Небесные извозчики мирового океана

Постройка крупных пассажирских авиалайнеров сегодня задачка не из легких. А как на счет здоровенного транспортника, да такого, чтоб в него влезала пара крыльев от какого-нибудь Airbus A350 или детали фюзеляжа A380? Сказано — сделано: спецы из французской авиастроительной верфи создали именно такой.

Airbus Beluga XL

Новый Airbus Beluga XL, первый рабочий рейс которого состоялся в январе 2020 года, привлекает не только своим внешним видом. За задорной улыбкой зубастого кита белухи (не путать с белугой — рыбой семейства осетровых), нарисованной на огромном фюзеляже, скрываются рекордные характеристики, а приставка XL как бы намекает: первая Beluga ST от Airbus, построенная еще в 1995 году, уже не самый большой транспортный борт у французов. Вам ничего не говорят такие показатели, как общая длина в 63,1 метра и высота без малого 19 метров? Если честно, нам тоже. Тогда представьте большого синего кита, чей только язык больше целого африканского слона. Так вот длина Beluga XL равна двум таким китам, а прежняя «Белуха» была на семь метров короче. В холке Beluga XL на уровне седьмого этажа — плюс полметра к предшественнику, — а в ширину транспортник прибавил метр.

У Airbus в самом деле получился грузовик категории extra large. В «Белуху» поместятся сразу две консоли крыла A350 (раньше только одна), общая максимальная грузоподъемность выросла до 51 тонны, а это семь слонов!

Изменилась и техническая составляющая транспортника, причем речь не о банальном «тюнинге». Если за основу первой «Белухи» был взят видавший виды A300, то база у Beluga XL от более современного A330 с парой двигателей Rolls Royce T772B. Высота полета осталась неизменной — 10,5 тысяч метров, но дальность выросла до 4000 километров при максимальной загрузке. В компании уверены, что каждая Beluga XL (всего планируется построить шесть бортов) в год будет пролетать по 6,5 миллионов километров, а это 17 расстояний до Луны.

Зачем это надо? Все просто: у Airbus аж 11 производств по всей Европе, а финальная сборка происходит на линии в Тулузе и Гамбурге. По земле и по воде перемещать крупноформатные детали самолетов очень сложно да и накладно. Единственный выход — корпоративный парк «авиагрузовиков». И чем вместительнее они будут, тем ниже упадет себестоимость производства.

Небесные грузовики

Подобные тяжеловесы не новинка. Большие транспортники создавались еще с середины XX века по всему миру и даже в Советском Союзе. В 1961 году по заказу NASA конструкторы компании Aero Spacelines переоборудовали пассажирский Boeing B-377 Stratocruiser в грузовую модель B-377PG, которая могла увезти за раз до 15,5 тонны груза. Так на свет появилась «Беременная гуппи» — чудаковатого вида самолет с одутловатым фюзеляжем, в самом деле напоминающим вот-вот разродившуюся рыбку. Основной задачей борта была перевозка ракетоносителей и прочих крупных деталей от подрядчиков по всей стране к месту окончательной сборки и запуску. Кстати, увидев впервые самолет, представитель сертификационной комиссии заявил, что этот мастодонт не способен оторваться от земли. Но зачетный полет прошел как по маслу, и борт получил свидетельство летной годности.

Boeing 747 Dreamlifter

Модель 787 Dreamliner с обширным использованием композитных материалов приглянулась авиакомпаниям — число заказов приближается к полутора тысячам, очередь выстроилась на годы вперед. Дабы покупатели меньше томились в ожидании, Boeing сделала еще один новый самолет — специально для доставки частей 787-го. Разрабатывать грузовой борт с нуля не было необходимости: у Boeing есть знаменитые 747-е, которые требовалось просто модернизировать. По своей уродливости 747-400 LCF, он же Dreamlifter, составляет серьезную конкуренцию Airbus Beluga. Но, как и в случае с французским лайнером, внешний вид абсолютно не важен.

Собирают все Dreamliner в городе Эверетт (США). Детали лайнера изготавливают по всему миру, и их нужно оперативно привозить. Например, крылья делают в Японии, горизонтальные стабилизаторы — в Италии, наружные двери — во Франции. Как утверждает Boeing, с появлением Dreamlifter удалось ускорить доставку некоторых компонентов в 30 раз, сократив срок с месяца до одного дня.

Компания так спешила с вводом в эксплуатацию Dreamlifter ради ускорения производства Dreamliner, что даже не покрасила грузовой борт — некоторое время самолет перевозил детали для пассажирского лайнера в «голом» виде. Переоборудованный Boeing 747 получил впечатляющий объем грузового отсека — 1840 кубометров. По другим показателям Dreamlifter значительно уступает «Мрии»: он может принять лишь 113 тонн груза, взлетная масса меньше почти в два раза — 364 тонны.

«Беременная гуппи» трудилась недолго. Росли масса и размеры ракетоносителей, и всего спустя пару лет «рыбку» заменили: все из того же Boeing B-377 построили самолет с еще большим фюзеляжем и рабочим названием Very Pregnant Guppy («Очень беременная гуппи»), но в последствии «грузовик» переименовали в Super Guppy.

ВМ-Т «Атлант»

Своему появлению «Атлант» обязан все тому же «Бурану» и ракете-носителю «Энергия». В конце 1970-х, когда проект многоразового челнока одобрили, встал вопрос о транспортировке всех необходимых деталей на космодром Байконур. На тот момент еще не было ни Ан-124 «Руслан», ни тем более «Мрии». Выдвигались самые разные варианты доставки компонентов, вплоть до подвешивания грузов на два вертолета. Этот вариант признали слишком опасным: при непогоде могла случиться катастрофа. Советскую космическую программу спас авиаконструктор Владимир Мясищев.

В качестве решения он предложил переоборудовать бомбардировщик 3M, который уже давно эксплуатировался советскими ВВС. Самолет конструкторского бюро Мясищева хорошо подходил под новую задачу: он достаточно грузоподъемный и при этом обладает отличной аэродинамикой — даже закрепленный снаружи фюзеляжа «Буран» не сильно помешает полету. Большим чинам идея понравилась. Для новой версии инженерам пришлось менять хвостовое оперение — «Атлант» получил два прямоугольных киля. Лайнер мог принимать груз весом около 40 тонн, взлетная масса равнялась 210 тоннам. Пустой ВМ-Т весил 74,5 тонны.

В Советах в начале 1980-х построили тяжелый транспортный самолет ВМ-Т «Атлант» на базе стратегического бомбардировщика 3 М. Основным отличием был способ крепления груза не внутри фюзеляжа, а сверху. Из-за закрепленного таким образом громоздкого грузового контейнера этого самолет прозвали «летающей бочкой». Бочка, не бочка, а свою работу оба построенных транспортника выполняли: в общей сложности ими было совершено 150 полетов по доставке на «Байконур» частей комплексов «Энергия» и «Буран». Для перевозки «Бурана» в СССР решили построить еще один транспортник сверхбольшой грузоподъемности — Ан-225 «Мрия».

Летно-технические характеристики ВМ-Т «Атлант»:
Габариты: размах крыла – 53,14 м., длина – 58,7 м., высота – 14,0 м., площадь крыла – 320,0 м2.
Масса самолета взлетная – 210 000 кг., масса пустого – 74 500 кг.
Силовая установка – 4 ТРД ВД-7, тягой 4х11000 кгс
Максимальная скорость – 925 км/ч.
Практический потолок – 12 000 м.
Практическая дальность полета – 13 600 км.
Экипаж – 8 чел.
Полезная нагрузка – 40 000 кг груза.

Ан-225 «Мрия»

В 1970-х руководство СССР волевым решением дало зеленый свет «нашему ответу шаттлам». Перспективный «Буран» в результате оказался, скажем так, слегка переоцененным. Он побывал в космосе лишь один раз — 15 ноября 1988 года, и то под управлением электроники, без людей на борту. Но у Союза явно были большие планы на космический корабль: не даром же для его транспортировки заложили новый самолет. Говорить о колоссальной растрате бюджетных денег ради редких перевозок «Бурана» неуместно: в США для транспортировки шаттлов тоже использовали доработанные лайнеры. Но там были модифицированные Boeing 747 (версия SCA). Союз же решил превратить Ан-124 «Руслан» фактически в новый самолет.

«Мрия» получила два дополнительных двигателя всего их стало шесть. Лайнер считается крупнейшим при длине 84 метра, высоте 18,2 метра и размахе крыльев 88,4 метра. По последнему показателю он уступает лишь летающей лодке H-4 Hercules (97,5 метра) — еще одному уникальному судну, которое тоже существует только в единственном экземпляре. Правда, детище изобретателя Говарда Хьюза совершило только один полет. «Мрии» повезло больше. Несмотря на выдающиеся габариты, объем грузового отсека получился даже меньше, чем у Airbus Beluga — 1100 кубометров. В то же время французский самолет гораздо меньше: длина 56 метров, размах крыльев — всего 44,8 метра. Правда, в «Мрии» есть еще и салон для экспедиторов, сопровождающих груз.

Ан-225 был готов уже после того, как «Буран» побывал в космосе. Больше кораблю выбраться за пределы планеты было не суждено, но в конце 1988 года об этом еще не знали. Лайнер несколько раз перевозил «Буран» на выставки и авиашоу, причем снаружи фюзеляжа — внутри корабль просто не помещался. «Мрия» считается рекордсменом по грузоподъемности: она взлетела с грузом массой 253,8 тонны. Максимальная взлетная масса — 640 тонн, в то время как само судно весит 250 тонн. Более выносливого самолета пока что нет. Редчайший лайнер, как уже отмечалось, существует лишь в единственном экземпляре и числится за грузовой Antonov Airlines. К слову, Ан-225 трудится и по сей день в компании Antonov Airlines, тогда как оба «Атланта» законсервированы на неопределенный срок.

По теме:

Новое поколение грузовых самолетов Beluga

Одно небо на двоих: как авиация помогала космонавтике