейсерском режиме при числах Маха 7–8. «Сейчас подобных аппаратов в принципе нет. Я не имею в виду ракеты. Крейсерских пассажирских самолетов, способных летать со скоростью, соответствующей числу Маха 5 и даже 3, — не существует», — подчеркивает Нина Воеводенко.

По существу проект направлен на создание в перспективе гиперзвукового гражданского самолета на водородном топливе, способного, скажем, преодолеть расстояние от Москвы до Сиднея за три часа. А, к примеру, рейс от Брюсселя до Сиднея на расстоянии 18 734 км для гиперзвукового самолета массой 400 тонн будет длиться не больше, включая участки дозвукового полета протяженность 240 км. При этом будет израсходовано 181 тонна водорода, а удельный расход топлива составит 3,23 кг на 100 км/пасс. Это вполне сопоставимо с характеристиками современных авиалайнеров. Удельный расход керосина Boeing 787 Dreamliner, к примеру, составляет около 2,5 литра на 100 км/пасс. Проверка данной концепции в условиях летного эксперимента является главной целью проекта HEXAFLY-INT.

Поэтому задача, стоящая перед участниками проекта, кажется, звучит поистине фантастично. Тем не менее за аббревиатурой HEXAFLY-INT стоит работа целого ряда специалистов из Нидерландов, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Великобритании, России и Австралии. Вместе они стремятся создать летательный аппарат, обладающий высоким для таких скоростей аэродинамическим качеством (порядка 6,5). Но важно понимать, что понятие «высокое аэродинамическое качество» для гиперзвукового самолета существенно отличается от этого же параметра в применении к дозвуковым пассажирским лайнерам, которые эксплуатируются сегодня (для таких судов этот показатель составляет около 18).

С 22 по 26 октября 2018г. ONERA организовала Международную рабочую группу по запуску международного проекта HEXAFLY.

Интересно, как будет выглядеть футуристический летательный аппарат?

Нижняя поверхность летательного аппарата имеет волнолетную конфигурацию. Такая компоновка имеет треугольное крыло с передней кромкой малого затупления и отрицательной поперечной V-образностью, что позволяет уменьшить сопротивление воздуха. Отличительной особенностью является и то, что воздухозаборник интегрирован в общую внешнюю форму. Эти характеристики в совокупности дают увеличение подъемной силы и аэродинамического качества на гиперзвуковых режимах. Для управления летательным аппаратом используются элевоны, расположенные в конце крыла. В качестве топлива предполагается использовать водород. Закономерный вопрос — каковы ожидаемые габариты? Нина Владимировна конкретизирует: «Если речь идет о версии на 300 пассажиров — длина около 90 метров, общий вес около 400 тонн».

В HEXAFLY-INT задействована уникальная экспериментальная база научно-исследовательского центра ЦИАМ и эксклюзивный опыт института в области концептуальных поисковых исследований двигателей и комбинированных силовых установок для воздушно-космических и высокоскоростных самолетов. Как подчеркивают аналитики, у российских НИИ есть большой научно-технический задел по использованию криогенного топлива в авиации. В частности, на экспериментальной модификации самолета Ту-154 – машине Ту-155, оснащенном двигателем НК-88, работающем на водороде, в 1988 году было выполнено более ста полетов. Первоначально в качестве топлива использовался сжиженный водород (температура до -253 C). В 1989 году самолет переоборудовали на сжиженный природный газ (температура -162 C). В 90-е годы ЦИАМ и воронежское КБ Химавтоматики разработали и испытали двухрежимный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) Э-57 осесимметричной конфигурации, работающий на жидком водороде. К 1999 году на ней было проведено семь полетов. Максимальная скорость составила 1855 м/с, что соответствует числу Маха М=6,49. Надо сказать, что еще в 2015 году ЦИАМ изготовил и испытал демонстратор технологического модуля гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на водородном топливе. В ходе испытаний на стенде Научно-испытательного центра ЦИАМ при имитации условий, соответствующих числу Маха М=7,4, был зарегистрирован положительный аэродвигательный баланс – тяга, создаваемая двигателем, превышала общее аэродинамическое сопротивление экспериментального объекта.

Есть ряд принципиальных вопросов, остающихся открытыми для участников HEXAFLY-INT. Прежде всего — создание двигателя, соответствующего характеристикам самолета и режимам его полета. Пожалуй, наряду с проблемой теплозащиты, это главная «ахиллесова пята». На таких скоростях полета отдельные части летательного аппарата могут «разогреться» до 2000 градусов. Таким образом, необходимо разработать специальные, термоустойчивые материалы для обшивки гиперзвукового лайнера, что послужит стимулом к приобретению новых знаний и технологий.

Термические нагрузки на планер. Рисунок Centro Italiano Ricerche Aerospaziali / cira.it

Mодель HEXAFLY-INT. Моделирование обтекания опытного образца. Рисунок European Space Agency / esa.int:

ЦАГИ в проекте выполняет значительный объем работ в направлении аэродинамики: производство моделей для эксперимента, трубные испытания, расчетные исследования. «HEXAFLY-INT в очередной раз доказал уникальность нашей экспериментальной базы. В частности, аэродинамическая труба Т-116, обеспечивающая реальные условия эксперимента на гиперзвуковых режимах, позволила выявить проблемные места исследуемой компоновки. В установках других центров, участвующих в проекте, подобных результатов достичь было бы попросту невозможно. Зарубежные партнеры чрезвычайно высоко оценили качество эксперимента в нашей трубе», — рассказывает Нина Владимировна.

“ЦАГИ” в составе “НИЦ” «Институт имени Н.Е. Жуковского»

ЦАГИ – стратегический партнер в проекте HEXAFLY-INT и выполняет широкий спектр расчетно-экспериментальных исследований. В частности, проводятся испытания в сверх- и гиперзвуковой аэродинамической трубе на модели HEXAFLY, созданной специалистами института. На сегодняшний день собраны данные по аэродинамике летательного аппарата, в том числе – ламинарно-турбулентному переходу. Приоритет на ближайшее время – разработка опытного образца для летного эксперимента.

Расчетные исследования модели HEXAFLY-INT, выполненные в ЦАГИ:Расчетные исследования модели HEXAFLY-INT, выполненные в ЦАГИ

И тут же подчеркивает, что и для ЦАГИ работа в этой кооперации является источником пополнения задела на будущее. «Мы занимаемся исследованиями в чрезвычайно важном и интересном для нас поле. Это возможность изучения ламинарно-турбулентного перехода, верификации наших методов, сравнения с данными коллег, результатами эксперимента… Это огромный пласт материала, ценность которого для продвижения науки трудно переоценить». Кстати, модель высокоскоростного самолета, созданная институтом для трубных экспериментов, вошла в экспозицию ЦАГИ на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 и вызвала заметный интерес посетителей.

Проект HEXAFLY-INT:

 

Мнение:

Сергей Чернышев, генеральный директор ЦАГИ, академик РАН:

Я думаю, мирный “гиперзвук” появится не раньше 2050-2060 годов. В ЦАГИ вместе с нашими российскими партнерами проводятся работы по международному кооперационному проекту HEXAFLY-INT, в Европе его называют “флаговым проектом – по созданию пассажирского самолета на водороде, способного летать в семь раз быстрее, чем скорость звука. То есть на скоростях, соответствующих числу Маха 7.

И у нас, и в Европе уже ведутся экспериментальные и теоретические исследования. Первый этап совместной работы завершится в 2019 году демонстрацией в полете необходимого уровня технологий для осуществления длительного полета в атмосфере на гиперзвуке. В случае успеха начнется второй более масштабный этап этого амбициозного проекта с выходом на прототип гиперзвукового летательного аппарата. В проекте участвуют Россия, Европа и Австралия.

Между тем:

В России планируют создать летательные аппараты, которые способны развивать скорость в 12 Махов (14 688 км/ч), говорится в материалах Сибирского отделение РАН.

Такая перспективная задача поставлена перед учеными. Об этом говорилось в презентации, представленной СО РАН в Москве. Напомним, один Мах соответствует скорости звука – примерно 300 м/с, или 1224 км/ч. Российские ученые добились во многом лучших, чем специалисты в США, результатов в области исследований поведения объектов при гиперзвуковых скоростях, сообщил директор Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича Сибирского отделения РАН академик Василий Фомин.

Работы в области гиперзвука нужны в том числе для создания современных крылатых ракет. Как сообщали СМИ со ссылкой на Минобороны России, гиперзвуковое оружие, интеллектуальные робототехнические комплексы и оружие на “новых физических принципах” будут поставлены в Российскую армию до 2025 года.

HEXAFLY-INT

В 2019 году участники HEXAFLY-INT собираются провести летный эксперимент на полигоне в Бразилии. На ЦАГИ возложена задача изготовления модели для этого полета. В ходе эксперимента будет исследоваться бездвигательный вариант компоновки — так называемый «глайдер», вес которого — 400 килограммов, а размер — порядка 3 метров. Для создания летной модели потребуется … 10 тонн титана! «Это ответственная часть работы. Полет планируется проводить по сложной траектории с использованием твердотопливной ракеты, которая поднимет модель на суборбитальную траекторию (максимальная высота около 90 километров). Далее (после отделения от носителя) модель будет разгоняться за счет приобретенной потенциальной энергии и достигнет интересующего нас диапазона скоростей, соответствующих числам Маха 7–8, на высоте около 30 километров», — рассказывает 

Схема испытательного полета. Рисунок Researchgate.net:

Предполагаемая конструкция опытного летательного аппарата. Рисунок Researchgate.net:

Сегодня гиперзвуковая пассажирская авиация — одно из актуальных направлений научной и инженерной мысли. Над концепциями суперскоростных самолетов, способных перенести пассажиров на дальние расстояния за короткое время, трудятся многие ученые разных стран мира. Но проект HEXAFLY-INT уникален тем, что в нем объединили усилия специалисты разных стран. Аналогичной исследовательской кооперации по данной тематике не существует. Постоянный обмен опытом и наработками очень важен для создания этого, без преувеличения, фантастического летательного аппарата.

Эпилог

Каково быть пассажиром гиперзвукового самолета, пока представить трудно. «Этот проект — на далекое будущее», — размышляет Нина Воеводенко. «От первых самолетов, которые были созданы человеком, до нынешних лайнеров пройден огромный путь. Путь проб, ошибок, поисков. И летательные аппараты начала XX века казались не менее фантастическими и невообразимыми, чем создаваемый в проекте HEXAFLY-INT. Думаю, что гиперзвуковой самолет пройдет свой путь и в итоге займет достойное место в сегменте пассажирской авиации. И, что особенно важно, в ходе этой работы будут созданы соответствующие перспективные материалы, двигатели, а это даст импульс развитию всевозможных технологий и воздушного транспорта в целом».

Энциклопедия гиперзвука в авиации: